О сказалах, проговорилах и прочих воскликнулах

О «СКАЗАЛАХ», «ПРОГОВОРИЛАХ» И ПРОЧИХ «ВОСКЛИКНУЛАХ»

Я отдаю себе отчёт в том, что уже основательно «запоучал» свою аудиторию. Но, прошу, поймите одну простую вещь.
Представьте себе, например, достаточно опытного музыканта, маэстро. Он слышит игру на скрипке. Воспроизведение музыки режет ему слух, хотя юный уличный исполнитель играет страстно, порой надрывно, стремится поведать миру свою истину…
На Прозе достаточно авторов с немалым жизненным опытом, желающих поделиться своими впечатлениями, эмоциями, своим богатейшим внутренним миром…
Но нет ещё достаточного опыта во владении необходимыми приёмами.
Мы, следовательно, как-то обязаны ими делиться. Хотя бы потому, чтобы наши страсть, надрыв, стремление к истине нашли своего понимающего и благодарного читателя. Союзника. Друга. Соратника.

Сегодня мне хочется немного поговорить о том, как мы оформляем свои диалоги.

Прочитывая Ваши рукописи… (да-да, это очень хорошее, русское слово – «рукописи») порой впадаешь в уныние (не сердитесь, прошу Вас!).
Интереснейшие мысли, точнейшие наблюдения. Однако чаще, к сожалению, изложенные в стиле некоего «протокола собрания». То есть, секретарь холодно заносит в протокол смысл и направление речей, при этом никак не выделяя речь одного человека среди речей других.

Очень часто авторы, не желая вставлять в текст пресловутые «сказал», «ответил», «проговорил», «воскликнул» и проч., просто приводят голый текст. Диалоги порой достигают нескольких страниц, при этом нередко не выявляя в репликах и фразах каких-либо особенностей речи того или иного персонажа.

А ведь мы беседуем на разных языках! У нас у всех разное понимание того, что:
- мы хотим поведать собеседнику,
- тема беседы имеет такую-то направленность и смысл,
- наш собеседник понимает её так-то и так-то.

Ну, уважайте же читателя!

Может быть, его живо заинтересует сама тема разговора. И его трогают описанные Вами персонажи. Но он, волей-неволей, начинает возвращаться и отсчитывать строчки. Ибо по однообразию речи того, другого, третьего – никак не понять кто и о чём говорит.

Хорошо. Так могут беседовать, например, влюблённые, слившиеся воедино души. Тема одна, интересы одни, цель одна, настроение одно – и т.д.

Так могут беседовать, например, пьянчуги у пивного ларька. Действительно, плоскость мышления одна и та же, и со стандартной плоской же своей характеристикой.

Реже, конечно, бывают исключения. Так, один «слышь-командир» стрелял деньги, начиная с нестандартной фразы: «Ребята, вы за Россию?». И попробуй отвертеться, чтоб не подать ему на пиво.

Другая, помню, прикидывалась иностранкой... "Ви, извинить, я пльёхо говорю руски, у меня ньет дьенг на мьетро..."

Вот Вам и отличия, даже в речи бомжей.

Есть, конечно, авторы, и среди классиков они тоже есть, почти не вставляющие в текст ни «говорилов» ни «сказалов», ни заменяющих их слов и выражений. Но, как правило, диалоги эти достаточно кратки и сопровождаются действием.
То есть, при прочтении у читателя не возникает, ни в коем случае, впечатления, что персонажи просто уткнулись лоб в лоб посреди пустой тесной комнаты и глаза в глаза говорят друг другу одно и то же.

Кстати, насчёт действия.

В своё время Ваш скромный слуга специально переворошил десятка два книг самых разных авторов-классиков. Целью было: выписать все эти «сказалы», составить из них синонимическую таблицу, а потом, в работе над текстом просто выбирать из этой таблицы нужные слова. Все эти «попросил», «прошептал», «взревел», «бросил» и проч.
Пять листов школьной тетрадки, исписанных мелким почерком. Пригодилась она мне?
Пригодилась, разумеется. Где-то раз или два, от силы три…

В своё время, повторюсь, кажется Макаренко писал: «Я не считал себя пригодным к педагогической работе, пока не понял, что могу двадцатью различными способами сказать: «иди сюда!»».

Попробуйте на досуге поупражняться на сходную тему. Один персонаж бросает («бросает» ли?) другому простую короткую реплику: «Да иди ты!».
Её можно произнести, например:
- восторженно, восхищённо,
- пренебрежительно,
- утешительно,
- устало,
- с юмором,
- с желанием унизить, оскорбительно,
- и т.д.

В зависимости от того, как, по Вашему мнению в этой ситуации настроен к разговору тот или иной из Ваших персонажей (увидьте это!) – таковы будут как его слова, так и подкрепляющая их значение Ваша глагольная ремарка и определение к ней.

Действие – только что сказал я?
Действительно, они же не просто и не всегда будут торчать нос к носу в тесной камере.

Необходим простор, необходима «подкладка» действием, которая «вытянет» Ваш диалог там, где могут оказаться несильными употребляемые Вами сказуемые. Или где без них, при этом, вполне можно обойтись, вставляя вместо них краткие описания действий.
Очень удачный приём, например – шахматная партия. Играют, ведут спор, борьбу и при этом двигают фигуры.
Или, допустим, семейная вечерняя идиллия, встреча за чаем. Как занимается этим каждый из членов семьи? Или их гостей?
Или починка автомашины в степи.
Или совместная лепка пельменей.
Или прогулка по лесу…

К примеру:

«– Как, опять я? – опустил лопату бедный Сеня. – Опять мне бежать?
– Побежишь, побежишь! – закрутил гайку до отказа Митрич.»

Или:
 
«– Ах, милый граф, – прошептала маркиза, – ваше предложение… Оно столь неожиданно для меня!
Её пальцы машинально терзали только что сорванный ею цветок маргаритки.
– За что, о, за что вы так жестоко казните этот бедный цветок? – воскликнул несчастный влюблённый…»

Ну, и так далее…

Действие, сопровождающее диалог, даёт Вам массу преимуществ. Читатель не просто скользит взглядом по строчкам, пытаясь понять о чём же идёт речь. Он начинает объёмно, в цвете, шумах и запахах, ВИДЕТЬ всю эту картину.
Вы при этом получаете возможность:
- немного помучить его, не раскрывая непосредственно в репликах смысл слов, но присовокупляя поясняющие детали в описаниях обстановки и действий (терзаемый цветок = терзаемое сердце),
- пробудить этим дальнейший интерес к повествованию,
- порадовать его воображение,
- отвлечь его, драгоценное для Вас внимание от «сказалов» и «проговорилов»,
- то есть, сделать его своим СОАВТОРОМ, воспринимающим картину именно с его и никакой более точки зрения,
- да мало ли ещё что!



Упражнение:

Попробуйте, в заключение этого небольшого диалога между нами, мысленно дополнить действием-деталями следующую сценку:

«Наступающая ночь. Мать укладывает спать ребёнка.
Ребёнок: А я ещё не доиграл в игрушки.
Мать: Завтра доиграешь.
Ребёнок: А завтра будет такой же день как сегодня?
Мать: Такой же, и ещё лучше.
Ребёнок: А так будет всегда-всегда-всегда?
Мать: Ну конечно. Давай-ка, закрывай глазки.
Ребёнок: А мне приснятся сны?
Мать: Да. Самые-самые лучшие.
Ребёнок: А мне не приснится баба-Яга?
Мать: Нет, что ты! Не приснится!
Ребёнок: А почему?
Мать: А вот идёт медведь. Он большой и сильный! Он прогонит бабу-Ягу прочь!
Ребёнок: И он никуда не уйдёт?
Мать: Вот он. Обними его покрепче. А теперь – на бочок, закрой глазки и засыпай…»


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.