Нет идеализма - нет национальной идеи

   К написанию этой заметки меня подтолкнула одна история, в которые я попадаю с завидной регулярностью.
Еду в частном автобусе-маршрутке на работу. На очередной остановке в автобус вошла старушка с палочкой, села недалеко от водителя. Почти тут же раздался мощный рык:
- Женщина, оплатите проезд!
Она засуетилась, ища свой маленький кошелек, уронила стоящую рядом палочку, на которую опиралась, тихо говоря-упрашивая-оправдываясь:
- Да мне только одну остановку – до поликлиники…
- Выходите!
Весь автобус молчаливо и равнодушно ждет, когда бабушка со слезами на глазах выйдет…а она мешкает, суетясь: поднимает палочку, дрожащими руками пытается расстегнуть кошелек для мелочи, роняет его и т.д…
Ну я, конечно, не умею молчать там, где надо, и громко говорю:
- В Воронеже маршрутки возят ветеранов бесплатно!
- Вот и пусть живет и ездит в Воронеже, - цинично замечает водитель.
- Вам не стыдно, - пытаюсь я воззвать к тому, чего нет.
- У меня – план, - безапелляционен водитель, хотя в его грязноватом, допотопном ПАЗике нет ни висящей ленточки билетов, ни кассового аппарата.
- Я заплачу за неё, - и кладу червонец на бархатную тряпку возле водителя. Эх, жаль, что эта купюра теперь не красная, а зеленая, но я её понимаю: позеленеешь тут от неуважения к своему нынешнему номиналу! Однако пиетет такого вот «планового собирателя червонцев» может снова заставить её покраснеть от гордости за себя, любимую!.. Но, как известно, деньги не краснеют и даже не пахнут – пахнет бензином только в салоне автобуса.
Водитель – мне с усмешкой:
- Вы за всех будете платить или только за таких?
- Только за тех, каких вам не жалко.
Мне показалось, что сейчас он скажет:
- А мне никого не жалко – мне деньги жалко. Но не сказал.
Интересной была реакция пассажиров автобуса на этот инцидент. Между мной и ними словно выросла стена. Что это было? Им стало неудобно за водителя? За себя, что молчали? За нищую старушку? Нет! Это была стена отчуждения: Вот ещё: миллионерша нашлась! Лишние деньги имеет, а в автобусе ездит!
Между нами встали мои «лишние» деньги… Ненависть нашего народа к чужим большим деньгам известна, и подоплека этой ненависти заложена в материальном аскетизме православия, очевидно, а значит, почти на генетическом уровне.
Эта черная неприязнь толкала меня – белую ворону – сзади и сбоку, а впереди в зеркале посмеивался водитель…
Бабушка вышла, а вскоре и я…
Откуда в нас появился этот, захватывающий зону доброты человеческих чувств и отношений прагматизм, стремление к выгоде любой ценой?
Это слово – «выгода» - как ключ к ящику Пандоры, где осталась лежать только несбывшаяся надежда; злодейский экскаватор, черной завистью закапывающий совесть; волшебная палочка вседозволенности любых неблаговидных поступков… Определяющее образ мышления, принципы, жизнь.
Куда вдруг почти сразу делся выученный со школы образец смысла жизни: Жизнь нужно прожить так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, мог сказать…»?
Мы воспитывались на этих идеалах. Они не коммунистам были нужны и не могли умереть вместе с лишением их партии руководящей роли – они нам были нужны, заражая и заряжая великим смыслом идеи во имя высокой и благородной цели – освобождения человечества! Может ли быть предназначение выше? Юношеский романтизм и максимализм, оставшийся во вневозрастном национальном идеализме, презрение к приспособленцам, подличающим ради выгоды, они ведь не могли исчезнуть сразу и навсегда.
Предвижу смех прагматиков: Мы жили в «сказке», придуманной «кремлевскими мечтателями». Теперь живем в реальной жизни, а в ней нужно кушать, одеваться и развлекаться. И приведут известный пример с бутафорским изобилием в «Кубанских казаках», когда, на самом деле, в стране царила пустота на прилавках магазинов.
А я отвечу: Это зависит от того, кто, что хочет увидеть: потребитель-прагматик-пессимист (далее – «3П») видит только изобилие и хочет себе такого же, а идеалист-романтик-оптимист – видит пример прекрасных одухотворенных человеческих отношений, к которым нужно стремиться, прекрасную музыку и игру хороших артистов. И что лучше? Когда первым в космос полетел наш Юрий Гагарин – разве эта гордость мирового масштаба не стоила нашего неизобилия? Да она ещё сильнее была от того, что не зря терпели неустроенность: ради такого можно было поступиться интересами потребительства!
Не может, не умеет настоящий русский человек быть богатым: он же всё раздаст по доброте души.
«3П» ради «бабок» и сладкой бездефицитной жизни способен легко и навсегда покинуть Родину. А нам это надо?
Истоки русского коммунизма и его идей – в идеализме (по Н. Бердяеву). Идея свободы, равенства и братства для всех – что может быть заразительнее, как цели существования человека? Не свободы потребления, а создания условий свободы для развития - духовного и физического. Именно вкупе с этим должно было расти благосостояние при социализме - первой ступени коммунизма, а не наоборот, как сейчас: сначала – благосостояние, а потом – всё остальное. Совсем не закостенелые были эти «мечтатели» - они дали народу благородную цель, сделав её фактически национальной идеей. И ради её достижения в будущем - для детей – можно было перетерпеть всё. Утопия? Может быть. Но, глядя из сегодняшнего времени, вижу, что тогда и был коммунизм – государство не только ограничивало человека в материальных запросах, но и социально его поддерживало – оно было действительно социальным, как написано в Конституции. А кого оно поддерживает сейчас? Является гарантом долгов олигархов, набравших кредиты в иностранных банках, отдает их народными деньгами… закабаляет работника ещё большей зависимостью от хозяина… Потому что прибыль, выгода, служение золотому тельцу - провозгласили главной целью, идеей, идеологией достижения богатства каждого человека и страны. Не буду вспоминать Марксовы 300 процентов, ради которых капиталист (имеющий капитал для инвестиций) готов на всё, включая тяжкие, но ведь готов же!
      В свете нынешнего кризиса хотелось бы вернуться к пользе дефицита при социализме. Да - именно так, читатель, Вы не ошиблись.
Дефицит - это то, без чего, в принципе, можно обойтись, если плановая система соц. экономики не считала нужным его производить - врагом народа она не была, это точно.
И спекуляция (теперь и она называется "бизнес") этим самым дефицитом порождала уродливое нарастание несозданной прибавочной стоимости в стране - стоимости, не созданной трудом (ни абстрактным, ни конкретным, чаще всего), т.е. по сути, надутой - инфляционной. Повышенная цена дефицитного товара - это та же марксова присвоенная незаслуженно прибавочная стоимость эксплуататора человеческих прихотей, порожденных высшей (и не очень) степенью потребительства. Это - тоже несвобода: продавца - от желания сорвать куш на дефиците,  покупателя - как зависимого от желания иметь то, чего мало у других, иметь деньги, чтобы приобрести то, чего хочется и т.д. (по-христиански - гордыня). Отсюда, любая прибавочная стоимость, не созданная трудом, эксплуатационна по своей сути.  У Маркса для её создания и присвоения эксплуатируется рабочий коасс, здесь же - эксплуатируются человеческие прихоти и пороки.
А экономически - это возможность, не трудясь, иметь приличные "бабки", что развращает человека и  экономику. Нехороший пример несправедливости, к которой всегда тяготела наша национальная ментальность.
     Я, как экономист, ещё помню тот главный норматив соотношения производительности труда и заработной платы при социализме: темп роста выработки продукции должен всегда превышать темп роста заработной платы. На первый взгляд кажется, что это просто для того, чтобы недоплачивать, ан нет - это было сделано для того, чтобы в стране не было лишних инфляционных денег. Сейчас  бизнес жирует, продавая народное богатство, не созданное им, всё более усугубляя пропасть между диким богатством и нищими своими работниками. "Мы платим государству  налоги  - пусть оно и использует их для народной социалки!". Однако весь навар от нефти и газа пошел на покрытие долгов этих "рыночников",  набравших столько кредитов на Западе, что они съели весь Стабфонд и пошли за золотым запасом.
Любое нарастание незаработанной прибавочной стоимости в стране приводит к катастрофическим экономическим, социальным и политическим последствиям, если народ осознает, как его обманывала власть, в которую "пришел успешный бизнес, чтобы сделать её успешным бизнесом"..
        Оболванивание народа "многоанальным" телеящиком, другими ангажированными СМИ и паленым алкоголем значительно затрудняет поиск гегемона, способного разрушить выгодность эксплуатации богатства нашей страны и народа, противных  его интересам.  Рынок - неэффективен и не регулирует нашу экономику - он ещё более обнажил  диспропорции  между действительным трудом и  тунеядским потребительством.  Прагматизм "рыбы, гниющей с головы", как стремление к прибыли (выгоде) любой ценой, привел страну к доминошной "рыбе". Они даже не стараются прикрыть это благородной идеей - это ли не высшая степень цинизма власти по отношению к своему народу? Продекларированная "социальная ответственность бизнеса"  была благим пожеланием, социальные программы неэффективны и сделаны на инфляционных, по сути, деньгах. К чему это может привести? К коллапсу и краху. А нам это надо?
      Так что: во времена «воинствующего материализма» мы были куда большими романтиками и идеалистами, поэтому у страны и была стоящая и благородная национальная идея. А может ли быть национальной идеей достижение прибыли и выгода любой ценой?
Ау, идеалисты!


Рецензии