О человеческих взаимоотношениях Т. Теллеген Две ст

Тона Теллегена называют голландским Хармсом, и это сравнение правомерно, поскольку тот же хармсовский абсурд просматривается сквозь строки Теллегена. Голландский писатель создал книгу «Две старые старушки», показав в историях своих персонажей то, как мы общаемся, часто совершая ошибки. Как любим себя и других, как можем обижать тех, кого любим, как можем забыть себя, принести в жертву своей любви, став, наконец, ненужными.
Любопытно отметить, что сравнение с русским писателем оправдано еще и тем, что Тоон Теллеген имеет русские корни. Дед его был родом из нашей страны.
То, что персонажами этих коротеньких историй стали две старушки, а не пара старичок и старушка, позволило высветить проблемы людских взаимоотношений вообще, оставив в стороне проблемы взаимоотношений полов. Впрочем, ситуации, в которых оказываются две старушки, вполне типичны и для разнополых людей. Например, легко представить описанную автором сцену, когда его героини оказываются сидящими на лавочке в парке, каждая в ожидании кого-то. Это история о поиске близкого человека, возможно, об обмане и разочаровании, о попытках преодолеть одиночество, отыскав в чужом холодном мире родственную близкую душу. «Это были две одинокие старушки. У них была пустая жизнь за плечами и еще несколько лет впереди, и внезапно они заключили друг друга в объятия…» Но так ли легко отыскать эту близкую душу? «И вдруг они вздрогнули, разжали руки, отпрянули друг от друга… Могли ли они довериться друг другу? Не затевали ли они чего-либо от лености? От жадности? От скаредности?.. Кто бы мог подумать, что это решение может оказаться таким трудным».
Или история о терпимости в любви, хотя это не совсем верное определение, поскольку ничего не приходится терпеть, любое действие человека, которого любишь – в радость. Одна старушка боготворила другую. Другая же «корчила рожи, ковырялась в ушах и в носу, высовывала язык, ругалась, издавала неприличные звуки, буянила, надавала второй старушке тумаков, затолкала ее в угол, содрала с нее платье, запихала ее под диван, поплясала на диване, выкинула платье из окна. Все было напрасно» Любовь принимает все.
Старушки ссорятся и мирятся, уходят и возвращаются, плачут и смеются, предают друг друга и проявляют чудеса верности, умирают и вновь оживают. Истории, которые с ними происходят, узнаваемы. Вот история о том, как мы не умеем принимать друг друга такими, какие мы есть, стремимся друг друга переделать в соответствии со своими требованиями и своими придирками, часто сживаем человека со света, утверждая, что любим его. Одна старушка постоянно придиралась к другой и все свои придирки записывала. Она просила ее не надевать зеленое платье, есть потише, мыть руки без шума и т.д. Наконец, когда придирки стали исчисляться сотнями, придирчивая старушка выбросила другую из окна. А когда пришли полицейские, кричала: «Я ее любила! Для меня это ужасней, чем для кого другого. Вы-то ее не знали. Что она была для вас? Да ничего. А для меня – все на свете» Доведенное до абсурда проявление эгоизма.
Тона Теллегена отличает наблюдательность, умение в небольшом объеме текста ярко показать какую-либо грань человеческих взаимоотношений. Его лаконизм позволяет экстраполировать случаи из жизни его персонажей на собственную жизнь, припоминать сотни аналогичных случаев, известных нам и, может быть, менять прежние представления и оценки. Теллеген дает возможность взглянуть на себя со стороны и, может быть, стать чуть-чуть лучше, чище, терпимее и добрее.


Рецензии