О мудрости и стяжании Святого Духа
Мудрость есть способность поступать согласно Божьей воле. Обучаться мудрости лучше всего делом, т.е. живя с мудрым. Любить мудрость значит любить Иисуса Христа.
Рождение заново это рождение свыше от Духа Святого нового духа у человека, в котором уже во время своих посещений может пребывать Святой Дух столько времени, сколько Сам того хочет. Рожденный свыше слышит голос Святого Духа, «а не знает откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Постоянное пребывание Духа Святого в каждом желающем этого человеке стало возможным лишь после того, как Иисус был прославлен, что впервые произошло в день Пятидесятницы, в День Сошествия Святого Духа на десятый день после Вознесения Иисуса Христа на Небо. Это и есть воскресение души или «первое воскресение» человека, «рождение его от Бога», «восшествие утренней звезды в сердце его». Такой человек имеет уже истинную, Евангельскую веру, «и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь», т.е. получает спасение. Момент «рождения от Бога» отделен от момента «рождения заново» временем перенесения многих скорбей, ибо «многими скорбями предстоит вам войти в Царство Небесное», это и значит пройти через слезные воды страданий и получить крещение Духом Святым – «родиться от воды и Духа». Теперь, привившись к Иисусу Христу Духом Святым, человек приносит плод, спасая через Иисуса Христа души человеческие «кто в 30, кто в 60, кто в 100 крат» той благодатью, которую получил от Духа Святого: кто проповедью, кто учением, кто пророчеством, кто исцелениями, кто чудесами,…, «претерпевая при этом скорби, перенесением которых и будут очищаться предназначенные ко спасению», «доколе не отобразится в них Христос», Евангельскою «верою (Духом Святым) вселяясь в сердца их».
Мудрость есть способность (достоинство, качество, данность) поступать правильно в любой ситуации, т.е. способность следовать истине.
Поступать правильно в данной ситуации - значит, чтобы все последствия этого поступка были благотворными (всем на пользу) в каком угодно отдаленном будущем. Но такое возможно только Божественной благодати. Т.о. быть мудрым значит поступать согласно Божественной воле.
Способность есть качество (достоинство, данность), которое можно совершенствовать.
Говорят, что А совершеннее В, если А может всё, что может В и ещё кое-что; т.е. А может справиться с любой ситуацией, что и В, а также и в тех ситуациях, когда В справиться не может.
Т.о. А мудрее В, если А может справиться со всеми ситуациями, что и В, а также с некоторыми такими, что В справиться не может.
(Говоря на языке математики, мудрость M(x) есть сужение истины J(x) на множестве ситуаций D: M(x) = J(x), для x из D).
Т.о. быть мудрее значит обладать более полным познанием истины, т.е. быть ближе к Истине, к Иисусу Христу, т.к. Он "есть путь, истина и жизнь".
Истина разрешает любую ситуацию вообще, т.е. обладает свойством всеобщности, а следовательно, существует вне всякой теоретической системы и никакой теоретической системой невместима.
Как изложить словесно истинную философию, т.е. правду жизни? - верно, лучше всего словами I главы Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Через Него всё начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ..."
Любому мастерству лучше обучаться действием. Тем более обучаться мудрости лучше всего делом, т.е. живя с мудрым.
Т.о. истинная философия заключается в любви к мудрости, а значит к Истине, т.е. в любви к Иисусу Христу.
По словам Самого Иисуса Христа, к Нему приводит человека только Отец (через обстоятельства и через «слышание» (исполнение) слова Божьего - воды Христова Божественного учения - семени для сердца), причем, человек должен при этом усиленно просить Отца о даровании ему Духа Святого, с пришествием Которого в душе человека рождается новый (внутренний) человек – новый дух - новое сердце, в котором уже может пребывать Дух Святой. Без этого "рождения заново (свыше)" (Иоан.3,3) от Духа Святого человек не может войти в Царство Небесное, Которое "внутри его есть", т.к. Дух Святой и есть это Царство. Теперь Дух Святой, когда Сам того хочет, может входить в него и пребывать в нем столько времени, сколько Сам того хочет, сообщая человеку Свою волю и силу для ее исполнения. Вхождение же человека в Царство Небесное - это уже "навечное" (Иоан.14,16) вселение Духа Святого в дух рожденного заново (свыше) человека и непрестанное в нем пребывание, т.е. спасение его и воскресение его души еще здесь на земле, в бренном теле его находящейся - "это - первое воскресение" (Откр.20,5). По слову Христа такой человек уже "и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Иоан.5,24), "над ним смерть вторая не имеет власти" (Откр.20,6). Такой человек в Св.Писании именуется "рожденным от Бога" (1Иоан.3,9), "дитём Божиим" (Иоан.1,12; 1Иоан.3,1); однако, прежде он должен родиться заново свыше, т.е. получить новый дух, который имеет способность слышать голос Святого Духа, хотя и не знает, откуда Он приходит "и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Иоан.3,8), т.е. эта способность является критерием "рождения свыше". Такую способность имели и все пророки Ветхого Завета и даже царь Саул после помазания его на царство. Однако, они еще не приняли в себя на постоянное пребывание, как в вечное жилище, Духа Святого, "потому что Иисус еще не был прославлен" (Иоан.7,39). Такое стало возможным, по словам Самого Христа (Иоан.16,20,7,21,13,22; 17,24), только после Его крестной смерти, Воскресения и Вознесения на небо, к Отцу, пославшего Его. "К сему то спасению относились изыскания и исследования пророков ... Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы" (1Петр.1,10,12). До пришествия Иисуса Христа только лишь некоторым избранным из пророков Бог давал Свою благодать, т.е. непрестанное пребывание Духа Святого, в определенном Его качестве проявляющееся: например, Моисею, Илии, Самсону, Давиду, Исайе ... "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают Его" (Мф.11,12). Т.е. теперь, после пришествия Христа, каждый, не щадящий усилий для Его достижения, приобретает Его. Прошло время Ветхого Завета, время страха; настало время Нового Завета, время Божьего Милосердия и Любви, время пробуждения и преображения.
Отчего же никогда не оставляют человека страдания? Страдание есть переживание человеком дисгармонии (Дисгармония есть нарушение согласия, т.е. нарушение Божественных законов – беззаконие, которое впервые пришло с первородным грехом и которое будет преследовать человека до конца этого света, т.е. до сотворения Богом «новой земли и нового неба» в Духе Святом). Терпеливое перенесение страданий с верой в Иисуса Христа уподобляет человека Иисусу Христу, Который, как никто из человек перенес их, взяв на Себя грехи всех людей. Поэтому человеку и даются страдания для того, чтобы он мог приблизиться к Богу через Господа Бога и Спасителя своего Иисуса Христа: до рождения заново – чтобы пробудиться и обратиться к Иисусу Христу; а во времени от рождения заново до рождения от Бога (до сошествия Святого Духа) – для того, чтобы он убедился, что собственными делами Царства Небесного он достигнуть не может. Страдания человека, соединенные со страданиями Господа Иисуса Христа, помогают Иисусу обращать к Нему и спасать от вечной смерти другие человеческие души. Если бы кроме страданий был другой способ приближения ко Христу, Он дал бы его нам (По учению Св.Церкви, а также из откровений Иисуса Христа св.Фаустине, Габриеле Босси, Вассуле Риден и другим избранникам Божьим).
Итак, теперь «от дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное (Дух Святой) силою берется и употребляющие усилие восхищают (добывают) Его» (Мф.11,12). Речь идет об "усилии", усилии духа в полном отдании себя Божественной воле. Божественный выбор всегда пребывает: "Дух дышит, где хочет" (Иоан.3,8), но в наше время заслугами Иисуса Христа через веру в Него Бог приглашает человека принять участие в Его Божественном выборе: «избранным» теперь может быть каждый желающий этого, через Иисуса Христа, Господа нашего. Т.е. через веру в Него, как в Господа Бога и Спасителя всех верующих в Него, Второго Лица Святой Троицы – Единого Бога в Трех Лицах пребывающего: Отце и Сыне и Святом Духе.
Господь говорит, что "нужно нам родиться от воды и Духа" (Иоан.3,5). Человек рождается "от воды" Божественного учения, т.е. от "слышания (исполнения) слова Божия" (Мф.13,23) и излияния на него "от Духа Святого" (1Цар.10,6,9), получая "от Бога иное сердце", рождаясь от Него заново (Иоан.3,3). Затем, пройдя огонь испытаний и воду слезных страданий (Зах.13,9), он рождается от Бога (Иоан.1,13; 1Иоан.3,6,9) сошествием на него Святого Духа (Дея.2,4,18; 11,15; 19,6; 8,15-17,39; 9,17-20), Который "пребудет с ним во век" (Иоан.14,16), даруя ему новую жизнь, «жизнь с избытком», жизнь в Духе Святом, жизнь без рабства греху, "ибо, всякий, пребывающий в Нем, не согрешает" (1Иоан.3,5), "потому что рожден от Бога" (1Иоан.3,9). «Водою» также является действие Милосердия Божьего, очищающего (омывающего) человека от всех его согрешений; «Духом» или «Кровью» (1Иоан.5,6) является жизнь в Духе Святом, даруемая человеку Его Сошествием (Иисус Христос – св.Фаустине).
Таинство св.Крещения, дарованное Господом Иисусом Христом Его Церкви, дарует человеку благодать Иисуса Христа «рождения его заново» «от воды и Духа» и, тем самым, вхождение его в св.Церковь спасающихся, обручением человека Господу и Богу его, Иисусу Христу.
Прискорбно, однако, что многие люди, поддавшись духу мира сего, чрез грехи затемняют благодать св.Крещения. Таинство св.Исповеди (Покаяния) восстанавливает «освящающую» благодать св.Крещения, потерянную через грех.
Таинство св.Миропомазания дарует человеку благодать «рождения его от Бога» через пребывание в нем «дара Святого Духа» для служения его св.Церкви Христовой, как «залог Святого Духа», который человек должен развивать собственными стараниями и подаваемой при этом от Бога благодатью. Не надо забывать, что залог это еще не целость: целость, т.е. сошествие Святого Духа и Его полное обладание человеком дается человеку по воле Святого Духа лишь после употребления человеком собственных усилий для Его достижения (Мф.11,12).
Дух рожденного заново свыше человека можно уподобить кристаллу чистого хрусталя, способному воспринимать и отражать, направленные на него лучи света. Однако одно дело лучи света, а другое дело - их источник. Кристалл чистого хрусталя сияет от лучей, падающего на него света, но если внутрь его поместить сам источник света, то кристалл этот сам становится уже маленьким солнышком. Это аналогия действия Святого Духа на дух человека, рожденного свыше, ибо одно дело Дух Святой, другое дело - Его благодать, (св.Варсонофий Великий), т.е. лучи Святого Духа. Рожденный заново (свыше) слышит голос Святого Духа и, творя Его волю, освящается Им. Имея свободную волю, т.е. полную свободу выбора, он может полностью отдать ее в распоряжение Бога, тщательным творением Христовых заповедей доказывая свою любовь к Нему. Исполняя волю Божию, человек по милости Божией возрастает в святости, которую дарует ему Господь по слову Своему: "будьте святы, ибо Я свят". И наступает такой момент, когда, подобно ученикам Христовым в день Пятидесятницы, в него сходит во всей полноте, т.е. поселяется в нем, как в своем вечном жилище, Дух Святой. Это и есть рождение человека от Бога (1Иоан.3,9). Господь наш Иисус Христос и описал, как это происходит. "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ... кто любит Меня, тот соблюдёт слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим (Иоан.14,21-23). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам; еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить; в тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Иоан.14,15-20). Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (25).
Когда же придёт Утешитель, Которого Я вам пошлю от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (15, 26-27). Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, пришед, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам (16,7-15)… .
Отче Праведный… и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (17,26).
"Стяжи дух мирен (покоя), и тысячи вокруг тебя спасутся", - говорил преподобный Серафим Саровский, подчеркивая, что цель жизни христианина в этом и заключается - "в стяжании (приобретении) Духа Святого".
Дух Святой устами ап.Павла сказал нам, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное"; ибо, отчего бывают скорби? - от связи с миром: «в мире скорбны будете», "ибо мир во зле лежит". Однако и тут Господь нас утешает, предоставляя нам Свое мощное оружие - мужество, веру, терпение: "в мире будете иметь скорбь, но дерзайте: Я победил мир", "ибо вот победа, победившая мир - вера наша", "терпением вашим спасайте души ваши". Спасение же исходит только от Бога, следовательно, терпение есть видимый знак Божественной благодати.
Т.о. до получения Духа Мира (Покоя) сознание человека пребывает еще среди понятий, отделенных от Бога ("в мире" - по св.отцам Церкви), и потому страдает от скорби, ибо скорбь есть видимый знак соприкосновения со злом (как тихая светлая радость - от соприкосновения с добротой Духа Святого), а зло и есть отделенность от Бога, потому "мир (отделенных от Бога понятий) во зле лежит". Однако, мир отделенности от Бога уже побежден Самим Богом жертвою Сына Своего Иисуса Христа, поэтому во Христе Иисусе победа эта уже дарована нам, надо только войти в Него. Войти же в Иисуса Христа возможно только верою, т.е. полным доверием Ему, ибо только "верою (возможно) вселиться Христу в сердца наши" - Господь не хочет никакого нашего принуждения, ибо сотворил нас свободными. Поэтому будем мужественны, когда сердце наше поражается скорбью при виде зла в мире, "ибо вот победа, победившая мир - вера наша" "в Господа нашего Иисуса Христа", Бога всемогущего. Аминь.
Свидетельство о публикации №209090200650
Родиться свыше - это я понимаю. Как у Саула было - "душа его заменилась". Задам, может, нескромный вопрос: а вы испылали это чувство - "родиться свыше"?
С уважением,
Александр Сорокин Российский 13.09.2009 19:12 Заявить о нарушении