Исторические записки Славяне-мореходы

Еще задолго, до того, как викинги начали хозяйничать в морях. Водная стихия уже принадлежала славянам.  Конечно, с этим утверждением можно поспорить. Обратимся к более авторитетному источнику «Галльским войнам» Юлия Цезаря. К той части, в которой легендарный полководец рассказывает о славянском племени венеты.  Вероятней всего венеты это был племенной союз, какие имелись среди славян в большом количестве.
«8. Это племя (венеты) пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. При сильном и не встречающем себе преград морском прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в руках именно венетов, они сделали своими данниками всех плавающих по этому морю.»
Выходит, что во времена Цезаря славяне уже твердо держали в своих руках морские пути. И не просто держали, а заставляли платить дань других мореходов. И это в 50-х годах до нашей эры. Галльские войны проходили с 58 по 50 годы до нашей эры. Более того, боевые ладьи венетов превосходили римские триремы и биремы.  Вот как описывает славянские корабли Цезарь.
«13. Надо сказать, что их (венетов) собственные корабли были следующим образом построены и снаряжены: их киль был несколько более плоским, чтобы легче было справляться с мелями и отливами; носы, а равно и кормы были целиком сделаны из дуба, чтобы выносить какие угодно удары волн и повреждения; ребра корабля были внизу связаны балками в фут толщиной и скреплены гвоздями в палец толщиной; якоря укреплялись не канатами, но железными цепями; вместо парусов на кораблях была грубая или же тонкая дубленая кожа, может быть, по недостатку льна и неумению употреблять его в дело, а еще вероятнее потому, что полотняные паруса представлялись недостаточными для того, чтобы выдерживать сильные бури и порывистые ветры Океана (в понятие Океан может входить и Балтийское море, в тексте нет деления Океана на моря)  и управлять такими тяжелыми кораблями. И вот когда наш флот сталкивался с этими судами, то он брал верх единственно быстротой хода и работой гребцов, а бурями. И действительно, наши суда не могли им вредить своими носами (до такой степени они были прочными); вследствие их высоты нелегко было их обстреливать; по той же причине не очень удобно было захватывать их баграми. Сверх того, когда начинал свирепеть ветер и они все-таки пускались в море, им было легче переносить бурю и безопаснее держаться на мели, а когда их захватывал отлив, им нечего было бояться скал и рифов. Наоборот, все подобные неожиданности были очень опасны для наших судов.»
Что может быть более красноречивой оценкой нашим предкам, чем лестный отзыв Юлия Цезаря. К сожалению, флот венетов был разгромлен, лучшей армией того времени. Римляне разбили славян, так же как до этого карфагенян, греков, македонцев и тд. Морская слава венетов померкла, но не исчезла. Эту славу понесли по морским просторам венды. Вероятно, это славянское племя входило в союз венетов. Ведь не зря нынешнее Балтийское море, ранее называлось Вендским заливом.
На одном древнем рисунке, изображен корабль, который был определен А. Стрингольмом, как норманнский драккар. Однако изображение не похоже ни на одно найденное археологами  судно. Ни на драккар из Усеберге,   Ни на корабль с рунического камня с острова Готланд.  Он даже непохож  на корабли Вильгельма  Завоевателя, с известных гобеленов.
Норманнский драккар  А. Стрингольма имеет характерный бортовой вырез, который не наблюдается ни на одном из перечисленных выше судов. Зато такой вырез присущ  древнерусским ладьям.          
Предполагаю, что такой вырез, нужен был для того, чтобы легче было выводить с кораблей лошадей. Славяне, в отличие от скандинавов, активно использовали в бою конницу и перевозили боевых коней на ладьях.


Рецензии
Прекрасная статья, Анатолий!
Да, мастерство мореходов русское древнее.
Финикийцы ещё были русо-ариями и бороздили моря.
Северные русские поморы делали морские суда, когда слава викингов сошла на "нет", а их потомки говорили: вот как строили флот наши предки".
С уважением,
Любовь

Любовь Царькова   24.08.2014 13:52     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв. По моим исследованиям, из славян пришло умение строить корабли в Скандинавию. Хотя это требует более серьезных доказательств. Очень рад что вам понравилось. Удачного вам творчества.
С уважением Анатолий

Анатолий Кравцов   25.08.2014 22:46   Заявить о нарушении
Изначально так и было. Насколько я представляю, искусством корабелов затем одинаково владело всё поморское и скандинавское побережье (времена викингов). Потом в Скандинавии умение было частично утеряно (строили иначе, "по-германски"). По крайней мере, встречала архангельские публикации: скандинав, глядя, как поморы "шьют" большие кочи для морского плавания, говорил: вот как строили корабли наши предки-викинги.

Любовь Царькова   26.08.2014 06:40   Заявить о нарушении
В Скандинавии найдены камни с изображением древних кораблей-лодок. Скандинавы считают, что это доказательство скандинавского судоходства. Однако мне думается, что это символы страха, восхищения. Как рисунки хищных зверей и птиц.
С уважением Анатолий

Анатолий Кравцов   26.08.2014 15:02   Заявить о нарушении
Скандинавия была прежде славянской. По крайней мере, Николай Бузунов доказал, что надписи на камнях - русские http://www.proza.ru/avtor/nikobuz

Любовь Царькова   26.08.2014 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.