Украинский самогон на советско-монгольской границе

Те, кто бывал в Монголии, хорошо знают поезд Улан-Батор – Москва.
Обычно этим поездом ездили военнослужащие и их семьи, наши специалисты, работавшие в Монголии в различных организациях, ну и немного монголы, которые учились в СССР.
И прекрасно помнят, что поезд до Улан-Батора идет почти 5 суток. Конечно, интересно, смена пейзажей –Урал, Западная и Восточная Сибирь, неповторимый и прекрасный Байкал. И наконец, советско-монгольская граница- знаменитая железнодорожная станция с интересным названием Наушки, где проходили таможенный контроль с советской стороны, затем граница и первая монгольская станция- таможня Сухэ- Багор. И еще немного и вот он –Улан Батор.
Интересный маршрут,  но все же утомительно болтаться в поезде так долго.
Конечно, встречаются интересные попутчики, с которыми быстро завязываются знакомства. Много интересных бесед, рассказов и о Монголии, и о России, и о жизни, и о службе….

Так вот в конце 1984 года я получил назначение для службы в одной из частей в Монголии, сел на этот знаменитый поезд, представляя, как медленно и нудно будут тянуться дни в пути.

В купе нас оказалось трое – бородатый геолог, который работал в Монголии уже 2 года и возвращался из отпуска, молодая женщина – украинка. Муж ее, капитан, служил в Монголии  в Сайшанде. Она возвращалась от родителей, которых навещала в связи с их семейным юбилеем. Ну, и я, еще не бывавший в Монголии.

Быстро познакомились. Но геолог был не очень разговорчивый мужик и почти все время либо спал, либо ходил в вагон-ресторан и покушать, и выпить (кстати, в ресторане неплохо кормили).

Ну, а мы с этой женщиной, имели запасы с собой и кормились в купе. Женщина оказалась разговорчивой, много рассказывала о службе в Монголии, хорошо знала маршрут и показывала мне в окно вагона красоты нашей бескрайней страны….
В общем, время летело довольно быстро.
 
И вот мы в Наушках, где проводился пограничный и таможенный контроль.
 Вот тут-то и случилось самое интересное.
 Таможенники проверяли багаж пассажиров, и один из них, осматривая вещи моей попутчицы, обратил внимание на две с закрученными крышками 3-х литровые и две литровые банки, заполненные чуть желтоватой жидкостью.
 
- Что это у Вас? – спросил таможенник
- Это березовый сок – ответила моя попутчица.
Таможенник еще раз переспросил ее, и ответ был таким же.

- А зачем Вы его везете, ведь в советских магазинах в Монголии его полно?

Женщина ответила, что сок домашний, и она везет его, чтобы угостить мужа и друзей.
Тогда таможенник попросил ее открыть одну из литровых банок. Женщина начала его уговаривать, но таможенник был непреклонным. Она сказала, что у нее нет консервного ножа. Таможенник достал свой перочинный нож и помог снять крышку.
По купе распространился запах ядреного самогона.

- Так что это? – еще раз переспросил таможенник.
- Сок – настойчиво повторила женщина.
- Тогда налейте себе его и выпейте, чтобы я был уверен, что это сок! – безапелляционно и настойчиво заявил страж закона.

Женщина, покраснев, налила примерно треть стакана и выпила.

- Хорошо, закрывайте. Но ведь это не сок. И я не стал бы Вас заставлять открывать банку, если бы Вы откровенно сказали, что это самогон - ухмыльнувшись сказал таможенник и отправился в соседнее купе.

Минут через пять мы с соседом почувствовали, что наша попутчица захмелела. Лицо ее стало пурпурным, и очень уж она разговорилась.

Когда досмотр закончился и таможенники ушли, она предложила

- Мужчины. А давайте выпьем вместе. Ведь не пропадать же добру.

Мы начали вежливо отказываться и предложили ей закрыть банку полиэтиленовой крышкой. Но она категорически отказалась закрытиь банку и еще раз предложила выпить. Тогда и мы решили, а почему бы Нам не попробовать самогона.

Попутчица достала кусочек сала, лук и хлеб. Налили и выпили. Самогон оказался крепким. Закусили, еще раз повторили…..
В соседнем купе нашелся желающий составить нам компанию, тоже офицер.
Поэтому содержимое банки быстро закончилось.

А потом был Сухэ – Багор, где нам пришлось немного «урезонивать» сильно разговорившуюся женщину.

Добрались до Улан – Батора. Чувствовалось, что моей попутчице было не очень хорошо.
И поскольку меня на вокзале встречали с машиной, то помогли этой женщине доехать до нашей военной гостиницы (по- моему «Алтай») и разместиться там до приезда мужа.

В эти времена активно шла борьба с пьянством и алкоголизмом, и не только в СССР, но и в Монголии. Поэтому многие провозили спиртное примерно так же, как и эта женщина.

И поэтому расцениваю действия моей попутчицы, как поступок настоящей «боевой подруги». И надеюсь, приятно было мужу и их друзьям, потом посидеть за столом и попробовать этого ядреного самогона.







P.S   А вот один из участников сайта прислал мне свой рассказ . Прочтите, не пожалеете.   

    Советско-монгольская граница

Аюша Тенчой



Да, те, кто бывал в Монголии, хорошо знают поезд Иркутск - Наушки – Улан-Батор.
Обычно этим поездом ездили военнослужащие и их семьи,  специалисты, работавшие в Монголии в различных организациях, ну и конечно монголы, которые учились в СССР. А так же мы студенты ШДС, буддийской академии при монастыре Гандан. Там происходило много разных историй.

Да-да, много было разных историй на этой границе. Однажды летним утром мы проснулись от безшумья и от того, что наш поезд встал. Все пассажиры стали выходить на свежий воздух. Тут я стал удивляться тому, что у нашего поезда не было головы. Пока я его искал, народ уже нашел его и стал громко смеяться. Из-за холма показалась голова состава, оказывается машинист напился и потерял в дороге свой поезд. Еще долго все смеялись)))

И еще одна история. На одной из ж/д веток можно увидеть памятник живому военному советскому  летчику. Его поставили благодарные пассажиры двух поездов. Дело было так: напился стрелочник и не перевел стрелку. И ехали два поезда по одной ветке. Летчик выполнял боевое задание, и с высоты увидел как два поезда едут на встречу друг другу. Он сообщил в свой штаб, оттуда сообщили в управление ж/д, и поезда остановились в тридцати метрах друг от друга. Люди остались живы, и в порыве благодарности скинулись на памятник.


Рецензии
Два раза случайно ехал им, до Читы и наоборот, до Москвы. Пустые вагоны были...
У нас знаменитые "пьяные" были свои составы, 179 -й, другие.
Бум был, свояк там работал, на хромовые офицерские сапоги, у монголов шик!
Забайкальский округ без сапог остался, поменяли на верблюжьи одеяла, разбирался Генштаб.
Рассказов не переслушать.
Удач.

Владимир Конюков   16.06.2017 19:29     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир!!!

Спасибо Вам большое за напоминание о Монголии- этой своеобразной и неповторимой стране..

Захотелось снова побывать там, особенно в южных районах пустыни Гоби. Там был наш военный гарнизон....

Сегодня этого гарнизона нет.. В этом районе обнаружены большие залежи каменного угля и монголы сдали китайцам этот район... Китайцы проложилитуда автомобильную и железную дорогу и активно разрабатывают угольный разрез...

А ведь была такая первозданная природа с множеством диких коз ДЗЕРИ, а в горной гряде попадались горные козлы АРХАРЫ и ЯНГИРЫ...

Вам успехов житейских и творческих....

Марат Мертенс   18.06.2017 11:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.