Воспитание души или пропагандисткое зомбирование?

Что несёт в массы современный кинематограф?
Наверное, все без исключения представители старшего поколения когда-либо нелицеприятно высказывались по поводу того, что смотрят их дети и внуки. Многие приходили в ужас от картинки, некоторые сокрушались по поводу лексикона, а все остальные получали апоплексический удар от эффекта наложения одного на другое.
Неужели они действительно настолько архаичны, что не в силах понять глубокий смысл, заключённый в современных фильмах? Или смысла там всё-таки нет?...
Многие соглашаются с тем, что просмотр фильма на большом экране оставляет больше впечатлений, чем тот же просмотр на родном диване пусть даже  с навороченной системой Dolbi Sorraund. А какие фильмы выглядят особо впечатляюще с экрана? Конечно блогбастеры!
Один утрированный пример такого блогбастера привёл нас вот к чему…
По правилу оригинальности начнём описание с эпилога. Неминуемый happy end не может не вышибить слезу умиления в тот момент, когда он смачно целует её, стоя на самом краю гигантского подъёмного крана. А на заднем фоне видна картинка пролетающих вниз горящих обломков Бурана, сбитого самонаводящейся ракетой “земля-космос”, из установки, в данный момент небрежно закинутой ему на плечо! (!!!)
Стоп кадр. The end! Роли исполняли: новомодный Дэниэл Крейг, сексуальная Анжелина Джоли и незаменимый Гоша Куценко в роли самонаводящейся “земля-космос”…
По “оригинальному” сюжету главные герои, как ошпаренные, все полтора часа спасали землю от кровожадных пиявок-гуманойдов и чернобыльских зубастиков – лонгольеров. В ходе неравных боёв они понесли невосполнимые потери, он – жены – предательницы с системы “Альфа-центавра”, она - приходящего любовника и по совместительству её начальника из группы “Зета” по борьбе с организованной преступностью на земле, под землёй и в четвёртом измерении. Они в общей сложности убили девять тысяч сто сорок пять пиявок, тридцать тысяч двести тридцать два лонгольера и одного бомжа, случайно высунувшегося из канализационного люка не в том месте не в то время. Они даже едва не убили друг друга, когда он загримировался и завербовался в самый тыл к пиявкам, а она в это время пыталась прокрасться через линию фронта и заложить водородную бомбу прямо под трон пиявочного короля. В общем, не смотря на десять пулевых ранений, три ножевых раны и одного торчащего из головы дротика, обмазанного ядом кураре, он всё-таки вытащил её из зоны поражения её же бомбы, на русском истребителе МиГ-29, который притаранили в помощь американским товарищам братья – вьетнамцы в рамках мировой программы против инопланетных интервентов, захвативших самый центр нашей Солнечной системы –  Манхеттен.
Только вот незадача…  Подбитые врезавшимся в лобовое стекло лонгольером-камикадзе, наши герои спрыгнули вниз на одном парашюте…
Эх… сердечко замирает от такой эпически-эмоциональной сцены. Он крепко держит её за узкую талию, обтянутую чёрным латексом, а она грациозно обнимает его широкую шею, по которой из раны в голове стекает тонкими струйками курарно-помидорная кровь, и оба они парят на порванном в трёх местах десантном парашюте с рисунком флага соединённых штатов…
А что, собственно, дальше?
А дальше вышеописанный эпилог и the end.
Но в головах обывателей не укладывается тот факт, что после этого наши герои мирно слезут с подъёмного крана, пойдут проставят штампы в паспортах, приобретут на денежное дополнение к медалям за отвагу маленький домик где-то в предместьях Вашингтона и станут клепать в год по два ребёнка. Она растолстеет на макаронах и лазанье, он обстругает весь гараж деревянными макетами космических кораблей, попивая “Будвайзер”. И всё у них будет в полном ажуре.
Никто собственно так и не думает! Поэтому предприимчивые продюсеры, талантливые режиссёры и гениальные сценаристы выпускают в широкий прокат ремейк с содержательной припиской “2” в названии.
А там… 
Для разнообразия на этот раз не будем оригинальными, начнём с пролога.
В далёкой техасской пустыне, куда случайно упала часть международной космической станции, сбитая Бураном, в свою очередь сбитым лысым черепом Гоши Куценко, в подземном бункере за тяжёлой титановой дверью с эмблемой вентилятора в жёлтом кружочке, друзья его несправедливо убитой жены с Альфа-центавры проводят эксперимент по скрещиванию ДНК кровожадной пиявки и молодого лонгольера! Вылупившееся из стеклянной пробирки потомство, не долго думая, мотает из бункера на свет по вентиляционным коробам, имея целью всё тот же банальный захват Вселенной. Соответственно, путь их миграции проходит через фермерские угодья и маленькие городишки с несчастным беззащитным населением, по направлению к ангару с Шатлами. И вот она,  как новый директор “Зеты”, начинает отлов расползающихся острозубых мутантов. А он, качественно полив все тюльпаны и пионы на своём приусадебном участке, по убедительной  просьбе бывших сослуживцев  прерывает свой пенсионный paradise и тут же отправляется на новую МКС для охраны той от лазутчиков из четвёртого измерения. Те, в свою очередь, перестали прикидываться бомжами и лазить по канализациям в поисках отличий в эволюции нескольких отдельно-взятых измерений, и теперь вышли на новый виток, притворившись астронавтами с последующим выходом на околоземное пространство. Там - где-нибудь на орбите главным героям снова предстоит долгожданная встреча, выяснение отношений, куча ран на бренном теле, полёт на парашюте прямо из взорвавшейся МКС и так далее  и тому подобное.
Вот, собственно четыре часа убитого на просмотр времени, и пролетают. Вопрос… Что же  вся эта какофония, сменяющих друг друга спецэффектов, должна вызвать в душах молодых людей? Думы о смысле жизни, о верности, о  всепобеждающей любви, о чести и патриотизме?
Не уверена. В лучшем случае она не вызовет ничего. В худшем приведёт к подражанию главным героям в их ненормативном лексиконе и акробатических этюдах, переломам конечностей и ночным кошмарам… у родителей. Зрители постарше, посмотрев три-четыре подобных шедевра, смачно отплёвываются, а в глубине души потихоньку начинают читать тематические книги и статьи, которые призывают их верить в то, что инопланетные интервенты такая же реальность, как и радуга после дождя. Медленно вызревает тихий массовый психоз с навязчивой идеей, что мировые правительства погрязли в заговорах против человечества, скрывая правду об инопланетянах.  И всё, что остаётся – это закупать гречку и сахар на случай внезапной аккупации…  Конечно, те кто попроще, не мудрствуя лукаво, закупают себе совсем не соль и не пшёнку, а, например, такие же часы, как у главного героя или такую же машину, как у героини.
В принципе, всем хорошо, все остались довольны. Киношники получили доход с гиганских сборов, продавцы брендов – с продажи своих товаров рабам моды и имиджа, продуктовые сети – с продажи продуктов долгосрочного хранения, а издательства – с продажи всей тематической литературы. Это не считая  той братии, которая заработала на выпуске и продаже  брендовых игрушек, компьютерных стрелялок, брелков и постеров с изображением главных героев верхом на зубастой пиявке.
Что получил в итоге обыватель, я до сих пор не поняла. Ну, по мимо попкорновского кайфа в течении этих четырёх часов расслабленного сидения в кресле. Какие же изменения претерпела его душевная философия? Видимо, никаких, кроме позывов мочить, мочить и ещё раз мочить всех врагов Человечества!
А вот это уже, действительно, больше похоже на пропагандистское зомбирование.
Может быть, я немного преувеличиваю так же, как преувеличивают  опасность инопланетного вторжения?
Хотя…

Следующими в списке самых “влияющих” жанров стоят мелодрамы.
За ними ходить далеко не нужно. Голливуд, Болливуд и прочие иноземные фабрики грёз выпускают подобный продукт пачками, в связи с чем он стал абсолютно безликим. Похожие сюжеты, скучные картинки и однообразные монологи. Действительно, что ещё нового можно придумать, чтобы облачить в картинку слова  “Я тебя люблю, но… “? Иностранные творцы фабрики грёз оборачивают обыденность отношений в мистическую оболочку, то задавая влюблённым шарады из пространственно-временных континуумов, то атакуя их средневековой магией с загробными проклятьями, то просто напросто меняя телами. Но и такие фантастические сюжеты уже перестают эмоционально  восприниматься русскими тинейджерами.
Наши кинематографисты решили проявить чудеса разума и совместить розовую упаковку чувств с грязной начинкой реальности. И это, надо сказать, принесло кое-какой успех отечественному кинематографу,  который, как известно, вот уже второе десятилетие подряд всё пытается  возродиться из пепла. Особые оригиналы пускают несколько линий сюжета, бросая их из крайности в крайность. Чернота картинки компенсируется претензией на “глубокое” содержание.
Тут правит бал несовпадение социальных или физических аспектов двух отдельно-взятых, совершенно случайно встретившихся на перекрёстке восьми дорог, личностей.
Откуда пошла мода на эти несовпадения? То ли от внутреннего отрицания новомодного лжекапиталистического строя, разделившего общество на несколько кардинально-разных сословий, то ли от моды на дореволюционное устройство Российской социальной структуры,  то ли от самих русской души и пытливого ума, ищущих глубокое в мелком?
В общем, главный герой, как правило, “новорусский”, “бомонднутый”, “казуальный” и до неприличия циничный (это теперь модно) красавец - мачо с пентхаузем на Киевской и совершенно неопределённым видом деятельности, героиня – заезжая из такой глубинки, про которую он и слыхать не слыхивал, “пеппидлинныйчулок”, принципиальная, романтичная и до тошноты страшная. И вот, как говориться, её упорство и труд перетрут его казуальные мозги, свернув их даже не трубочкой, а скрипичным ключом,  потом промоют так, что он начнёт видеть очищающий, первородный свет даже без галлюциногенных грибов и тут же каяться во всех своих прошлых попытках посадить бедную печень, задушить лёгкие и перетрудить кое-какие выступающие органы. Потом берёт её за руку и гуляет с ней под луной, с замиранием сердца слушая её провинциальный трёп.
Но что вы думаете в итоге? Happy end с поцелуем? Плохо вы знаете русскую душу! Нам надо страдать. Долго, мучительно, садомазохистстки страдать. Поэтому сценарист жестоко сшибает её асфальтоукладочным катком, развивая по проезжей части её болотно-зелёную шевелюру, а его бросает в объятья бывшей любовницы с ногами от ушей.
Что же делает он? Обнимает любовницу за талию и идёт себе дальше сажать печень и перетруждать свои выступающие органы!
Вот это реальность, с которой ни один здравомыслящий, в меру циничный человек никогда не сможет поспорить!!! Вот в эту концовку все полностью и непоколебимо верят! Молодец, сценарист! Даже поплакать не успеваешь, уже титры…
И главное куча остаточных эмоций. Раздумья о несовершенстве мира, об умирании души, о постепенной и всепоглощающей деградации. Молодёжь примолкает, начиная раскладывать по полочкам приоритеты, потихоньку уходить в себя и впадать в депрессии. После трёх-четырёх просмотров таких новомодных фильмов, мыслящая братия несовершеннолетнего возраста, покупает диски пронаркоченных групп, которые писали саундтреки к этим фильмам, начинает непрерывно слушать депрессивные суицидальные песни о том, как хочется вылететь из окна и пойти по небу... И, в конце концов, самые впечатлительные отправляются в психиатрические клиники на восстановление… 
В общем, приходишь к выводу, что хоть и приелся нам американский романтический кинофонд, но уж лучше он (во всяком случае, пространственно-временные порталы не так давят на психику, как распластанное на асфальте тело главной героини).
И никто из обывателей, тем более нежного впечатлительного возраста не видит, настолько нереально представлены характеры персонажей. Иногда, смотря такие фильмы, очень хочется вскочить и воскликнуть – Да это же палата номер шесть в полном составе!  Главную героиню уже давно пора лечить от детских травм, нанесённых её нежной психике родителями, самих родителей пора лечить (хотя, пожалуй, уже поздно) от  комплекса неполноценности, хронического невезения, алкоголизма и нимфомании. Главного героя лечить хоть и пора, но бесполезно, потому как медные трубы ещё никто без последствий не проходил, особенно если их медь сияет ещё ярче под воздействием алкоголя и лёгких наркотиков.
Совершенно идиотские повороты сюжета, никогда бы не произошедшие в реальной жизни, бессвязные диалоги, по-видимому, не рассчитанные на среднестатистического зрителя, и написанные новомодными особо интеллектуальными авторами для избранных, находящихся под воздействием галлюциногенов.
И наша молодёжь считает это своей новой культурой, воспитывается на этом, возводя в культ бомонд и казуал…


Рецензии