9 сентября день рождения Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна 9 сентября - 28 августа по старому стилю. На протяжении всей жизни это число играло величайшую роль в его судьбе. По крайней мере, так верил он сам. 28 числа на свет появился сын Сергей. А 28 октября Лев Толстой ушел из Ясной Поляны.
"28" сыграло свою роль и в творческой биографии писателя. Когда Лев Николаевич искал примеры для работы "Что такое искусство", то выбрал из разных сборников стихи французских поэтов, которые были опубликованы на 28 странице. Для героя романа "Воскресение" Нехлюдова датой перерождения назначил 28 апреля.
Чтобы представить насколько необъятно наследие Толстого, литературоведы вновь обратились к цифрам. Они подсчитали, что с 1928 по 1958 год издавалось полное собрание сочинений, которое насчитывает 90 томов, содержащих около 31,5 тыс. страниц.
На страницах произведений Толстого действуют 1415 персонажей. Женщины составляют большую часть - 715. Самые яркие прообразы своих героев Толстой находил в родственниках. К примеру, на создание образа старого князя Волконского писателя вдохновил его дед по материнской линии, екатерининский генерал.
В образе княжны Марьи, изображенной в "Войне и мире", запечатлены черты характера матери Льва Николаевича. Она владела удивительным даром рассказа, однако, будучи очень застенчивой, запиралась со своими слушателями в темной комнате.
Лев Толстой рано потерял родителей. Живя у тетки в Казани, учился плохо. Толстого-студента тяготили занятия по казенным программам и учебникам. Только самообразование смогло восполнить недостаток нужных ему знаний.
Лев Николаевич свободно владел английским, французским и немецким языками; мог читать на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латынь, украинский, татарский, церковнославянский. За свою жизнь Толстой отправил 10 000 писем во все концы мира, написал 165 000 листов рукописей.
Ещё при жизни писателя его имя вошло в классику мировой литературы. Последователи "толстовства" были не только в России и Европе, но и в Америке и даже в Индии.
Однако признание за рубежом не играло большой роли для Толстого. Когда российская академия наук выдвинула его кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за 1906 год, писатель поспешил обратиться к финскому писателю Арвиду Ярнефельту, переводчику своих произведений на финский язык. В письме Лев Николаевич просил «постараться сделать так», чтобы ему не присуждали этой премии, ибо, если бы это случилось, ему «было бы очень неприятно отказываться». Необычное поручение Толстого было выполнено, и Нобелевская премия ушла к малоизвестному итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи.
Известен тот факт, что Лев Николаевич был основателем ПЕРВОГО Общества Трезвости России "Согласие против пьянства", написал несколько величайших трезвеннических статей ("Пора опомниться!" и др.), всячески способствовал освобождению народа от винного ига. В своих исследованиях он внимательнейшим образом изучал идуистские и буддистские тексты; тема творческих связей Л.Н.Толстого с индоарийским ведическим наследием является огромной и важной темой нынешних и будущих исследований. Лев Толстой дружил и находился в творческом диалоге с великими современниками, такими, как Махатма Ганди...
Лев Толстой о вине и пьянстве:
Пора опомниться!
Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство. Заразная болезнь захватывает всё больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети. И взрослые не только не мешают этому отравлению, но, сами пьяные, поощряют их. И богатым, и бедным представляется, что весёлым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным, представляется, что при всяком важном случае жизни: похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании — самое лучшее средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого образа, уподобиться животному.
И что удивительнее всего, это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдёт никакого ответа. Сказать, что вино вкусно, нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажутся неприятными для тех, кто их пьёт в первый раз. К вину приучаются, как к другому яду, табаку, понемногу, и нравится вино только после того, как человек привыкнет к тому опьянению, которое оно производит. Сказать, что вино полезно для здоровья, тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали, что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден. Сказать, что вино прибавляет силы, тоже, нельзя, потому что не раз и не два, а сотни раз было замечено, что артель пьющая в столько же людей, как и артель непьющая, сработает много меньше. И на сотнях и тысячах людей можно заметить, что люди, пьющие одну воду, сильнее и здоровее тех, которые пьют вино. Говорят тоже, что вино греет, но и это неправда, и всякий знает, что выпивший человек согревается только накоротко, а надолго скорее застынет, чем непьющий. Сказать, что если выпить на похоронах, на крестинах, на свадьбах, при свиданиях, при разлуках, при покупке, продаже, то лучше обдумаешь то дело, для которого собрались,— тоже никак нельзя, потому что при всех таких случаях нужно не одуреть от вина, а с свежей головой обсудить дело. Что важней случай, то трезвей, а не пьяней надо быть. Нельзя сказать и того, чтобы вредно было бросить вино тому, кто привык к нему, потому что мы каждый день видим, как пьющие люди попадают в острог и живут там без вина и только здоровеют. Нельзя сказать и того, чтобы от вина больше веселья было. Правда, что от вина накоротко люди как будто и согреваются и развеселяются, но и то и другое ненадолго. И как согреется человек от вина и ещё пуще озябнет, так и развеселится от вина человек и ещё пуще сделается скучен. Только стоит зайти в трактир да посидеть, посмотреть на драку, крик, слёзы, чтобы понять то, что не веселит вино человека. Нельзя сказать и того, чтобы не вредно было пьянство. Про вред его и телу и душе всякий знает.
И что ж? И не вкусно вино, и не питает, и не крепит, и не греет, и не помогает в делах, и вредно телу и душе — и всё-таки столько людей его пьют, и что дальше, то больше. Зачем же пьют и губят себя и других людей? «Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать»,— отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда. Если человек вор, то он будет и водиться с ворами, и будет ему казаться, что все воры. Но стоит ему бросить воровство, и станет он водиться с честными людьми и увидит, что не все воры.
То же и с пьянством. Не все пьют и угощают. Если бы все пили, так уже не надолго бы оставалось и жизни людям: все бы перемерли; но до этого не допустит бог: и всегда были и теперь есть много и много миллионов людей непьющих и понимающих, что пить или не пить — дело не шуточное. Если сцепились рука с рукой люди пьющие и торгующие вином и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы их и их детей не споили заблудшие люди. Пора опомниться!
Свидетельство о публикации №209090500443