А деревня-то живет!
Родом мы все из деревни, ну или почти все наши родители родом оттуда. Поколение, рожденное в грозные тридцатые- сороковые годы в пятидесятые всеми правдами и неправдами стремилось переехать в город. И вырывались, и уезжали.… А потом из деревни уезжали, рожденные в 60-70 годы. Выпускники деревенских школ – девятилеток восьмилеток, заканчивали школы в интернате в райцентре и уже старались уехать дальше в город. При таком раскладе в деревне должна была обезлюдеть. Но вот уже тридцать лет я езжу в родную деревню своего отца и наблюдаю удивительную картину - дома стали богаче, люди стали лучше жить. Колхозы сменились частными подворьями и фермерскими хозяйствами, и деревня не только не обезлюдела - процветает.
Мой деревенский знакомый Ильгиз поступил в школу милиции. Ночевать приходил к нам и вызывал этим некоторые неудобства. Потом он снял квартиру, комнату с другом, но это все-таки было дорого. Закончилась учеба, а жилья все рано нет. Нужно дальше работать и снимать квартиру…. Он вернулся в деревню. Строит свой дом. женился . Дом у него -настоящие хоромы, еще и машину купил, баня , сад, огород своя пасека. Зачем ему город? Пока он учился и жил в городе, он не разу в театр не сходил. Да и прикид деревенский - стеснялся. Вся его культурная программа ограничивалась бутылкой пива на скамейке в парке. В деревне – он хозяин, все его знают, уважают. Все проблемы решаются. Младшая сестренка в артистки хочет, поет в местной самодеятельности. Ильгиз покупает ей наряды, не отговаривает – пусть поступает куда хочет, получится – хорошо, не получится - вернется в деревню. Здесь тоже нужны гуманитарии – в дом культуры, в школу, в детский сад. В деревне есть и ферма: элитное стадо коров. Но доярок - несколько человек, женщины кто покрепче. Механизаторы тоже нужны, мужских рук не хватает. И деревенские не шибко стремятся в механизаторы, на это есть свои «гастарбайтеры». Из дальних деревень приезжают на сезон мужики – подработать. Зарабатывают по их меркам не плохо.
Так и выкручивается деревня. Вроде и небольшая она, а крепких домов много. Сельчане держат скот – коров, бычков, овец, коз. Жалуются, конечно - не выгодно, дорого. Фураж дорогой, но все равно держат скот. В дом к ним зайдешь и не скажешь, что бедствуют. У каждого во дворе машина, и не что-нибудь, а иномарка. Осенью начинается здесь бурная культурная жизнь: самодеятельность активизируется! Не сказать, что деревенские хлебом единым живы, отнюдь. Соседка Ильгиза – Рафика - знает весь репертуар столичных театров - башкирского академического, оперного, татарского. На каждую премьеру она ездит с мужем и своих подруг с собой берет. Рафика – домохозяйка, у нее трое детей подростков, муж работает на местной станции. В доме идеальная чистота, все дети воспитаны, всегда здороваются первыми, опрятны, улыбчивы. Вообще в деревне – асоциальное поведение – нонсенс. Здесь каждый на виду, если кто пьет - его знают, нет не ругают- жалеют. Неудачник. Как-то приехала в город со своим мужем погостить к родителям. Муж у мня городской, никогда в деревне не жил. Он удивился чистоте улицы, красивым домам, палисадникам и… дневному безлюдью. А где все? – спрашивает. Тут же решил совершить променад. Я в ужасе! Достаю ему свежую рубашку, велю побриться. Я то знаю, безлюдье здешнее - обманчивое. Из каждого окна посмотрят и скажут: « Лилия приехала с мужем. Смотри-ка !» И пойдут разговоры о моем муже: какой он и кем работает и еще полгода будут об этом вспоминать. Так и получается , хоть и приезжаю раз в пять лет. никто меня здесь не забывает и помнят каждую деталь.
Вот такая жизнь в моей родной деревне. Она не так далеко от Уфы, километров 135, но уклад свой хранит.. Пережила все общественные передряги, но не опустела.
Свидетельство о публикации №209090300756
Вадим Деминский 28.02.2011 14:09 Заявить о нарушении