Маленький принц
Принц с радостью согласился на эту новую – как ему тогда казалось – игру. Ему было интересно все новое. Он с прилежанием начал слушать уроки и выполнять их, он стал учиться делать множество новых и забавных штук: писать палочки и складывать их вместе, рисовать на песке различные фигуры и запоминать их названия, учить буквы, из которых состоят знакомые ему слова, и пытаться складывать из них звуки. Все шло хорошо, но многое было непонятно.
- Зачем? А это зачем? – все время спрашивал принц, и учитель подробно разъяснял ему тот или иной урок, но зачастую понятнее он от этого не становился. Единственное, что усвоил наш герой, так это то, что многое нужно просто принимать без объяснений, на веру, не пытаясь уловить содержание сердцем. В этом тоже была игра: как запомнить побольше, чтобы учитель похвалил тебя и наградил красивым цветком за выполненное задание. В этой игре было меньше звуков, запахов, привычных ощущений, она была так непохожа на его прежние игры – с песком на берегу реки, с камнями, с самодельным луком и стрелами – но тем сильнее она захватывала его, тем больше было в ней азарта, здесь он уже не чувствовал тугого сопротивления материала, ничто не останавливало полет его воли. В конце концов, запомнить десяток слов оказалось гораздо проще и быстрее, чем вырезать красивый посох из орешника.
Однажды после занятий он пришел на берег реки. Река была все та же, она величаво несла свои воды, как и тысячи лет назад. Деревья и кустарник шелестели листьями, и этот шелест сливался с шумом реки, с неторопливым движением ее волн.
Принц подставил лицо ветру, с наслаждением чувствуя, как он овевает его разгоряченное лицо, обнимает тело своей вечерней прохладой.
Тут же, неподалеку у реки сидел старик. Его когда-то белые одежды потемнели и истрепались от времени, ветра и дождя. Длинные волосы свободно ниспадали на плечи, он сидел неподвижно, с прямой спиной и лицом, обращенным к реке.
Принц подошел ближе и поклонился ему до земли, прося благословления. Старик обернулся и, улыбнувшись, ответил: «Долгой тебе жизни, о принц». Затем он поманил мальчика рукой, указывая ему на место рядом с собой. Принц подошел и сел рядом со стариком.
- Вот видишь, река, - сказал старец, - она все время такая же, хотя каждый миг другая… Не так ли и все в нашей жизни?
Мальчик молчал, не понимая, что от него требуется. Он только смотрел на течение реки, на потоки воды, струи, свивавшиеся вместе и образующие круговороты, на плеск волн, ласкающих песчаный берег.
- Я не знаю, о чем вы говорите, - промолвил он наконец, - я не знаю.
- Это хорошо. Это верные слова. Слова не знающего, но ищущего. А что ты ищешь в этой жизни? – неожиданно спросил старик и посмотрел принцу прямо в глаза.
Принц надолго задумался. В самом деле, что он ищет, чего жаждет его сердце? Побед в состязаниях? Благосклонности учителя? Силы и славы воина-победителя? Ласковой улыбки матери? Восхищения отца? Что он хочет, чего он добивается, прежде всего?..
Долго сидел принц, глядя невидящими глазами на течение реки, на высокое голубое небо над противоположным берегом, на стаи птиц, кружащихся над соседней рощей…
- Я не знаю, - наконец ответил он, - я в самом деле не знаю.
- Вот и хорошо, - улыбнулся старик, - вот ты и узнал, что тебе нужно обрести в первую очередь. Тебе нужно узнать, что ты ищешь в этой жизни.
- А что мне для этого нужно делать? – спросил мальчик.
- Живи с вопросом, - ответил старик, - и жизнь сама даст тебе все ответы.
Мальчик вдруг почувствовал, что его взгляд поднимается выше и дальше, что он словно взлетает над берегом, песком, деревьями и неспешным течением реки. Он увидел просторы полей и других рек, горы, моря, необъятные бездны небес, глубокие ущелья, города, людей, трудящихся, сражающихся, сжимающих друг друга в объятьях… Все его существо неожиданно наполнилось светом и гулом бесчисленных жизней, душа словно распахнулась и раздвинулась разом во все стороны, дотянулась до самых далеких и холодных звезд, и постепенно вернулась назад…
- Мы все возвращаемся, - сказал старик, словно угадав то, что с ним происходит, - нас притягивает то, что мы ищем. И мы всегда возвращаемся к этому, пока не найдем. Если ты видишь нечто повторяющееся в своей жизни, знай, что ты сам охотишься за этим.
Мальчик сидел, не в силах пошевелиться, в его ушах еще был слышен гул тысяч жизней, в его груди еще проплывали планеты и дальние города, его руки еще не успели вернуться из-за горизонта.
Постепенно он снова ощутил себя сидящим на берегу реки, увидел знакомые воды, почувствовал песок под собой.
- Как же так, - наконец вымолвил он, - выходит, когда учитель наказывает меня, я сам это ищу?
- Ты смотришь прямо в корень, - рассмеялся старик, - но наказание за невыученный урок, это еще не все, что ты ищешь. Смотри шире. Гляди, куда ведет тебя жизнь, что видят твои глаза, слышат уши и чувствует сердце. Попробуй почувствовать, кто тот, что направляет тебя? Пытайся глядеть на все его глазами, и тогда, может быть, ты увидишь.
- Что я увижу тогда, о почтеннейший?
- Это узнаешь только ты, - опять рассмеялся старик, - но я тебе обещаю, что это не разочарует тебя.
Они еще долго сидели молча, маленький мальчик и древний старик, глядели на текущие воды реки, на небо у них над головами, на стремительный полет птиц, на свет вечера, который постепенно укрывал своим синим одеялом и реку, и берег, и сидящих на нем людей.
Когда уже совсем стемнело, старик снова заговорил:
- Сейчас уже темно, и глаза не видят почти ничего, но это не значит, что вокруг ничего нет. Здесь по-прежнему кипит жизнь, просто глаза этого не замечают. Если не видят глаза, спроси у ушей. Если не слышат уши, потрогай это руками, если не хватает рук, почувствуй запах. Но главное, помни, что сердце слышит и видит всегда. Даже если не видят глаза, не слышат уши, не чувствуют руки, нос и язык, сердце чувствует и знает всегда. Нужно только научиться его слышать.
Старик замолчал и долго не было слышно ничего, кроме негромкого шелеста волн и листвы, стрекота кузнечиков, шороха ночных крыльев и тонкого пения насекомых.
Казалось, что с наступившей темнотой окружающий мир зажил еще более интенсивной жизнью, чем прежде, - столько вокруг было шорохов и движений…
Мальчик сидел, не двигаясь, не издавая ни одного звука. Он словно превратился в огромный рупор, впускающий в себя звуки, запахи, ощущения, шорохи ветра, шепот далеких звезд… Он и в самом деле не видел сейчас ничего, да и не хотел видеть, - то, что происходило, этого было вполне достаточно. Вполне достаточно для счастья.
Свидетельство о публикации №209090400582