Два ученика

                Два ученика
 
   Жил-был гончар, слава о нем гремела далеко за пределами города. Шло время, и понял гончар, что не за горами его старость, и не сможет он больше радовать людей делами своими. Чтобы его искусство не умерло вместе с ним, решил гончар взять двух учеников.
    Одного взял из семьи своих друзей, смышленого да ловкого. А другого привела к нему бедная вдова, что жила напротив.
- Здравствуй, Мастер, -  сказала она, слышала я, что хочешь взять себе ученика. Очень тебя прошу, прими моего сына в подмастерья. Ты же знаешь, кроме меня у него никого нет. А благодаря тебе, мой мальчик научится зарабатывать себе на кусок хлеба, тогда и я спокойно сойду в могилу…
Тронули мастера слова бедной вдовы, и он согласился взять ее сына к себе в ученики. Когда же привели к нему мальчика, расстроился гончар, уж очень худеньким и слабым показался ему вдовий сын, но делать нечего, уговор, есть уговор. И мастер начал обучение…
 Так мальчики узнали, что у хорошего мастера рабочее место должно содержаться в чистоте, а инструменты в порядке. Узнали они и про то, что нужно вкладывать в работу душу, и верить, что вещь сделанная твоими руками принесет людям пользу и радость. Сначала они только прибирали мастерскую, и помогали гончару приготовить к работе глину и инструменты, правильно разогревать печь для обжига.
- Когда же мы начнем, учитель, ведь ты до сих пор не дал нам даже кусочка глины подержать в руках.   
- Не спешите, - отвечал Гончар, - настанет время.
И однажды он посадил перед собой мальчиков и дал им по куску глины.
- Вы должны полюбить ее, научиться чувствовать, говорить ей приятные слова, и тогда она сама подскажет, как лучше сладить с нею… А теперь, повторяйте-ка за мной…
  Умелые руки гончара ловко вылепили мисочку для похлебки, мальчики же, как не старались, ничего у них не выходило. Глина никак не хотела слушаться, круг убегал из–под ног.
- Ничего-ничего, - успокаивал  их мастер, я тоже с этого начинал.
Наконец, мальчики закончили свою работу. И подивился мастер: у одного из них просто Дар Божий - так красива и легка получилась мисочка, что даже императору не стыдно подарить ее.
    Глянув же на работу вдовьего сына, мастер чуть не расплакался, разве ж можно ему доверять секреты мастерства, когда он вылепил кривобокую тарелку, какую и бедняку отдать позор. Вздохнул мастер, но ученика не выгнал, решил так: один продолжит его дело, а вдовий будет у него в помощниках. Стал он  первого называть своим Любимым учеником, а вдовьего сына Горшколепом.
   Во время большого праздника отпустил гончар своих учеников по домам, родителей навестить. Пришел вдовий сын домой, стала мать его расспрашивать, как ученье идёт.
-Извини, Матушка, не оправдал я твоих надежд, не дал мне Бог таких умелых и ловких рук, как у другого ученика, что ни сделает, глаз не отведёшь.  Так видно всю жизнь и буду для него печь топить, да в мастерской за порядком следить.
 - А скажи мне, сынок, нравится ли тебе то, чем ты занимаешься? Хотел бы заниматься этим всю жизнь?
- Нравится, матушка, снится мне по ночам, как я стал великим Мастером, а как проснусь, вспомню все,  такая печаль меня возьмёт…
- Не грусти, послушай свою старую мать. Как вернёшься в мастерскую, так начни всё примечать за мастером, чего не поймешь - спрашивай, и трудись, трудись, трудись, день и ночь, пока сердце твоё не подскажет тебе, что и ты достоин зваться Учеником Мастера, а не Горшколепом.
- Ах, матушка, и вы знаете про это постыдное имя?
- Не огорчайся сынок, имени твоего никто у тебя не отбирал, а то, что люди придумали, так то изменить можно, когда сам другим станешь. Верь в себя, и всё у тебя получится.
  Вернулся Горшколеп в мастерскую. И стал с того дня работать за троих, без сна и отдыха -  глубоко в сердце запали матушкины слова.
     Любимый ученик уже и заказы от богатых горожан принимает, халат новый купил, и родителям подарки послал.
   Месяц, другой, крутит Горшколеп гончарный круг, всё послушнее и послушнее в руках становится глина, и вот вылепил Горшколеп сосуд. Скромный кувшин для воды, но столько в труда и любви вложил в него, что Гончару показалось, будто кувшин светится, а Любимый ученик стал допытываться, не добавил ли Горшколеп в глину, какого-нибудь блестящего порошка. Посмотрел гончар на кувшин, и с тех пор стал Горшколепу  времени больше уделять, даже разрешил на продажу горшки и миски делать. 
  А Горшколеп все трудиться и трудиться, не спускает глаз с Мастера, все тонкости подмечает, совета спрашивает, а Любимый ученик смеётся над ним,
- Ах, ты бедненький, всё-то тебе непонятно, всё-то тебе объяснять надо, смотри на меня, никакие советы мне не нужны, вот что значит Дар Божий.
 Шло время, Горшколеп продолжал делать посуду для бедных, а Любимый ученик выбился в придворного Мастера, и покинул мастерскую своего учителя. Гончар благословил его, и наставлял не забывать, того, чему учил его: любить свою работу, и вкладывать в каждый кусочек глины частичку своей любви к людям.
   Так остались они в вдвоём: старый гончар да вдовий сын. Погрустил немного Мастер о любимом ученике, но решил, что и Горшколеп уже довольно много знает, и дело его сможет продолжить.
  Много ли, мало ли прошло времени, стали люди из соседних селений и городов приезжать, у Горшколепа посуду заказывать Поговаривали, кто бы  ни купил у него посуду, непременно в его дом счастье постучится.
- Это от того, что дело своё с любовью делаешь,  - сказал Мастер, - Вижу достойный ты ученик. Тебе и звание Мастера носить.
- Что вы, Учитель, не заслужил я ещё, - сказал вдовий сын, низко поклонившись.
- Много лет я делал посуду для разных людей, для солдат и генералов,  для императора и его слуг, для священников и грешников, приходящих к ним каяться, все говорили мне как радостно смотреть на мою работу, как она красива, как тонка, как хороша роспись… Но никто никогда не говорил мне, что моя работа приносит в дом счастье. Хороший ученик, должен немножечко превзойти своего учителя, ты сделала это. Я оставляю мастерскую тебе.
  А что же любимый ученик? Поселившись во дворце императора, сначала трудился он, как учил его Мастер, каждый день он слышал похвалы, император и его придворные щедро награждали его. Вскоре такая жизнь вскружила ему голову, всё меньше и меньше прикладывал он старания, всё реже и реже стали получаться у него прекрасные вещи. А когда вместо работы стал он все дни проводить в пьянстве и рассказах о своем таланте, император прогнал его, не заплатив ни гроша за многие годы работы. Так, ни с чем, он вернулся в мастерскую старого учителя, и до сих пор там работает – глину месит, и печь для обжига растапливает, на большее он теперь и не способен.

28.01.06


Рецензии