Рей и обезьяньи ягоды

Рей в очередной раз собрался в шумной компании. Там были разные люди – были те, которые ему нравились, но были и те, с которых он недолюбливал. Разницы невооруженным глазом совершенно незаметно, но это совсем не важно – важно другое. Важны они. Они делали его смелым и свободным, они делали его Человеком с большой буквы. По крайнее мерее Рей считал, что они делают его человеком.
- Рей, послушай. Ты сам не заметишь, как подсядешь на эти чертовы ягоды! Хватит уже жрать их каждый день тоннами!
- А, да ладно тебе, все их едят в моем возрасте и ничего. Вон посмотри на себя, с тобой же ничего не случилось, - уходя от разговора, молвил Рей.
Ягоды давали ему то, что он видел у других. Иногда он даже удивлялся этому – «Почему им все дается так просто?» - думал Рей, сидя в одиночестве дома, когда родители ушли на работу, а карманы джинс пусты, как никогда.
Вечеринка прошла не так, как он рассчитывал. Денег на ягоды почти ни у кого не оказалось, и, несмотря на то, что он предлагал скинуться, никто не согласился. Возможно, причина была в том, что у самого Рея в кармане было всего четыре рубля, но он старался об этом не думать. И более того, самое ужасное, что было так много народу, что ему не удавалось находиться постоянно в центре внимания. Это медленно убивало его – его интерес к происходящему, его смелость, его раскованность. А того самого лекарства, которое так легко достать, которое отпускается без рецепта – концентрат эйфории, смелости и раскованности в чистом виде - его не было.
- Что я здесь делаю? – думал Рей. Мысли окружали его разум все плотнее и плотнее. Вырваться на свободу помогла бы лишь одна вещь, но ее не было под рукой. – Ведь мне ничего не приносит радость, кроме ягод. Тогда что же я здесь делаю? Что могут дать мне эти люди?
Рей вышел из комнаты и отправился по направлению к входной двери. В глазах его был отчетливо читался страх, страх того, что люди вокруг поймут то, что он не хочет здесь находиться. Поймут и уличат его в лицемерии. Он практически не чувствовал стыда за свое лицемерие, но он ужасно боялся, что кто-нибудь узнает об этом. Он боялся ответственности, как огня. Это словно петля на шее с таймером, который завели те, кто эту петлю накинул. Рано или поздно надо будет держать ответ за свои действия. Но, чтобы нести ответственность за поступок, нужно две вещи – чистота разума и свобода воли. Если нет хотя бы одной из них – то человека нельзя осудить, ведь фактически он не сделал никакого выбора – неумолимые обстоятельства сделали выбор за него. С разумом у Рея было все в порядке, да и свободу воли ему никто не ограничивал. Но он научился отлично лгать. Это словно маленькое ржавое оружие в огромных красивых ножнах. Не каждый рискнет проверить на себе, что же таится за этой внушающей трепет оберткой. Более того, Рей научился верить в свою собственную ложь. Он научился любить свою ложь.
В дверь как раз вошла девушка. Ее звали Эллис. Милое лицо украшали длинные кудрявые волосы светлого оттенка. Она удивленно смотрела на Рея – ведь вечеринка в самом разгаре, все веселятся от души, и она не могла понять, куда же он собрался.
- Рей, ты куда? Подышать свежим воздухом что ли? – спросила она.
- Да мне домой пора, я пораньше уйду, - отрывисто произнес Рей.
- Тебе здесь не весело? Может, мы что-нибудь придумаем? – расстроено сказала девушка.
- Почему? Весело, просто меня мама позвала домой – нужно убраться, пропылесосить, все-таки скоро гости придут. Так что, придется идти, хотя как же не хочется!
- Ну, тогда до завтра!
- Ага!
Рей знал, что завтра они уже не увидятся. Он найдет способ не делиться своими ягодами и есть как можно больше чужих. Это может оказаться непростым делом, но игра определенно стоит свеч. Сам Рей, до конца не осознавая всю суть поступка, сделал свой моральный выбор. Не каждый способен отказаться от личного блага ради мифических ценностей. Ведь личное благо часто сразу же находит свое место в кармане, в отличие от дружбы и честности, которые толком и не ясно за чем нужны, да и существует ли вообще, ведь их не потрогаешь и не выпьешь. Часто и тот, кто, с первого взгляда делает выбор в пользу морального идеала, оказывается ведомый своей корыстной добродетелью. Добрый поступок, совершенный ради опоры, завоевания доверия или же просто в ожидании, того «что за каждое добро мне рано или поздно воздастся» - ни что иное как лицемерие, одетое в красивое платье добродетели. “Дружба”, а часто даже и “любовь” больше похожи на дойку коровы: кто-то тянет из своих подруг и друзей лишь время, приходя в ярость от малейшего неповиновения, а кто-то нечто материальное – им нет числа. Они заслуживают нисхождения. Лишь затем, что это пристыдит их.
Сам Рей не думал об этом, но все же, его совесть никуда не исчезла. Иногда ему приходилось использовать все свое мастерство, лишь бы обмануть самого себя, лишь бы избежать ответственности. Рей не хотел добровольно подставлять шею под петлю.

Прошло время. Рей изменился. Его ложь буквально въелась в его лицо, а страх не давал ему сбросить новую маску. Лишь ягоды не потеряли свою притягательность, свою высшую ценность, они все так же оставались единственно нужным лекарством.
Рей нашел новых друзей, они жили не так далеко, на улице Яголёвой, названной так в честь произраставших там деревьев, полных вожделенных ягод. Старых друзей он позабыл, да и зачем же они нужны ему в его новом раю? Деревья, принадлежавшие отцам его новых друзей, удовлетворяли все его желания. Он был смел, как бесстрашное животное, он был всегда весел, а главное никто от него ничего не требовал. Нет требований – никакой возложенной ответственности, полная свобода. Новые друзья не просили его ни о чем, хотя и сами кроме ягоды ничего не предлагали – это идеальное равновесие устраивало Рея на все сто.
И так пролетело лето. Настала осень, на улице стало уже не так солнечно как раньше, но все же теплые куртки можно было пока не доставать из пыльных шкафов. Рей как всегда направлялся к своим новым друзьям на Яголёвку, съесть горстку ягод и наслаждаться последними теплыми деньками.
Но каково же было его разочарование, когда он увидел голые деревья и ковер из опавших листьев на асфальте. Все мысли мигом вылетели из его головы. Ребята шли ему на встречу.
- Рей, представляешь, как время летит – сезон уже закончился! Все ягоды отправили на продажу, у нас ничего не осталось, так что сегодня просто погуляем, я надеюсь, ты не против?
- Да, конечно погуляем, я вот только схожу до дома, поем, а то весь день сегодня не ел, я буквально на часик, не больше.
Рей побежал. Он слышал от кого-то, что его старые друзья, которых он видел всего лишь пару раз за месяц, сегодня празднуют чей-то день рожденья. А значит у них много ягод. Целый день без них – это просто мучительно. Это как будто почувствовать настоящего себя.
Несмотря на то, что дорога должна была занимать двадцать минут, он управился за пять.
- Привет, ребята, я вас так давно не видел! Все не мог дозвониться до вас, так соскучился!
Все молчали. Никто не верил в это. Кто-то пытался протереть глаза, кто-то смотрел на Рея с открытым ртом, а кто-то даже прикрыл его рукой. Все думали, что это лишь бабушкины страшилки, которые слышал каждый, когда был еще совсем маленький.
Рей опешил. Он не ожидал такого приема. Казалось, что он шокирован не меньше чем остальные и не мог даже сдвинуться с места.
- Что случилось? Я не понимаю? – закричал Рей. Он почувствовал себя загнанным в угол, животным в клетке.
Эллис единственная, кто решилась подойти ближе. Девочка протянула Рею маленькое зеркальце.
- Смотри, - тихо сказала она и отдернула руку.
Рей не увидел в зеркале отражения себя. Какая-то огромная обезьяна смотрела на него черными глазами-угольками. Рей обернулся, но сзади никого не было.
- Это не могу быть я, это же невозможно... – едва шевеля губами, сказал он.
- Так, все-таки эти ягоды не просто так называются обезьяньими...


Рецензии