Черногория

Опубликован в №6 2011 год журнал "Семья и школа"

Черногория, страна зеленых гор и прозрачного моря. Я долго не подозревала, что помимо избитых Египта и Турции существуют и другие, прекрасные маршруты. Дети в полном восторге ныряют в волны, старший сын демонстрирует кроль и дельфинчик. «Супер!» - восхищается сидящий на берегу серб. Мы живем в апартаментах, в вилле, я готовлю завтраки и ужины, на обед мы ходим в ресторан.
- Мам, а ты давно умеешь готовить? – интересуется мой младший сын Мишка.
- Давно, с семнадцати лет.
- А папа готовить умеет? – продолжает расспросы мелкий.
- Нет.
- Мама, а если бы и ты не умела готовить? И не хотела? Как бы мы тогда жили?
- Не знаю, ходили бы всегда в ресторан кушать, - пожимаю плечами.
- Неправильно. Я считаю, что папа тоже должен уметь готовить, чтобы тебе необидно все время самой есть приготавливать, - Мишаня требует справедливости.

Мишка только временами такой правильный бывает, чаще всего – это маленькая вреднючка. Вот и во время послеобеденного отдыха он пристает к старшему брату.
- Мама, - пищит Сашка, - Мишка опять ко мне пристает – лижет меня.
- Миш, в прятки играть будешь? – интересуется муж у младшего отпрыска.
Мишка, конечно же, будет.
- Тогда спрячься так, чтобы мы тебя не нашли, - командует сыну папа.
Ребенок лезет под стол и старательно задвигает стул.
- Спрятался? – уточняет отец.
Из-под стола доносится утвердительное «угу».
- Вот и сиди там! – мы все хохочем.

 Дети траванулись, похоже на инфекцию. Наша поездка к мощам святого Василия в Острог сорвалась. Мишка философствует:
- А Елена Ивановна говорит, что самое главное – дружба. Обманывает!
Елена Ивановна – это учительница моего младшего. Я интересуюсь:
- А что же тогда главное?
- Жизнь! И здоровье, - разумно отвечает сын.

В Черногории очень приветливые и доброжелательные люди. И язык похож на наш. Но мне никогда не выговорить «хвала» вместо «спасибо» и «молим вас» вместо «прошу вас». Комплексы… Для нас это слишком пафосные слова.

«Лучше гор могут быть только горы» - это известно. Дорога ползет вправо, влево, то вверх, то вниз, напоминая походку публичной женщины. В автобусе собирают списки присутствующих, якобы для турагенства.
- Это они списки погибших готовят, на всякий случай, - объясняю я супругу, когда автобус в очередной раз нависает над пропастью.
- Мама, меня сейчас вырвет, - предупреждает Мишка. Я занавешиваю окна, тоже не в силах смотреть на очередной поворот под углом в тридцать градусов.

Мы уже на даче, под Москвой. Вроде недавно было залитое солнцем побережье, горные ледниковые озера в обрамлении темных сосен и чистейший воздух. А вот уже конец августа, муж набрал целую корзину опят. Мы с детьми перебираем грибы.
- Мама, смотри – опять без шляпок попались, - Мишка выуживает из корзины семейство опят.
- Это мода такая среди грибов – безшляпочные, - лениво поясняет Сашка.
Старший отпрыск придирчиво перебирает грибы и сожалеет:
- Жаль, что сыроежек нет.
- Это почему? – недоумевает брат.
- А можно было бы помыть и так есть. Они же сыро ежки!
- По нашей экологии сырыми грибы есть не рекомендуется, - объясняю я.
- А что такое экология? – уточняет Санек.
- То, что нас окружает. Воздух, например.
- Хороший у нас воздух, я же не задыхаюсь, - подвергает сомнению мои слова сын.
- С Черногорией не сравнить, там лучше, - скучает муж.
- Папа, а где подберезовик? Ты говорил, что нашел, - интересуется мелкий.
- Внизу.
Мишка начинает усиленно рыться в корзине, а я, подражая Николаю Дроздову, умничаю:
- Подберезовик – это такой гриб, который живет под березой. Чтобы грибники не сорвали его, он притворяется ма-а-ленькой березкой. Ствол у него белый, в серую полосочку.
- Балаболка ты, мама, - замечают дети

День догорает. Интересно, куда мы поедем в следующий раз?


Рецензии