Размышления старого брюзги

                Главному Редактору журнала "Мнения"

     Уважаемый Главный редактор!
     Благодарю Вас за любезное приглашение принять участие в дискуссии и предоставленную возможность высказать собственное мнение о современной российской эстраде. Я не уверен, правда, что смогу сказать что-то, о чем еще не говорилось на страницах периодической печати, радио и телевидения, но знаю точно, что мнение на этот счет у меня существует совершенно определенное, и, вряд ли, оно когда-либо изменится. Должен оговориться сразу, никакого музыкального образования не имею, следовательно, серьезно аргументировать нечем, а посему это будут чисто субъективные ощущения обывателя от воздействия на него современной эстрады.
    Вы обращали внимание, господин главный редактор, на то, что в наши дни ни у кого не возникает вопросов или возражений, почему в программе праздничного или обычного концерта только эстрадное пение и выступления юмористов? Когда молодых людей спрашиваешь, чем они увлекаются, и в ответ слышишь:"Музыкой", можно, с огромной долей вероятности, быть уверенным, что это не классическая музыка. Если слышишь, что кто-то хвастается только что приобретенным диском, уверяю. Вас, это не диск выступлений Хворостовского, Карояна, Нетребко или Армстронга. Это реалии современной жизни, и нам, практически некуда от них деться. Но поговорить о них мы можем.
     Разглядывая красочную мозаику афишных тумб, понимаешь, что вместо многочисленных видов искусства, как малой толики мировой культуры, что веками накапливало и сохраняло человечество, нас постоянно потчуют сомнительного качества блюдами только эстрадной кухни, да и то в очень ограниченном ассортименте. Из всего многообразия эстрадных жанров нам оставили только два: эстрадное пение и юмор. О второй составляющей мне и говорить не хочется, поскольку львиная доля продукции этого цеха находится за чертой отрицательной критики. А вот о первой мы и поговорим.
Меня очень умиляет ответ какой-нибудь юной эстрадной исполнительницы на простенький вопрос репортера: «Расскажите, как Вы стали звездой?». И та, ничтоже сумятише, отвечает: «Звездой я стала…» Я слушаю и не догоняю, у них что, у всех с головкой беда? Ведь смысловая сущность слова « звезда» заключена в чем-то запредельно недосягаемом! Неужели эта девочка, только что, с грехом пополам, окончившая школу, не имеющая за душой даже начального музыкального образования, обладающая малепусеньким голосочком, рудиментами слуха, миленького личика, длинных ножек и всего остального, что должно прилагаться к этому спереди и сзади, искренне считает, что она - звезда? Что, пропищав со сцены модный шлагер под рев публики, вкусы которой в течение многих лет формировали и шлифовали тысячи таких же «звезд», она наутро проснулась НЕДОСЯГАЕМОЙ? В таком случае ей следует не выступать, а серьезно лечиться.
     Что касается конечного продукта, что в избилии выдают на-гора доморощенные специалисты шоу-бизнеса, то в качестве аргумента в его защиту исполнители и авторы почти всегда повторяют: «Публика этого требует!». Совершенно справедливо, тут они абсолютно правы, но не следует забывать, что вкус этой публики десятилетиями создавался ими же, или такими, как они. На фоне постепенного вытеснения и замещения настоящего искусства эрзацем происходило достаточно настойчивое исключение из сферы людского общения того культурного богатства, что веками накапливалось и бережно для нас хранилось.
     Искусственное кормление зрителя недоброкачественной шоу-пищей происходит так же нагло и нахраписто, как свободный проход пахана с компанией в ресторан, у дверей которого мерзнут в очереди не заслуживающие внимания фраера. Все просто и незамысловато - « Мы здесь правим бал, да кому ты нужен со своим мнением?»
     Страшно вспомнить новогодние ночи последних лет, когда по всем телевизионным программам гнали, практически, одно и то же. Мало того, в исполнении одних и тех же, заряженных в одну обойму. Составить хотя бы минимальный перечень необходимых профессиональных качеств, которым отвечают эти ребята, я не берусь.
     Особое умиление вызывает завидное долголетие ведущих эстрадных исполнителей. Порой, глядя на почтенных эстрадных артисток, заслуженно срывавших аплодисменты публики во времена моей молодости, я не могу понять, неужели им самим не понятно, что все, поезд ушел, пора подыскать себе что-то спокойное и подумать о душе? Отнюдь, нет. Снова и снова эти довольно известные старушки выходят на сцену с пластически измененными до неузнаваемости лицами, "поют" и совершают на глазах тысяч зрителей какие-то непотребные фибриллярные подергивания, которые кажутся им самим невероятно сексуальными.
     Прабабушки российской эстрады, пытаются естественное исчезновение голоса от старости, заменить «сексапильными» телодвижениями, оголением плечика с показом бретельки бюстгальтера и юбочкой ровно такой длины, чтобы, не дай Бог, не исчезли из зрительского поля зрения оголенные выше колена окорока. В таком прикиде они хорошо просевшими от табака и алкоголя голосами пытаются петь о вечной любви. Мурашки по телу! Понятно, что в глубокой старости критика собственных поступков ослаблена, но неужели у тех, кто рядом, нет сострадания?
     Сейчас поют не только «Звезды», но их близкие и дальние родственники, друзья и знакомые. Однако, пробиться на большую сцену, по известным причинам, дано далеко не всем, а только очень ограниченному кругу особо приближенных. В связи с этим, особую тревогу вызывает отменная способность нашей «звездной» элиты к неутомимому воспроизводству себе подобных. Всем уже сейчас ясно, что уважаемая публика в скором времени будет осчастливлена появлением на сцене рядом с «очаровательной, блистательной, несравненной» и т.п., ее прыщавого отпрыска. Мы уже являемся живыми свидетелями выдающихся вокальных способностей накаченных мужей, страшненьких детей и бездарных внуков. А у некоторых, дарящих нам счастье приобщения к высокому искусству, две и даже три очаровательные крошки. С ужасом представляю недалекое будущее российской эстрады, поскольку вокальное мастерство родителей нам знакомо, а на детях, как известно, природа отдыхает.
     Табуны молодых, красивых и безголосых девчонок, поющих, исключительно, бедрами, тазом и ягодицами, пытаются, обливаясь слюной, подняться туда, к «звездам». Заполоняя все сценические площадки, они, уподобляются юным пионерам, всегда готовым на все ради достижения цели.
     Это неуемное желание пробиться, вскарабкаться на самый-самый верх, чего бы это не стоило, а главное, продержаться там, как можно дольше, поражает не только молодых и начинающих, но и людей, уже достаточно громко заявивших о себе и завоевавших имя, если не в пении, то, значит, в юморе. Стремление быть постоянно на телеэкране, в центре внимания, одной из главных фигур тусовки, подвигает их на сомнительного свойства житейские подвиги, реанимируя и стимулируя угасающие от старости «творческие» силы своих избранниц, давно уже находящихся в состоянии той пожарной команды, которая всегда готова, но никому не нужна. Воистину, здесь к месту будет крылатая фраза поэта, воскликнувшего по такому случаю: «Я бабушку трахнул бы только за то, что с ней разговаривал Ленин».
     Я, в принципе, не против эстрадного пения в том виде, в котором оно сейчас существует, не против конкретных исполнителей, все они имеют право на сценическое существование. Я против позиции ведомого на заклание, живущего без выбора, жующего и поглощающего только то, что с отвращением приготовили мэтры современной эстрады. Ведь, по большому счету,  они попросту презирают меня и перекрывают любую щель, куда пытаюсь проскользнуть, дабы избежать замечательного общения с ними.
     Они везде: в телеэкране, на киносъемочных площадках, в качестве почетных гостей на любых мероприятиях и ток-шоу, их имена и фотографии преследуют меня с коробок товаров и рекламы услуг, их мнения безаппеляционны, и обязаны восприниматься, как истина последней инстанции, они, как плесень, проникли на арены цирка, спортивные площадки и лед катков.
     Я как-то приводил уже это сравнение, но думаю, не будет большого греха использовать его вновь. В старину на Руси жителей какой-то губернии, не помню точно какой, кажется, Рязанской, звали косопузыми. То ли за то, что под рубахой с одной стороны они носили топор, то ли за то, что при употреблении в пищу большого количества редьки, квашеной капусты и кваса, их живот, за счет внутреннего брожения этих продуктов, неравномерно вздувался в различных местах,- точно сказать не могу.  Мы же, с охотой или нехотя поглощая только то, чем нас хлебосольно угощает этот чудовищный бизнес, медленно, но верно приобретаем вид этих милых предков лишь только потому, что не прилагаем никаких усилий по приданию своей фигуре нормальных очертаний.
     Очень хочется верить, господин главный редактор, что дискуссия о современной эстраде, развернутая на страницах Вашего журнала, даст импульс первоначальному движению по восстановлению разумного баланса в этом виде искусства, хотя, признаюсь, особых надежд не питаю. Вероятно, должно пройти очень много времени, чтобы что-то изменилось, что-то забылось, а что-то исчезло навсегда.
     Только, ради Бога, господин главный редактор, не играйте в либерализм и демократию, не давайте слова "виновникам торжества", иначе эта раковая опухоль поглотит и Ваш журнал тоже.
                С уважением Владимир Флеккель
     P.S. Если сочтете возможным опубликовать мое мнение, думаю, уместным будет заголовок "Размышления старого брюзги".


Рецензии