О кофейной гуще

(фото http://drugoi.livejournal.com/)


Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.

Большая трагедия  унесла жизни более семидесяти человек.

Очередная масштабная катастрофа  российской энергетики.

Осмелюсь предположить, что энергетические  и экономические последствия гораздо более чернобыльских.

Там враз потеряли миллион киловатт, здесь - практически шесть миллионов.

Техническая и другая интеллигенция с замиранием сердца ждёт результатов официального расследования.

Никому не хочется верить, что причиной аварии могут стать банальнейшие причины, озвучить которые, несомненно, будет практически нельзя. Потому что безумно стыдно.

Гидроэнергетики жадно читают все новости и блоги, содержание которых может пролить свет на случившееся, а также созваниваются и общаются в аське с коллегами, тем или иным образом причастным к событиям на Саяно-Шушенской.

Всем очень хочется надеятся, что комиссия будет объективной и независимой. Неподкупной.

Однако непонятно, почему до объявления официальных результатов расследования достаточно серьёзные, не "жёлтые" издания, уже делают выводы на основании чьих-то в спешке сказанных, по-видимому, слов.

Читаю статью  "Гидроудар", Итоги.

К слову, корреспонденты всесторонне осветили сложившуюся на тот момент на станции ситуацию, передали скорбь и боль людей, потерявших родственников.

Но вот в последней колонке "Почему?" читаем  явную если не сказать ерунду, то совершенно непонятные объяснения причин аварии, которые, ещё раз подчёркиваю, ещё окончательно не выявлены, на сегодняшний день расследование продолжается.

"Некоторые специалисты склонны считать, что именно автоматика стала главным виновником произошедшего.

Электроника могла дать сбой, вследствие которого или была опущена нижняя заглушка второго энергоблока, или неправильно сработала турбина, вызвав огромный скачок давления воды."

- Нет, извините, нижней заглушки нет на ГЭС. Есть затворы нижнего бьефа. И по схеме выдачи мощности второй энергоблок и второй агрегат (читай  - турбина) - разные обьекты.

- Сказать "неправильно сработала турбина" всё равно что, ну, скажем, "неправильно сработал паровоз, наехав на велосипедиста".
То есть полная белиберда.

Дальше читаем:

" ...если на самом деле виноватой окажется автоматика, то сбой в её работе ... не смогут обнаружить...серверы станции затоплены...следы ошибки могли остаться в сгоревших микрочипах"

Какие затопленные  и сгоревшие микрочипы, интервьюэры о фильме ужасов, что ли, рассказывают? Уж либо вода, либо огонь.
Какая затопленная станция?

АСУ станции - автоматическая система управления высшего уровня - находится на отметках (читай - этажах ) находится выше области затопления, а именно машзала и нижних отметок. Ничего там не сгорело и не затопилось. Все логи - запись событий до аварии и её развитие, вплоть до потери связи с датчиками и разрушения АСУ агрегатного уровня - сохранены, неравнодушные люди открыто выложили их на форуме Хакасии Drom.ru, с подробными комментариями фирмы "Ракурс".
 
Самая ненормальная величина до аварии, как видно, - вибрация подшипников турбины.

Сама по себе она могла стать как её причиной, так и следствием.

Цитирую "асушников":

"Тренды СШБД показаний датчиков вибрации (рис.1.) говорит о том, что с момента времени 4:13:24,727 за 1-2 секунды до аварии вибрации подшипников турбины и генератора возросли более чем в 10 раз, что свидетельствует о быстром нарастании механического движении ротора в вертикальном направлении. Сигналы параметров режима сохраняли свое нормальное значение примерно в течение 1,5 с после резкого увеличения амплитуды вибраций".

Причины аварии могли быть разными: механическое разрушение частей турбины, рассогласованное  действие лопаток направляющего аппарата при прохождении машины  - при нормальном останове - зоны повышенных вибраций, которая наложилась на уже существующие биения.

Причина может быть одна, а может - их несколько.

Почему же нам  хочется с ходу бесповоротно найти виновных?

В другом уважаемом и любимом мной издании – «Огоньке» читаю  серьёзную статью – и опять натыкаюсь на предвзятость.

В самой-то статье, кстати, всё справедливо и подробно освещается – масштабы аварии, ход работ по разбору завалов, освещена работа комиссии по техническому расследованию, которая, по словам главы комиссии, продлится два-три месяца.

Почему тогда под заголовком крупными буквами написано:

«Ростехнадзор установил причины трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС:  нештатная работа гидроагрегата и отказ автоматики»?

Ведь ниже высказываются и совсем иные предположения, в том числе и – цитирую статью - «безответственность менеджеров РусГидро», которые к работе системы автоматики непосредственно уж вовсе не имеют никакого отношения.

Далее, о седьмом и девятом агрегате: «Новейшая автоматическая система…должным образом не сработала».

Она могла не сработать по простой причине  - разрушения физического тела агрегатного уровня этой системы водой непосредственно в машзале ПОСЛЕ событий на втором.

Это равносильно фразе: «Бросьте контроллер в бурлящий поток воды, а потом предъявляйте претензии производителю».

В статье ещё много перефразов  и  предположений, почти фантастических подробностей о летающей по залу машине (приходит на ум «Вий» Гоголя - мистика?), несработавшем торможении агрегата (тормозные колодки прикладываются только при условии закрытого направляющего аппарата и частоте вращения агрегата не более 40 процентов, они просто сгорят заживо и без толку, если их приложить на большей частоте.

Скорее всего, это запись оброненных фраз, которые официальные люди говорили на бегу, в спешке, занятые  тяжёлой и горестной работой. Но могли бы корреспонденты взять консультацию у специалистов-гидроэнергетиков, хотя бы в части терминологии? У них-то на это время было.

Статьи в журналах  читают люди, далёкие от гидроэнергетики, и у них заведомо складывается в голове: отечественная автоматика – плохая. Как на ГЭС, так и на других электростанциях.

А зачем это нужно-то?

Могу привести послужной список НПФ "Ракурс", которая успешно в течение многих лет налаживала свои системы и в России, и за границей. Но не буду, это не рекламная статья.

В общем, не хочется  мне гадать на кофейной гуще. Работает  комиссия, которая установит точную причину аварии.

Давайте подождём официальных выводов вместе!

P.S. Я не из «Ракурса».
Мне просто за державу обидно.


Рецензии