На моторе. Механизмы. Приводы машин

               
                НА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕ

Размерные цепи в машинах обычно не позволяют вносить изменения в кинематическую цепь.
Вот если бы вал электромотора был бы полым насквозь и достаточно большого диаметра!
 
Тогда позади заднего торца такого электродвигателя можно было бы найти сколько угодно места для размещения любых дополнительных механизмов,  какие потребуются . Какие именно? Об этом – ниже.

Мотор можно было бы развернуть концом вала в противоположную сторону, а внутри этого полого вала, можно было бы вставить соосный, возвратный  вал.

Между этими кинематическими звеньями в такой схеме можно было бы встроить кое-какие  дополнительные устройства, главным образом, преобразователи крутящего момента.

Моторов с полым валом для такой цели сегодня нет и в ближайшее время не предвидится. Однако ту же задачу можно решить обходным путём.
 
Рядом с электродвигателем параллельно его валу на той же раме можно установить дополнительный вал в его подшипниках. На раме или более сложном каркасе металлоконструкции  под привод машины надо найти место под корпусы этих подшипников.  Иногда это хлопотно, так как необходимо вносить изменение в уже имеющуюся металлоконструкцию.
 
Более удобно было бы иметь параллельный вал, корпусы подшипников которого  установлены на корпусе самого электродвигателя.

Для  этого в отливке на корпусе  электродвигателя следует предусмотреть хотя бы четыре шишки.  Срезав их фрезой, имеем четыре опорных пятачка для резьбовых отверстий в них под болты для крепления платы на этих опорных пятачках.
 
Впрочем, зачем нам плата? Нет необходимости в ней. Раз уж вносим небольшое изменение в отливку корпуса электромотора, то пусть шишечки под  площадки опоры с их резьбовыми отверстиями будут предусмотрены специально на местах крепления непосредственно самих корпусов  подшипника к упомянутому параллельному валу.

Корпуса подшипников покупные, стандартные.

А впрочем, раз мы уже имеем  дело с чугунным литьём, выполним так общий корпус под оба подшипника к параллельному валу. Тогда отпадает необходимость в уплотнении с одной стороны у каждого подшипника. Полость между подшипниками заполним смазкой. Её хватит на весь срок службы подшипников.

Впрочем, зачем вообще нам здесь нужна отдельная отливка под этот корпус подшипников? Раз уж мы вносим изменение в чертёж отливки корпуса для такого электродвигателя, то пусть в этой отливке уже будут предусмотрены выступы под посадочные отверстия для подшипников параллельного вала.
 
Получается корпус и для обычного электродвигателя, и для параллельного вала с его подшипниками. Этот агрегат можно установить на тех же посадочных местах стандартного электродвигателя, и модернизировать привод машины так же быстро и просто, как заменить  новым сгоревший электромотор.

Зачем всё это нужно, - что  даёт такая реконструкция привода?

С обеих торцов электродвигателя мы добавляем по ременной передаче с отношением, к примеру, 1:3. Тогда общее передаточное число остальной части привода уменьшится, соответственно в 9 раз (!). Следовательно, там потребуется ИНОЙ РЕДУКТОР, более простой, компактный, дешёвый.

Если 9 – слишком много в конкретном случае, а достаточно, меньшего числа, то используем эти простейшие, столь простые и дешёвые наши дополнительные две ступени передач в таком приводе вот с какой целью.

Ременная передача лучше гасит вибрации, чем эластичная муфта.
 
Поэтому поставим более скоростной мотор – на 3000 об. в мин. вместо типичных 1500. Он чуть компактнее и дешевле. А передаточное отношение ременной передачи зададим другим, - таким, какое нужно.

В более скоростной передаче крутящий момент меньше, значит, сечение ремня меньше, соответственно меньше и диаметры шкивов. Вся система становится компактнее, практичнее, дешевле.

Даже если это и не очень заметно, всё же оно весьма существенно, если такое комбинированное устройство станет одним из предметов массового производства и применения.
_________

Небольшое пояснение  к картинке.

Ведомый шкив второй передачи может быть установлен  в двух вариантах:

1. на конце ПАРАЛЛЕЛЬНОГО, следующего вала этой кинематической системы

2  через ПОДШИПНИК на другом конце ВАЛА ТОГО ЖЕ электродвигателя (но с выступающим  вторым концом его вала).

Оба эти варианта предоставляют каждый свои возможности или удобства для монтажа этого устройства в модернизируемый так привод оборудования.
Это видно из рисунка.


Рецензии