Об авторитете в реале и Инете
1. Кто он - наш авторитет?
Авторитетами в любом обществе признаются субъекты, наделенные властью (лучше - если избранные самим обществом), либо обладающие определенными качествами, вызывающими уважение у большинства членов гражданского общества (например, писательским талантом).
В первом случае предполагается почти физическая подчиненность авторитету, порождаемая инстинктом самосохранения и получения определенных материальных благ (телесная подчиненность).
Во втором случае - духовная приверженность авторитету, иногда переходящая в восхищение (духовная подчиненность).
Можно было бы опустить первый случай, но он важен для исследования возможных путей развития от авторитетности к авторитаризму.:)
Наличие авторитетности в 2-х указанных выше ипостасях означает полную авторитетность, к которой подсознательно (а чаще -сознательно!) стремится каждый индивидуум.
Признанные авторитеты - "властители дум" в литературе - это писатели, являющиеся, прежде всего, совестью нации или читающего их народа, выразителями чаяний, стремлений, духовных ценностей, способствующих совершенствованию каждого человека, а значит, и общества в целом. Иначе - регресс и гибель. Общепризнанно, что в литературе это - классики.
Принимаю за данность, что авторитеты любому обществу нужны всегда.
2. Влияние формации на деформацию сознания авторитета
Прагматизм капиталистического общественного строя не способствует духовному совершенствованию личности, а только - материализации средств для выживания (в России, кроме олигархов), либо доказательству личной успешности и ума (в других странах и у российских олигархов). Изменение целей (особенно, в российском гражданском обществе) привело к размыванию приоритетов вечных духовных ценностей, проповедуемых классиками, и способствовало появлению других "властителей дум"...часто не проповедующих сострадание, милосердие, честность и совесть, а только - хищнические способы достижения собственных индивидуальных ценностей...чаще - материальных.
В этих условиях у части общества произошла девальвация бывших авторитетов, но у самой стойкой (и постоянно уменьшающейся) - осталась. Только читать им стало некогда (нужно зарабатывать на жизнь) и часто - не по карману.
В настоящее время толстые академические литературно-художественные журналы доступны немногим, тиражи их резко упали... из-за уменьшения толщины кошелька культурной прослойки общества, также утончающейся физически... Однако, на мой взгляд, только эти журналы (их редакции), по-прежнему сохраняя и следуя традициям классической литературы, остаются главными авторитетами в отборе действительно талантливых произведений русскоязычной литературы. Коммерческим издательствам я в этом праве отказываю - цели у них не те.:)
В этих условиях повсеместной литературной коммерциализации, как правило, появляются писатели, пишущие на потребу дня - они издают свое «чтиво» (чаще – криминальное во всех смыслах) в реале и (или) несут плод писательства в сети Интернета. Некоторые из них становятся его жупелами. Ведь «старики» в Союзе писателей раньше их "душили» - не пущали, зажимали, не издавали" и т.д. , а теперь - полная свобода таланту! Успех в Инете создает иллюзию мирового признания сетературного произведения и придает творческой личности видимую значимость, часто недостижимую в реале.
Если у такой личности есть амбиции, то она считает себя авторитетом не только в сетературе, но и в литературе вообще. А значит, почти признанным современным классиком.
Однако, такой авторитет, чаще всего распространяется только на сравнительно узкий круг поклонников и друзей литератора.
3. Каких мы хотим авторитетов, и кто ими становится.
Действительный авторитет в замкнутом сообществе (например, литературном сайте) всегда создает группа людей - талантливых и энергичных подвижников дела и слова - главных помощников руководителя в объявленной им благородной цели, ради которой создано сообщество.
Умея писать и чувствовать, постоянно находясь в гуще событий и генерируя их для развития творчества других авторов, она ведет громадную и нужную работу, помогая, направляя и совершенствуя...
Тем более важно, чтобы главные авторитеты такой группы были не только талантливы в понимании и привнесении лучших традиций русскоязычной литературы в относительно замкнутое сообщество сайта, но и постоянно доказывали это победами в конкурсах, участием в жюри, изданием книг и просто полезной активной позицией в жизни сайта), будучи лояльными, демократичными, доступными и терпимыми...
На это способны не все. Достигнув определенного авторитета в замкнутом сообществе сайта своей активностью, некоторые литераторы, "забронзовев", считают себя вправе оценивать, учить и хамить простым, особенно, начинающим, литераторам.
Видимо, мотивируя подобные вольности в этике общения значительным весом (и грузом!:)) своего авторитета, который должны признавать все (все!!!), они создают на сайте элитарный "кружок признанных авторитетов", свысока относясь ко всем остальным "графоманам".
Как правило, элитарную группу в относительно закрытом сообществе сайта образуют наиболее активные авторы, не являющиеся особо талантливыми, но дружащие с такими... Так создаются элитарные "группы поддержки" авторитара.
Авторитар, думая, что авторитет группы признаваем всем Инетом и реалом:)), пытается навязывать свое видение творчества любого автора, руководствуясь только личным амбициозным мнением, т.е., самоутверждаясь не делом и словом, а только - выпячиванием своего прошлого авторитета (если он был) и прикрываясь авторитетом поддерживающих его "членов кружка".
Это недопустимо, ибо в таком сообществе, где действует группа авторитара, начинают превалировать догмы типа: "Талантливые правы всегда, и им дозволено всё! А поскольку я - самый талантливый, то и все (включая руководителя) мне должны прощать любой проступок, даже откровенное хамство. Руководство должно всё делать по моим советам и т.д и т.п.»
Защита "интересов стаи" порождает круговую поруку "элитарного кружка", члены которого считают себя главными и лучшими литераторами сайта. Остальные могут пробиться в их "кружок" не только по наличию таланта, но, прежде всего, методами лести, безоговорочной поддержки, борьбы против общих врагов." Кружок" превращается в авторитарный орган с тоталитарными замашками (если в нем есть руководители органов закрытого сообщества). Именно поэтому авторитары не любят, когда создаются другие органы управления, руководителями которых не являются они сами или члены их "кружка". Они не признают никаких других авторитетных мнений, весомых для отдельного автора, считая себя «законодателями литературной моды» на данном сайте..
Думая, что являются авторитетами, они не считаются и с мнением новых действительных авторитетов, в знак протеста не участвуют в конкурсах, не хотят их жюрить, постоянно критикуя, но не помогая, тем самым создавая в любом закрытом сообществе нервозную обстановку, не способствующую творческой атмосфере и привлечению новых талантливых авторов, т.е. противодействуя основной цели сайта.
Мне кажется, что лучше всего такую элитарную группировку изолировать в отдельном поле (форуме) сайта, а если потребуется "веселуха", интрига и шоу, то иногда обращаться к ним, чтобы всем было нескучно...
Из опыта "битья" мнимыми авторитетами на одном из литературных сайтов привожу Примерный Катехезис авторитара.
Катехезис авторитара, думающего, что он - авторитет
1. Только на "мелюзге" *) можно оттянуться и самоутвердиться в своем величии!
2. Для поддержания авторитета необходимо публиковать свои произведения и главы из них в Инете, объявляя в рецензиях самому себе, что сегодня публикуется часть такая-то, имитируя этим долгожданность продолжения собственных нетленок для якобы многочисленных поклонников. В случае, если то же сделает "мелюзга" - обвинить в злостном пиаре.
3. Когда "мелюзга" не признает мнения авторитета - нужно психовать, встав в позу оскорбленного белого и пушистого ангела и, накрывшись мнимой обидой, апеллировать к соратникам и руководству, клевеща на непокорную "мелюзгу" и думая о своем благородстве (ведь мог бы и пристрелить!:().
4. Самых отъявленных из "мелюзги" нужно объявить графоманами, дураками и т.п., чтобы их никто не слушал и презирал. Произведения "мелюзги" ни до этого объявления, ни после - читать необязательно: с ними и так всё ясно.
5. При уходе с сайта, в случае разногласий с руководством, обвинить во всем только "мелюзгу" (не плевать в колодец, а плавать в нем!:)).
6. Периодически появляться и обвинять "мелюзгу" во всех бедах сайта, делая вид (для руководства), что хочешь помочь, держа при этом фигу перед монитором (можно - в левом кармане:)).
7. Ни в коем случае не помогать руководству сайта ничем, кроме советов - пусть само разбирается со своей "мелюзгой"!
8. Покинув сайт, на всех остальных сайтах Инета, оттачивая перо, обмакнутое в желчь, рассказывать своим союзникам (и просто - солидарным), как неблагодарно с тобой - великим, обошлась "мелюзга" и те, кто допустил её "засилье", внушая, что во всем виновата только "мелюзга", а руководство умоляет тебя вернуться и разделить бремя власти.
9. Никогда не признавть свои "ашипки", дабы не утопить непоколебимый авторитет в собственной луже.
И в заключение: дай нам, Господи, настоящих авторитетов на пути в литературу и в ней!
*) "мелюзга" - авторы, не входящие в группу поддержки авторитара.
:)
Свидетельство о публикации №209090300016
Кто-то общается в Рамблере, кто-то в Яндексе, а кто-то здесь на Прозе!
А читать серьезных и умных "авторитетов" надо, любезнейшая, только в Школе на уроках литературы, когда на лето задают! И что мы так напряглись?
Вам места мало, так нары широкие все войдут!
Надья Арбочене 15.09.2009 20:49 Заявить о нарушении