Мистика

Был конец августа 2008 года. Года,  в марте которого на свой день рождения я похоронил мать. Положили мы с братьями её на старом кладбище рядом со своими самыми близкими мужчинами – между отцом и мужем, для нас – дедом и отцом. Так завещала она нам, своим шестерым сыновьям.
 
Мне оставалось три дня от длинного преподавательского отпуска. Я с утра  был на даче, а после обеда планировал поехать на малую родину -  в свой родной провинциальный городок на юге Хабаровского края, где была похоронена мать. Собрав урожай овощей и ягод рябины,  выкопал бессознательно почему-то  восемь кустов белой садовой ромашки, чтобы посадить их на могиле матери. Почему «8»?? В голове всплыло, что утром, когда я закрыл гараж, сел в машину и прежде чем тронуться, взглянул по привычке на приборные часы, чтобы засечь время в пути – было 08:08 час. 28.08 2008.  Странно, мелькнуло в голове, почти как у китайцев -  начали Олимпиаду в 08:08 часов 08.08.2008. Но вскоре это забылось, так как надо было поторапливаться – было уже два часа. Погрузив все в багажник машины, и на прощанье оглядывая сад, я увидел на ближайшей яблоне почти на самой верхушке четыре красных яблока. Этот год был неурожайным на яблоки, и непонятно было, как эти яблоки уцелели?  И срок уже прошел, и деревья уже не раз были осмотрены женой и моими сыновьями, чтобы полакомиться редкими яблочками. Вспомнив, что мать очень любила красные яблоки, я вернулся в сад и снял эти последние дары. Яблоки были крупные и как, оказалось, сочные. Одно я попробовал, а три взял с собой с намерением отвезти на могилку матери.

Как всегда получается – все делается дольше, чем  планировалось – подъезжал я к родному городку почти в шесть часов вечера. Перед въездом в город автодорога пересекает  речку с загадочным названием «2-я Седьмая» (указано на дорожном знаке). Почему «Вторая», почему «Седьмая» - до сих пор не понимаю этой логики. Это, видимо, из той же серии, как наш «Старый Новый год» с 13 на 14 января. Ни один иностранец не понимает это единство противоположностей, а мы понимаем, еще и отмечаем!
 
Это особая  речка. Здесь я родился, здесь начал осознанно жить. В ее кристальной воде меня-младенца мать купала и ею же меня поила.  Запацанев, я уже сам купался в ней и утолял жажду прохладной живой водой. Здесь я научился плавать как рыба и ловить рыбу.
Это та самая речка, где в прошлом году в ее верховьях какая-то неведомая сила поломала и положила вековой лес по кругу диаметром около тысячи метров, уложив его по часовой стрелке. И только в центре, обозначая его, оставила целыми несколько стоящих деревьев без листьев, как будто они служили осью гигантского колеса, которое вертелось здесь лежа на земле. И местная газета, и краевые газеты, радио, телевидение рассказывали тогда об этом феномене.

Ни лесники, ни приезжавшие ученые не смогли разгадать это явление. А я знаю эту загадку. Я ее разгадал еще в детстве на этой речке, на этой загадочной «Второй-Седьмой». И даже сам ее делал, конечно, в меньших размерах. В первый раз неосознанно, а потом и намеренно. Показывал своим друзьям по походам на речку и загадочно спрашивал глухим голосом: « Кто это сделал?». «Черт, наверное, или русалка» - отвечали они и с опаской осматривались вокруг. Живы ли вы, мои юные друзья: Володя Тузов, Гриша Калагур, Володя Зуев, Слава Зайцев, Паша Глухов и Толя Пащенко с улицы Лесной?

А разгадка лежит в симбиозе механики и природы.

 Природа хаотична, но гармонична. Лес растет беспорядочно – но он красив и мы любуемся им. Механика имеет строгое упорядоченное построение, но тоже гармонична по своему. Автомобиль сделан из тысячи деталей, и все они соединены между собой по строгим правилам, заданных чертежами. Поэтому машины тоже гармоничны – одна красивее другой! А вот при взаимодействии природы и механики получаются  иногда загадочные вещи. Например, что бы подумал средневековый рыцарь на коне, увидев на грязной дороге след современного автомобиля.  Пример из истории - чудом представлялась колея железной дороги для африканского бушмена 19-го века, когда он натыкался на нее во время своих миграций. А паровоз вообще был для него огнедышащим драконом. Для нас это просто, а для него это было сверхъестественным.

И моя загадка была проста. Летом, мы пацаны, обладая полной свободой, целыми днями гоняли на велосипедах по округе и часто приезжали на берег речки, чтобы искупаться. Однажды, приехав на место купания, кто-то заметил странный круг ровно помятой по окружности травы диаметром до метра. Притом трава была уложена аккуратно по кругу по часовой стрелке. Полтора-два часа тому назад, когда мы купались здесь, круга не было, и после нас никого не было, так как мы учились ездить на заднем колесе велосипеда буквально в ста метрах отсюда на единственной дороге, которая вела к этому месту. Никто мимо нас не проходил. Здесь были только наши следы и этот загадочный круг, который отличался белым блеском от окружающей травы. Мы внимательно рассматривали этот круг, осторожно трогали разглаженные по кругу травинки и пришли к выводу, что это дело какой-то нечистой силы. Ни зверь, ни  птица, ни рыба этого не могли сделать, хотя мы знали, что сом  и угорь могут ночью ползать по мокрой траве. Но потом, хоть и с опаской, полезли купаться, забыли про круг и не вылезли из воды, пока кожа не стала «гусиной». Круг был на месте. Мы вскочили на велосипеды и умчались с этого загадочного, но как оказалось, безопасного места. Но я уже уезжал с разгадкой появления загадочного круга.
Я вспомнил, как в прошлый раз, подъезжая к берегу в соревновании «кто первый нырнет», я на ходу соскочил с велика, одной рукой толкнул его в сторону, а другой уже стягивал рубашку. Когда я вынырнул, то оглянулся на берег – не скатился ли мой велик в воду? Велосипед лежал в траве и переднее колесо еще вертелось, спицами приминая траву «Плакуницу», у которой обратная сторона её длинных мягких листьев была серебристой. Вылезли мы из воды, когда зубы  стали выбивать мелкую дробь. Руки хватали велосипеды, а глаза уже были устремлены вперед, выискивая цель, куда помчаться дальше и заодно на ходу погреться. Конечно, круг помятой травы от вертящего колеса замечен не был. Кто же в юности оглядывается назад!? Но место, где лежал велосипед с вертящимся передним колесом, в памяти осталось. Поэтому, когда в будущем я находил на берегу хотя бы квадратный метр с этой травой  и у меня был велосипед, то я проделывал этот фокус, наивно изумляясь, почему пацаны не могут догадаться? Только не везде росла Плакуница и появлялась на своих местах при определенных условиях уровня воды в речке. Лечебная эта травка – многим помогала мать поправить здоровье с помощью этой травки. Да и мне тоже.
Наверное, также было и с лесом на этой речке в прошлом году, да и в других местах планеты. Какой-то юный инопланетянин катался ночью вокруг Земли на космическом велосипеде. Захотел напиться, увидел речку с чистой водой, бросил свой космовелик на лес, как на траву, припал губами к речке и напился, как это делали мы в детстве. Вскочил на свой космовелосипед и умчался дальше, не заметив, что наломал он столько дров!
Вот и вся отгадка, друзья.

С моста я съехал прямо на берег речки, чтобы набрать воды для посадки ромашек, взятых с дачи. Умылся и напился кристально чистой  речной воды - всегда это делал, когда ездил в гости к матери. Въехав в город, проехал, не останавливаясь дом, где она жила. С марта квартира матери была пуста и заперта – брат с семьей жил в другом месте. Решив сначала взглянуть на могилку, а потом ехать к брату,  заехал на кладбище. Оставил машину у ворот и сразу пошел к могиле. Благо она недалеко от входа на кладбище.
 
Солнце клонилось к закату, но еще хорошо освещало кладбище. Только внизу под сенью деревьев и кустов было уже сумеречно и тихо. Ни ветерка, ни пения птиц. По ходу вспомнились слова песни Владимира Высоцкого «А на кладбище все спокойненько, все культурненько, ни друзей, ни врагов не видать…». Но слова поэта не оправдались. Могила матери и деда  была завалена упавшими деревьями. Живое дерево, толщиной в три руки,  растущее за соседней могилой, почему-то сломалось почти у основания. Падая, захватило стоящее в стороне от материнской могилы другое дерево и крестом завалило могилу, повиснув на материнском кресте. «Крест-на-кресте, что за мистика» - подумал я.  Раздвинув ветки с полузасохшими листьями, увидел провалившуюся могилу и сердитое лицо матери из-под эмали фотографии. Немного рассердился на брата, что не мог подобрать подходящую фотографию для креста (характер матери был добрый) и решил распилить деревья и хотя бы освободить могилы, а цветы посадить завтра с братом.

Вернулся к машине, взял ножовку, топор и прихватил пакетик с тремя яблоками, чтобы положить на могилу матери. Вначале отпилил и убрал все нижние ветви, которые закрывали могилки. Могилы деда и отца были целые и в порядке, еще ухоженные руками матери. На месте захоронения матери была овальная прямоугольная яма до четверти метра глубины с неровными краями. На дне зеленел куст лилий, посаженный по весне братом. Крест был вдавлен глубже, так как на него опирался ствол упавшего дерева.

Решив немного передохнуть, я вытащил из пакета яблоки и положил их у основания креста матери. Но тут вспомнил, что мать всегда делила все на всех поровну, взял два яблока поменьше и положил их под основания крестов отца и деда. Больше ничего у меня не было, ни конфет, ни печенья. Я забыл заехать в магазин, хотя и намеревался в начале пути. Оглядев все три могилки и внутренне убедившись, что все правильно сделано – у всех по яблоку, сказал вслух: «Прости, мама».  Вновь взял ножовку и стал распиливать деревья на части, стараясь, чтобы отпиленные куски не валились на могилки. Распилив толстое дерево и снимая его с креста, я вдруг заметил, что у основания креста нет яблока! Озадаченный, стоя с частью ствола на плече у могилы, я тщательно осмотрел всю яму, под ногами и все вокруг – яблока не было.… Отнес ствол в сторону, и еще раз чуть ли не ползком внимательно осмотрел все, от основания креста до соседних могил. Солнце стояло еще довольно высоко над горизонтом, и было светло. Яблоки у деда и отца лежали на месте. Яблоко матери пропало бесследно… «Что за мистика?» - просквозила мысль. Оно не могло случайно скатиться в сторону – оно лежало в углублении могилки гораздо ниже уровня окружающей земли. Я еще раз внимательно осмотрел и ощупал землю могилки – ни ямок, ни трещин не было. Наоборот, земля была плотно оплывшей после недавнего дождя, и было видно, что некоторое время в яме стояла вода.

Удивленный, с мыслями в голове, что это душа или фантом матери забрали яблоко, я присел на соседнюю загородку и еще долго искал глазами яблоко вокруг могил.  Два яблока ярко краснели на могилках отца и деда, у матери его не было...  Вокруг тоже никого не было. Да и кого затянешь в это время на кладбище? «Что за мистика?» - билась мысль в голове. Вспомнились странности с количеством ромашек, временем выезда и сегодняшней датой. В глубоком недоумении поднял глаза на крест - мать по–прежнему укоризненно смотрела с фотографии.

Решив доделать все до конца, полностью расчистил могилы от распиленных деревьев. Сходил к машине, принес лопату, цветы и канистру с водой.… Через два часа могилка матери была в полном порядке. Возвышалась аккуратной горкой над землей, на ней были посажены кусты белой ромашки и возвращена на место лилия.

По кусту ромашки было посажено и на могилках отца, деда по матери и на соседней безымянной могиле, за которой мать ухаживала много лет, пока была жива. Еще давно я как-то спросил ее, почему она ухаживает за безымянной могилой. Она ответила, что присматривает за этой могилкой с 1989 года в память деда по отцу, когда стало известно, что он был безвинно расстрелян и неизвестно где закопан. Да, в том 1989-ом я привез отцу две бумажки о его сгинувшем без вести в жестоком 1938 году деде: свидетельство о смерти через расстрел и вторую - о его полной реабилитации. Этим я занимался почти три года. Вскоре и отца признали как безвинно пострадавшего – он был лишен прав с 1938 по 1951 год. Старался я не зря: Родина вернула долги – без очереди установила телефон моим родителям-пенсионерам.

С мыслями, что весной ромашки расцветут, рассеются и вокруг будет от них светло и красиво, я вымыл руки остатками воды и  прочитал молитву на обратной стороне креста матери. Собрал инструменты и уходя взглянул на ее фотографию. И удивился – лицо матери показалось мне добрым. Отойдя на три шага и оглянувшись, я вновь убедился, что ее взгляд светится добром… «Опять мистика! Не может фотография менять выражение» - подумал я. Мысленно простился с матерью и окончательно направился к машине. Было уже довольно сумрачно и по-прежнему тихо. Вершины деревьев ярко освещались последними красными  лучами мне уже невидимого солнца. В 10-12 метрах был первый поворот тропинки, за которым уже не будет видно могилки. Я не собирался оглядываться, но буквально за один шаг до поворота я почувствовал, что в животе возникло тепло, через секунду оно превратилось жар и резко распространилось вверх по телу к голове и в руки. Было такое чувство, что я сейчас взорвусь  изнутри. Инструменты выпали из рук. Но странно, ноги оставались в нормальном состоянии, и я не падал. Что-то  заставило меня повернуться назад. От пережитого внезапного испуга за себя в голове не осталось ни одной мысли. Но жар немного отпустил. И вдруг в полной тишине я услышал льющийся сверху странный продолжительный шелест. За могилой матери на фоне темно-голубого  неба ясно выделялись освещенные три вершины  высоких деревьев – ясеня и двух осин. Листья ясеня удивительно шелестели, как будто на легком  ветру, и мерцали в последних лучах солнца. Но странно, на рядом стоящих осинах  листья были совершенно неподвижны. Притом общеизвестно, что листья осины чувствительнее всех деревьев к малейшему ветерку – они начинают колебаться буквально при неощутимом движении воздуха! Но шелестел ясень, а не осины… «Опять мистика!» - сработала мысль. Я продолжал поневоле наблюдать это явление, так как жар в теле продолжался, постепенно убывая. Появились мысли, и я вспомнил, что по друидскому календарю ясень был деревом матери. И по древним мифологиям ясень считался колдовским деревом. Китайские колдуны вырезали из него магические жезлы, а наши шаманы посохи. Одним прикосновением этого посоха они лечили и умертвляли.

 Постепенно успокаиваясь, я переводил глаза с ясеня на осины и обратно. Шелест и слабое мерцание продолжалось, постепенно затихая и поднимаясь к вершине ясеня. Листья остальных деревьев  были по-прежнему совершенно неподвижны. Это продолжалось до тех пор, пока в последних лучах заходящего солнца без звука померцали самые верхние листочки ясеня. Сколько это было по времени – не заметил. Такое чувство, что был вне времени. В груди осталось легкое тепло. В голове все это воспринялось как последнее прощание матери. Потом в груди немного пощемило и отпустило окончательно. Я чувствовал себя совершенно здоровым. Грустно глянул на уже темные могилки, с минуту послушал тишину, поднял инструменты и пошел к машине. Уложил все и еще минут пять сидел в темной машине, соображая, что это было..?  Наверное, мистика…

Август 2008г.                Владимир Вяземский


Рецензии
Прилично - это всё что я могу сказать.

Александр Шаталов Младший   07.09.2009 01:36     Заявить о нарушении