C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Лом

1977 год.
После окончания мореходки я по распределению попал в Камчатское Морское Пароходстве - КМП. Мой первый теплоход был румынский(!) новострой, т.е. судно, недавно вошедшее в состав кампании.
Тогда всё так быстро менялось. Ещё вчера курсант пятого курса, диплом, назначение,  шумный пьяный выпускной, а сегодня уже самостоятельная работа, первое судно и сразу, минуя должность второго радиста, начальник радиостанции. Тут ни каких моих особых заслуг не было, просто в КМП вторых радистов не держали.

Но я тогда считал себя уже «солидным» молодым человеком. Усы отпустил, что бы меня матросы не принимали за пацана. А то, бывало, поднимаешься на борт, а тебя какой-нибудь новенький вахтенный спрашивает: - «Мальчик, ты к кому?»

Ладно, принимаю дела. Предыдущий ШРМ, мужичёк уже предпенсионного возраста, ну, примерно как мне сейчас, всё показывает, всё рассказывает, и между делом говорит, что Лаг МГЛ-25 не работает с самой построки. В чём причина и что с ним такое никто толком не знает, и что разбираться с ним будут в гарантийном ремонте, т.е. в Румынии.
Лаг, - это прибор, измеряющий скорость движения судна относительно воды. Устроен он довольно просто, хотя и весьма оригинально. Принцип его работы заключался в  измерении разницы двух давлений – статического, и динамического. Статическое давление измеряется под днищем, а динамическое возникает только при движении судна. Разность этих давлений выделялась весьма оригинальным дифференциальным гидростатом, затем преобразовывалась в аналоговый электрический сигнал и после прохождения через различные механические штучки-дрючки, посредством сельсинов в виде показания скорости выводился на репитеры и другие приборы индикации. Всё просто.
Смотреть, как эта железяка работает, было одно удовольствие. Различные пятерёнки-шестирёнки крутятся, квадратные колёса поскрипывают, как сытые коты урчат сельсины, сигнальные лампочки и прочая подсветка мерцает и подмигивает… А ещё там было одно замечательное устройство – корректор, с помощью которого вводились поправки на различные коэффициенты. Состоял он из ЖЕЛЕЗНОГО, обработанного ВРУЧНУЮ, УСЕЧЁНОГО ЭКСЦЕНТРИЧЕСКОГО КОНУСА, по поверхности которого елозил рычаг с подшипником на конце. Положение этого рычага влияло на угол разворота главного сельсина-приёмника…
И ведь НИ ОДНОГО транзистора или микросхемы! Тем не менее точность у этого прибора была впечатляющая, - 0,01 узла! (Узел это 1 миля/час, 1 морская миля ~ 1852м) В общем, по-моему, это был апофеоз всего железного творчества наших советских конструкторов.
И всё бы хорошо, но для работы этого прибора требовалось подать воду с соответствующими давлениями. Вода подавалась очень просто, даже  банально просто, как везде и всюду, по трубам Для нормальных судов без ледового класса это особой сложности не представляло. В днище был оборудован специальный клинкет, через который опускалась так называемая «трубка лага». В ней конструктивно были выполнены два канала, которые «забирали» и статическое и динамическое давление и подавали их на сам прибор. А вот для судов с ледовым классом необходим был дополнительный, альтернативный забор динамического давления, т.к. трубку срезАло под корень через несколько минут после вхождения судна в лёд. В этом случае было найдено простое, хотя более затратное конструктивное решение. «Динамику» забирали непосредственно с форштевня и отдельной  трубой в общей системе водопроводных каналов подавали по назначению. Таким образом, на судах с ледовым классом должны были присутствовать две системы подачи воды, - через трубку лага, и через форштевень. На моём первом теплоходе всё было сделано почти правильно. Почти, потому что не было системы подачи воды через трубку.
Совсем не было.
То ли румыны не сделали, а наши не проконтролировали, то ли были ещё какие-то причины, но существовала только одна, форштевневая система подачи, и она не работала! Как мне рассказал предыдущий начальник, который принимал судно, выяснилось это только на ходовых испытаниях, когда на мерной линии не смогли взять необходимые поправки лага. Лаг включили, а он не пашет. Это было, на мой взгляд, типичное совкое  разгильдяйство.
Ах! Ох! Как же так?! Кто виноват?! Что делать?! …
Срок сдачи вот он, уже выходить, а тут какой-то неработающий лаг, мать его так!
К слову сказать, различных недоделок по судну была масса. Только по радиосвязи и радионавигации было оформлено аж 27 замечаний Регистра.
Короче говоря, акт приёмки подписали с условиями «Восстановления работоспособности прибора» в период гарантийного ремонта. Какого восстановления?! Лаг вообще ни минуты не работал!
В общем, без лага они почти год проездили, месяцев за девять до гарантийного срока засобирались обратно на Чёрное море, в Констанцию. Рекламационные акты были уже оформлены и подписаны в Регистре, поэтому про неработающий лаг уже ни кто и не вспоминал, - Румыны восстановят!
В это время я и появился на судне, на подмену. Некоторое время осваивался, а затем начал разбираться с этим долбанным Лагом. Я же молодой был, горячий, как на винтах весь. Ну, неужели я, дипломированный специалист, да и не смогу починить это железо!? Я же в бурсе ЭНП, - электро-навигационные приборы, - на 5 баллов экзамен автоматом сдал. Тем более что причина неработоспособности известна, - в прибор не поступает динамическое давление воды. Просто надо понять и найти, – почему не поступает, и всё! Делов то! Зацепила меня эта штуковина.
Достал третьего системного механика, - у него своей работы навалом, а тут я со своей фигнёй, - вместе с ним пролез по всему водопроводу. Разобрал почти все трубки, где были фланцевые соединения, - нет воды! Чуть ли не губами продувал каждую, все искал какой-нибудь засор. Всё чисто! Дней десять я этой ерундой занимался, под ехидные смехуёчки всей машинной команды и комсостава. Да что там, весь экипаж уже начал ставки на меня делать, - найду я воду или нет. А десять дней, потому что у меня ещё и вахта 8 часов, и приборы на мостике, и трансляция, - мать её … В общем, работы хватало.
Остался носовой кофердам. Это такое техническое помещение в наборе судна. Как правило занимает одну-две шпации. С боцманом промерили – сухой. Уговорил деда, - старшего механика, - вскрыли горловину. Вот они последние 3 - 4 метра трубы. Если и здесь воды не будет, значит всё, забит ввод на форштевне и систему можно будет отремонтировать только в доке. Вся моя буйная деятельность псу под хвост.
Но не остановило меня от дальнейших поисков только одно обстоятельство, эти последние метры труб были холодными и «потными». Ну, примерно, как стояк холодной воды в туалете в многоквартирном доме. Чую, «истина где-то рядом!» Разбираю предпоследний фланец – и точно, наконец-то вода. Долгожданная вода! Я так радовался, так радовался …
Теперь, почему эта чёртова вода не выходит из кофердама. Поставили временную заглушку, смотрим с «системным» - вроде всё грамотно сделано, и компенсационный изгиб, и усиление, т.е. дублировка толщины при проходе через переборку. Даванул компрессором - не продувается! Ага, вот она причина! Нашёл я это засор, наконец-то. Казалось бы, прочистить трубу, всё собрать, опрессовать и к вечеру можно будет запускаться. Но не тут-то было. Бились мы с этим засором всей машинной командой почти сутки. Дед уже нервничает. С открытой горловиной больше чем 4 часа в море ходить нельзя, нужно оформлять разрешение через мастера. Да я и сам злой, как собака, взял ножовку, и банально, ножовкой попытался отпилить эту трубу в районе дублировки. Она же медная, всё должно быть просто.
Пилю-пилю, пилю-пилю … - сплошная сталь! Да ещё и в таком неудобном месте! Ни повернуться, ни развернуться. Пилю-пилю, пилю-пилю … Минут через тридцать перепилил, … Зову деда, «системного» и  демонстрирую, - в переборку был вварен ЛОМ. Обыкновенный стальной ЛОМ. По обе стороны к нему были приварены медные трубы, все покрашено и выглядело как настоящий водовод.
Ничего себе ЗАСОР!
Эдакий дружеский  привет от братьев-румын.
Ещё через несколько часов трубу восстановили и Лаг заработал как положено.
И что? Думаете меня кто-то поблагодарил? Отнюдь нет!
За проявленную инициативу схлопотал выговор от главного инженера службы связи и был списан с судна. Я же им все планы порушил. Пришлось всю гарантийную ремонтную ведомость по новой переписывать и переутверждать.

Но всё равно, опыт приобрёл и с тех пор я очень часто то что вижу глазами, ещё и щупаю руками. Для надёжности.


А было мне тогда аж 22 года от роду, и был я тогда самым молодым начальником радиостанции Камчатского Морского Пароходства, поэтому в ремонт меня всё равно ни кто бы не взял.


Рецензии
Понравилось. Те, кто понимает о чём речь, оценят. Слышал, что украинские гастарбайтеры забивают бумагой трубы отопления в тех домах, где работают на стройке, но чтобы румыны лом вместо трубы вваривали...

Андрей Николаевич Рощин   24.11.2018 22:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.