Они покорили Париж

   
   Париж — город искусства, славы и красоты.

   Город фестивалей и художественных выставок.

   В Париже любители циркового искусства были покорены изяществом и красотой блестящего циркового номера молодой артистки Лены Павлович.

— Да что там говорить?! Блистали все! — вспоминает Лена. — Вся программа была шикарная. Весь цирк был российский.

   В кафе «Шоколадница» на Цветном бульваре, рядом с цирком Никулина, за чашечкой кофе, мы берем интервью у знаменитой артистки Лены Павлович.

   Со мной она говорит о лошадях, а с моей племянницей Викой — о любимых собаках.

   Разговаривать с Леной легко и приятно. В обращении она проста и приветлива. Юмор украшает ее речь. Одета она просто. Единственное украшение: маленький амулет на цепочке — серебряное изображение цирковой лошадки.

— Значит, понравился вам Париж? — улыбается Вика, продолжая разговор.

— Так он всем нравится, — отвечает Лена. —
А вот как мы им понравились!
Они и сами этого не ожидали. Это был не просто успех, это был аншлаг все двадцать представлений. Это был рекорд. Такого количества зрителей цирковой программы в Париже не было никогда.

   Мы готовились к этой поездке целый год. Заблаговременно перед исторической датой (это был Миллениум — 2000-й год) к нам приехал импрессарио из Франции для отбора номеров.
Наш номер ему  понравился. Он сказал: «Этот номер я беру!» — и утвердил нас сразу, не раздумывая.

   Должна вам сразу сказать, что ехали мы, по существу, не в цирк, а на громадное шоу. Манеж там строили специально в таком громадном здании, что с верхних рядов он выглядел как пятикопеечная монета.

   А в номере с обезьянками их вообще было еле видно, они там прыгали, как блошки. Но наполняемость зала была сто процентов. Наш номер с лошадьми назывался «Испания».

— Расскажите подробнее, из чего состоял ваш номер? — спрашиваем мы.

— Из элементов Высшей школы верховой езды. Мы с партнером работали в паре, где лошади должны были то вместе, то попеременно выполнять школьные трюки: испанский шаг, пассаж, пиаффе, разные пируэты.

   Как обычно, когда выступают мужчина и женщина, в номер привносится романтический настрой. Номер начинался с того, что на манеже танцевали шесть испанок. А мужчина гарцевал на коне вокруг них, выбирая для себя лучшую. Но он не может ни на ком остановить свой выбор. И тут открывается занавес, и на вороном коне появляюсь я. Конечно, испанец влюбляется в меня с первого взгляда, и мы продолжаем вдвоем танец на лошадях.

  Класс!

— Красивый номер, — соглашаемся мы.

— Мы покорили Париж, — вспоминает Лена с улыбкой.

  Когда спрашиваешь Лену, в чем секрет ее такого необычайного достижения, она уверенно отвечает:

  “Я всю жизнь занималась тем, что мне нравится.”

   И вот…
 
   Сегодня на манеже престижного цирка города Москвы на Цветном бульваре на черном коне в символическом белом одеянии торжественно выезжает артистка Лена Павлович.
 
   За ней следуют две наездницы: одна в одежде синего цвета, другая — красного.

   Все вместе они символизируют трехцветный флаг нашей страны.

   Так они открывают программу «Держава».

   Зрительный зал взрывается восторженными аплодисментами…

   Так я впервые увидела Лену Павлович…

   Неудивительно, что испанец влюбляется в нее с первого взгляда!

   Сейчас все взоры зрителей устремлены на эту дивную женщину в белом одеянии, символизирующую цветовую часть государственного флага.
   Глядя на нее в каждом сердце расцветала гордость за нашу славную державу.

   А Лена - прямая и стройная - гордо восседала на коне.

   Шлейф атласного белого платья покрывал круп коня.

   Конь - выразительно и четко печатал свой шаг.

   Завораживающее зрелище!

   Могучая символика!

   А сейчас мы в кафе «Шоколадница» на бульваре Цветном слушаем Лену Павлович…
- Лена, говорят, что Вы с лошадьми понимаете друг друга с полуслова. - Спрашиваю я. -Как же это у Вас получается? Ведь это - только животные… Они не могут разговаривать.
Лена улыбнулась, подняла на меня глаза и, чуть подвинув к себе кофе-гляссе, начала свой рассказ.
- Этот процесс - сложный и долгий. Проходит много времени, иногда даже годы, прежде чем мы начнем понимать друг друга и станем партнерами на манеже.
- Годы?! - Искренне удивляется Вика. - Но ведь это ужасно дорого для цирка!
- Да, процесс сложный, долгий и… дорогой! - Соглашается Лена.
Очень часто лошади попадают к нам из спорта.
Для лошади это - все равно, что на другую планету перебраться:
язык - другой, законы и требования - совсем не те…
- И где же Вам интереснее? - спрашиваю я.
- Мне интереснее работать с цирковыми лошадьми. - Отвечает Лена. - Начнут работать: у них мозги раскрываются - лучше не скажешь!
   Голова начинает работать в направлении - как понять человека.
В спорте они были как машины. А здесь, когда с ними занимаешься, даже фразы начинают понимать. Им говоришь - они делают.
   Вдобавок они такие фантазеры страшные! Они сами придумывают и подсказывают трюки - репетируешь с ними одно, а они раз! - и подсказывают тебе то, что ты и не думал с ними делать.
   Ну, и прекрасно!
  Это только закрепить и - все!
   Я пришла в цирк и увидела совершенно других лошадей.
Увидела любовь и мягкое к ним отношение, что очень импонировало мне.
Даже шамбарьер у нас с мягкими плетенными нитками на конце - он не может причинить боли лошади.
   Вообще, должна сказать, что лошади очень чувствительны.
Даже на фазы Луны реагируют.
   При полной Луне они ведут себя расхлябанно, менее восприимчивы к командам. У них одно желание - погулять.
   Нет смысла наказывать их за это - природа на них так действует…
   Поэтому, когда я работаю с лошадью, я стараюсь  понять ее состояние. Она - как человек:ну, не с той ноги встала, ну, настроение плохое.
   Не получается - не насилую. Мне не нужен сиюминутный результат. Заменяю другим упражнением.
   Стараюсь беречь нервы и здоровье животного.
- А что Вы можете рассказать про своих лошадей, с которыми Вам приходилось работать? - Спрашивает Вика, опережая меня.
- Первая моя лошадь по кличке Манеж - попала к нам из спорта.    
   Спортсмен попробовал с лошадью одно, другое, третье… Видит, лошадь ему не подходит.
   Он хотел быстро результат получить.
   А быстро ничего не бывает.
У лошади срывается психика, она получает травму.
   И спортсмен от нее отказывается.
   Так мы и получили Манежа.
   Он пришел к нам такой красавец: вороной, высокий… Но хромал на задние ноги. Его порода была - Украинская породная группа.
   Ну, вот… Пришел он к нам в цирк.
   Элементы Высшей школы на нем было делать нельзя - у него была больная спина.
   Посадили мы на него балерину - такую легкую девочку, которая должна была на нем выступать.
   Но этот конь оказался сильно умный: он просто не повез ее. Стал гулять, куда хотел и как хотел. И делать, что хотел. Он был незлобный, добродушный и…. никого не слушался
   Так продолжалось целый год. В итоге, когда дело совсем подпортилось, мне сказали:
   “Садись на него - надо исправлять!”
Мы взяли его трехлетним, но в спорте его уже успели сломать.
Мы начали лечить его - спина укрепилась, хромота прошла. Он стал нормально давать себя седлать.
   Стала я на нем работать. Стала делать совершенно легкий номер.
   Так продолжалось почти целый год…
Потом потихонечку начали усложнять задания.
   Он сам предложил  бегать испанской рысью - высоко поднимая передние ноги. Я похвалила.
   Еще разок, еще…
   И он стал рысить сам по себе.
   Хорошо!
   Давай дальше…
   У него оказалось такое шикарное «плечо»! Он ноги поднимал выше носа. Ему это дело так понравилось!
   Они - лошади - вообще любят «Испанский шаг».Стоит один раз показать, лошадь начинает его применять, где надо и где не надо. И потихонечку мы это дело освоили.
   Я продолжала работать в номере «Кадриль», а мой конь параллельно осваивал Высшую школу.
   Затем все наши уехали заграницу работать, а меня оставили с лошадьми - репетировать.
   Начались новогодние елки.
   Нехватало номеров с животными и мы с Манежем вышли работать сольный номер. Моя первая роль была - роль маленькой разбойницы на новогодней елке, в сказке о Снежной королеве.
   Вторая моя лошадь была по кличке Нагар.
- А с Манежем-то как кончилось? - спрашиваю я, чувствуя, что Лена не договаривает что-то.
- Печально… - Говорит Лена. - Он пал в двенадцатилетним возрасте по болезни - эмфизема легких.
   Мне до сих пор больно вспоминать об этом. Мы лечили его, делали все, что могли, но болезнь была неизлечима.
Итак, следующий был Нагар..
   Покупали мы его для балерины, как черную лошадь для номера «Кадриль». Он по цвету подходил - и ничего более.
   Он был караковый.
   Купили мы его в Красноярском крае - в Богом забытой деревне.
   На улице  мороз стоит лютый, а мы едем за сто верст киселя хлебать.
   Коня смотреть!..
   Приехали, вышли… Смотрим: стоит такой рысачок - совершенно обыкновенный. Ничего из себя не представляет. Но у нас не было выбора.
   Нам лошадь была нужна.
   Мы его взяли.
   Еще одна причина - он подходил нам по росту. Достаточно крупный.
   Мы работали в это время в Красноярске на гастролях.
   Привезли коня...
   Первый его заход на конюшню - сплошная комедия! Ну, цирк в цирке!
   Привели его к конюшне. А он встал и не идет…
   Мы всю денежную волокиту уже прошли…
   Купили, оплатили, деньги перечислили.
   Через два месяца нам его доставили.
   А он - не идет!..
   А как его привезли - тоже нужно рассказать.
Это - отдельная песня.
На улице - мороз в 30 градусов, а его на открытой машине доставили к нам.
   Я как увидела это дело - мне аж плохо стало!
   Ну, все - хана! Заморозили лошадь!
   Точно!
   Не выживет…
   Два часа по морозу, открытая машина…ветер…
Быстренько решаю: надо его в душ! Горячей водой проливать, согревать…
   Короче: помыли, закутали, повели в конюшню.
   А он не идет - и все!
   И так, и сяк…
   И так, и сяк…
   А он  - ни в какую!
   Морковку даем - не берет, как будто и вкус не знает. Стоит, как вкопанный.
   Стоял, стоял, стоял у входа…
   А потом эдак: ну, будь, что будет!
   Ка-а-ак рванет, ка-а-ак понесется!
   Мы все так в сторону….
   Шррр!
   Все лампочки, все ведра посшибал.
   Мы за ним следом понеслись.
   Поймали.
   Поставили.
   Уфф!
Через некоторое время вывели его на манеж.
А тут нам новый сюрприз готов…
Он не может бегать по кругу.
Только - прямо!
А прямо у него тоже по-своему выходит:
Если круг манежа разделить на квадраты, получается прямо - два шага. Потом уже надо повернуть, два шага, потом опять поворот под прямым углом.
А что  - манеж всего 13 метров! Конь никак не поймет, что надо по кругу бегать. Он так не бегал никогда в жизни.
Что делать…
И вот, когда он прямо на бегу - мы его развернем. Прямо побежит -опять развернем.
Бились, бились - ничего не выходит!
Потом - а давай-ка, попробуем его на барьер поставить!
А к этому времень он стал уже интерес к нам проявлять: морковку, лакомство, поощрение брать.
Первые три-четыре дня он просто в шоке был - куда попал!?
Теперь морковку взял, распробовал, стал есть…
Хорошо!
Ладно!
Начали на барьер его ставить.
Одну ножку, другую ножку…
Нет! Не понимает.
Опять: одну ножку, другую…
Раз!
И он сам залез!
Я говорю:
«О! Ничего себе! С первого раза - и пожалуйста!»
Вот так - шутками, прибаутками… Играем с ним.
Потом думаю: «А дай попробую его «Испанскому шагу»поучить.»
Начала учить, а он стал ноги так высока задирать…
Ничего себе!
Во талантище!
Ну, просто шикарный «Испанский шаг»!
Надо закрепить, раз пошло.
Просто так, играючи и закрепили.
Сначала он даже и не шагал, а просто ноги поднимал. Шагать позже начал.
Потом думаю: давай, поклончику научу.
Научила…
   И, когда моей лошади по кличке Манеж не стало - Нагар пришелся как нельзя кстати!
   Поклончик - умел, на барьер - умел, ноги поднимать - умел…
И так получилось, что один Нагар умел, хоть что-то делать.
   Я начала готовить его уже серьезно.
   За пять месяцев он освоил почти все элементы Школы. И делал все великолепно! Четко! Правильно!
   В какой-то мере этот конь был просто уникальным.
   Пришел к нам пеньком - ничего не умел.
   А сейчас так развился!
   Иногда я подозревала, что он умнее меня…
   Он такие вещи вытворял - не придумаешь!
   Я его любила больше всех. Такой родной стал, такой рабочий, послушный. И получал от меня всегда самое лучшее, самое вкусное.
   А еще такой случай вспоминается…
Работаем в Белоруссии.
Думаю, выпущу-ка, я свою лошадку в поле за городом погулять.
Пусть моя лошадка порезвится!
Ну, никуда же он не убежит…
Он никуда и не убежал - ровно две минуты.
Он поел травку, отошел от меня подальше…
А потом, задравши хвост, как почесал!
Мы потом по всему полю бегали - искали его.
А он, поносившись вволю, через некоторое время дал себя поймать.
Все, из доверия ты, брат, вышел! Будешь ходить на веревочке!
Да ради Бога! Веревочка - так веревочка…
Но он умудрялся и с веревочки точно так же уходить.
Дальше…
   Приезжаем работать в Брянск.
Там тоже было место, где можно было дать лошадям побегать: поле, мелкая речка - можно было заезжать в воду…
   Если есть возможность - стараемся лошадей на природу вывозить - чтобы лошади отдохнули, подышали воздухом, травку поели.
   Поехали…
Нагарушка у меня очень спокойная, хорошая лошадь - я посадила на него девочку. Она не очень хорошо ездила верхом.
   Ну, думаю, ничего! Куда он денется…
Параллельно с Нагаром я занималась еще с одной лошадью. И поехали мы кататься в поля…
   Переехали речку.
И вдруг я понимаю, что Нагарушку я что-то и не вижу. Вместе с девочкой.
   Он удрал вместе с ней.
Посреди огромного поля он ее где-то и потерял.
Когда мы уже обогнули лесочек, чтобы поискать его  - коня я вообще не вижу в обозримом пространстве - кромка леса где-то около горизонта… и поле.
Совершенно голое...
В середине поля бредет девочка.
Где же мы теперь коня искать будем?
Я в шоке!
Девочка бредет, значит,- живая!
Уже легче.
   Мы все верхом на своих лошадях. Давай, хоть у девочки спросим, в какую сторону конь побежал.
Подъехали.
Спросили.
Она не знает.
   Когда земля на нее бросилась - она и коня-то не заметила.
Видим, на краю леса пасется стадо коров.
   И посреди стада ходит одна корова в красном вальтрапе (Вальтрап - покрывало из сукна или бархата, надеваемое на спину лошади под седло).
   Я говорю: «Вот это, наверно, наша корова, все-таки».
Приезжаем туда.
   Стоит Нагар среди коров и спокойно ест травку.
У него все хорошо.
Выловили.
Повели домой.
Что говорить!..
Выбился из доверия по полной!
   Потом он научился очень интересно шлепать губами.
Издавал такой чпокоющий звук: забирает губами воздух, потом выпускает его. Получается : чпок, чпок, чпок…
   Это, вообщем-то, относится к нежелательным привычкам, с которыми все борются.
   Раз научившись, он это делал, когда хотел.
А рядом с ним стояла молодая лошадь, которую мы только что купили.
   Я впервые видела, как молодая лошадь училась вредной привычке у старой лошади.
   Стоит молодой конь - Кузя его звали - а я слышу еще какой-то дополнительный звук добавился к чпоканью Нагара.
Тоже чпоканье, но другое.
Думаю, мне послышалось.
   Вижу такую картину: стоит Кузя, весь в себе, сосредоточенный… И губами так делает: ап, ап, ап….
Выражение на физиономии такое - Ой! Что-то не получается!
   Подходит Кузя к решетке, вдавливает в нее морду и косит одним глазом в сторону соседа.
Не видно его.
Не получается…
Пошел по деннику кругами чпокать губами.
Опять что-то не так.
Снова вернулся брать очередной урок.
А Нагар стоит в своем деннике и наигрывает свое любимое «Чпок,чпок,чпок.»
И что же вы думаете!
Через несколько дней сосед чпокал успешно, в унисон.
Оркестр получился.
   Вот  так - дурным привычкам даже учить не надо!
Они, наверно, развлекаются таким образом.
   Нагар проработал со мной еще шесть лет Высшую школу, а потом он освоил другой номер «Свобода лошадей».
   Потом я взяла Глаудиса.Он у меня в номере до сих пор. Шикарный конь. Он честный и добросовестный номер.За все пятнадцать лет он не подвел меня ни разу в каких бы сложных ситуациях мы с ним не оказывалсь.
   Вспоминается такой экстраординарный случай: работали в Бельгии и  во время исполнения номера внезапно погас свет.
Тьма кромешная...
Зал полон народа...
Аншлаг!
И если бы конь,обезумев от страха начал давить публику...страшно подумать, что могло бы произойти!
А лошади от природы очень пугливы. Первое - спасаться бегством!.
Я разговаривала с ним, пытаясь нейтрализовать создавшуюся ситуацию и успокоить лошадь. Гладила его по шее и шептала:
- Стой, сынок, стой! Все хорошо.

Когда включили свет, мы спокойно стояли на середине манежа. И доработав номер под шквал аплодисментов уехали закулисы.
 
   А когда я начала работать в цирке на Цветном бульваре, мне купили сразу четырех лошадей, с которыми я сейчас и работаю.
   У каждой из них свое лицо и свой характер.
- Лена, в цирке есть такое написанное правило: цирк - дело семейное. Поэтому в номерах в цирке работают в основном родственники. Вы сами - тоже из цирковой династии? - спрашиваю я.
- Нет, я - исключение из общего правила. Я сама пришла в цирк.


За свою творческую жизнь артистка уже посетила 102 города в разных странах.

Ее счастливая жизнь, кажется, началась с того момента, когда в первый раз Лена пришла на ипподром.

Высокой пышноволосой девочке в то время едва исплнилось 12 лет…

Но…
   На ее пути встало первое непреодолимое препятствие: родители строго-настрого запретили ей посещать ипподром.

— Это не занятие для девочки! — заявила мама.

— Это опасно и плохо для здоровья, — прибавил папа.

Родители, инженеры на крупном заводе, свою пышноволосую дочь хотели видеть секретаршей у большого начальника.

— Хорошо бы тебе еще выучиться стенографии, — заботливо предложил любимый дедушка. — И научиться печатать на машинке слепым методом.

   А у бабушки не нашлось слов - она была в шоке.
И только дедушка сказал:
- Оставьте ее в покое. Жизнь научит.
Только он был на моей стороне.

   Спорить с таким объединением родственников было бесполезно.

   Мечта Лены рушилась.

   Слезы полились из глаз.

   Но родители были неумолимы.

— Хорошо, — сказала Лена, вытирая слезы. — Я выучу стенографию. Твердо обещаю. Только прошу вас — разрешите мне хоть иногда посещать ипподром.

На том и порешили.

   Родители даже не могли и подозревать, с какой твердой волей своей хрупкой девочки они столкнулись на этот раз.

   Ее любовь к лошадям — умным, преданным и красивым животным, в стремлении к совершенству привели ее к вершинам успеха.

   «Только вперед, только лучше, только еще лучше!» — вот ее жезненное кредо.

   Лена способна по шесть часов — до боли в руке щелкать шамберьером, чтобы выработать в движении точность.

   Ее бережное отношение к лошадям — любимым животным — заслуживает уважения и подражания.

   Результат такой любви поразительный: четкость и безупречность — отличительные качества ее номеров.

   Так двенадцатилетняя девочка на небольшом ипподроме города Самары начала карьеру знаменитой наездницы.

   Нет, девочке Лене не позволяли сесть на лошадь — об этом она могла только мечтать.

   Все,что было позволено юной фанатке — погладить лошадку, прикоснуться к ее мягким губам, ласково поговорить с ней, наполнить маленький мешочек овсом и повесить его у двери с наружной стороны денника.

   Для девочки и это уже было счастьем.

   И только через два года Лена была принята в спортивную секцию  верховой езды.

   Секция была крохотная, единственная в городе.

   Еще через два года Лена просто пришла на представление в цирк. У нее перехватило дыхание, когда она увидела на манеже цирковых лошадей. Таких красавцев она никогда не встречала в жизни.

   После представления вместе с подругами она пробралась закулисы. Потом напросились поприсутствовать на репетиции…

   В цирке есть такое выражение: «Цирк - это болото. Один раз попал в него - и засосало».

   Так получилось и с Леной.

   В 17 лет впервые покинула родной город и поехала с цирком на гастроли.

   Но зато, когда Лена вернулась из своих первых гастролей, закулисами она наткнулась на бабушку, которая была у руководства и просила Выгнать! Уволить! и вернуть в семью насовешеннолетнюю внучку.

   Ага! Как же!

   С цирковыми номерами она переезжает из города в город, но все, что она делает — чистит и кормит лошадей. О том, чтобы сесть на лошадь и выехать на манеж — не смеет держать даже в самых смелых мечтах.

   Профессия наездника в цирке передается по наследству от родителей к детям, которые уже в пять лет свободно управляются с лошадьми.

   С улицы на манеж не въезжают.

   Но она живет в цирке и цирком и постепенно овладевает методами дресировки лошадей.

   Проходя такую оригинальную школу дрессировки, Лена вырабатывает свои собственные методы, в которых превалируют любовь к животному и ласковое обращение с ним.

   Так, осваивая цирковые приемы и добавляя свои фантазии и новшества, юная Лена создает оригинальный цирковой номер.

   И вот однажды…


   В цирке на Цветном бульваре проходит просмотр новых цирковых номеров.
   
   Заседает Художественный Совет во главе с Юрием Никулиным.

   Идет строгий отбор лучших номеров для предстоящего представления.

   На спор со своими друзьями, Лена подходит к Инспектору манежа и просит посмотреть ее номер.
А Инспектором манежа был в то время совершенно легендарная личность Завен Григорьевич МАРТИРОСЯН.
   Это - артист, режиссер, знаменитый шпрехшталмейстер Московского цирка на Цветном.

— Не говори глупостей! — сказал кто-то из Художественного совета и отослал ее прочь.

   Но служительница по уходу за животными не сдавалась.

   Голоса в коридоре становились все громче.

   Узнав о причине шума, Никулин засмеялся и сказал:

— По-моему, нам проще посмотреть ее, чем спорить.

И обращаясь к Лене, добавил:

— Пять минут тебе хватит? Веди коня.


   Лена, как была — без грима, в пузырящихся на коленках, тренировочных штанах, без музыкального сопровождения вскочила на коня и выдала свой номер, который отрабатывала ночами втайне от всех .

- А в чем заключался Ваш показ? - спросила Вика.

- Мы сделали все трюки Высшей школы:
Испанский шаг, пиаффе, пируэты.

   Окончив номер, она спрыгнула с коня и замерла рядом с ним. Потом поклонилась всему Художественному совету, и взяв верного друга под уздцы, направилась к выходу.

   Тишина удивления повисла над Художественным Советом.

   Не дожидаясь ответа, Лена направилась к выходу.

   Сделав несколько шагов, она услышала оклик Инспектора манежа..

   Юная служительница по уходу за животными остановилась и обернулась.


— Что? — спросила она.

— Завтра на манеж! — строго сказал Мартиросян.

   Это был посыл в судьбу...

- Я вспоминаю с гордостью, что  на манеж меня благословили именно: Юрий Владимирович Никулин  и  Зовен Григорьевич МАРТИРОСЯН.

- Да,  это -  великие люди! - сказала Вика.


   Так Лена стала артисткой…

   А кто же ее партнеры?

   Какие они — эти цирковые лошади?

   Специальной породы?

   Нет, такой породы не существует.

   Цирковые лошади проходят строгий отбор. Они должны соответствовать особым стандартам.

   В отличие от обычных рабочих лошадей, цирковые лошади являются особенными — зрелищными, потому что цирк — это праздник.

   Выбирают их по двум критериям:
по экстерьеру и по способности к дрессировке.

   Экстерьер — это гармония пропорций и красота форм.

   В трех основных движениях можно увидеть красоту лошади, заставляя ее двигаться тремя аллюрами — шагом, рысью и галопом.

   Цирковая лошадь должна быть пропорционально сложена при росте не ниже 160 см, иметь сухую голову, гибкую и длинную шею, хорошо выраженную холку, широкий ганаш(пространство между краями нижней челюсти у лошади. Оно должно быть широким, чтобы не мешать голове в затылке при поднятой шее). А также — мускулистое бедро, длинную голень и крепкие копыта.

   Восприимчивость лошади к дрессировке зависит от ее характера и от ее способности вырабатывать и закреплять рефлексы, овладевать сложными навыками.

   Навыки, новые поведенческие нормы, приобретаются лошадью с помощью специальных тренировок или дрессировки.

   Нужно отметить, что не существует специальной школы для обучения искусству дрессировки.

   Знания приемов и методов дрессировки передаются от артиста к артисту ( в большинстве своем — детям дрессировщиков).

   Существует два метода дрессировки: суровый — грубый и гуманный — мягкий.

   Добронравные лошади не могут быть воспитаны грубостью и побоями.

   Между лошадью и человеком должно существовать доверие.

   Выработка условных рефлексов должна строиться на поощрении: вкусовом, голосом, лаской в сочетании с требовательностью и настойчивостью.

   При гуманном методе дрессировки лошадь быстрее усваивает требования и трюки, которым ее обучают.

   У нее вырабатывается контакт с дрессировщиком и появляется привязанность к нему.

   Кроме того, очень важно выбрать для лошади правильное амплуа в зависимости от ее способности — к аппортировке, подниманию на дыбы и так далее.

   Для дрессировщика очень важно суметь определить преобладающую реакцию в поведении лошади, то есть — ее характер.

   От этого зависит успех в работе.

   Чтобы выработать у лошади условный рефлекс, нужно подкреплять его безусловным, например, подкормкой.

   Важное значение лошади «на свободе», то есть без всадника, имеет подбор лошадей, не обязательно чистокровных или лошадей редких пород.

   При покупке лошадей нельзя расчитывать на подбор только добронравных животных.

   Иногда попадаются злые, пугливые, норовистые.

   Умелая дрессура может исправить характер.

   Прежде, чем начать работать с лошадьми, дрессировщик должен научиться в совершенстве работать шамбереьером (длинный хлыст на гибкой рукоятке с ударником на конце, применяемый дрессировщиками лошадей в цирке и на манеже).

   Это значит — попадать, касаться лошади концом ударника шамбереьера или, как говорят в цирке — тушировать лошадь по определенному месту ее корпуса.

   Для каждого воздействия шамберьера у лошади вырабатывается определенный условный рефлекс.

   Шамберьер как важный инструмент, помогающий в дрессировке, должен использоваться с осторожностью и только по целевому назначению.

   Можно провести параллель между артистом — дрессировщиком группы лошадей «на свободе» и дирижером оркестра: в руках дрессировщика — шамберьер, а у дирижера — дирижерская палочка.

   Научиться в совершенстве владеть шамберьером можно только в результате упорных и правильных тренировок.

   Тренировки для точности попадания могут проводиться с различными предметами и вещами: кусочками бумаги на полу, мячиками, палочками.

   Только добившись точного попадания в различные предметы и в разных условиях, можно переходить к работе с лошадьми.

- А сейчас кто Ваши партнеры? - Спрашивает Вика.
- У меня сейчас четыре лошади.
   Каждая из них имеет свое лицо и свой характер.
Например:
Бурбон - разумный философ.
Барс - паникер.
Султан - пофигист.
Малек - вредный и хитрый.
Он - легко и шутя изжевал мяч у жонглера. Перед самым началом представления. Можете себе представить?!
Все они - послушные и талантливые лошадки.
Им нравится учиться…
Им нравится процесс зарабатывания.
Зарабатывания морковки.

- А эти лошади, с которыми Вы работаете, попали к Вам тоже из спорта?
- Нет. Мы их купили специально для цирка.

Есть один-единственный завод в Ставропольском крае, где разводят породу Терских лошадей. Таких красавцев нет нигде больше на всем белом свете. Это о них написаны известные поэтические строки.
   Лена, чуть прикрыв глаза, процитировала:
«В одну из теплых летних ночей Луна, одиноко мерцающая на звездном небе, увидела сказочных лошадей, пасшихся в ночной степи. Лошади были изящны и грациозны. Изгибая лебединые шеи, они вдыхали ночной воздух, а их глаза мерцали в ночи так же как далекие звезды над их головами. Луна вздохнула, завороженная красотой коней и лунная мерцающая пыль медленно кружась, осыпалась на пасущихся лошадей, покрывая их сиянием серебра. Легкий степной ветерок, вороша гривы лошадей, стряхнул остатки серебра в густую траву, которая сразу же покрылась серебряными капельками утренней росы. Горизонт стал светлеть, луна поняла, что ее час пришел, она должна уйти, уступив место огненному красному шару. Но она теперь знала, что часть ее навсегда остается на земле в виде серебряной лошади скачущей через степь… »

   Цирковые номера Лены Павлович называются: "Высшая школа верховой езды" и «Свобода лошадей».

   Для артистки - это свобода творчества в сложном и таинственном цирковом искусстве.

   Мы выходим из кафе «Шоколадница», что на Цветном бульваре…

   Теплый сентябрьский вечер …

   Только что закончилось представление.

   Из дверей цирка появляется толпа зрителей.

   У входа в цирк - памятник Юрию Никулину, основателю цирка.

   Ребятишки после представления с удовольствием забираются на памятник - прямо на голову клоуну.

   Неподвижно замер клоун в черном костюме, а башмаки на нем - золотые…


Рецензии
Загадка - вот движитель всего.
Загадка первая: откуда Багира знает дрессуру?
Загадка вторая: Почему ей нравится Париж?
Загадка третья: Почему никто не понимает, что это рассказ о цирке?

Роман Шиханский   04.09.2009 20:49     Заявить о нарушении
Первое:
Багира знает все - она живет в джунглях.
Второе:
в том числе и про Париж.
Третье:
они понимают, что такое цирк...

Элеонора Шпигель   05.09.2009 20:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.