Мой путь в радиоспорт ч3

На фото Петр Александрович Ицкович UA9CT 1964г.

Осень 1962 года После 9 месяцев лежания в гипсовой кроватке и трёх  месяцев реабилитации я иду по Свердловску, слегка прихрамывая и опираясь на палочку. Меня сопровождает голос диктора, который передает последние известия. Я прошел уже около нескольких домов, а громкость не меняется. Похоже, что звук исходит от впереди идущего мужчины. Постепенно догоняю его. Точно!  Я недавно читал в журнале «Радио» о новинке техники – карманных приемниках. Оказывается они уже не только в журнале.
Я подхожу к дому на «Сакко и Ванцетти», в котором живут родные моего однокашника, а рядом с их квартирой жил парень, который учился на радио факультете. Захожу к нему. В комнате у Лёни устойчивый запах горелой канифоли, а передним Какой-то сложный многоламповый агрегат.
- Чем занимаешься?
- Собираю трансивер собственной конструкции на все диапазоны и с работой на SSB.
Что это такое я не понял, но расспрашивать не стал.
- А Вы как? Давно Вас не видел.
- А год лежал в Сысерти в санатории. Вот только вчера выписался. Там решил заняться радиолюбительством.
- Это хорошо. И что решили собрать?
- Для начала карманный приемник.
Лёню аж передернуло.
- Терпеть не могу карманников!
И с этими словами достает небольшую коробку и вываливает на стол кучу маленьких сопротивлений (резисторов).
- Вот Вам УЛМки и чтобы я их больше не видел.
Я поблагодарил, ссыпал все в карман.
- Ну соберете Вы карманник, а дальше что?
- Буду слушать.
- А дальше что?
 Я не нашел что ответить и задал встречный вопрос.
- А с трансивером?
- Устанавливать дальние связи, усовершенствовать аппаратуру и антенное хозяйство. Да тут дел непочатый край. А Вам советую пойти в радиоклуб
Я еще раз поблагодарил за УЛМки и мы распрощались.
Я поехал домой в г.Каменск-Уральский.
На следующий день я нашел местный радиоклуб. Он размещался в полуподвальном помещении. Меня встретил знакомый таксист, у которого я когда-то «прикуривал», когда у меня «сел» аккумулятор.
- Ты что здесь делаешь?
- Я теперь начальник радиоклуба, а такси, неблагодарное дело, я забросил.
За столом сидит мужчина и что-то пишет. Потом отрывается от бумаги и, обращаясь ко мне, спрашивает: - Вы кто?
Я объясняю, что зашел, чтобы ознакомиться, т.к. хочу стать радиолюбителем.
- Отлично! Тогда подписывайте эту бумагу.
- Сначала прочту, что там написано.
Читаю. «Акт о временном закрытии коллективной радиостанции до устранения вышеперечисленных нарушений по технике безопасности» и дальше идет длинный перечень нарушений.
Начальник радиоклуба кивает мне, что все правильно и нужно подписывать.
Я ставлю свою подпись, а мужчина представляется Ицкович Петр Александрович и просит меня рассказать о себе. Я рассказал, тогда он предлагает зайти к нему домой в удобное для меня время, т.к. он сейчас в отпуске и принести список того, что у меня есть. Я сказал, что тоже пока не  работаю.
Вечером я пришел к нему домой и принес список радиодеталей, в том числе и УЛМ. П.А. глянул на мой список:
- Да вы богач! Только все это Вам не нужно. Достает металлическую коробку, на крышке которой приделана подставка под телефонную трубку.
- Знаете что это такое?
- Первый раз вижу.
- Это радиостанция «Урожай». За неделю разберетесь в её устройстве?
- Попробую.
- Значит, через неделю встретимся.
Мы обменялись телефонами, и я уехал домой.
На следующий день звонок.
- Хотите поменять «Урожайку» на действующий приемник.
- Так я не знаю…
- Тогда сейчас приезжайте с ней.
На моё недоумение П.А. сделал мне внушение, которое я запомнил  и усвоил на всю жизнь.
Если я это достал и не заплатил ни копейки, то я не имею права и с тебя брать деньги. А если я купил этот резистор за 2коп, то ты должен мне их возместить. «Урожайка» твоя и ты вправе ей распоряжаться. Поехали поменяем её на приемник.
И вот у меня небольшой приемник в металлическом корпусе.  Никаких ручек настройки и шкалы нет.
П.А. открывает его .
- УНЧ нам не нужно. Вот это все нужно убрать, а на этом месте ты соберешь конвертер на 29мгц.
А я думаю, что такое конвертер и как я его соберу, а П.А. уже рисует схему.
Я распаял и убрал все, что было указано и на следующий день начал творить. Вместо УНЧ подключил наушники. П.А. сидел на диване, сосал леденец и читал журналы. Наконец я включил приемник, но в наушниках сплошной вой.
П.А. – Ищи источник возбуждения.
А как и где его искать. Наконец  П.А. подошел ко мне и сказал, чтобы я повернул одну катушку на 90 0.  Вой в наушниках прекратился.
Не буду утруждать Вас, как я собрал под руководством П.А. простейший передатчик.
Я заполнил анкету и через месяц он вручил мне разрешение на право эксплуатации радиостанции 3 категории и мой личный позывной UW9EG.
Затем он предложил мне собрать автоматический телеграфный ключ и не откладывая начать изучать телеграфную азбуку. Причем предупредил, чтобы я не учил точки и тире, а запоминал мелодию каждой буквы и цифры. Автоматический ключ я собрал на транзисторах с питанием от батарейки крона и довольно быстро освоил работу на ключе.  Но, когда я был в радиоклубе в Свердловске, то обнаружил, что я указательным пальцем набираю точки, тире большим, а все делают наоборот. Но П.А. предложил мне не переучиваться. Я уже мог свободно передавать до 60 знаков в минуту. и он сказал, что больше и не требуется, т.к. зарубежные операторы работают только на небольших скоростях.


Рецензии
Спасибо за Вашу энергию, что пишете об этих так близких и мне страницах былого! Причем читается так, будто слышишь Ваш голос.
С уважением,

Александр Курушин   10.09.2011 20:54     Заявить о нарушении
Большое спасибо За Ваш отзыв сейчас загляну к Вам.

Александр Нотик   11.09.2011 09:41   Заявить о нарушении