Влияние представлений. Как узнать волю Божью?

   
      Как представления влияют на человека? Известный "принцип доминанты"  ослабляет или совсем устраняет видение вещей, противных доминанте (доминанта это - имеющаяся на данный момент внутренняя установка человека, т.е. одно из важнейших особо ценных представлений его). Опишу один яркий пример.
      Человеку в состоянии гипноза внушается, что комната, посредине которой стоит стол, пуста; после пробуждения его спрашивают, что видит он в  комнате? Он утверждает, что комната пуста, в ней ничего нет. В то время, как прямо перед его глазами, посредине её стоит стол. Он его откровенно не видит. Его просят пройти вдоль доски пола, на которой стоит стол. Он идёт, и дойдя до стола, обходит его и дальше идет по этой доске. Его спрашивают почему он свернул в сторону - и он просто заявляет, что не знает или не может объяснить этого. Этот случай крайний, т.к. в состоянии гипноза человек может принимать на веру несущественные для него утверждения почти  бесконтрольно. Но пример этот поучителен, т.к. показывает, как сильно могут влиять имеющиеся у человека представления даже на восприятие им обычных предметов внешнего мира.
      Что значит влиять на человека? - это значит влиять на его действия, поступки.
      Человек поступает согласно своим представлениям.
      Множество представлений, усвоенных человеком, т.е. тех, в истинность которых он верит, не хаотично, они образуют систему представлений с определённой иерархией. Эту систему представлений человека принято поэтому называть иерархией (лестницей) внутренних ценностей человека.
      Бог создал мир и содержит его Своей благодатью, поэтому, чтобы человек видел всё так, как оно есть, он должен постоянно находиться в согласии с Творцом и Его волей, ибо только Бог до конца знает Себя и Своё творение.
      Бог, создав человека, вложил в него и систему правильных представлений, понятий. (Понятие есть частный случай представления, часто его синоним: с его помощью мысленно рассматриваются предметы со стороны их существенных признаков). На это очень кратко указано в Св.Писании: Бог дал ему Своего Духа "и стал человек душою живою", затем - в благословении: "плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею", а также – в    заповеди: "от всякого дерева ты можешь есть, не ешь только от дерева  познания добра и зла".
      Как может возникнуть у человека новое понятие, изменяющее имеющуюся у него иерархию ценностей? Первое - от Бога; второе - от самого человека (т.к. ему дана способность создавать понятия-представления); третье - от внешнего    лица: другого существа, обладающего языком (внешним или внутренним) этого человека.
      Принять или не принять новое представление зависит от самого человека, от силы его духа, называемой волей, посредством веры.  (Т.е. вначале волей своей изъявив согласие на воспринимаемое сознанием через мысль, чувство или желание - т.е. внутренне сказав себе "да" или "нет" на появившуюся мысль, услышанное слово, появившееся чувство или желание, - затем верою, приняв это представление за истинное и, воспринимая его уже, как свое собственное). В этом состоит свобода воли человека. Бог создал человека личностью и очень бережно относится к его самостоятельности.
      Какой вывод из этого следует? Тот, что любое утверждение (или  представление), связанное с иерархией внутренних ценностей следует принять или отвергнуть лишь после того, как узнаешь волю Божью и согласишься с ней.
      Чтобы узнать волю Божью о данном деле, т.е. принять или отвергнуть некоторое предложение, следует просить Бога в молитве об этом и просить, чтобы Он ответил таким образом, как Он Сам этого хочет, и дал при этом силу (благодать) принять Его волю и исполнить её. Затем быть внутренне готовым услышать ответ Бога, "возложив надежду свою на Его бесконечное Милосердие",    т.к. Он не замедлит с ответом: всё дело только в готовности человека узнать ответ. Ответ может прийти сразу лёгкой и ненавязчивой мыслью, либо образом, либо словами возникшей вдруг в памяти песенки, либо через образы вдруг возникших воспоминаний, либо внутренним голосом, либо болью в сердце; либо от какого-то человека, невзначай что-нибудь сказавшего; либо от вдруг сложившихся обстоятельств. Однако, всякий раз можно чётко узнать, что это ответ, именно ответ. Качество его только в   кроткой ненавязчивости - никакого насилия! Поэтому и требуется от человека внутренняя готовность принять ответ Бога.
      А вот, как случилось у первого человека (при грехопадении): он бесконтрольно поверил (принял на веру) ложное утверждение - и согрешил; ибо   основой греха является принятие лжи (согласие с ложью), согласие на грех в своём сердце (в духе), а дальше уже - "из сердца человеческого выходит всякое злое: прелюбодеяния, убийства, ...", ибо даже "всякий с вожделением взглянувший на женщину, уже прелюбодействовал с ней в сердце своём".
      Св.Варсонофий Великий указывает критерий различения воли Божьей для предстоящего человеку дела: если вместе с желанием его сотворить, возникает в душе, быть может, еле заметное желание отказаться от него или сотворить противоположное, то задуманное дело - от Бога. Иными словами, Господь никогда не лишает человека права выбора, т.е. свободы воли. 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.