Боевые пловцы

Из неопубликованного. Для безвременно почившего "Общенационального русского журнала".


Многие хорошо помнят эпизод из фильма «Великолепный», в котором вдруг из моря выскакивают люди в водолазных костюмах с автоматами. Главный герой, привыкший одним выстрелом убивать несколько противников, быстро расправляется с ними. Большинству зрителей подобная атака из моря кажется такой же шуткой, как и все остальные сцены фильма. В действительности  это совсем не так: боевые пловцы с середины прошлого столетия составляют  мощные и эффективные подразделения в вооруженных силах всех ведущих стран мира. И, конечно же, даже такому супермену, которого играет в фильме Жан-Поль Бельмондо, не удалось бы оказать пловцам существенного сопротивления, потому в эти подразделения попадают лучшие из лучших, отлично владеющие оружием и приемами рукопашного боя как на суше, так и на воде.
Боевые пловцы с той или иной степенью эффективности использовались армиями всех времен и народов.
В древности, к примеру, римляне широко использовали в военных действиях пловцов-ныряльщиков. Там даже существовало специальное подразделение ("уринаторес"), главными задачами которого являлись разведка и диверсионные операции во вражеских портах, а также подводное обследование и ремонт своих собственных кораблей. При осаде римлянами Сиракуз в 212 году до Р.Х. именно ныряльщики разрушили  заграждения порта. Они действовали под водой особыми инструментами с загнутыми крючьями, посредством которых растаскивали бревна заграждений, и пилами, позволявшими быстро перерезать канаты, соединявшие бревна друг с другом. Затем в гавань вошли корабли, и десант захватил город изнутри. Взять его снаружи римлянам никак не удавалось из-за большого количества метательных машин, установленных на городских стенах самим Архимедом.
Профессионалы подводного спецназа считают датой своего рождения 24 октября 1938 года. В тот день по приказу командующего Тихоокеанским флотом флагмана 2 ранга Николая Кузнецова было проведено первое в Военно-Морском Флоте СССР опытное учение по высадке легководолазов с подводной лодки "Щ-112".
Но особенно мощное развитие получили подразделения боевых пловцов в наше время. После Второй мировой войны, точнее - к 1952 г., подразделения боевых пловцов появились практически во всех странах НАТО. Об успешных действиях морских диверсантов свидетельствуют некоторые факты новейшей истории.
Сразу после провозглашения в декабре 1947 года независимого государства израильские морские коммандос провели в Бари (Италия) диверсионную акцию. Целью являлось итальянское торговое судно "Лино". Во время первой ближневосточной войны это судно перевозило из Европы в сирийские порты чешское оружие и боеприпасы. Вначале израильтяне собирались только затопить "Лино". Для этого в Италию отправилась специальная группа под командованием Иосифа Дрора. Диверсанты без труда проникли в порт и прикрепили собственноручно изготовленные мины к подводной части корпуса судна, которое затонуло после взрыва. Но дело все еще не закончилось. Когда оказалось, что груз из затопленного корабля перегружается на другой транспорт, возник план его похищения. Детали новой операции не были опубликованы. Известно только, что израильтяне ворвались на судно и направили его в собственный порт.
Успешные действия во время Второй мировой войны итальянских пловцов под командованием  адмирала князя Боргезе подтолкнули наше командование к созданию подразделений боевых пловцов в советских Вооруженных Силах. Но еще ранее имел место инцидент в английском порту Портсмуте, куда в октябре 1955 г. прибыл советский крейсер "Орджоникидзе". На его борту находились тогдашние руководители СССР Хрущев и Булганин. Из Портсмута они отправились в Лондон на переговоры с премьер-министром Великобритании. А тем временем к днищу крейсера под водой подобрался английский боевой пловец, капитан 2 ранга Лайонелл Крэбб. Британских специалистов очень интересовала конфигурация винтов крейсера. Они считали, что именно благодаря своим винтам крейсеры этого типа – огромные корабли длиной 210 метров и водоизмещением девятнадцать с половиной тысяч тонн – могли развивать скорость более 35 узлов (свыше 65 км/час). Во время второго рейда пловца корабельные винты случайно (или неслучайно)  начали вращаться, и Крэбб погиб.
В том же году и в том же месяце на рейде Севастополя от подводного взрыва затонул линкор "Новороссийск". Официально о его гибели не сообщалось, лишь на флотах зачитали документ, согласно которому причиной трагедии стала немецкая донная мина времен прошедшей войны. Однако в Министерстве обороны никто не сомневался, что истинными виновниками гибели линкора и более чем 600 членов его экипажа являются итальянские боевые пловцы из группы князя Валерио Боргезе. Подрыв огромного корабля в Севастополе и происшествие в Портсмуте, вместе взятые, произвели сильное впечатление на руководство советского военного ведомства. Стало ясно, что даже в эпоху ядерных вооружений человек с аквалангом представляет грозную силу.  Командование ВС приступило к рассмотрению вопроса "о необходимости создания специальных подводных разведывательно-диверсионных формирований". Спустя полгода, весной 1956, министр обороны Г.К. Жуков издал приказ об организации специальных сил военно-морского флота.
Первым в советском флоте (в 1956 году) был создан спецназ Балтийского флота. Тактика действий, методы обучения личного состава, снаряжение и вооружение – все это разрабатывалось или проверялось именно балтийскими моряками специального назначения. Так, уже в 1956 году мичман Брагин совершил первый прыжок с парашютом, предназначенным для боевого пловца. На следующий год моряки этого подразделения опробовали новые по тем временам акваланги. Еще через год  были проведены испытания подводного транспортировщика. Так как основная цель спецназа – действия в тылу противника, доставка боевых пловцов к объектам может происходить несколькими способами: наземным, воздушным, морским или комбинированным. Для десантирования из самолетов и вертолетов применяются специальные парашюты, позволяющие сбрасывать пловца в водолазном снаряжении на воду. Следует обратить внимание на парашютные прыжки боевых пловцов. Они дают неплохое представление о подготовке наших воинов. На Черноморском флоте в июне 1986 г. проводились испытания этих парашютов. Тогда отрабатывали прыжки с высоты 120,100,80 и 60 метров! Тогда же поставлен рекорд, с трудом подающийся восприятию –  50 метров! При этом прыжки со сверхмалых высот совершаются без запасного парашюта, так как время полета под куполом все равно исчислялось секундами. Высокая подготовленность пловцов позволяет совершать без травм прыжки при скорости ветра до 15 м/с, а однажды на учениях командиру группы удалось десантироваться при ветре 17 м/с. (т.е. 61,2 км/час)!
В 1967 г. приказом министра обороны и главкома ВМФ был создан "Учебно-тренировочный отряд легких водолазов Краснознаменного Черноморского флота". Вскоре были проведены показательные учения отряда, во время которых боевые пловцы не только провели разведку акватории для высадки десанта, но и подготовили его: вышли на берег и, используя взрывчатку, подорвали линии связи, склад с горючим, огневые точки "условного противника". Результаты их действий произвели настолько сильное впечатление на присутствующих на учениях офицеров, что отряд легких водолазов официально стал первым отрядом по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС). А затем такие отряды появились на Балтийском, Северном и Тихоокеанском флотах. Бойцы флотского спецназа никогда не сидели без работы. В период с 1967 по 1991 г. они работали в Анголе, Эфиопии, Мозамбике, Вьетнаме, Корее, Египте, Кубе, Никарагуа и других странах.
Несколько слов необходимо сказать и о вооружении боевых пловцов. Это прежде всего аппараты замкнутого регенеративного цикла типа ИДА, позволяющие пловцам работать на глубине до 45 метров от 4 до 8 часов. Что касается собственно оружия, то под водой они используют десантные ножи, игольчатые кинжалы с газовыми баллончиками, автоматы для подводной стрельбы (АПС), стреляющие 10-сантиметровыми иглами, способными убить человека на расстоянии 5-15 метров, четырехствольный подводный пистолет. На суше боевые пловцы применяют специально для них модернизированные пистолеты-пулеметы. Оснащены они также приборами для бесшумной стрельбы, боеприпасами различных видов, подрывными средствами объемного взрыва, гранатометами, огнеметами и т.п.
Помимо отрядов боевых пловцов, предназначенных для разведывательно-диверсионных действий в акваториях противника (собственно морской спецназ), были организованы еще и подразделения противодействия вражеским пловцам. В течение 1968–69 гг. с помощью специалистов, подготовленных в Учебно-тренировочном отряде, на всех флотах (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском, Северном) развернули Отряды по борьбе с подводными и диверсионными силами и средствами (Отряды ПДСС). Их подразделения имеются на всех  крупных военно-морских базах, и в обязательном порядке там, где находятся подводные лодки с атомным оружием на борту.
Спецназ ВМФ СССР имел в своем составе всего лишь несколько частей. Отбор в них был очень строгий. Призывники до прибытия в части даже не знали, куда попали.
Срок службы матросов и старшин составлял три года. Программа их обучения была очень разнообразной и включала в себя водолазную, воздушно-десантную, навигационно-топографическую, горную специальную, морскую, физическую подготовки, минно-подрывное дело, рукопашный бой, умение выживать в трудных условиях, радиодело и многое другое, без чего не обойтись в современной войне.
В течение нескольких месяцев физическую и психологическую нагрузку призывников доводили до предельных. За кандидатами постоянно наблюдали старшины из боевых подразделений, заранее подбиравшие людей в группы.
Физическая и профессиональная подготовка оценивались по нормативам, а психологическая устойчивость проверялась при различных испытаниях.
Подобная строгость вытекает из тех задач, которые стоят перед боевыми пловцами. Это ведение разведки на приморских направлениях, уничтожение мобильных пусковых установок ракет, кораблей, командных пунктов, гидротехнических сооружений, да и многое другое. Для этого требуется  отличная физическая и техническая подготовка, и главное вера в тех, кто идет с тобой рядом.
Многие считают, что духовный фактор уходит с поля боя, что сейчас военные задачи можно решить бомбометанием и нажатием кнопок. А чтобы нажать кнопку не нужно иметь духовной подготовки. Но в Российской Армии до сих пор придерживаются другого мнения. Особенно необходимость духовной зрелости человека видна там, где опасно  и трудно, где нужна уверенность, что рядом с тобой надежный товарищ. Это можно увидеть на примере одного подразделения  российских боевых пловцов.
В этом небольшом подразделении всего 18 человек. Службу ребята проходят, как уже говорилось, особую. Занимаются стрельбой, подводным рукопашным боем. Командует ими капитан второго ранга О.В. В таких подразделениях особенно важно, чтобы это был не просто командир, а как говорится, «отец солдатам». Потому что поговорку «солдат спит – служба идет» здесь вспоминать не следует. И сегодня отбор в эти подразделения особенный. Бойцы попадают сюда после полугодового испытательного срока службы в обычных частях. О.В. ездит по воинским частям и подбирает себе ребят. «Как?» – спросите вы? О.В. говорит, что благодаря многолетнему опыту службы  с первого взгляда видит, будет солдат плавать или нет, то есть годится ли он в боевые пловцы. Насколько наметанный в этом смысле глаз у командира, легко увидеть по самим ребятам. Вот простой парень из Белгорода, которого в подразделении в шутку называют «маленьким». Один внешний вид «маленького» способен посеять панику в рядах противника. Сам он говорит, что если бы не морфлот, то он бы постарался «откосить» от армии. Значит, выбор командира попал в точку. «Маленький» ныряет так, что сеет панику среди и среди своего командования. Доктор и командир не выдерживают таких его «затяжных» погружений: даже люди с опытом не верят, что можно столько находиться под водой.
Подразделение очень дружное, если появляется кто-то «не свой», то долго не выдерживает и уходит в обычные части. А иначе не может быть – в таких частях должны оставаться только «свои». В итоге все это дает подготовку, которая необходима для отличного солдата. В совместных учениях ребята поразили пловцов других стран своей подготовкой. Так они заставили подняться немецкую подводную лодку. Штурману пришлось поднять перископ – у него кончился заряд.
Это показывает, что не все в современной армии решает техника. Ведь что касается технического обеспечения, то сегодня оно оставляет желать лучшего. По словам командира, у них только один надежный костюм, в котором можно погружаться со стопроцентной уверенностью, что он не откажет. Для спусков надо иметь хорошую лодку. И с этим сейчас проблема. Конечно же, перестроечные процессы не могли не отразиться и на морском спецназе, но сегодня все хорошо понимают, что экономическая мощь государства во многом обеспечивается его вооруженными силами. Вкладывая деньги в вооружение, мы, конечно, не получим сиюминутную прибыль, но точно обеспечим неплохие проценты нашим детям.
Есть и другая проблема: сегодня на флоте служат всего два года. Фактически, на службу в частях спецназа солдату отводится  всего полтора года. Возникает вопрос: стоит ли вкладывать столько сил в подготовку солдат, чтобы через полтора года с ними распрощаться. Поэтому командир говорит, что для него главное человека воспитать. Это тоже важно. Сегодня забыли о такой важной функции армии как воспитательная. Кто сделает из разболтанного парня настоящего мужа? На гражданке разболтать могут запросто, а собрать «разобранного» прелестями жизни парня может только армия.
В июне этого года боевых пловцов посетили православные батюшки. Так получилось, что в настоящий момент здесь проходят службу только православные. Ребята простые, многие из глубинки и, конечно, мало знают о православной вере. Так моряк-воронежец ничего не слышал о великом святителе Митрофане Воронежском,  помогавшем своими молитвами Императору Петру I строить первый в истории государства Российского флот. Но это все, как говорится, придет – главное, чтобы у солдата сердце было чистое. Главное, чтобы он знал, за кого воюет, кого охраняет. А то, что святые охраняют  наших воинов, ребята уже хорошо понимают, как и любые люди, сталкивающиеся в своей жизни с опасностями и трудностями. И поэтому батюшек слушали с большим интересом, и визит оказался очень полезным.
Справедливости ради надо сказать, что не только в составе ВМФ имеются подразделения боевых пловцов. Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального Штаба вооруженных сил СССР  создало собственное подразделение, которое имеет неофициальное название «Дельфин». В состав группы с 1982 года «Вымпела» так же входило подразделение боевых пловцов.
В 1993 году было создана Служба безопасности Президента РФ. В Центре специального назначения СБП нашлось место и для боевых пловцов. Подобное подразделение существовало и ранее в девятом управлении КГБ СССР, но в задачи его входила страховка первых лиц государства на  рыбалке и «обеспечение клева». Сегодня боевые пловцы контролируют Москва-реку вокруг Кремля, занимаются охраной всех президентских резиденций  «с воды», да и выступают в роли обыкновенных охранников. Есть в нашей стране и другие формирования пловцов, ориентированные именно на антитеррористические действия.
Так что можно с уверенностью сказать, что, закончив службу в армии, боевые пловцы при желании и на «гражданке» без дела не останутся. Такие подразделения действительно становятся для воина школой, где  юноша не только становится мужчиной, но и, возможно, приобретает будущую специальность.
Сейчас, когда призывника пугают неуставными отношениями, проще  сказать, «дедовщиной», можно посоветовать ему постараться попасть в подобное подразделение, где трудно и опасно, но где «дед» не будет заниматься бессмысленной травлей юнцов. Потому что пройдет немного времени – и им придется вместе идти в воду, и надо быть уверенным в том, кто идет с тобою рядом.
О том, что служить в армии нужно, и два года можно провести с толком, свидетельствует наш небольшой рассказ о небольшом подразделении, действующем в одном из уголков нашей Родины.


Рецензии