Кратко о психологии человека по А. И. Введенскому
Так, например, без вешнего раздражителя, без объекта может быть его восприятие при наличии определенных представлений; а в присутствии объекта может не быть его восприятия при наличии определенных представлений.
2. ЗАКОН ОБЪЕКТИВИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ: хотя все содержание наших восприятий субъективно, тем не менее оно невольно сознается нами, как что-то существующее само по себе, помимо нашей душевной жизни (вне нас).
3. ЗАКОНЫ СОЗНАНИЯ. 3.1. Нет сознания без cамосознания (сознание своего "Я" присутствует при каждом душевном переживании).
3.2. ЗАКОН ФИХТЕ. Нет самосознания без сознания чего-нибудь, как своего "НЕ-Я": "нет субъекта без объекта". (Т.е. сознание своего Я есть противопоставление своего Я чему-нибудь, как своему НЕ-Я. Без этого противопоставления невозможно сознавать своё Я).
Следовательно, т.к. мы сознаем своё Я, а самосознание подчинено закону Фихте, то некоторые из продуктов сознания должны невольно сознаваться нами, как наше НЕ-Я, т.е. объективироваться.
Всякая душевная способность составляет трансцендентный предмет. Но понятием душевной способности удобно пользоваться и для краткости языка высказываний. Например слово "воля" обозначает не только трансцендентную причину волевых явлений, но и всю совокупность этих явлений.
ВОСПРЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Качественной разницы между ними нет. Разница только в том, что: 1) сознание относится к восприятию, как к находящемуся ВНЕ-Я, т.е. восприятие объективируется сознанием; сознание относится к представлению, как к чисто субъективному продукту сознания;
2) образы представлений бледнее и слабее восприятий;
3) представления быстротечнее восприятий.
Индивидуальные различия:
- Представления переживаются качественно различно (более четко, сильнее; у других - слабее, бледнее);
- Представления переживаются индивидами и качественно различно. Существуют разные типы индивидуальных представлений: зрительный, слуховой, моторный, уравновешенный.
Знание факта существования качественных различий индивидуальных особенностей в переживании представлений помогает избежать педагогических ошибок.
Всякое внутреннее единичное представление есть слабое переживание соответствующего душевного состояния.
Существует два типа людей по переживанию внутренних представлений:
- эффективный,
- интеллектуальный.
Эффективный - сильное переживание представлений любого чувства. Интеллектуальный - не может представлять себе ни одного внутреннего состояния, а представляет себе только те внешние условия, которые их вызывают (что и сопровождается слабым оттенком данного чувства).
Представить себе чужую душевную жизнь также недоступно, как и прямо наблюдать её.
Представляя себе чужую душевную жизнь на самом деле представляют себе не её, а свою собственную, но поставленную на место душевной жизни другого лица, т.е. поставленную в те условия, в каких протекает эта последняя.
ЗАКОН ЕДЕНИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Всякое единичное представление состоит из представления нас самих, т.е. нашего Я, как воспринимающего предмет данного представления (или вне или внутри нас), так, что представление нашего Я неотделимо ни от одного из переживаемых нами представлений.
Этот закон объясняет два существенных факта:
1) наши сновидения всегда содержат нас участниками их;
2) невозможно представить себе полную смерть нашего Я.
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. При их помощи мы как бы рассматриваем предметы со стороны одних лишь их общих признаков.
Всякое общее представление состоит из некоторого единичного образа (предмета, его части, слова, звука и т.д.) и соединенной с ним чистой мысли об общности некоторых признаков, принадлежащих предметам, подходящим под переживаемое общее представление.
Эта ТЕОРИЯ ЧИСТОЙ МЫСЛИ считает главным элементом общего представления чистую мысль.
ЧИСТОЙ МЫСЛЬЮ называется уверенность в общности некоторых признаков.
Всякое ЕДЕНИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ также вместе с образом предмета соединено с чистой мыслью о постоянстве некоторых признаков представляемого предмета.
Наличие чистой мысли объясняет видение целого предмета при восприятии лишь его части.
Любая МЫСЛЬ состоит из двух разных элементов: чистой мысли и ощущение образа того предмета, в которое эта чистая мысль как бы воплощается.
Иногда чистая мысль воплощается не в образы слов и не в образы предметов, подходящих под переживаемое общее представление, но в образы таких предметов, которые или наглядно символизируют представляемые предметы, или же как-нибудь иначе связаны с этими предметами.
Ribo открыл, что люди , переживающие общие представления, делятся на три типа:
1) конкретный,
2) слуховой,
3) зрительно-типографический.
Конкретный - общие представления вызывают в сознании образы самих предметов, стоящих в какой-либо связи с ними.
Слуховой - появляются слова, произносимые над ухом.
Зрительно-типографический - видят слова, напечатанные в сознании.
Допускаются также моторные образы (желание проговорить про себя слово) и случаи, когда чистая мысль переживается сама по себе, без всякого воплощения в какие бы то ни было образы.
МЫСЛЬ это либо представление, либо суждение.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это то, когда в сознании образуется некий "образ", взаимно-однозначно отвечающий данному предмету.
СУЖДЕНИЕ - это утверждение или отрицание чего-нибудь (например, "цвет есть качество ощущения", "кит - не рыба"). Определить, что такое УТВЕРЖДЕНИЕ или ОТРИЦАНИЕ невозможно (это первичные понятия); познакомить с ними можно лишь указав на них, чтобы заставить пережить их и привлечь внимание к их переживанию.
Т.е. утверждение и отрицание относятся к переживаниям чистой мысли, т.к. в них нет никаких чувственных элементов.
Разница в переживаниях чистых мыслей не поддается описанию, как, например, не поддается описанию разница в переживании цветов: желтого от красного или зелёного от синего и т.д. Под ПОНЯТИЕМ подразумевают представления, с помощью которых мысленно рассматриваются предметы со стороны только их существенных признаков.
МЫШЛЕНИЕМ называется переживание суждений.
ВАЖНЕЙШИМ элементом общих представлений является вовсе не его образ, но соединенное с ним ПОНИМАНИЕ его значения; т.е. УВЕРЕННОСТЬ В ОБЩНОСТИ ПРИЗНАКОВ.
Эта уверенность и понимание и есть переживание чистой мысли.
Всякое суждение, которое переживается нами с помощью понятий, а не восприятий, состоит из чистых мыслей (хотя и почти всегда сопровождается какими-нибудь образами, часто образами слов). Из этого слагается явление, называемое внутренней речью.
В зависимости от индивидуальных способностей мышление (переживание суждений) может быть: образным, словесным, смешанным; иначе - конкретным, абстрактным.
ИНТЕНЦИЯ - устремление.
ЗАКОН НЕОДИНАКОВОСТИ ПОВТОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Переживание представлений одного и того же предмета, т.е. его "образы" никогда полностью не совпадают (т.е. чистая мысль каждый раз по разному воплощается).
ЗАКОН АССОЦИАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Возникновение воспроизведенного представления обусловлено связью его содержания с содержанием тех представлений, которые были в сознании перед ним.
Связи эти могут быть следующими.
1) ЗАКОН СМЕЖНОСТИ - содержание одного представления связано с содержанием другого представления смежностью в пространстве или во времени.
2) ЗАКОН КОНТРАСТА - представление воспроизводит другое представление, которое по содержанию с ним контрастно (белое - черное, богатый - бедный и т.д.).
Так же - и с восприятиями. А т.к. и те и другие связаны с чувствами, то законы ассоциаций переносятся и на чувства.
Знание без понимания состоит в подмене знания предмета знанием чужих суждений о нем. В ассоциировании последних между собой без всякого собственно-личного рассмотрения этого предмета так, что эти суждения окажутся ассоциированными только друг с другом, а не с самим предметом, о котором говорится в них.
ПЕДАГОГИКА. Правильное преподавание должно быть наглядным, чтобы заставить учеников усваивать знания путем собственного рассмотрения изучаемого предмета.
ПЕРЕЖИВАНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ состоит в приобретении уверенности, что "так и должно быть".
ИСТИННОСТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ РЕШАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ БЕЗ ВСЯКОЙ ПОМОЩИ ЛОГИКИ!!!
Один человек видел видение, когда просматривал учебник логики: демон ведёт за собой множество людей, которые, размахивая руками и восклицая, приветствуют его. Подходит к пассажирскому поезду, садится в него, за ним люди, битком набивая вагоны. И поезд, наполненный радостными людьми, высовывающимися из окон и машущих руками, отправляется в путь. Конец видения.
Вот тебе и наука - логика! - лживое изобретение, т.к. ничему не учит человека, но, концентрируя его внимание на форме, уводит от содержания. Человек же, даже специалист-математик, никогда не использует её в своих рассуждениях - она сама автоматически является формой, схемой его построений.
В свое время, учась на мат.мехе, я удивлялся тому, что профессора, используя даже самую заумную теорию, никогда не указывают на правила логики (логики Аристотеля, как ее называют), которые, казалось бы, должны бы были помочь студентам. Увы! Они, эти правила, только запутают их мышление, т.к. от естественного созерцания мыслей в поле ума для решения поставленной задачи, они будут отвлекать их внимание на форму умозаключений, переведённых на человеческий язык общения. Математики-теоретики, как профессионалы мыслительного труда, естественным образом хорошо понимают это и поэтому никогда в своих рассуждениях не говорят о правилах формальной логики . (Зато, как любят эту "науку" философы и власти безбожных коммунистических режимов и государств! У них она даже была предметом обучения детей в средних школах).
Мыслительный процесс опирается на те внутренние данности души человека, которыми он располагает от природы (т.е. согласно тому, как он создан), подобно тому, как в физической работе человек опирается на данности своего тела: руки, ноги и т.д. Поговорка: "когда сороконожку спросили, как она ходит сразу сорока ногами,- она разучилась ходить" - хорошо иллюстрирует "помощь" логики в процессе мышления человека.
Все законы, в том числе законы психологии, установлены для творения Самим Творцом, Богом, и потому отражают Его премудрость, превышающую всякое понимание, т.е. отражают достоинства Самого Бога, служа т.о. водителями к Нему. Некоторые пытаются объяснять греховные поступки человека, опираясь на законы психологии, забывая о том, что невозможно аргументировать зло тем, что исходит от Бога, предвечного Добра.
Свидетельство о публикации №209090200583