Хобби

               
               
   
Телефон звонил долго и нудно.
Ленка Антипина тщетно ждала, когда у звонившего лопнет терпение. Бесполезно. Такое адское терпение могло быть только у Светки Григорьевой…   Ленка наконец выползла из постели, прошлёпала по тёплому линолеуму к трещавшему аппарату и сняла трубку.
- Ленусик!! – заверещал ликующий голос прямо в ухо. – Немедленно беги ко мне!!
- Я сплю, - коротко объявила Ленка своей лучшей подружке.
- Уже полдень!! – неимоверная энергия слышалась в её интонации.
- Светка, - укоризненно сказала Ленка. – на той неделе мы с тобой заселялись в новый дом. Вчера успешно закончили пятый класс. Первый день каникул. Можно поспать?
- Нет!! – безжалостно крикнула трубка.
- Светка…
- Пропустишь самое интересное! – угрожающе сказала лучшая подружка.
- Иду! – Ленка положила трубку и посмотрела на рыжий, словно спелый абрикос, телефон. Ему уютно лежалось на белой вязаной салфетке. Потом Ленка перевела взгляд на зеркало. Оно отразило заспанную румяную рожицу и тёмно-русые клочья взлохмаченных  волос вокруг. Вздохнув, Ленка взяла расчёску и принялась раздирать волосы…



Через полчаса она давила кнопку звонка Светкиной квартиры. Дверь открылась сразу же. И Ленка обомлела.
Первое, что она увидела – ярко-алые, неровно накрашенные губы, растянутые в хитрой улыбке. Потом – жутко обрисованные чёрным карандашом глаза, с кривыми «стрелками» к вискам и слипшиеся от туши ресницы. Светка явно побаивалась лишний раз моргнуть. Вдобавок она переборщила с румянами и была красная, словно ей надавали пощёчин. Светка завернулась в цветастую простыню, её руки до локтей были в разномастных браслетах, на шее болталось десятка два бус. И наконец, в довершение всего, в центре Светкиного лба сияла красная точка размером с фасолину.
Эта точка Ленку и добила. …По мере того, как Ленка хохотала всё громче, подрисованные Светкины глаза наполнялись обидой и возмущением.
- Красота! – наконец, выговорила Ленка.
- Смейся, смейся! – зловеще сказала Светка, но, раскрашенная, как попугай, она и в обиде выглядела очень комично.
- Для этого ты меня разбудила? – отсмеявшись, спросила Ленка.
- Представь себе! – надула она губы, потом не выдержала и сама рассмеялась вслед за подругой. Та обошла её со всех сторон, словно новогоднюю ёлку, и покачала головой:
- Значит, ты теперь у нас индианка…
- Похоже? – обрадовалась Светка.
- Не… Похоже, что дурдом распустили на летние каникулы…
- Ты! – Светка щёлкнула её по лбу. – Получишь!
- Лучше скажи, Григорьева, с чего это ты вдруг? – поддразнивала её Ленка. – А то мне всё хочется тайком «скорую» вызвать.
Светка картинно прошлась по комнате и важно уселась в кресло:
- Только никому! Я влюбилась…
Ленку одолел очередной припадок смеха – она даже посинела.С трудом сбросила туфли и, хохоча, согнувшись, пролезла в комнату Светки.
- Дура! – разозлилась Светка.
- Да ладно, не сердись, - Ленка села прямо на пол. – Интересно, в кого же! Хотя без разницы; любой, кто увидит тебя без предупреждения, будет сражён наповал. В смысле, грохнется в обморок. Или в лес убежит.
- Если не можешь дослушать, уходи!!
- Всё-всё, молчу! Я просто представила ваше первое свидание: кругом люди… Он стоит с букетом цветов… И тут ты…В таком виде… Цветочки вмиг завянут, коленки у него затрясутся, а сам он наделает в штаны… Молчу! – Ленка увернулась от подушек, которые в неё полетели. – Просто предупреждать надо!
Светка представила несчастного влюблённого в шляпе и с облетевшим букетом цветов, и сама расхохоталась. Наконец обе примолкли.
- Я влюбилась в искусство! – выговорила наконец Светка и торжественно посмотрела на подружку. - Я решила стать киноактрисой. Буду сниматься в индийском кино!
- Кто тебя туда пустит… - недоверчиво прищурилась Ленка.
- Сейчас, конечно, никто, - рассудительно сказала Светка. – Чтобы играть в индийском кино, нужно уметь петь и танцевать.
Светка почесала глаз и размазала чёрную тушь по щеке.
- Я всё продумала. Пока в школе, я этому выучусь. Пусть пока будет это моим увлечением. Хобби!
Светка включила видеоплеер и на экране появилась прекрасная индианка в длинном, сверкающем алом наряде. Она кружилась, словно райская птица среди цветов, выделывая разукрашенными руками замысловатые движения и замирая в красивых позах.
- Правда, красивое хобби? – спросила Светка.

Дело предстало в новом свете. Ленка с завистью посмотрела на подружкин размазанный глаз. Во-первых, хобби, которого нет ни у кого. Во-вторых, экзотика, яркая и явная красота. В-третьих, Светка поставила перед собой цель – соблазнительную и, возможно, достижимую!
- А как же ты научишься? – Ленка уже другими глазами посмотрела на подружку. Убрать половину краски, перекрасить  волосы в чёрные – и будет похоже…
- Научусь! – Светка радостно подпрыгнула. – Я отправила письмо в индийское посольство. Чтобы они выслали мне пособие или самоучитель.
- Здорово! – Ленка не верила глазам и ушам. – Но ведь, когда мы смотрели индийские фильмы, ты всегда танцы проматывала побыстрее…
- А вот однажды не стала. Пригляделась. И вдруг поняла, какая это красотища!
Ленка обескуражено молчала. Ей тоже хотелось экзотическое хобби. Но ведь Светка первая это придумала… И, словно почувствовав её настроение, подружка великодушно предложила:
- Давай вместе!
И Ленка ощутила, как ликующая волна начинает восходить внутри неё, и цветистое, причудливое пение ситара окутало всё вокруг!
Она тоже разрисовалась, завернулась в простыню на манер индийского одеяния  и позаимствовала у подруги половину украшений. Девочки включили индийскую музыку на всю мощь и, смеясь, стали кривляться перед зеркалом, стараясь передразнить танцовщицу из кино. Очень мешала простыня: даже ходить, не только танцевать! Вдобавок, она поминутно разматывалась. А в фильме танцовщица свободно и замысловато двигалась, и ни один браслет не слетел с её точёной ручки, не говоря об украшениях на голове!
Сопя, девчонки пытались копировать её движения, чувствуя себя какими-то неповоротливыми слонихами; то и дело у них что-то падало, то украшения, то стулья, стоявшие рядом; то они сталкивались друг с другом руками и ногами и летели обе на пол; в конце концов Ленка зацепила пальцем одни из Светкиных бус, болтавшихся на её шее, и порвала их. Бусинки весело заскакали по полу, а растрёпанные и порядком уставшие девочки враз остановились. Веселье кончилось.
- От матери влетит.. - боязливо сказала Светка.
- Надо узнать, как индианки наматывают своё сари, чтоб оно не мешало им танцевать, - Ленка собрала бусинки и ссыпала их на кровать. – Ты обязательно скажи, когда придёт ответ из посольства.
И она быстренько смылась, чтобы Светкина мама – Рита Васильевна – не застала её врасплох.



Наутро Ленка сама позвонила подружке.
- Ты знаешь, не влетело! – весело отозвалась Светка. – А бусы мы с мамой переделали в браслеты, очень красиво получилось! И по размеру. А в сари, оказывается, не танцуют, это мне папин друг рассказал. Он недавно вернулся из Дели.
- Откуда? – не поняла Ленка.
- Дели – это столица Индии, - важно ответила Светка. – И он сказал, что у них для кино целая армия портных шьёт, чтобы костюм сидел, как сари, а танцуют там в другом… Я не запомнила название. Короче, моя мама пообещала сшить нам настоящие танцевальные костюмы! Приходи снимать мерки!
И действительно, к выходным у девочек появились ярко-розовые короткие кофточки и широкие юбки, в которых розовые клинья чередовались с жёлтыми.
- Смотри! – Светка раскинула руки и завертелась на месте. Волнистый розовый колокол разошёлся в стороны и она стала похожа на цветок.    …Минут через пятнадцать обе попадали в кресла: от вращения закружились головы.
- У меня всё качается перед глазами… - шептала Светка.
- А меня сейчас стошнит! – вторила ей Ленка.
Рита Васильевна, стоя в дверях, критически смотрела на обеих. Потом заметила:
- Вообще-то костюмы надо бы украсить. Чтобы переливались, блестели. Индусы очень любят всё яркое и блестящее.
Светка подняла голову с кресла:
- Мам?..
- Ни-ни! Сами расшивать будете!



Если бы мама знала, что это шитьё так увлекательно, она бы отобрала у девочек костюмы и сама бросилась вышивать!
Сначала подружки сбегали в специальный магазин и накупили сверкающей фурнитуры: бисера, тесьмы, пайеток, и особенно им понравился стеклярус (тоненькие цветные палочки из стекла), который сверкал, как огонь. Им хотелось купить все цвета радуги! Чуть не поссорившись, подружки выбрали золотистый и серебряный стеклярус, такие же паетки и тесьму, и тёмно-малиновый бисер.
Теперь целыми днями они вышивали, забравшись на крышу, чтобы попутно ещё и загорать. Долго придумывали орнамент, потом Ленка увидела подходящий рисунок… на печенье! Орнамент срисовали вначале на кальку, потом перенесли на костюмы. И начали шить.
Костюмы преображались на глазах! Видя в буквальном смысле блестящие результаты, девочки часами старательно корпели над вышивкой; вначале искололи все пальцы, но потом приноровились. Сердца их трепетали при виде сверкающих узоров; наряды стали походить на сказочные. Трижды бегали пополнять запасы стекляруса и бисера: понадобился ещё и красный, и лиловый, и фиолетовый, и белый. Девочки не жалели сил и времени. Они решили расшить наряды так, чтобы основные элементы совпадали, а обрамления были разными.

Этот день начался так же мирно – с вышивания на крыше их дома.
- Я, видимо, сбрендила! – призналась вдруг Ленка. – Я везде вижу узоры, узоры, узоры! Как будто у меня галлюцинации! Вчера обвела лист клевера, добавила петельки разные – такое вышло!  А вон сетка трещин на стене, а кайма на обоях! А лист подорожника – как интересно расходятся жилки!  А на шторе из тюля такие лилии, что их непременно хочется вышить!
- У меня то же самое! – хихикнула Светка. – Прикинь, размешала утром варенье со сметаной, а там получились разводы, как во мраморе. Сижу, как чокнутая, в тарелку любуюсь…
- На что костюм будет похож, если вышить всё это разом? Лилии, разводы, подорожники, паутину… - Ленка мечтательно уставилась в небо.
- Жуть в полосочку! – фыркнула Светка. – Карта мира!
Вдруг крышка люка загремела. Девочки насторожились: кто-то лез на крышу. И точно: из люка выползли мальчишки, по виду – отпетые хулиганы. Лучшая защита – нападение, и подружки, не сговариваясь, закричали:
- Чего надо? Эта наша крыша! Дуйте отсюда!
- Купили, что ли? – крикнули в ответ пацаны.
- Да, купили! – нахально ответила Светка. – И вообще, мы тут делом занимаемся!
- Ну и сидите, - на удивление миролюбиво ответили те, и люк закрылся.
- Надо, я думаю, пойти в библиотеку, - продолжила размышлять Ленка. – Посмотрим что-нибудь об Индии. Найдём традиционные узоры…

В библиотеке о национальных костюмах и узорах не нашлось ничего! Но зато девочкам предложили толстую книгу индийского писателя Премчанда и четыре тома Рабиндраната Тагора.
- Я стихи люблю! – схватила Светка Тагора. На самом деле её восхитило труднопроизносимое имя поэта…
Ленка взяла зелёный том «Премчанд. Рассказы», и уже вечером, лёжа в постели, тихонько всхлипывала в подушку, чтоб родители не услышали. Но мама зашла всё равно. В самый неподходящий момент.
- Елена! Что случилось?
- Да вот, книжку читаю…
- Премчанд? С каких это пор? – заулыбалась мама. – Тебя интересует Восток?
Дочка посмотрела в книгу и вновь захлюпала носом:
- Представляешь, Нирмалу в 12 лет замуж выдали! За старика! А потом он умер, и у неё всё отобрали, даже сжечь хотели-и-и! А ещё там есть неприкасаемые! И все их обижа-а-ают! Они даже воды не могут попить вместе со всеми!..
Ирина Витальевна вытирала зарёванное лицо дочери и мучительно вспоминала школьные уроки истории:
- Нет, Лена, это раньше так было. Пока Индия была колонией у англичан. А потом люди провозгласили её республикой и отменили все жестокие законы.
- Тогда почему он пишет об этом?
- Он жил в эту эпоху, - полистала предисловие мама. – И, наверное, чтобы люди помнили, как несправедливо было устроено раньше. Чтобы не вернулись к старым обычаям. Я думаю, не все хотят отходить от старых устоев, и писатели специально описывают, сколько горя могут принести слепые догмы.
- А что такое «слепые догмы»? – утёрлась подушкой Ленка и шмыгнула носом.
- Ну, это устаревшие законы, которые придуманы Бог знает когда, уже неудобные, но люди их выполняют слепо, не задумываясь, почему они делают именно так, а просто потому, что так жили их деды и прадеды…
- Ма, я похожа на индианку? – перебила её дочь. – Я танцевать хочу. Индийские танцы.
- Похожа, - потрепала её мама по голове. – На очень зарёванную индианку, у которой умер муж-старец и отобрали всё, что было…
Дочь фыркнула сквозь слёзы.
Зазвонил телефон. Ленка сняла трубку и услышала Светку:
- О Боже, на земле я жил, дитя земли;
   Но звёздным небом был усыновлён…    …Здорово?
- Ага, - Ленка посмотрела на мать. Та помахала рукой и прикрыла за собой дверь.
- Это Рабиндранат Тагор, - с удовольствием выговорила Светка.
Когда настало время сдавать книги, девочки продлили библиотечный срок…


На утро Рита Васильевна позвонила Ленкиной маме:
- Ирина! Кажется, наши девочки всерьёз увлеклись индийской культурой. Представьте: моя Светлана запоем читает Тагора и даже сама попыталась писать стихи…
Раньше мамы подружек изредка встречались на родительских собраниях в школе: жили в разных концах города. И теперь переехали в один дом. Рита Васильевна подробно рассказала об увлечении вышивкой на крыше, и о том, что вышивка получается просто чудесная. Ирина Витальевна, в свою очередь, вспомнила, как в юности она самозабвенно рыдала на индийских фильмах и увлекалась восточной кухней – пожалуй, эта поваренная книга ещё сохранилась… Дружба мам крепла с каждой минутой.


В воскресенье Светкина семья в полном составе отправилась к Ленке. Папы обеих семей были потрясены роскошным индийским обедом: горячий, ярко-жёлтый от куркумы, рассыпчатый рис; цыплёнок по-тибетски в сливках; халва морковная и лепёшки-пури. На десерт – расгулла: маленькие сладкие шарики, похожие на конфеты «Рафаэлло».
За обедом выяснилось, что приготовлены восточные яства сообща – рано утром обе мамы с дочками хлопотали на кухне Антипиных… Потом девочки вынесли показать своё шитьё, и родители были в восторге. Потому что работа была аккуратная, тщательная, красивая, даже если бы это сделал взрослый.
 Закончился день прогулкой в парке. Папы выпросили у пацанов скейт и немало посмешили своих домочадцев «лихим» катанием – неуклюжими вихляниями, падениями и прыжками…




А наутро пришёл ответ из индийского посольства. Невозможно описать, как подружки бежали наперегонки к почтовому отделению, как от нетерпения чуть не разодрали бандероль на кусочки, торопясь её вскрыть; и вот в руках у них – видео-пособие с уроками танцев, самоучитель, аудиокассета с музыкой и красивый голубой листочек с серебряной вязью.
«Уважаемая Светлана Григорьева! – было написано там. – Школа индийского танца «Натараджа» при индийском посольстве г.Москвы высылает по Вашей просьбе самоучитель классического инд.танца стиля бхарат-натьям. Мы рады, что индийская культура находит отклик в Вашем сердце…»  - подружки на радостях бросились обниматься.
- Подожди! – Светка открыла самоучитель и стала его читать. Через несколько минут она сползла на пол и схватилась за голову:
- Обалдеть!! Тут надо учиться лет пятьдесят!!
- Как? – повернулась к ней Ленка.
- Так… Ну ничего, к пенсии дадим первый концерт… - уныло пролепетала Светка.
- Почему?
- Слушай: «в классическом индийском танце различают двадцать четыре движения головы, двадцать шесть движений глаз…»
Ленка тут же скосила глаза к переносице:
- Это первое и основное…
- …шесть движений бровей и четыре движения шеи…
- Легкотня! Выучим! – Ленка подёргала себя за брови.
- …Сто положений рук, сто восемь – ног, движения по земле и полёты в воздухе… - Светка растерянно вздохнула. - Какие ещё полёты в воздухе? Йога, что ли?




Первые занятия показали: для индийских танцев требовалась нечеловеческая выносливость, ослиное упрямство и страшное терпение. Без этих качеств нечего было делать! Даже простое «исходное положение» классической позы бхарат-натьяма требовало невозможного.
Светка, уткнув нос в самоучитель, сверяясь с пособием и одновременно пытаясь смотреть на себя в зеркало, бубнила:
- Ноги согнуть, носки в стороны… Присесть немного… Спина прямая… Ещё прямее! – это относилось к Ленке.
- Я и так прямо… - пыхтела та.
- Это ты называешь прямо? – возмутилась Светка. – Да ты на вопросительный знак похожа! Носки опять сдвинуты, а они должны быть, как у балерины!
- Я ж не ходила на балет, как ты!
- Ну и что, - терпеливо вздохнула Светка. – Нам же вместе танцевать! Прекрати держать руки криво, они на уровне сердца ровно должны стоять, а ты локти опускаешь!  И зад торчит, пинка просит!
- Дальше давай! – прохрипела Ленка из последних сил, не зная, за чем следить: за локтями, осанкой, или ногами. А куда же, простите, в таком полу-приседе девать «пятую точку»? Конечно, торчит…
- Плечи разверни, - продолжала командовать Светка, которой изначально давалось всё легче. - Вот, умница… Теперь  положи ладони на поясницу…  Да не держись ты за неё, как столетняя бабуся! Посмотри в зеркало и на экран!
Ленка посмотрела в зеркало и подумала, что она похожа на жареного кузнечика. 
- Светка! Давай просто танец учить, из любого фильма! Я танцевать хочу, а не стоять часами в дурацкой позе, вращая глазами, как… хамелеон какой-то!
- Интересно, - размышляла та. – Мы просто стоим…
- Просто?! Разве это – просто?!
- …а пот градом льёт! Хорошая нагрузочка. – она уткнулась в книгу. – А поза эта не дурацкая, а классическая, причём оздоравливающая твою энергию!
- Светка, я уже не разогнусь назад! Это издевательство!!
- А главное, - подняла на неё глаза подружка, - На наших лицах должна быть ясная, лёгкая улыбка.
- Ещё и улыбаться при этом?!
Через два часа обе валялись на паласе. Не хотелось ни есть, ни пить, - только лежать. Все мышцы дружно ныли. Светка сказала:
- Ты знаешь, в Индии танцоры учатся своему искусству каждодневно. Целых тринадцать лет.
- Прекрасно, - отозвалась Ленка. – Через тринадцать лет и я смогу нормально улыбнуться в танце…


Следующими были руки. Точнее, пальцы.
Традиционные положения рук – хасты – были столь мудрёными, что поначалу и не поймёшь, как же можно такое сотворить. И прежде всего пальцы должны были двигаться независимо друг от друга.
 У Ленки, которая целых три года занималась на фортепиано, получалось более-менее похоже. Светка смогла пока сложить только привычную, исконно русскую «хасту»: фигу. Но фига в стиле бхарат-натьям не значилась…
- Надо же, хасты! – возмущалась Светка, глядя, как подружка спокойно выполняет «простенькое» упражнение: сгибает сначала указательный палец, выпрямляет, потом сгибает и выпрямляет средний, потом безымянный…
- Ничего, сделаешь! – успокаивала её Ленка.
Светка беспомощно встряхивала руками и пыталась снова и снова. Пальцы ни за что не хотели сгибаться по очереди и быть ровными. Они тянули друг дружку, как намагниченные, и скрючивались, словно Светка выполняла упражнение на Северном Полюсе, где было по крайней мере  минус восемьдесят градусов с ветром…
- Папа говорил, что на руках у человека множество особенных точек, которые отвечают за здоровье, - говорила Ленка. – И чтобы они работали, их нужно постоянно стимулировать, массажи всякие делать. А при таких зверских упражнениях все точки сами собой массируются, представляешь, какие мы будем здоровые?
- Хорошо бы, - Светка упрямо сгибала средний палец. Наконец он  послушался и встал перпендикулярно остальным. – Неохота зимой кашлять. А то как физра, так я с ангиной!
Скоро выработалось расписание: утро подруги проводили за шитьём, после полудня начинали занятия танцами. День за днём их упражнения всё меньше напоминали изнурительные тренировки. Они уже без труда держали осанку, руки стали гибче, а в движениях стала проступать мягкость и грация. А открытия всё продолжались.
- Лен! – Светка оторвалась от последнего из томов Рабиндраната Тагора. – Тебе не кажется, что язык хинди немного похож на русский?
- Да, - кивнула а. – Как будто однокоренные слова попадаются: «двара» - дверь, «агни» - огонь… Но хинди красивее. Вот послушай: джахангир! – произнесла Ленка мечтательно.
- Имя царя?
- Нет. У нас это называется просто… коврик. А джахангир – молитвенный коврик. На нём молятся…Он всегда покрыт множеством узоров. Не то,что у нас – коврик, сразу думаешь: затёртый, маленький, грязный, у дверей валяется. А вещь, которая зовётся джахангир, просто не имеет права быть грязной. Это что-то сказочно-красивое… Вот почему у них всё такое узорное, блестящее – потому что всё красиво зовётся…  Или вот ещё: джумар!
- Похоже на созвездие…
- А на самом деле это украшение, которое индианки носят на голове. Такая красивая штучка через пробор, и медальончик на лбу. Джумар.
Светка задумалась. Ей тоже хотелось поразить подругу знаниями. Она вспомнила:
- А зато знаешь, кто написал индийский гимн? Рабиндранат Тагор! И слова, и музыку! Он ещё и музыкантом был, и писателем, и философом, и этим… драматургом!


Индия постепенно открывалась девочкам то одной, то другой сверкающей гранью, словно бриллиант. Имена богов и богинь, названия трав и цветов, сохранённые в переводах на древнейшем языке санскрите, завораживали и манили необычайно. Девочки незаметно для самих себя увлеклись историей, мифами и легендами полюбившейся страны. И танец становился всё ближе и понятнее.
Мысленно они уже жили в древней Индии: шаловливый Кришна и нежная Радха, преданная Сита и блистающий Рама, царь обезьян Хануман и небесная корова Сурабхи стали неотъемлемой частью их мира. Они стали гораздо лучше и глубже понимать индийские фильмы с их светлым юмором и кажущейся наивностью.
Две хохотушки-непоседы, которые могли до упаду друг с другом скакать и баловаться, становились при других скромными, приветливыми и серьёзными: так вели себя их индийские сверстницы.
Родители, в свою очередь, не могли нарадоваться: дочки прилежно помогали по хозяйству, в комнатах царила чистота и порядок, рисом можно было питаться каждый день – так по-особенному вкусно он был всегда приготовлен. А девочки просто старались не отставать от индийских ровесниц – в их возрасте индианок выдавали замуж, они вели хозяйство, а иные уже становились вдовами…



Первое сентября пролетело быстро, как всегда, и для подружек почти незаметно; хотя пошли они в новую школу. Именно в новую: её только что выстроили для нового района, все дети были из переехавших, поэтому все практически видели друг друга впервые.
Всё было как всегда: море георгинов, астр и гладиолусов, первоклашки с испуганно-радостными глазёнками и взволнованными родителями, линейка и первый звонок на школьном дворе, после чего дети вступили в новенькую, ещё с запахом краски, школу, блестящую полами и расписными стенами. В рекреациях висели акварели местных художников.
Классную руководительницу 6-го «А» звали Диана Николаевна. Это была пожилая дама в строгом шерстяном костюме: зеленовато-сером пиджаке и длинной юбке.
 Пока поднимались по лестнице на второй этаж, ученики (а среди них Ленка со Светкой) рассматривали сухонькую фигурку классной и успели дать ей школьное имя: Диаша, или Дианушка. Это было проще и короче. Особенно почему-то всех заинтриговала её причёска: зачёс на бок и большой круглый шиньон на затылке. (Позже появилось несколько десятков версий о том, что Диаша носит внутри своего шиньона всякую всячину: от цифрового диктофона до старых чулок…)
Но в общем и целом классная была ничего. Лицо её нисколько не было увядшим, и тонкие морщинки у глаз – «лучики доброты» - ничуть не портили её. Глубоко посаженные тёмные глаза и тонкий нос с горбинкой прибавляли строгости. Она преподавала биологию.
Когда подошли к дверям своего кабинета, началась толчея: каждому хотелось зайти первым и выбрать лучшее место. Светка с Ленкой тоже протиснулись сквозь дверной проём, но сели сразу на первую парту у окна.
- Зубрилки! – тут же крикнул кто-то.
Подруги хитро переглянулись. Они были уверены, что так же думают и учителя: на первых партах - старательные зубрилки, и поэтому внимание своё перекинут на двоечников с «камчатки», а «зубрилки» получат более-менее относительную свободу. И списывать будет удобнее…
               Начались школьные будни.
На переменках девочки держались особнячком: придумывали всё новые узоры для вышивки или читали очередную «восточную» книжку. Ленка нашла книгу «Лезвие Бритвы» писателя Ивана Ефремова, в которой он здорово рассказал о тонкостях культуры эллинов и индусов, и теперь Светка и Ленка то и дело спорили, кто возьмёт её в очередной раз на дом. Занятий танцами они не прекращали даже на день. После школы сразу шли к Светке.
Началось всё неожиданно.
Стояли в рекреации у подоконника. Ждали, когда приплывёт с ключом географиня и пустит их в класс. Сбоку пыхтели, выясняя отношения, пацаны из другого класса: кто кого вытолкнет дальше на середину рекреации, в самую толпу. Слева кучка одноклассниц  обсуждала свои проблемы. Невольно подруги прислушались. Наташка Шучалина рассказывала очередную свою «романтическую» встречу:
- …И короче, мы пошли в бар, я надела новые колготочки, позавчера купила – «сеточка», такие клёвые! Как раз к новым сапожкам. А этот тормоз пива себе купил и все бабки в игровые автоматы кинул.
- Придурок. – определили остальные.
- Но зато у него уже тачка своя, клёвая, иномарка!
Вся «кучка» оживилась. Иномарка вызвала уважение.
- До ночи катались, - гордо рассказывала Наташка.
- Круто…
- А потом?
- А потом… суп с котом! – захохотала она. – Детям до шестнадцати!
Слушать это было скучно. Все истории были похожи: встретились, катались, пошли в бар, напились, влетело от родителей. Остальным девчонкам, видимо, нравилось. А  Ленке со Светкой – нет. Такие отношения на любовь не похожи, слишком цинично, и грубо.
Шучалина вообще была циничная и грубая. Материлась так, что уши вяли и в трубочку закатывались. В свои 13 с половиной лет уже вовсю курила, успела полюбить пиво и флирт со старшими парнями. Длинная, худющая, с короткой мальчишеской стрижкой и жёсткими, наглыми глазами, она сразу стала лидером в компании прихвостней: девиц, которые не интересовались ничем, бессмысленно хихикали и пытались найти развлечение, простаивая свободное время в каком-нибудь подъезде среди дымящих дешёвыми сигаретками парней.
И вот этой Шучалиной попались на глаза Ленка со Светкой, которые стояли отдельно от них с брезгливыми, как ей показалось, физиономиями. В её глазах хищно сверкнула агрессия и она, не раздумывая, повернулась к ним:
- Не врубилась, чё за вгляды? Чё-то не нравится?
- Отстань, - ответила Светка.
- Ё-маё, зырьте! А может, вам неприятно стоять тута рядом?
- Может! - процедила Ленка.- Как ни подойдёшь, одни маты да базары о шмотках да о парнях с машинами!
- Заткнись, уродина! – снисходительно брякнула Шучалина. Её нисколько не смущало, что у Антипиной лицо ясное и чистое, а у неё – в отвратительных угрях и прыщах.
- Сама ты настоящая уродина! – вспылила Ленка, краснея от волнения. - Щука костлявая!
В ответ Шучалина грязно выматерилась, и в эту минуту прозвенел звонок. Все побежали в класс за подошедшей географиней.
С этого дня Шучалина со своей шестернёй не давала подругам проходу. То обсмеет новый свитер у Светки, то начнёт задирать парней прямо перед их партой и в потасовке сдвинет её до самой двери; то просто, проходя мимо, сбросит книги и тетради на пол, или, якобы случайно, наступит сзади на ногу. Шестерня подруг не трогала, но всегда была рядом и энергично гоготала… Позже появилась ещё одно унижение: Шучалина неожиданно и бесшумно появлялась сзади подруг и, осторожненько выбрав одиноко торчащую волосинку у одной из них, резко её выдёргивала. От неожиданной боли выступали слёзы. Светка с Ленкой возненавидели её. Как бы сделать, чтобы она отцепилась? Жаловаться родителям? По-детски. Учителям? Ещё глупее. Надо было придумать что-то оригинальное.

Однажды они посмотрели индийский фильм «Сестра». Фильм как фильм, две разлучённые с рождения сестры воспитывались в разных семьях и неожиданно встретились в колледже. Богатые сынки начали приставать к одной, вторая заступилась, и пошло-поехало.И некому за них заступиться, потому что они женщины, а те – мужчины, которым всё позволено. В конце разозлённые «сынки» просто убивают одну из них, и вторая узнаёт, что это была её родная сестра, и прыгает в пропасть, не желая с ней расставаться. Печальный финал.
Но то, как эти две сестры вели себя с негодяями, как они отвечали на все их выпады, восхитило обеих подружек. Без ругательств, нежненько так сёстры подпускали смешные шпильки, которые выставляли «сынков» полными тупицами и смешили всех остальных. Ленка со Светкой посмотрели друг на друга. Им всё было ясно без слов.

На следующий день в столовке Шучалина продралась сквозь толпу, в которой с великим трудом можно было угадать очередь, и дотянулась до Светкиной головы. Вырвала волосинку. Светка поморщилась, раздался дружный гогот стоящей рядом компании. Но Светка не отвернулась, как обычно, а повернулась к обидчице и с наигранным негодованием упёрла руки в бока:
- Лен, ты видела? – громко спросила она. - Шучалина снова вырвала мой волосок! – её демонстративный тон привлёк всеобщее внимание.
- Бедная девочка! – продолжала она. – Наверное, стесняется, что своих мало, на парик насобирать не может, вот и побирается…
Все одобрительно хихикнули. Шучалина у нормальных людей симпатию не вызывала, и их реакция была искренней.
- Да ты не стесняйся, Шучалина! – подключилась ласково Ленка. – Все знают, что у тебя лысина в полбашки, так что бери, мне тоже не жалко… - и Ленка вырвала сама у себя несколько волосинок и протянула их дылде.
Шучалина молча хлопала злыми глазками.
- А может, - продолжала Светка, - она решила, что она – Старик Хоттабыч? Так тот из бороды дёргал. Перечти книжку…
- Вот видишь, и бороды у неё нет! – громко и грустно вздохнула Ленка. Все уже перестали сражаться за пирожки, и даже буфетчица с интересом слушала диалог.
- Ну ничего, - радостно сказала Светка. – Если сильно надо, можно из подмышек надёргать! Или ещё откуда-нибудь…
Все дружно грохнули. Шучалина зло посмотрела на обеих подруг и, выматерившись, ушла из столовой. Ограниченный интеллект не подсказал достойных ответов. В буфете толпа плотоядных учеников вновь кинулась к пирожкам с мясом. Девочки тихо торжествовали. Система работала.
Вернувшись со звонком в класс, они увидели, что их книжки и тетрадки с особой тщательностью разбросаны по всему классу. Вика Соломатина, сидящая сзади, шепнула:
- Чем это вы так взбесили Щуку?
Ленка со Светкой даже не ответили. Как раз в класс вошла Диаша. И удивлённо взглянула поверх очков на девочек, которые с преувеличенным сосредоточением рассматривали беспорядок.
- Кто это сделал? – спросила она. Спокойно, без напряга спросила.
- Не знаем, Диана Николаевна, - тоном примерной зубрилки ответила Ленка. – Но, по-моему, это акт вандализма. Неизвестные злоумышленники принесли наше имущество в жертву своему тёмному богу. Богу двоечников и тупиц!
- Они могли просто помолиться ему, - добавила Ленка, ; но их словарный запас составляют одни междометия и не-цен-зурные выражения.
Класс захохотал. Все оглянулись на Шучалину. Она, закусив губу, уставилась застывшим взглядом в окно.
- Мы соберём, - Светка с Ленкой стали ползать в между рядами парт. Пока Диаша писала на доске тему, они поймали много одобрительных взглядов. Им подавали тетрадки, если сидели поблизости. На Шучалину девочки даже не взглянули.



Увлечение девочек сплотило обе семьи. Мамы даже иногда приходили к девочкам на разминку – «сгонять калории». Правда, после разминки девочки их выгоняли: нечего смотреть секреты техники!
А техника потихоньку росла, параллельно с классическим танцем они заметили, как легко им стало имитировать «эстрадные» индийские танцы – те, что в кино. К зиме их первые танцевальные костюмы были готовы, и они решили выступить 31-го декабря перед родителями.
- Давай поставим танец на песню из «Тающих облаков», - предложила Светка. – Музыка традиционная.
Так и сделали.
В последний день года два семейства собрались у Ленки – у них квартира была больше – и заняли в гостиной места для зрителей: диван, кресла; для соседей поставили стулья. Все ждали, пока танцовщицы приготовятся: мамы делали им восточный макияж, вплетали по всем правилам украшения в волосы. Потом пошли ставить кассету с песней.
- Волнуешься? – шёпотом спросила Светка, когда они уже стояли у выхода за шторой.
- Ага… Движения бы не забыть…
- Да брось, само собой получится.
Зазвучал ситар.
Девочки, звеня браслетами с крохотными колокольчиками на ногах, вышли в центр комнаты. Всеобщий вздох приветствовал их: в комнате возникли две сказочные красавицы. Розовые наряды переливались малиново-красно-белыми бликами и испускали серебристо-золотое сияние, соперничая с золотистыми искрящимися платками, покрывающими головы девочек. Светкин папа снимал происходящее видеокамерой. Девочки обвели глазами всех зрителей и взглянули друг на друга.
Это был «танец-состязание»: одна танцевала соло, рассказывая в танце о Верховном Божестве, покровительствующем всему миру, творящем реки, горы, звёзды; потом вступала вторая, и её унизанные браслетами руки звенели о том, что это Божество нигде, и в то же время Его можно найти в птице, цветке, камне или в человеческом сердце. И потом обе танцовщицы слились в синхронном танце, воспевая непостижимое Верховное Божество, подобное множеству Солнц, тысяче вселенных…
Танец окончился. Девочки стояли, сдерживая участившееся дыхание. Взрослые молчали. Тихонько звякнул браслет на Ленкиной ноге. Взрослые смотрели на них так, словно увидели двух инопланетян.
Потом… потом была овация. Гостиная «взорвалась аплодисментами», если можно такое сказать о десятке человек. И заговорили все разом:
- Прекрасно!
- Я такое только в кино видела!
- И вы это всё сами?!
- Какая красота!
- Никогда бы не подумала, что наши дети способны на такое!
- Настоящие индианки!
…И так далее. Ленка со Светкой стояли красные от удовольствия и смущения. Конечно, никто из зрителей не знал, о чём был танец. Но все сошлись на том, что это было «действительно, по-настоящему красиво!» ; скрытый смысл древних жестов как-то необъяснимо, минуя сознание, проник в душу зрителей. Наверное, красота всепроникающа.
 И восторг был неподдельным. Соседки пообещали «набрать все бусы, какие есть», и подарить девочкам «на следующие наряды». ….Потом все сели за стол, ели салаты и пельмени, и без конца делились впечатлениями и хвалили подружек. Те переглядывались с довольными лицами: после полугода каторжной работы приятно было послушать хвалебные оды!
Когда началось новогоднее обращение главы государства, раздались звонки в дверь: соседки пришли с поздравлениями и… целым пакетом бижутерии. Ленкиной маме было даже как-то неловко:
- Что вы, это же чешское стекло! Это же дорого…
- Да шо ж им валяться-то у старой бабы? – искренне возмущалась соседка баба Глаша, которая была с Украины. – Яки гарны дывчины, нехай пляшуть людям на радость!
Светкина мама растерянно перебирала броши, сверкающие всеми цветами радуги бусы и много других безделушек.
- А вы за это нас ещё пригласите когда-нибудь! – вторила  тётя Надя. – А вообще, за такую красоту ничего не жалко! Им на сцене надо выступать!
Все благодарили девочек за доставленную радость, и никто не слушал телевизор. Встрепенулись тогда, когда раздался перезвон колоколов Кремля, стали поспешно поздравлять друг друга, разливать шампанское и чокаться. И всей кучей играли в жмурки, потом папы натянули поперёк комнаты нитку с маленькими свёртками, и все по очереди с завязанными глазами срезали с неё подарки. Ёлка весело мигала лампочками.
Это был самый шумный и смешливый праздник, потому что потом все оделись и с гармошкой пошли поздравлять весь подъезд, каждую квартиру, и некоторые присоединялись к весёлой толпе. И эта толпа спустилась в центр города, на городскую ёлку…
Так хобби подружило почти целый подъезд взрослых, серьёзных людей…

Вечером первого января соседи потребовали повторить выступление. Девочки с радостью согласились, хотя они уже начали разрабатывать новые узоры для классического костюма «шальвар-камиз»: кофточка-чоли и шальвары с каймой и ярким веером между штанинами.
…После всеобщих восторгов тётя Надя подошла к мамам и раздумчиво сказала:
- Вот что, милые. Хотите иль нет, а девчатам надобно в чёрный цвет покраситься. Чтоб всё было правильно. Русых индусок не бывает.
Светка с Ленкой, которые были в кухне и слышали это, радостно подпрыгнули. Они и сами давно хотели поговорить об этом с родителями, но боялись решительного отпора: «Как это краситься в тринадцать лет? Не рано ли?»
- Не разрешит, - пробормотала Светка, прислушиваясь.
- Разрешит, - шепнула Ленка.
Действительно, мамы  возмутились:
- В тринадцать лет волосы портить, ещё чего!
- И ничего не испортят! – возразила тётя Надя. – Я сколько лет в парикмахерской работаю! Сейчас не те краски, чтоб волосы сжигать. Я подберу, если надо.
- Подумаем…

…Когда подружки выскользнули из-под сушилки, их было не узнать! И той, и другой очень нравился новый имидж. А потом они сделали восточный макияж и вышли к родным. Все в один голос припечатали:
- Сёстры!
Ленка со Светкой стали очень похожи. А в костюмах их было просто не отличить. Настоящие индианки.



Когда после зимних каникул девочки вошли в класс, все сначала изумлённо уставились на них, потом загудели:
- Григорьева, Антипина, это вы, что ли?
- Вы чего, под Новый год ворон изображали?
- А клёво вам обеим…  Только все в блондинок хотят, а вы…
- А они под цыганок закосили!
Всеобщий гам перекрыл голос географини:
- Это что же делается?!
Тишина. Гневно раскрытые глаза учительницы.
- Евдокия Львовна, мы не просто так, - сказала Ленка. – Мы всё объясним…
- Никаких объяснений, вон из класса! К директору!
Светка пожала плечами:
- Нам родители разрешили…
- Вон!!
Девочки молча взяли книжки, сумки и пошли домой.
- Мам, нас выгнали за то, что мы перекрасились! – сразу сказала Светка.
- Как? – удивилась мама. – Разве за это ещё выгоняют?
- Видимо, - вздохнула Ленка. – Вы им объясните?
- Рита! – Ирина Васильевна позвонила Ленкиной маме. В двух словах описала ситуацию. Посмотрела на девочек: - Сейчас придёт.
О чём мамы говорили с директрисой, Дианушкой и географиней, девочки не знали. Их не взяли в учительскую. Поняли только: про их хобби. Которое стало серьёзным.
Когда взрослые вышли, географиня ничего не сказала, только удивлённо посмотрела на обеих подружек. А Дианушка спросила:
- Хотите выступить на школьном вечере?

              …Они выступили. И снова был триумф. И ещё раз.
 Потом их стали приглашать на городские концерты и праздники. К 11-му классу график выступлений стал настолько плотным, что трудно было учиться. Но они смогли. И выступали в школах, лицеях, детских садах, на юбилеях, конкурсах, отчётных концертах… И везде не только выступали, но и старались рассказать о том, что они успели узнать о сказочной стране Индии.
И в конце концов любителей индийской культуры оказалось так много, что пришлось организовать Центр Индийской Культуры, где их танцевальный дуэт «Золотой Лотос» вёл занятия танцем бхарат-натьяма, и еженедельно проходили встречи-выступления, где можно было послушать индийскую музыку, отведать традиционную кухню, потрогать предметы утвари и национальные одежды…

Однажды, после очередной встречи, когда разошлись зрители, Светка, убирая остатки угощения и посуды, спросила:
- Лен, а ты думала, что наше хобби вырастет в такое большое дело?
- Конечно! – отозвалась она, снимая украшения.
- А знаешь, я уже не хочу сниматься в индийском кино. Только танцевать…    Наверное, мы поступим в колледж культуры…
- Ну, кто знает, - хитро улыбнулась Ленка и помахала в воздухе конвертом.
- Что это? – подскочила к ней Светка.
- Угадай!
- Говори, вредина!
- Не скажу!
- Письмо из московского Центра?
- Нет!
- Дай сюда! – она пыталась выхватить конверт, та не давала, и они чуть не уронили всю мебель, вокруг которой бегали. В конце концов Светке удалось отобрать конверт. Он был международный. Торопясь, подруги вскрыли его. Прочитали, не веря глазам.
- Но как они узнали?! – прошептала Светка.
- Ну, ты однажды написала в индийское посольство… - Ленкины глаза смеялись. – А я в мае отправила в Школу Искусств города Мадраса видеозапись с нашими танцами и рассказала  о нас.  О нашем хобби…
- Так это значит… - Светка боялась поверить. – Это значит…
- Мечты сбываются.  Мы едем в Индию!         
В окна ярко светило летнее солнце.






                2003 г.


Рецензии
Каждую строчечку словно через себя пропускала... Так все до боли знакомо!:)))
Да, иногда бывает так, когда хобби становится образом жизни...

Юлия Монакова   11.03.2010 17:39     Заявить о нарушении
Да, Юль. тебе это точно понятно :))) мы сами творим свою реальность!

Светлана Широкова   11.03.2010 22:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.