Художник, которого замолчали

ХУДОЖНИК, КОТОРОГО ЗАМОЛЧАЛИ


Когда в Королевском музее Брюсселя я искал информацию о бельгийском художнике Жане Дельвиле, мне предложили написать о нем книгу.
Я сказал, что писать целую книгу я, пожалуй, не возьмусь, но хотя бы пару страниц я написать пообещал. И вот обещание выполняю.
Меня удивила таинственная тишина, которая царила вокруг его имени.
 Создавалось впечатление, что его по какой-то причине замалчивают.
Несмотря на то, что это известный, бельгийский художник, я не мог найти репродукций его картин ни в одном «Art-book» магазине Брюсселя.
Мне говорили:
- Дельвиль? О нет, его нет, его вообще не издают.
- Почему? Ведь это же выдающийся бельгийский художник!
- Да, выдающийся, но его не издают. Почему? Этого никто не знает.
Удивительно, почему о нем молчат? Почему о нем не говорят?
В то время как других бельгийских художников – Магрита, Энсора, Дельво издают и переиздают во всех видах – и книги, и открытки, и календари – даже тошнит от такого изобилия!
 
В книжном магазине я нашел книгу «Ils ont choisi Bruxelles», в которой собраны все знаменитые люди, которые жили или бывали в Брюсселе.
В ней упоминается даже Гитлер, который был в Брюсселе проездом в 1914 году.
Кого только нет в этой книге, но о Дельвиле ни слова.
А ведь он жил в Брюсселе, и был не только талантливым художником, но и крупной социальной фигурой своего времени – гуру символистов, основатель «общества идеалистического искусства», директор Брюссельской Академии Искусств….
Почему же о нем все молчат?!
Такая загадочная репутация вызвала у меня повышенное чувство любопытства и мне захотелось в этом разобраться.
Вот что я узнал.

Жан Дельвиль родился в Левене, в 1867 году.
Учился в Брюсселе, в «Academie Royal des Beaux-Arts».
В начале был реалистическим художником, писал металлургов на фабриках Шарлеруа. В 1887 году начал творить как символист.
Уехал в Париж, где примкнул к Ордену Розенкрейцеров.
Вот! В этом уже таинственная интрига.

Розенкрейцеры – это те же масоны, тайное мистическое общество.
Розенкрейцеры не верили ни в колдовство, ни в магию, ни в демонов.
Они считали, что человечество живет в окружении духов, которые состоят из чистых элементов материи, как радиоактивные изотопы, живущие тысячи лет.
Розенкрейцеры верили, что этих духов можно подчинить своей воле, заключив их в камень, зеркало или кольцо.
Они верили, что с помощью этих духов можно управлять событиями и притягивать к себе сокровища.
Во время обряда посвящения, кандидат клялся в том, что пришел в Орден ради того, чтобы приобщиться к мудрости, искусству и добродетели.
Руководителя Ордена называли императором.
Все члены Ордена были обязаны каждые десять лет менять квартиры.
Их жизнь должна была оставаться тайной.
Однако, Дельвиль скоро порвал с масонами, вернулся в Брюссель, сформулировал свою собственную эзотерическую концепцию и создал «Salon d’art idealiste».
В предисловии своего первого каталога Дельвиль декларировал, что работа не может быть названа настоящим искусством, если она не комбинирует три абсолюта: духовную красоту, пластическую красоту и техническую красоту.
Дельвиль написал три книги: «Диалог между нами», «Миссия искусства» (предисловие к этой книге написал Эдуард Шюрэ, автор знаменитой книги «Великие посвященные») и «Бельгийское искусство в изгнании». 
Дельвиль защищал мессианский идеал и проповедовал спасительную красоту идеалистического искусства – идеализм как глобальное мышление.
Несомненно, что его огромные картины пугали обывателей своим прометеевским духом, своим идеалистическим пафосом. Идеализм – это всегда территория маргиналов.

Но в чем же загадка Дельвиля? Почему о нем молчал?
Я думаю, причина в том, что он был масоном, членом тайного общества.
Он клялся хранить свои знания в тайне, но потом он ушел из этой секты и вел очень открытую, публичную жизнь.
Он писал книги, он проповедовал, он делал декорации Дворца Правосудия, работал Директором Академии, основал «Лигу Патриотов», был учеником Джидду Кришнамурти…
Он нарушил клятву быть незаметным и масоны постарались наказать его молчанием, вычеркнуть его из истории.
И поскольку о нем молчат до сих пор, это показывает, что миром правят все те же невидимые кардиналы, члены тайных обществ.
Но Дельвиль прав, что выражал открыто свою веру и свои знания.
О духовном опыте нужно говорить, иначе в нем нет смысла.

Это напоминает мне восточную притчу:
Один гуру открыл своему ученику секретную мантру.
- Это очень могущественная мантра – сказал он. – Повторяя эту мантру каждый день, ты очень скоро достигнешь освобождения. Только ты должен держать эту мантру в тайне, никому и никогда ее не рассказывать, иначе ты будешь наказан преисподней.
- Хорошо -  сказал ученик.
А на следующий день он пошел на центральную площадь и стал всем рассказывать эту мантру.
- Что ты делаешь?! - гневно спросил его гуру.
- Простите меня, учитель – сказал ученик. – Но я подумал, что если эта мантра может даровать людям освобождение, то пусть ее знают все.  Мне ничего не нужно. Пусть я буду наказан, но пусть весь мир спасется.
Гуру обнял своего ученика и сказал:
-Ты превзошел меня.

Так же и я считаю,  что художник Жан Дельвиль во многом превзошел своих учителей, хотя о нем мало кто знает.
Вопрос даже не в том, хорош ли Дельвиль как живописец.
Технически – он великолепный мастер.
Тематически – большинство его картин мне не нравятся.
Но я считаю несправедливым замалчивать художников, поэтому решил сказать о нем пару слов. 


Рецензии