Философия Канта и Провидение Божие

          "КРИТИЦИЗМ (философия Канта, книга "Критика чистого разума") пришел к тому, что есть предметы и понятия познаваемые опытом и непознаваемые опытом человека: имманентные и   трансцендентные. Например, атмосфера Марса и Бог. Если первое, в принципе, познать можно (должны только существовать определённые условия), то второе лежит за пределами человеческого (опытного) знания" (А.Введенский).
          Здесь можно удивиться действию Провидения Божьего, предоставившего людям пример того, что человек (Кант) путем исследований многих и многих лет пришел к тому, что Бог давным-давно открыл людям в Святом Писании: "Небо небес - Господу, землю же Господь предоставил сынам человеческим". Т.е. знания "земные" человеку дана возможность добывать самому через собственный труд по изначальному благословению Божьему: "наполняйте землю и обладайте ею ... и владычествуйте ... (над всею землею)"; знания же "небесные" человеку сообщает Сам Бог по Своему усмотрению, т.е. непосредственно для ума человеческого они недоступны.
          Тут под словом «ум» я понимаю естественную данность души человека, в отличие от теологического термина «разум», данности его духа, как благодатной (т.е. поддерживаемой благодатью Божьей) и волевой (т.е. свободным выбором человека одной из предъявляемых ему возможностей) связи человека с Богом и Его творением.
          С теологической точки зрения «разум» можно определить, как способность твари познавать Бога и Его творение. В естественном смысле «ум» понимается, как способность человека получать опытное знание, т.е. знание, которое с помощью определенного опыта может получить каждый желающий того человек.
          В этом смысле определяется и научный метод получения знаний, как метод, дающий одно и то же опытное знание каждому человеку при соблюдении им определенных условий опытных наблюдений, которые можно повторить там и тогда, где и когда он сам того хочет. Т.е. в основе научного метода познания явлений действительности лежит вера в принцип причинно-следственных связей: одинаковые причины порождают одинаковые следствия.
          В основе же духовного познания лежит вера человека Богу, прежде всего опирающаяся на доверии Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, и через Него получающая знания Духом Святым.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.