Не забыть геростратов!

Тайны гибели Великой Державы

Согласно широко известной поговорке, греческим школьникам настоятельно рекомендовалось забыть имя этого величайшего преступника того времени, уничтожившего храм Артемиды в Эфесе.
Хотя за прошедшие двадцать четыре века отношение к преступникам изменилось кардинальным образом. Но и сегодня кое-кому чрезвычайно хотелось бы предать забвению некоторые недавние страницы истории нашей страны, а заодно  - и имена непосредственных «творцов» этой истории.
Не разделяя подобную концепцию всепрощения, автор полагает, что имена преступников и негодяев должны быть известны не только школьникам, но и каждому гражданину.
В этой связи мы решили познакомить читателей с некоторыми неизвестными документами недавней эпохи, кануна развала Великой державы, снабдив их минимумом необходимых комментариев.

Циркулярная шифртелеграмма В.А. Крючкова руководителям органов КГБ СССР об обстановке в стране от 18 октября 1990 г.
(Направлена с грифом «Совершенно секретно. Только лично» 
председателям КГБ союзных и автономных республик, начальникам УКГБ по краям и областям, самостоятельных управлений и отделов КГБ СССР).

         «По оценкам Комитета государственной безопасности, социально-
политическая напряженность в стране может быстро подойти к критической черте. Используя обострение экономического кризиса, усиливающееся недовольство людей ухудшающимся уровнем жизни, деструктивные силы открыто дестабилизируют обстановку, инспирируют социальную панику, ведут дело к захвату власти. Последнее в полной мере наблюдается в республиках Прибалтики, западных областях Украины, в значительной степени в Закавказье[1]. Эти процессы угрожают в ближайшее время охватить важнейшие политические центры страны, такие, как Москва и Ленинград, ряд крупных промышленных областей РСФСР. По прогнозным оценкам, в случае, если не будет предпринято решительных мер по защите существующего конституционного строя, развитие деструктивных тенденций может принять необратимый характер».
Автор долго ломал голову над тем, каким образом предоставить читателям возможность самостоятельно оценить объективность суждений и оценок председателем КГБ происходивших событий. И остановился на таком варианте, когда традиционные, «академические» комментарии непосредственно следуют за соответствующими абзацами текста. Причем сразу оговоримся, что при подготовке комментариев мы пользовались «Краткой хроникой основных событий России ХХ века» (М., 2004).
         Например, в данном документе под «известными событиями» имеются ввиду следующие.
         25 февраля 1988 г. в Сумгаите в связи с эскалацией Нагорно-Карабахского конфликта прошел антиармянский погром, в ходе которого по официальным данным погибли 32 человека. 4 июля  в Армении прошла всеобщая забастовка.
          В декабре 1988 г. в Литве было образовано общественно-политическое движение «Саюдис», провозгласившее целью восстановление независимости республики. В октябре Народные фронты, выступавшие с националистических позиций,  были созданы в Эстонии и  Латвии. 16 ноября Верховный Совет Эстонской ССР провозгласил верховенство законов республики над законами СССР.
29 июля 1988 г. был проведен первый митинг Московского народного
фронта. 22 и 23 ноября 1988 г. в Тбилиси, Баку и Ереване состоялись митинги
с требованиями независимости.
          В 1989 г. общественно-политическая активность в стране будет продолжать нарастать. Впоследствии историки напишут об этом последнем относительно благополучном годе Советского государства, давая ему общую характеристику:
          «1989 год – Начало политического и экономического кризиса, падение темпов экономического роста, развал потребительского рынка, введение талонной системы и ограничений на вывоз товаров из регионов.
          Подъем рабочего и забастовочного движения в стране» (Краткая хроника основных событий России ХХ века. М., 2004, с. 206).
16 февраля 1989 г. «Саюдис» выступил за самоопределение Литвы. 13
мая была образована Балтийская ассамблея – Ассамблея народных движений Прибалтики. 18 мая Верховный Совет Литвы принял Декларацию о независимости республики.
С февраля  1989 г. – политизированные митинги стали регулярно
проводиться в Москве.
В феврале 1989 г. начались забастовки шахтеров (в Воркуте, Нижнем
Тагиле, Кузбассе, Донбассе, Печоре, Караганде). В июле бастующими, помимо экономических, были выдвинуты и политические требования.
          11 марта учрежден Народный фронт Грузии. С 4 апреля в Тбилиси начались митинги с требованием независимости Грузии и против требований Абхазии о выходе из Грузинской ССР.
          15 мая – митинг в Абхазии в поддержку ее независимости от Грузии.
          Июль-ноябрь 1989 г. – Абхазия заявила о желании выйти из состава Грузии, что повлекло за собой вооруженные столкновения.
          23-24 мая – столкновения на межэтнической почве между в Ферганской долине между узбеками и турками-месхетинцами. Повторные столкновения, представлявшие собой массовые беспорядки,   произошли 3 и 4 июня.
          31 мая Верховный Совет Армянской СССР провозгласил суверенитет Армении.
          19 ноября ВС Грузии принял поправку к Конституции, дающую право налагать «вето» на законы СССР.
          28 июля Верховный Совет провозгласил суверенитет Латвии.
          8 сентября – учредительный съезд Народного Руха Украины.
          25 сентября ВС Литвы провозгласил незаконным присоединение республики к СССР в августе 1940 г.
          5 октября ВС Азербайджана провозгласил государственный суверенитет и объявил азербайджанский язык государственным языком.
          8 октября народный фронт Латвии объявил о намерении добиваться выхода из СССР и создания независимого государства.
13 января 1990 г. – начало погромов армян в Баку. За 5 дней по официальным данным в городе погибли 83 человека. В ночь на 20 января в Баку введены войска МВД СССР.
16 января 1990 г. - Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О несоответствии некоторых законодательных актов Эстонской ССР и Литовской ССР Конституции СССР».
25 февраля – антикоммунистическая демонстрация в Москве на Манежной площади собрала по разным оценкам от 70-100 до 250-300 тысяч участников.
12 – 13 февраля – массовые беспорядки в Душанбе (Таджикистан) с человеческими жертвами.
15 февраля в Верховном Совете СССР образована депутатская группа «Союз» с целью сохранения СССР.
11 марта ВС Литовской ССР принял акт «О восстановлении независимости Литовского государства» и отменил действие Конституции СССР на территории Литвы. После введения Советом министров СССР (17 апреля 1990 г.) экономических санкций в связи с принятием антиконституционных законов, 29 июня ВС Литвы приостановил действие Декларации о независимости.
21 марта Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по обеспечению прав советских граждан, охране суверенитета Союза ССР на территории Литовской ССР». 23 марта – ввод войск в Вильнюс.
30 марта Верховный Совет Эстонской ССР, избранный 4 марта, принял закон «Об основах временного порядка управления Эстонией». Провозглашена независимость Эстонии.
3 апреля – принят закон СССР о процедуре выхода союзных республик из СССР.
4 мая ВС Латвийской ССР принял декларацию о провозглашении после переходного периода независимости республики.
1 мая на Красной площади после традиционной демонстрации прошла демонстрация демократических и анархистских организаций с антикоммунистическими и антиконституционными лозунгами.
12 июня I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России.
Аналогичные документы также приняли  Узбекская (20 июня),  Молдавская (23 июня), Украинская (16 июля), Белорусская (27 июля), Армянская (20 августа), Туркменская (22 августа), Таджикская (24 августа) союзные республики, Абхазская АССР (25 августа 1990 г.).
21 июля Верховный Совет Латвийской ССР объявил Декларацию сейма от 21 июля 1940 г. «О вступлении Латвии в состав СССР» не имеющей силы с момента  ее принятия.
30 сентября – начало выборов в Национальный конгресс Грузии – параллельный Верховному Совету республики орган власти.
         Возвратимся, однако, к прерванному нами тексту циркулярной телеграммы председателя КГБ СССР:
         «Движущими силами в борьбе за власть сегодня являются те, кто и прежде стоял на откровенно антисоциалистических позициях, национал-шовинисты, действующие под флагом реализации национальной идеи, реакционные религиозные круги, представители слоев общества, живущих за счет теневой экономики. Несмотря на несовпадение их коренных интересов, объединение на антикоммунистической платформе позволяет им действовать согласованно и целеустремленно.
          Эти силы чаще всего предстают перед общественностью в виде различных партий, движений, течений, клубов, претендующих на выражение интересов и настроений широких слоев населения. В то же время специально проведенное изучение этого явления неопровержимо свидетельствует о том, что многие политические заявки, претензии этих сил не отражают ни потребностей времени, ни интересов подавляющего большинства граждан страны. Однако в условиях глубокого экономического кризиса, значительного ослабления КПСС, и прежде всего ее организующей роли, неотлаженности механизма власти, а также захвата ключевых постов в средствах массовой информации, политическая оппозиция оказалась в состоянии навязывать обществу свой сценарий перестройки.
         В результате проводившейся в последнее время организационной, идеологической и политической работы, ей удалось значительно усилить свое влияние в основных центрах политической жизни страны, прежде всего в Москве и Ленинграде. Навязываемая здесь деструктивная позиция получает широкий резонанс, деморализует здоровые силы, во многом дестабилизирует обстановку в Союзе в целом.
        Анализ поступающих материалов подтверждает справедливость прогнозов, о которых неоднократно информировались Инстанции, относительно зарождения и развития деструктивных тенденций, их вдохновителях и движущих силах, истинных намерениях оппозиционных кругов – кардинально изменить основы государственного и общественно-политического устройства нашей страны, не останавливаясь даже перед развалом Союза ССР. И если еще относительно недавно подобные устремления содержались в тайне, обсуждались в узком кругу единомышленников, то сегодня они трансформировались в систему широкомасштабных и скоординированных действий по вовлечению различных слоев населения, представителей депутатского корпуса в кампанию разрушения ныне действующих институтов власти. Часть оппозиционеров из тактических соображений пока еще прикрывается лозунгами искоренения допущенных «извращений» социализма. Однако, если смотреть правде в глаза, то речь идет об искоренении социализма как такового.
        В своей деятельности оппозиция опирается на все возрастающую поддержку многочисленных зарубежных консультантов и экспертов, нередко связанных с западными спецслужбами, в том числе с опытом ликвидации социализма в странах Восточной Европы, борьбы с прогрессивными режимами в других государствах[2]. Действия последних принимают характер все более откровенного вмешательства во внутренние дела СССР. Малейшие попытки органов власти как-то сковать эту подрывную работу объявляются «антидемократичными», сопровождаются угрозами принятия против СССР разного рода санкций».
Поясним сегодняшним читателям, что одним из подобных субъектов, осуществлявшим вмешательство во внутренние дела СССР и управление антисоциалистическими силами, являлся так называемый «Институт Крибла». Основатель «института» Роберт Крибл ставил перед ним задачи обучения и помощи «демократическим элементам в СССР и Восточной Европе, в установлении и налаживании связей между группами в различных странах». Если исходить из того, что рассказывали на пресс-конференции 14 января 1993 г. сам Р. Крибл и директор института Поль Вайрих, это была отработка стратегии и тактики «бархатных» или «цветных революций» в социалистических странах.
Начав свою деятельность с Венгрии и Польши, с 1989 г. «институт Крибла» переносит ее в Советский Союз, организовав и проведя до 1991 г.  «более 60  семинаров и конференций в различных городах СССР».
Наиболее «способные» участники мероприятий института направлялись на дальнейшую учебу в Европу или США за счет принимающей стороны, а по возвращению к местам постоянного проживания обеспечивались средствами и материалами для распространения «приобретенных знаний».
Имена некоторых особо «одаренных питомцев» Крибла – М.Н. Полторанина, А.М. Мурашова, Г.Э. Бурбулиса, А.М. Урманов и других, - станут потом широко известны в России.
Об интенсивной работе института на почве «просветительства» свидетельствуют выборочные данные из его отчета о проведенных мероприятиях – «семинарах» и «конференциях»:
1 – 13 ноября 1989 г. – Таллин;
13 – 14 февраля 1990 г. – Киев;
16 – 17 марта – Москва;
18 – 21 марта – Бухарест;
18 – 20 апреля – Свердловск;
21 – 22 апреля – Ленинград;
4 – 7 июня – Прага;
20 – 23 августа – София;
27 – 28 октября – Ереван;
29 – 30 октября – Киев;
1 – 2 ноября – Иркутск;
9 – 11 января 1991 г. – Варшава;
13 – 15 января – Краков;
11 – 12 мая – Львов;
14 – 16 мая – Тбилиси;
18 мая и 18 июня – Москва;
29 – 30 июля – Ленинград;
1 – 2 августа – Вильнюс;
5 – 6 августа – Рига….
Выступая на пресс-конференции в Москве в января 1993 г. Роберт Крибл не скрывал своего разочарования тем фактом, что ему не было присвоено звания «разрушитель СССР»….
Напомним, что «институт Крибла» был лишь одним из субъектов, активно действовавших на территории нашей страны в то время.
         Далее председатель КГБ СССР продолжал:
         «Ядро блока антисоциалистических сил с самого начала находилось в Москве. И сегодня такие партии и политизированные объединения, как Межрегиональная ассоциация демократических организаций, Демократическая партия России, Социал-демократическая партия Российской Федерации, союз «Щит», Московское объединение избирателей, клуб «Московская трибуна», часть Межрегиональной депутатской группы[3] находятся под влиянием таких сил и продолжают играть роль генераторов антисоциалистических идей. В последние дни антикоммунистические круги открыто объявили о необходимости «взять на себя политическую ответственность за будущее».
          Здесь следует напомнить, что Межрегиональная ассоциация демократических организаций (МАДО) была образована на конференции демократических организаций в Челябинске во главе с М.Е. Салье, представлявшей Ленинградский народный фронт,  28 октября 1989 г.
Учредительная конференция Демократической партии России (Н.И. Травкина) состоялась в Москве 26 мая 1990 г.
Социал-демократическая партия Российской Федерации – учредительный съезд партии состоялся 4 мая 1990 г.
Союз социальной защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит» был образован 23 октября 1989 г.
Межрегиональная депутатская группа (МДГ) была образована на I съезде народных депутатов СССР 7 июня 1989 г.  с целью «ускорения проведения радикальных реформ в стране». Лидеры – Ю.Н. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров и др. В ее состав первоначально вошли 388 депутатов СССР. После выборов депутатов Советов иных уровней нового созыва, пополнилась рядом из них, поддерживавшихся на выборах МДГ.
МДГ и движение «Демократическая Россия» стали инициаторами проведения 16 сентября 1990 г. на Манежной площади митинга с требованиями отставки правительства СССР и поддержки программы «500 дней».
Продолжим однако цитирование аналитического письма председателя КГБ В.А. Крючкова:
«Сегодня сценарий захвата власти применительно к особенностям ситуации, сложившейся в стране, становится все более очевидным. Главный удар был нанесен по партии, а по мере передачи ею власти Советам объектами атак последовательно становятся союзное правительство, Верховный Совет и Президент, а также такие наиболее организованные институты власти, как армия и органы госбезопасности.
        С этой целью продолжается кампания разнузданной демагогии и дешевого популизма, подмены социальных, политических и нравственных ориентиров. Особенно очевидна разрушительная сила оказавшихся под контролем оппозиции средств массовой информации, нагнетающих атмосферу социального пессимизма и истерии. Парадокс ситуации состоит в том, что эту функцию выполняют не столько печатные органы различных антисоциалистических партий и движений, а зачастую отдельные ведущие государственные средства массовой информации – каналы телевидения, радио, печатные органы, действующие от имени Верховных Советов страны и республик, КПСС, массовых общественных организаций[4]».
        Здесь следует пояснить, что еще 8 января 1988 г. во время встречи с руководителями СМИ, идеологических учреждений и творческих союзов М.С. Горбачев призвал их «выбрать между «левыми» и «правыми», между «нетерпеливыми» и «консерваторами» - Краткая хроника основных событий России ХХ века. М., 2004, с. 195.
        Далее В.А. Крючков писал:
        «Разрушение присущих гражданам социалистического общества ценностных ориентаций осуществляется путем огульного очернения истории социалистического государства, дискредитации марксизма-ленинизма, нападок на его основоположников, прежде всего В.И. Ленина. В последнее время это приняло форму волны вандализма в отношении памятников вождю, особенно в Прибалтике, Закавказье, на Украине, отдельных областях России, в том числе и в Ленинграде.
        Вновь возрастает роль политики «контроля за улицей» - поддержания массового психоза  путем нескончаемых пикетов, митингов, демонстраций, голодовок. Для этого антисоциалистические силы используют вспышки недовольства населения провалами в снабжении (т.н. «винные», «табачные» и прочие «бунты»), стремятся придать им антигосударственную, антикоммунистическую направленность.
        Не следует придаваться иллюзиям, что сегодня никто из претендующих на власть оппозиционеров не призывает к насильственному изменению строя. Такой призыв прозвучит, как только накопленный потенциал, в том числе и в органах власти, покажется им достаточным для близкой победы. Очевидно, что ставка будет сделана на апробированный в Восточной Европе сценарий – вывод на улицу сотен тысяч людей и направление накопившегося недовольства против существующих руководящих государственных и политических структур.
       Уже сегодня не вызывает сомнения готовность к насилию со стороны антиконституционных сил. То и дело прорываются очаги гражданской войны в Закавказье, они зреют в Молдавии, Прибалтике, на Украине. Эти процессы сопровождаются разжиганием межнациональной вражды, моральным террором, угрозами физической расправы над отдельными депутатами, советскими и партийными работниками, а подчас и убийствами депутатов, как это имело место в Армении. В текущем году только на Украине в правоохранительные органы обратилось более 100 народных депутатов с просьбой защитить их и их близких от угроз физической расправы.
        Все это разоблачает упорно создаваемый миф, что в результате политических перемен к власти придут некие «либеральные демократы». Такое заблуждение уже опровергнуто опытом некоторых стран Восточной Европы и, частично, прибалтийских республик. Реальная перспектива такова, что сделавшие свое дело «либералы» в скором времени будут сметены идущими вслед за ними силами, не скрывающими свои диктаторские замашки, за которыми просматриваются вскормленные коррупцией и теневой экономикой круги.
        О наличии таковых в России свидетельствует принятая 31 июля с.г.  «Программа действий-90» «Российского демократического форума», объединившего стоящих на крайне антикоммунистических позициях «Демократическую партию», «Христианско-демократический союз» и ряд других формирований. «Программа» включает в себя борьбу посредством всеобщей политической стачки за отставку союзного правительства, роспуск Съезда народных депутатов СССР с заменой его Учредительным собранием, захват земли с помощью специально сколоченных «отрядов скваттеров».
       По имеющимся данным, требование отставки союзного правительства нацелено не столько на оздоровление политической и экономической ситуации в стране, сколько на взятие под контроль ключевых министерств и ведомств, в том числе обороны, внутренних дел и государственной безопасности.
       Лейтмотивом публичной агитации становится скрытая или явная угроза «пролить кровь», если нынешнее политическое руководство не сдаст своих позиций.
        По примеру Закавказья, Прибалтики в ряде районов страны идет процесс создания группирований, которые могут быть использованы как вооруженная опора оппозиции.
        Антисоциалистические силы, особенно через своих представителей в депутатском корпусе, стремятся распространить негативное влияние на рабочих и молодежь, подтолкнуть их на активные политические выступления.
        По поступающим сведениям, в ближайшее время планируется резкая эскалация силовой, антиконституционной активности, пиком которой должна стать «всеобщая политическая стачка». Она призвана парализовать экономическую жизнь страны и вынудить нынешнее правительство уйти в отставку. В этом направлении, в частности, лидерами «Российского народного фронта», «Соцпрофа»[5], «Демократической партии России» ведется интенсивная подстрекательская работа в стачкомах горняков, других «независимых» объединениях трудящихся».
          Напомним, что Народный фронт России был учрежден на конференции делегаций региональных народных фронтов в Ярославле 22 октября 1989 г.
        Далее в цитируемом документе В.А. Крючкова отмечалось:
        «В качестве одного из действенных инструментов для осуществления своих замыслов оппозиция рассматривает студенчество. С его участием планируется организовать бойкот занятий, блокирование зданий советских и партийных органов, создавать «отряды охраны порядка». Все это подтверждается последними событиями на Украине.
        Ситуация в стране усугубляется острой нехваткой товаров первой необходимости, в том числе продовольствия, невозможностью отоварить даже весьма скромные нормы их отпуска по талонам. Рост дефицита и перебои со снабжением отмечаются в промышленных центрах страны,  где расположены предприятия ключевых отраслей экономики: горнодобывающей, металлургии, химии. По сравнению с прошлыми годами намного хуже обстоит дело с заготовкой сельскохозяйственной продукции на зиму. Особенно беспокоит тяжелое положение со снабжением продуктами питания, даже в таких городах, как Москва и Ленинград.
       По оценкам лидеров оппозиции, момент решающего штурма приближается, все чаще звучит лозунг «Сейчас или никогда!». Резко активизировались различные массовые акции, которые пытаются проводить под лозунгом «демонтажа империи». Особые усилия прилагаются к тому, чтобы омрачить празднование очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, представить 7 ноября как «день национальной катастрофы».
        Подтверждением нашим оценкам служит поток обращений граждан с требованием дать объяснение, почему не принимаются меры по стабилизации политической обстановки. В основе этих обращений – глубокое беспокойство в связи с реальной возможностью потери социалистических завоеваний в стране. Эта информация представляется сугубо для вашего сведения. В целом органы КГБ обеспечивают слежение за оперативной обстановкой, регулярно информируют высшие органы государственной власти и управления о развитии ситуации в стране, вносят предложения по ее стабилизации, в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами принимают конкретные практические меры по предупреждению и пресечению экстремистских антиконституционных действий. Однако в сложившейся обстановке на органы государственной безопасности ложится величайшая ответственность в деле защиты советского конституционного строя. В этой связи крайне необходимо оценивать политическую и оперативную обстановку в каждом регионе, каждое действие деструктивных сил с точки зрения определения степени угрозы с их стороны для безопасности государства и общества.

         Председатель                В. Крючков.
         18 октября 1990 г.»[1].

         Следующим обобщающим аналитическим документом является

Записка председателя КГБ президенту СССР М.С. Горбачеву
О политической обстановке в стране (№ 219-К от 7 февраля 1991 г.)

Острый политический кризис, охвативший страну, поставил под угрозу судьбу перестройки, процессов демократизации, обновления общества. Стали явственными возможности развала единства Союза ССР, демонтажа общественно-политической и экономической системы. Спровоцированная решениями ряда союзных республик «война суверенитетов»[1] практически свела на нет усилия по стабилизации экономики, резко осложнила условия для подписания нового Союзного договора. Под влиянием известных решений Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР конфронтация между Центром и союзными республиками получила мощный импульс. Глава Российского парламента вкупе с определенными силами, круги из теневого бизнеса явственно заявили свои претензии на создание «второго центра» в противовес государственному политическому руководству СССР. Этим не преминули воспользоваться для закрепления своих позиций практически все оппозиционные партии и течения. Усилились национал-шовинистические и сепаратистские тенденции во многих регионах страны».
Здесь следует отметить, что начало «войне суверенитетов» положил антиконституционный закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР», вводивший ратификацию действия Указов президента СССР и предоставлявший Верховному Совету и Совету министров России право приостанавливать действие союзных законодательных и подзаконных актов на территории РСФСР.
31 октября последовал закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», а также аналогичные акты других республик.
Далее председатель КГБ СССР докладывал президенту СССР М.С. Горбачеву:
«Подтвердились наши оценки, что политика умиротворения агрессивного крыла «демократических движений» не в состоянии предотвратить возрастание деструктивных процессов, позволяет псевдодемократам беспрепятственно реализовывать замыслы по захвату власти и изменению природы общественного строя.
Опасность этой тенденции усугубляется ростом числа и увеличением  мощи незаконных военизированных формирований. Сегодня они располагают самыми современными видами оружия – автоматами, пулеметами, вплоть до реактивных снарядов. С учетом этого фактора социальные и национальные конфликты могут приобрести новое качество, превратиться в многочисленные очаги гражданской войны.
Результаты политического противоборства в ближайшие месяцы будут зависеть от того, за кем пойдет основная часть трудящихся. Действенная поддержка руководства страны, как представляется, будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся предотвратить резкое падение жизненного уровня населения. Нельзя не считаться с тем, что большие социальные группы защищены слабо, зачастую бедствуют. Реальной возможности поднять сегодня их благосостояние нет.
Особенности структуры экономики СССР, невосприятие значительной частью граждан даже примитивных форм рыночных отношений требуют большой осмотрительности, осторожности и выверенности каждого последующего шага при решении проблемы перехода к рынку. Расчет на форсированное внедрение рыночных отношений может обойтись стране непомерно дорого.
В этих условиях особое значение приобретает борьба с экономическим саботажем. Понятно, что сама она не увеличит производство продукции, но может способствовать более справедливому распределению товаров, нанести удар по «теневикам», реально смягчить достаточно тяжелую ситуацию, в которой оказались наименее обеспеченные слои.
Общественное мнение болезненно реагирует на то, как «теневики» используют складывающуюся ситуацию. Углубляющееся имущественное расслоение вызывает рост социальной напряженности. Процесс обогащения по своей внутренней логике вовлекает «теневой бизнес» в борьбу за политическое влияние с тем, чтобы в рамках приватизации еще более расширить масштабы приращения собственности. Это с неизбежностью ведет к созданию категории «новых буржуа» со всеми вытекающими последствиями.
Пока же вследствие обострения социально-экономического кризиса в обществе наблюдается сужение социальной базы поддержки внутриполитического курса Президента и Кабинета Министров СССР. Этот процесс усугубляется демонстративным отказом части научной и гуманитарной интеллигенции (в основном элитарной) от поддержки политики Президента под влиянием последних событий в Прибалтике[8]. В нынешних условиях такая позиция представителей интеллигенции опасна и потому, что может существенно стимулировать «утечку умов» за границу».
Под «событиями в Прибалтике» председателем КГБ СССР понималось запоздавшее обращение М.С. Горбачева к Верховному Совету Литвы о «незамедлительном восстановлении в полном объеме действия Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на территории республики», которое было незамедлительно отвергнуто 10 января 1991 г.
На этом фоне  11 января в Вильнюсе был образован Комитет общественного спасения, намеревавшийся бороться за восстановление на территории республики конституционного порядка. Президент СССР М.С. Горбачев санкционировал принятие правовых мер для наведения конституционного порядка в Литве.
В ночь на 13 января, в результате спровоцированных в Вильнюсе массовых беспорядков, погибли 14 человек (в том числе был убит выстрелом в спину боец «Альфы» старший лейтенант В.В. Шацких).
13 января Верховный Совет РСФСР принял заявление в поддержку действий властей Литвы, а 14 января председатели Верховных Советов Латвии, Эстонии и России(Б.Н. Ельцин) приняли обращение к Генеральному секретарю ООН о созыве международной конференции по проблеме государств Прибалтики. Так, по сути дела, разыгрывалась карта «демократии» во имя развала СССР.
Понимал ли президент СССР что:
«Устойчивость политической ситуации в стране зависит сегодня в значительной степени и от международного положения СССР.
Реальность такова, что сегодня США действуют в направлении развала СССР как великой державы. В политических кругах США доминирует мнение, что американским национальным интересам отвечает линия на ослабление Советского Союза вплоть до выхода из состава СССР ряда республик, прежде всего прибалтийских. Выход же Литвы, например, сделает весьма реальной потерю Калининградской области.
С учетом ситуации вряд ли можно надежно рассчитывать на значительную финансовую и экономическую помощь со стороны Соединенных Штатов. По достоверным данным, США оказывают давление на Японию и Западную Европу, с тем чтобы они ограничили возможные масштабы экономического сотрудничества с СССР. Следует также отдавать себе отчет в том, что даже широкая помощь Запада сама по себе не в состоянии вывести страну из экономического кризиса.
Исходя из этого, во внешнеполитическом плане важно сделать все, чтобы уже в ближайшее время смягчить остроту ситуации, которая складывается вокруг СССР. Интересам страны отвечала бы линия, проводимая таким образом, чтобы в то же время не давать ему повода для ужесточения своей позиции в отношении Советского Союза.
Антиконституционные силы, действуя по разработанному с участием западных экспертов сценарию, рассматривают текущий момент как благоприятный для организации фронтальный атаки против существующих государственных структур Советского государства. Ведущая роль при этом принадлежит организационно оформившемуся блоку оппозиционных сил «Демократическая Россия» (ДР)[9], политические установки которого пытается реализовать руководство Верховного Совета РСФСР».
Избирательный блок «Демократическая Россия» для поддержки кандидатов в народные депутаты РСФСР был образован в Свердловске под руководством Г.Э. Бурбулиса в январе 1990 г.
С феврале того же года стал инициатором проведения многочисленных политических акций в Москве и других городах СССР под лозунгами «отмены статьи 6 Конституции СССР» (о «руководящей и направляющей роли» КПСС как ядра политической системы  Советского Союза), суверенитета России, отмены льгот и привилегий, в поддержку «радикальных преобразований» и «перестройки».
Оргкомитет по формирования движения «Политическая Россия» во главе с А.И. Мурашовым был образован 24 августа 1990 г. Учредительный съезд ДР, объединившего около 50 партий и групп либерально-демократического характера, проходил в Москве 20 – 21 октября 1990 г. Лидеры движения – депутаты ВС РСФСР Л.А. Пономарев, Г.В. Старовойтова, Г.П. Якунин.
Далее В.А. Крючковым сообщалось:
«С формированием руководящих органов ДР в практическую плоскость поставлено решение задачи «превращения Советов всех уровней в инструмент проведения политики оппозиции», скорейшего завоевания на свою сторону подавляющего большинства населения страны. Принимаются меры по созданию ячеек ДР на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях и вузах. Возрастает внимание «демократов» к инженерно-техническим работникам и рабочему классу, поскольку их расчеты на «верхушечный переворот» силами гуманитарной интеллигенции не оправдываются. Оппозиционеры приступили к формированию на базе ДР партии, которая была бы способна вытеснить КПСС с политической арены. Предполагается, что ее возглавят виднейшие лидеры «демократов», и она станет де-факто правящей в России в силу расстановки сил в Верховном Совете РСФСР, Советах ряда крупнейших центров республики.
Шаг в сторону консолидации большинства оппозиционных антисоциалистических сил в масштабах Союза знаменует учредительная конференция т.н. «Демократического конгресса» (Харьков, 26 – 27 января).
В последние недели тактика правых радикалов претерпела трансформацию от «конструктивной оппозиции» до тотального неприятия действий и инициатив Президента, отказа от компромиссов с центральными органами власти. Пропагандистскую линию оппозиции характеризует торпедирование любых шагов по реализации  программы экономической реформы, принятой Верховным Советом СССР. Чтобы придать весомость таким действиям, планируется осуществить серию «ненасильственных акций», а в случае необходимости провести всеобщую политическую стачку. Оппозиция, учитывая большую вероятность проведения трудящимися забастовок экономического характера, изыскивает возможность возглавить забастовочное движение и направить его в русло разрушения нынешних государственных структур.
Вместе с тем правые круги, осознавая, что ситуация в стране в любой момент может сложиться не в их пользу, предусматривают и вариант длительной бескомпромиссной борьбы, в том числе с использованием нелегальных структур».
Здесь речь идет об использовании «польского опыта» расшатывания социализма, начатого в августе 1980 г. и поддержанного спецслужбами США и НАТО. Далее председатель КГБ СССР продолжал:
«Сторонники «демократов» предпринимают настойчивые усилия по расширению своего влияния в армии, добиваясь ее нейтрализации как одного из гарантов единства СССР и незыблемости конституционного строя. С другой стороны, последние события в Прибалтике весьма негативно отразились на настроениях военнослужащих, усилили в их среде, особенно у офицерского состава, сомнения в способности руководства страны контролировать ситуацию.
Разрушительными для единства Союза ССР и общества являются эскалация развязанной антикоммунистами пропагандистской войны против собственного народа и расширившиеся материальные возможности для ее ведения, в том числе с привлечением теневого капитала. Происходит завоевание одного пропагандистского органа за другим, а когда это не удается – создаются новые. Только за последний месяц в России, и в частности в Москве, начали выходить четыре новых крупных издания и приступили к вещанию две радиостанции. К их деятельности привлекаются западные специалисты в области психологической войны (радио «Свобода», издательство НТС «Посев» и т.д.).
Официальная советская пропаганда неоправданно тянет с развертыванием мощного пропагандистского наступления. Наиболее наглядно дисбаланс в противоборстве в пропагандистской сфере проявляется в вопросе о подготовке всесоюзного референдума о сохранении Союза ССР[11]».
Напомним, что Всесоюзный референдум о будущем Союза ССР был назначен на 17 марта 1991 г. При этом Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия и Молдавия заявили об отказе от проведения  референдума на своей территории. Но, похоже, выпускник юридического факультета МГУ М.С. Горбачев не понимал, или делал вид, что не понимает, какие последствия влекут за собой эти антиконституционные решения органов власти указанных республик. Союзные правоохранительные органы по указке президента СССР проявили в этом вопросе вопиющие непоследовательность и полное бездействие. Что фактически предрешало развал Советского Союза.
Одновременно в РСФСР решением Верховного Совета на эту дату был назначен референдум о введении постов Президента Российской Федерации, а также мэров Москвы и Ленинграда.
О некоторых итогах этих референдумов мы еще скажем далее.
А тем временем вернемся к цитируемому докладу председателя КГБ М.С. Горбачеву:
«В то время как «демократическая пресса» принялась шельмовать референдум уже с момента его объявления, со стороны центральных и партийных средств массовой информации серьезные выступления в его пользу практически отсутствуют.
Интересы защиты советского конституционного строя настоятельно диктуют поддержание необходимого государственного контроля над средствами массовой информации, недопущения их кадрового размывания и тем более превращения в рупор антисоциалистических сил.
Анализ сложившейся ситуации требует серьезного критического осмысления того, насколько адекватны сформулированные почти шесть лет назад понятия демократизации и гласности их нынешнему практическому воплощению. Нельзя не видеть, что на определенном этапе (здесь и далее выделено мной, - О.Х.), антисоциалистические круги осуществили подмену их содержания, навязывают обществу видение перестройки не как обновление социализма, а как неизбежное возвращение в «русло мировой цивилизации» - капитализм. Гальванизируется тезис о «незаконности Октябрьской революции». Демократизация и гласность трактуются как устранение любых преград для политических инсинуаций и разнузданной клеветы под флагом «свободы слова». Циничное манипулирование общественным мнением особенно ярко проявляется в утвердившемся «двойном стандарте», согласно которому безоговорочно оправдываются или замалчиваются любые, даже преступные деяния «демократических руководителей» (вплоть до применения с их стороны кровавого насилия в Литве, Латвии, Грузии), а действия властей по восстановлению правопорядка и конституционных норм огульно объявляются противозаконными и диктаторскими».
Еще 23 октября 1986 г., докладывая на заседании Политбюро ЦК КПСС о проблемах борьбы с терроризмом, председатель КГБ В.М. Чебриков отмечал, что уже в то время на территории СССР имелось до 200 антисоветских формирований, имеющих террористические наклонности, объединяющие около 3 тысяч участников.
17-18 декабря 1986 г. в Алма-Ате в связи с назначением первым секретарем ЦК КП Казахстана Г.В. Колбина произошли массовые  беспорядки, в которые оказались вовлечены до 5 тысяч участников. В ходе беспорядков были ранены 1 215 человек (2 из них умерли), 107 человек были впоследствии осуждены за участие в беспорядках.
18 сентября 1987 г. – столкновение на межнациональной почве азербайджанцев и армян в с. Ходжалы (Азербайджан) по вопросу о будущем Нагорного Карабаха. Первое применение огнестрельного оружия в этом затяжном конфликте – «война камней» становится «горячей». В результате массовых беспорядков ранены 33 армянина (один из них скончался) и 16 азербайджанцев.
15 июля 1989 г. – в след за заявлением схода абхазского народа о желании выйти из состава Грузинской ССР и войти в состав РСФСР, в ходе возникших в Сухуми столкновений погибли 11 человек.
В первой половине июля произошли столкновения жителей Киргизии и Таджикистана на границе двух союзных республик. В целях предупреждения дальнейших столкновений установлен комендантский час.
13 января 1990 г.  – начало армянских погромов с Баку. В ходе продолжавшихся до 19 января погромов в городе погибли более 80 человек. 15 января Президиум ВС СССР ввел чрезвычайное положение в Нагорно-Карабахской автономной области и в прилегающих к ней районах Армянской и Азербайджанской ССР.
Даже приведенные и другие многочисленные факты, ставят под сомнения неоднократные заявления М.С. Горбачева о том, что, якобы, его политика «позволяла избежать кровопролития в стране».
23 февраля – собрание представителей подразделений Центрального аппарата КГБ СССР приняло беспрецедентное обращение к Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР, Верховному Совету СССР, в котором выражаются тревога по поводу происходящего в стране и недоумение по поводу бездействия органов власти при нарушениях законодательства Союза ССР[2].
13 и 14 декабря 1990 г. в Вильнюсе произошли взрывы: у здания Общественно-политического центра и возле здания республиканского КГБ.
В связи с перечисленными обстоятельствами, уже 30 апреля 1991 г. – на заседании Совета безопасности СССР (образован 7 марта 1991 г.) обсуждался вопрос о целесообразности введения в стране Чрезвычайного положения.
Продолжим однако прерванное цитирование доклада КГБ президенту СССР М.С. Горбачеву:
«По поступающим данным, в обществе укрепляются ростки понимания того, какие тяжелые последствия для страны имеет затянувшийся кризис в КПСС. Ясно, что ослабление идеологической работы по защите социалистического идеала не может быть восполнено никакой другой политической силой. В то время как оппозиция умело играет на близких простому человеку интересах, партийная пропаганда по-прежнему лишь нащупывает подходы к массовой агитационной работе.
Провалы ряда недавних провокационных акций оппозиции, в первую очередь т.н. всесоюзной политической стачки, демонстрируют, что она еще не располагает достаточно надежно опорой среди широких слоев населения. Политическая сдержанность «молчаливого большинства» сохраняет для партии возможность использовать ее бесспорные преимущества перед оппозицией в виде разветвленной организационной структуры, пропагандистского аппарата, высокого интеллектуального потенциала.
При всем драматизме ситуации сегодня она еще может быть переломлена, учитывая невостребованный арсенал конституционных мер. Пространство для маневра невелико, но оно есть. Нельзя не считаться с тем, что, как повсеместно отмечают, народ устал от трудностей быта, стрессов, социальных коллизий, теряет веру в способность руководства навести порядок. Возникает опасность, что люди пойдут за теми, кто возьмет на себя инициативу по наведению порядка.
Существенную роль в поисках выхода из сложившегося кризиса могут и должны сыграть Верховный Совет и Съезд народных депутатов СССР как наиболее конструктивные политические структуры. Это требует оберегать от нападок, активизировать деятельность, усиливать созидательный потенциал этих органов народовластия.
Вместе с тем, учитывая глубину кризиса и вероятность резкого осложнения обстановки, нельзя исключать возможность образования в соответствующий момент временных структур в рамках осуществления чрезвычайных мер, предоставленных Президенту Верховным Советом СССР.
Такой шаг потребовал бы мощной пропагандистской поддержки, прямого обращения к народу с призывом объединиться для сохранения Союза ССР, защиты общественного строя.

Председатель Комитета                В. Крючков[3].

Напомним, что поскольку документ был доставлен Горбачеву 7 февраля 1991 г., интерес, помимо отсутствия следов какого-либо его обсуждения в Президентском Совете, представляет также дальнейших ход развития событий.
По данным проведенного в Литве 9 февраля  опроса 90,5% принявших в нем участие высказалось за независимость республики, которая и была провозглашена 11 февраля 1991 года.
Так длительное бездействие «гаранта конституционного порядка и Конституции СССР» Горбачева привело в действие механизм развала Великой державы.
В ходе проведенных опроса в Латвии и референдума в Эстонии 73, 6 и 71% их участников соответственно высказались за независимость этих республик.
19 февраля 1991 г. по Центральному телевидению председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин выступил с требованием отставки М.С. Горбачева. 23 и 24 февраля массовые митинги в Москве и других городах Российской Федерации поддержали это требование.
Президент СССР, полностью утративший свое влияние за «пределами Садового кольца», стал заложником и легкой добычей своего мстительного оппонента[4].
Во Всесоюзном референдуме 17 марта приняли участие около 80 % избирателей, 76 % из них проголосовали за сохранение Союза ССР.
В РСФСР участие во Всесоюзном референдуме приняло 75% избирателей, из которых 71% высказался за сохранение Союза; в Украине соответствующие цифры составили 83 и 70%, в Белоруссии – 83 и 83%.
Не смотря на развязанный моральный террор против сторонников сохранения СССР, к урнам для голосования в Латвии пришли свыше 500 тысяч избирателей; в Литве – более 600 тысяч, в Молдове – более 800….
70% избирателей РСФСР высказались за введение поста Президента России.

          Источники  и примечания:


          1. Цитируется по: Урушадзе Г.Ф. Выбранные места из переписки с врагами. 7 дней за кулисами власти. С-Пб., 1995, сс. 291-295.


2. В  обращении  участников  собрания представителей подразделений Центрального аппарата КГБ СССР к генеральному  секретарю  ЦК  КПСС, Председателю Верховного Совета СССР М.С.Горбачеву, Верховному Совету и народным депутатам СССР от 23 февраля 1990 г.  в связи со складывающейся в стране общественно-политической обстановкой подчеркивалось:
"...В чекистских коллективах выражается недоумение  по  поводу того, что руководящие органы страны,  располагая упреждающей информацией о назревающих негативных явлениях, явно запаздывают с принятием жизненно важных политических решений, проявляют медлительность и нерешительность,  не используют силу действующих  ныне  законодательных актов. Затягивается принятие ряда важных для общества законов, в том числе по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью, о Комитете государственной безопасности СССР, о преступлениях против государства,  о преступлениях против мира и  безопасности человечества.  Отсутствие этих законов лишает правовой основы борьбу с наиболее  опасными  формами  организованной  преступности, коррупцией, с  преступлениями  в сфере внешнеэкономической деятельности, не позволяет эффективно обеспечить безопасность  государства и граждан....
Мы решительно заявляем,  что  нынешнее  поколение  сотрудников госбезопасности служит  интересам  своего  народа и не имеет ничего общего с преступлениями времен сталинизма,  безоговорочно,  как все честные люди,  их  осуждает.  Мы твердо стоим на позициях неукоснительного соблюдения закона,  уважения к человеческой личности, торжества социальной  справедливости. 
Мы склоняем головы перед многочисленными жертвами репрессий, в том числе и среди чекистов.
В то же время мы отвергаем огульные, беспочвенные попытки противопоставить деятельность органов государственной безопасности интересам рабочего   класса,   трудового   крестьянства,  интеллигенции..." – Цитируется по:  Лубянка, 2: Из истории отечественной контрразведки. М., 1999, с. 291.               
3. Цитируется по: Урушадзе Г.Ф. Выбранные места из переписки с врагами. 7 дней за кулисами власти. С-Пб., 1995, сс. 297-301; Крючков В.А. Личность и власть. М., 2004, сс. 181 – 186.
4. Совершавший в 1992 г. «лекционное турне» в США историк В.В. Согрин на полном серьезе просвещал американские аудитории о том, что причиной политического конфликта в СССР стала личная неприязнь Ельцина к Горбачеву, допустившему бестактные поступки в отношении кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС в ноябре 1989 г. в ответ на критику в свой адрес.
 


 


Рецензии