Энергетика дела и духа
Юрий Н. и Г. Донец остались после заседания урегулировать ситуацию с глазу на глаз. Маленький Жора пояснил огромному Юре, что хоть он и работает в цехе уже несколько лет, но в сравнительно небольшой энергетической службе; а вот теперь приходится отвечать уже за всю крупную организацию, где людей толком пока не знает. Но при этом успел убедиться, что немало комсомольцев, имея приличные заработки, не очень хотят их определённую долю отрывать на членские взносы. И поэтому комсомольскому руководителю грохать кулачищем в столешницу тут совсем ни к чему.
– Так состоялось моё памятное вхождение в общезаводскую жизнь, – вспоминает заместитель главного инженера – начальник управления энергетики завода Георгий Андреевич Донец. – И после этого случая в завкоме комсомола кулаками уже не размахивали. Зато комсомольская, а позже и партийная работа – на ХТЗ и в армии – дала очень многое для понимания характеров, жизни людей, заимствования у них знаний и опыта, умения находить с ними взаимопонимание, индивидуальный подход к каждому… Тогда была система работы с людьми. Она позволяла намного успешнее, чем теперь, решать производственные проблемы и жить несравнимо разнообразнее и интереснее, с верой в завтрашний день.
Многие, с кем мне приходилось беседовать, подчёркивают: у Донца решительный характер. К достижению цели он идёт уверенно. В людях видит главное и трезво оценивает потенциальные возможности каждого работника. Чётко ставит реальные задания, добивается безусловного их выполнения, при этом ни на кого не кричит и совсем не командует. Его успехам сопутствуют ещё техническая грамотность, широкий кругозор, видение перспективы и умение сосредоточиваться на первостепенном… Он совсем не любит распространяться о своих достижениях. И говорить о них не хочет принципиально, ведь находится на службе, которой подчинено огромное хозяйство с непрекращающимся круговоротом проблем. Они постоянно возникают то в виде новых запросов, то – неожиданных аварий. И до конца их в наших условиях не решить или в полной мере не устранить, потому что многое здесь давно износилось, а из-за бедности финансирования заменить его пока нечем.
Приобщение Георгия Донца к заводу началось, когда он учился на электромонтёра в базовом ремесленном училище №9, но ещё до его выпуска переименованном в третье техническое. Проходил производственную практику на предприятии, электрифицировал двухэтажные жилые дома тракторостроителей, только что построенные между Чугунолитейной (ныне Франтишека Крала) улицей и проспектом имени Косиора. А с 1961 года, когда стал электриком второй чугунки, последовательно осваивал все ступеньки профессиональной карьеры. Мастер, энергетик того же структурного подразделения, заместитель главного энергетика завода…
Срочную армейскую службу проходил в радиолокационном полку ПВО СССР радистом, начальником радиостанции, заместителем командира радиовзвода. После демобилизации и возвращения на предприятие у него были, кроме основной работы, субботники, учёба на инженера-электромеханика в политехническом институте (без отрыва от производства), самообразование, выполнение общественных нагрузок.
– Практически – Донец живёт на заводе, – говорят о нём коллеги по работе. – Даже в субботу и воскресенье, когда делают своё дело одни только ремонтные и аварийные бригады, он целиком в заботах энергослужбы. Правда, вне завода успевает огород на «фазенде» вскопать, за фруктовыми деревьями и кустарниками поухаживать, в дачном домике всё благоустроить собственными руками.
Когда говорят о личных заслугах Георгия Андреевича перед заводом, вспоминают осуществление под его руководством крупных работ. Таких, как перевооружение трансформаторного хозяйства на электростанции глубокого ввода ХТЗ-3, «ответственной» за бесперебойное снабжение огромных корпусов на северной стороне предприятия; о воссоздании мощной компрессорной станции №1, об автоматизации системы учёта потребления электроэнергии, о капитальном ремонте системы коксоподачи, что значительно улучшило условия труда, уменьшило затраты на восстановление её составляющих; о вводе в действие системы удаления отходов металлургического производства, об обеспечении безопасности функционирования электроустановок и многом другом.
И вот со всей неотвратимостью встала, в частности, и перед ним острейшая проблема экономного теплообеспечения завода. За годы шоковых реформ мы пережили столько давно не виданных бедствий, так обнищали, что о централизованном, очень комфортном отоплении теперь, до радикального улучшения жизни в стране, и речи не может быть. Поэтому ХТЗ отказался от прежних, ныне дорогих, услуг ТЭЦ-4 и в июне 2005 года, вместе с черниговским «Газспецсервисом», развернул, ещё не имея технической документации, подготовительные работы по реконструкции существующей системы отопления, переводу её на небольшие модульные котельные установки, инфракрасные излучатели и другие автономные источники тепла. Перед Генеральным и техническим директорами, подразделениями управления энергетики и подрядчиками возникли весьма непростые вопросы.
У заводчан вообще не было опыта осуществления такого своеобразного проекта, а работники «Газспецсервиса» впервые столкнулись с гигантским заводом, множеством его крупнейших и разнообразнейших объектов – механообрабатывающие, термические, гальванические, прессово-сварочные и другие производства. Для каждого из них пришлось заказывать в Италии, Канаде, Бельгии, Чехии и частично в Украине специфическое оборудование, которого, чаще всего, на складах не было. Изготовляется оно по целевым заявкам, на что уходит немало времени. А если и везёт с комплектующими со складов, то их перебирать приходится буквально по деталям. К тому же специалистов пришлось привлекать со всей Украины. Да ещё и названная организация базируется в другом городе… Управлять таким производственным коллективом – очень непростая задача. Но работники управления энергетики во главе с Георгием Донцом последовательно её решают. Правда, с огромными трудностями. Ведь за привлекаемое оборудование, уходя в осенне-зимние холода, заплатил завод менее половины его стоимости. Это и затянуло введение в строй первой очереди системы отопления до самых предновогодних морозов. К тому же за время, пока не было требуемого финансирования, произошёл ощутимый отток призванных к реконструкции системы отопления специалистов. А без подготовленных кадров, как известно, далеко не уедешь, хотя о своих правах решительно заявляет уже и новый год.
Он настоятельно требует немедленного завершения подготовки и регистрации технической документации, обогрева в январе объектов второй и третьей очередей, строительства технологической котельной, призванной обеспечить теплом процессы мойки, сушки и покраски изделий. И, наверное, только в апреле появится какая-то ясность с обогревом механического корпуса №6.
Когда отопительная эпопея окончательно и успешно совершится, уже большее, чем ныне, количество заводчан скажет искреннее спасибо и дирекции ХТЗ, и, в частности, Георгию Андреевичу Донцу, и его ближайшим помощникам – главному энергетику Владимиру Фёдоровичу Санину, заместителю начальника одноимённого отдела Николаю Петровичу Кузьменко, и всем, кто в этом управлении, его цехах и отделах, обеспечивал жизнедеятельность многотысячного производственного коллектива, создание более приемлемых условий труда тракторостроителей в самое кризисное после войны, нестабильное время.
Все, кто когда-либо общался с Георгием Андреевичем, характеризуют его как скромнейшего человека. Именно поэтому он буквально убегает от журналистов, которых интересуют, прежде всего, успехи выбранного собеседника, в то время, когда баланс между достигнутым и нерешённым в энергетике в победные литавры бить не позволяет. Вслед за вечным странником и философом Григорием Сковородой Георгий Донец мог бы уже заявить: «Мир ловил меня, но не поймал», да неожиданно согласился зайти ко мне в пресс-службу и более трёх часов отвечать на вопросы. Так образ этого человека, до мозга костей преданного тракторному заводу, стал приобретать хоть какую-то рельефность. И предо мной раскрывался уже не просто настоящий профессионал, но и многогранная, самодостаточная личность.
Судьбой ему предназначено было родиться в далёком Омске, хотя его родовое гнездо находится среди просторных полей, холмов и прудов на благословенной земле Полтавщины, в селе Дамаска ныне Зеньковского, а ранее – знаменитого гончарным промыслом Опошнянского района.
Здесь, в семье бабушки Марфы Акимовны, и проходило его детство –
с четырёх лет и до самого окончания десяти классов.
Дедушка мальчика Анисим Васильевич ещё во время Первой мировой войны сражался с немцами.
- Разведка противника, - рассказывает Георгий Андреевич, хотела взять его как языка, но он проявил мужество, военную находчивость, перехитрил и уничтожил группу захвата, за что и получил царскую награду. Вторично сражаться с немцами он ушёл уже в 1941 году. И что с ним случилось на фронте, никто из родных и близких так и не узнал.
Стояла в родном краю Георгия Донца церковь. Священник, у которого было 18 детей (в последствии – учителя, врачи… и ни одного духовного лица), содержал школу и больницу. С восьмилетнего возраста у него работала, училась и пела в церковном хоре будущая Жорина бабушка. Позже любовь к музыке она передавала своим детям, устраивая настоящие семейные концерты. Сама она пела, а дети и внук Жора, который был моложе последних совсем не на много, ей подыгрывали. Одна дочь на баяне, другая – на мандолине, сын – на балалайке…
Однажды дядя нашего героя Дмитрий Анисимович, который работал в Черниговской области электриком, привёз в семью маленький аккордеон.
- Пусть Жора учится играть! – сказал он матери.
- Ты бы лучше ему штаны купил, - ответила придавленная бедностью родительница.
- Штаны износятся, - возразил сын, а музыка всегда будет.
Так и получилось: с музыкой Георгий никогда и нигде не разлучается. Дядя же окончил музыкальную школу и на базе отдыха завода имени Малышева зарекомендовал себя заправским аккордеонистом. Сойдутся вместе, как ударят по басам и голосам!… Хочешь – гопак пляши, хочешь – калинку-малинку…
В 1956 году, когда Жора учился в пятом классе, в селе создали настоящий оркестр из 22-х инструментов. Его руководитель, по фамилии Лось, играл ранее (ну, совсем как в песне поётся) на кларнете и трубе в духовом оркестре перед бойцами Красной Армии. Участвовал он и в большом концерте в честь освобождения от захватчиков Киева. Тогда с праздничной трибуны приветствовал жителей нашей столицы, в том числе музыкантов, сам Никита Сергеевич Хрущев.
Преподаватель оркестра, по словам собеседника, геройский дед теперь под своё крыло звал всех, кто имел музыкальный слух. В селе даже родился и был на слуху каламбур: «Прыйшов наказ вид Лося, щоб малэ и старэ дулося». Жора, как и ряд учеников пятых седьмых классов, был в том оркестре трубачом. Играл на репетициях, в концертах на отчётных колхозных собраниях, на свадьбах, проводах и похоронах…
- На половину района играли, - вспоминает Георгий Андреевич. – А потом, в ремесленном, привлекал меня к художественной самодеятельности заместитель директора по воспитательной работе Иван Ермолаевич Шаптала…
Когда же Георгий Донец стал тракторостроителем, его баян перекочевал сначала в цех, потом – в отдел. И до тех пор, пока у нас бурлила-теплилась культурная жизнь, он в руках своего владельца в минуты отдыха, праздничные дни то разудалисто веселился, то задумчиво грустил, трогая и волнуя сердца благодарных слушателей. Представители же трудовых коллективов, готовясь отпраздновать дни рождения и юбилеи товарищей по работе, вспоминали о Донцовом баяне, шли просить его на время, зная, что владелец в этом не отказывает.
Вновь и вновь торжествовали слова из популярного советского кинофильма: «Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг, и зовёт, и ведёт. И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт».
Так шествует по жизни и сам Георгий Андреевич Донец, заслуженный тракторостроитель и баянист. Весь в повседневных трудах и заботах, напряжённых поисках оптимальных решений вновь возникающих производственных проблем. Но всегда с оптимизмом и музыкой в душе. А порой, в счастливые и сладостные её минуты, и с заливистым другом-баяном в руках, когда разудалисто, шире плеч разбегаются малиновые меха, когда по лакированным пуговицам грациозно порхают музыкальные пальцы, выхватывая из любимого народом инструмента зажигательные, чарующие отзывчивую душу мелодии.
28 декабря 2005 г.
Свидетельство о публикации №209083000929