Несколько слов о катакомбной церкви

В статье ««Православная Русь». От Карпат до Нью-Йорка» я упомянул, хотя и вскользь, о Русской Православной Катакомбной Церкви. Хочу остановиться на этой теме чуть более подробно.

После того, как официальное руководство Русской Православной Церкви подписало в 1927м году «Декларацию О Лояльности К Советской Власти», приходы Русской Православной Церкви, находящиеся за границей, отказались эту декларацию подписывать, выйдя из подчинения Русской Православной Церкви, образовав, таким образом, Русскую Православную Церковь За Рубежом (РПЦЗ). Но были и те, кто не ушёл за границу – кто-то не смог, кто-то не захотел, - но также не признал означенную декларацию, выйдя из подчинения официальной церкви, эту декларацию подписавшей. Они образовали ещё одну церковь, получившую название Катакомбной.

Находясь в достаточно тяжёлых условиях, приходы Катакомбной Церкви вскоре утратили связь между собой, и по этой причине единое руководство этими приходами вскоре тоже было утрачено, чем воспользовалось немало самозванцев. Часть катакомбников поддерживала достаточно хорошие отношения с РПЦЗ, и даже кое-кто из священников РПЦЗ нелегально бывал в СССР с целью осуществить рукоположение во священство некоторых представителей Катакомбной Церкви. Другая же часть катакомбников выступала с резкими нападками на представителей РПЦЗ. Порою, даже ещё более резкими, нежели те нападки, с которыми они же обрушивались на представителей Московской Патриархии. Многие катакомбники вскоре впали в беспоповство, а иные – и в самосвятство.

В начале 90х годов 20го столетия, на волне начавшихся в стране политических процессов, значительная часть приходов Катакомбной Церкви (хотя, и далеко не все) была легализована, образовав более или менее целостную структуру, юридически зарегистрированную под названием: «Истинно Православная Церковь». Часть приходов Истинно Православной Церкви признавала до недавнего времени в качестве своего высшего руководства официальное руководство РПЦЗ. Некоторые приходы Истинно Православной Церкви уже во второй половине 90х годов, несмотря на факт официальной регистрации, подвергались гонениям и преследованиям со стороны официальных властей, происходящим под явно надуманными предлогами.

В заключение отмечу ещё один интересный факт. В годы существования СССР, прихожанином Катакомбной Церкви был известный советский писатель Александр Проханов, в начале 90х возглавивший радикально оппозиционную газету «День», позднее, после закрытия в 1993м году, зарегистрированную заново под названием «Завтра», возглавляющий её и поныне. Примерно, в то же самое время Александр Петрович Баркашов, будущий лидер ультра националистической организации Русское Национальное Единство, являлся иподиаконом в одном из приходов всё той же Катакомбной Церкви. Там же, в одном из приходов Катакомбной Церкви, начинал свою деятельность в качестве священника и такой, крайне неоднозначный и весьма противоречивый, религиозный деятель, как Александр Мень, принадлежавший к еврейской нации, в последствии не скрывавший своих мечтаний о создании автокефальной израильской православной церкви, видевший себя в должности патриарха оной, чего он сам тоже не скрывал.

2009-07-12


Рецензии