О трех китах
Это ТЕМА, ПРОБЛЕМА и ИДЕЯ произведения. Я хотела наделать ссылок, как и полагается настоящему исследователю, но так запуталась, что сама забыла, как это все просто. Поэтому так, на пальцах, как всегда.
Короче, ТЕМА – это то, О ЧЕМ пишет писатель: о сталеварах, викингах, эльфах, Рыцарях Круглого Стола, строителях коммунизма или капитализма, спелеологах, богеме или собаках. Нам с темой попроще, чем настоящим писателям. Никто нам тем не навязывает. Поэтому каждый из нас - в своей теме. Это, что называется, «пишите, о том, что знаете».
Теперь ПРОБЛЕМА. Это то, с чем сталкивается герой (герои), в темах, продиктованных автором (авторами). С ЧЕМ СТАЛКИВАЕТ АВТОР ГЕРОЯ. Ну, тут проблем – неисчерпаемое множество: любовь-ненависть, верность- предательство, достоинство, жизнеспособность, место в жизни, респект, деньги, их отсутствие, их наличие, крестьянский вопрос, вопрос лишнего человека, лишнего веса, вопрос свободы, вопрос выбора, ну и т.д.
И у каждой из этих проблем - решений, уж точно не по одному. Вот то, какое решение автор выбирает, есть ИДЕЯ произведения. ИДЕЯ _ ЭТО ТО, ЧТО АВТОР ХОТЕЛ СКАЗАТЬ. Его точка зрения. Его оценка. Его, не побоюсь этого слова, призыв.
«Весь мир – бардак! Все…»
«Да, здравствуют молодые строители коммунизма! Ура, товарищи!»
«Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» Ну, примерно так.
Если образно, то тема – это ткань. Проблема – рисунок на ткани. А идея – то, как этот рисунок раскрашен.
Скажем, наша тема – небо. Проблема – облака.
Раскрасим облака в цвет кумача – и получим:
«Буревестник гордо реет, черной молнии подобный…»
А если облака белые с золотым обрезом и солнце:
«Чунга - чанга, лето – круглый год…»
А если облака – серые, и «небо, как серое пятно»:
«Дождь надоел. Солнце, ну, где ты скрылось? Что с тобой, родная, что случилось?...»
А если добавить к облакам маленький черный пикирующий самолетик, получится:
«А город подумал: ученья идут…»
А теперь давайте о проблеме. Что важнее: проблема или идея? Что первично?
Как мы уже выяснили, проблема – это то, с чем автор сталкивает своего героя. Чтобы сказать, то, что хотел сказать (выразить идею). Значит, проблема – инструмент автора? И только? Но ведь никто пальцем не пошевелит, если проблемы нет. Вы пошевелите? Я – нет.
Но и сталкивать героя, хоть с чем-нибудь вот так, ни за что, ни про что, как-то грубо, правда? Следует все-таки знать, за что ты его так. Ну, не из чистого же садизма? Герой должен преодолеть испытания, и что-то такое понять, важное (про свои облака). Из этого и фабула вытекает, и сюжет.
Вот и получается, что очень они даже взаимосвязаны. А вопрос первичности - вопрос курицы и яйца. Убери (недоработай) идею – непонятно, ЗАЧЕМ? Убери (недоработай) проблему – непонятно, ПОЧЕМУ?
Но вот если недоработана ТЕМА – это ваще катастрофа! Потому что это мы, находясь в своем формате, знаем тему, как местные жители. А вот если писать нужно о восемнадцатом века, да, чего там! даже о середине двадцатого – уже упс! А если писать о сталеварах? Или стилягах? Это самое трудное в писательском ремесле: сбор материала по теме.
Вот потому так важно учесть все три аспекта. Вот потому на них и держится все, как на китах. Стоит одному захромать, все произведение – наперекос.
Свидетельство о публикации №209083100701
в физике - это пресловутая единая теория поля, к примеру.
много чего поисследовав в своей жизни, пришел к выводу, что нет философского камня, ну разве, что - Бог... все состоит из частей, не сводимых друг к другу, а части никогда не объясняют целое.
вот к примеру, http://proza.ru/2010/10/14/885
где здесь киты? а завораживает...
да, это не значит, что мне не понравилось то, что вы написали...
Умереть Легко 07.12.2010 06:24 Заявить о нарушении
Елена Агалакова 07.12.2010 16:00 Заявить о нарушении