ЭХО ДНЯ цикл очерков

ЦИКЛ ОЧЕРКОВ «ЭХО ДНЯ»

СИМФОНИЯ ПРОВОДОВ
В одном из моих рассказов, где говорилось про человека, оказавшегося в психиатрической больнице, был такой эпизод. Герой смотрит в окно. Просто смотрит в окно. В далеке его взору предстают высоковольтные провода, протянувшиеся в с;мом поднебесье, устремляясь в неведомые дали, неизвестно где начинаясь, и неведомо в каких пределах обрываясь, их не колышут, не колеблют ни на долю миллиметра, ни ветры, ни бураны.
Тогда мне казалось, что эти провода, своей ледяной неподвижностью, вкупе со всей окружающей обстановкой, должны явить собой жуткую симфонию, молчаливую, но вместе с тем пронзительно устрашающую. Именно тогда впервые задумался я со всей серьёзностью над вопросом единства формы и сути. Предмет для размышлений остался надолго. Сейчас хочу сказать ещё несколько слов, развивая данную тему.
Возьмём, к примеру, летний, зелёный луг. Вдалеке – такие же точно провода. Не исключено, что возможно даже – те же самые. Но разве в этот час, в час благословенного летнего дня, пропахшего цветами и травами, звенящего дивной музыкой пчёл и шмелей, не предстанут и эти провода дивными струнами, звенящими и поющими чудесной летней музыкой.
А в начале сентября, когда природа напоминает огромную залу, из которой вынесено всё её былое убранство в преддверии Большого Вселенского Ремонта, когда так и ждёшь, что вот-вот заслышится, то здесь, то там, перестукивание маленьких молоточков, именно в этот час, не созвучно ли гудение всё тех же проводов курлыканью в прозрачном небе журавлей, устремившихся к далёким, неведомым странам.
А, ведь, всё, сказанное выше, напрямую относится к вопросу единства внешней формы и внутренней сути, с которого мы, дорогой читатель, собственно, и начали.

ОБЛЕТЕЛ ОДУВАНЧИК
В чём суть творчества? – Постараюсь предельно кратко изложить своё личное мнение на сей счёт. Подчёркиваю: мнение сугубо личное, ни в коем случае не претендующее на истинность, и на то, чтобы быть исчерпывающим.
На мой взгляд, творчество есть беседа. Беседа не с каким-то абстрактным читателем, нет. Тем более – не исповедь, как пытается, временами, кое-кто претенциозно утверждать.
Творчество является беседой, несмотря на то, что связь в этой беседе изначально односторонняя. Эта априорная односторонность является, пожалуй, и достоинством, и недостатком – одновременно.
Однако же, обратный канал связи, тем не менее, существует. Более того – он существует помимо нашего сознания, желания и воли. Мы прибегаем к помощи этого канала, даже не предполагая, даже не подозревая о сам;м факте его существования.
Этот таинственный канал обратной связи находится в нас самих. Это – наши глаза и уши, зрение и слух, кожа и поры, сердцебиение и интуиция, наконец – звучание слышимого и неслышимого, созерцание видимого и невидимого.
Облетел одуванчик. Опала по весне тополиная серёжка. Кажется, в природе ничего не изменилось. Но, так только кажется.
Вряд ли кто сможет отрицать, что и цветок, и серёжка есть неотъемлемая часть природы. А значит – часть Вселенной, во всей её многомерной необъятности.
Изменилась мельчайшая частичка Мироздания – меняется и вся сверхсложная, непостижимая его конструкция. Совсем чуть-чуть. Почти неуловимо. Но, ведь, меняется. А – это главное!
А слово, да и вообще – любая мысль… Разве не являются они такими же частицами Мироздания?
Значит, на саму Сущность Мироздания можно воздействовать и посредством сл;ва. Изменять и формировать её. Подобно тому, как формирует её полёт шмеля над цветком, и наше собственное дуновение на тот же самый цветок. Подобно тому, как формирует её весенний ветер, покрывающий наш двор зеленью опавших тополиных серёжек.

О СОЦИАЛИЗМЕ В СССР
…Как-то один политический деятель высказал мысль о том, что русскому народу, по словам того деятеля, пришлось «доворачивать» социализм. То есть, доделывать его на ходу, а в чём-то и вовсе переделывать, перерабатывать.
Что ж, думается, в этом есть своя правда. При чём, очень даже немалая. Социализм, действительно, как благодаря, так и вопреки, своей изначальной теории в её чистом виде, без каких бы то ни было наслоений, и её достоинствам, и, пожалуй, некоторым недостаткам, очень быстро, под влиянием самой жизни, во всей её текучей многообразности, приобрёл неповторимый, сугубо русский национальный колорит, как непосредственно в самой России (именно – в РСФСР), так и гораздо шире – на всём пространстве СССР. Но, одновременно с этим, шёл и другой процесс, неотделимый от вышеозначенного. Социализм, приобретая всё более и более русский колорит, русскую специфику, также, вместе с тем, приобретал всё более и более, национальную специфику и такой же неповторимейший национальный колорит во всех союзных и автономных республиках, краях, областях, районах и просто – в местах традиционного проживания тех, или иных народов, пусть даже – чрезвычайно малочисленных.
Идея пришла с Запада, начиная от первых социалистов-утопистов, и кончая научным коммунизмом, изложенным в бессмертных трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, а прижилась-то у нас, хотя и в несколько видоизменённом качестве, будучи подправлена самой жизнью, во всей присущей ей многогранной диалектичности и противоречивой неоднозначности. Искать причины успехов Октябрьской Революции только в чисто социальных причинах её вызвавших - хотя, и они, бесспорно, немаловажны – было бы непростительнейшей ошибкой.
Обратимся к некоторым общеизвестным фактам, но и они впечатляют. Париж утопал в грязи, в то время как улицы Новгорода были вымощены до блеска коровьими челюстями. В США ещё существовало рабство, а в России уже было отменено даже крепостное право, которое – не следует забывать – при всей своей отвратительности и омерзительнейшей бесчеловечности, всё же – даже согласно марксистской теории – прогрессивнее, нежели рабство в чистом виде. Рабства же, как такового, в России не было вообще никогда!
Социалистические ценности и идеалы оказались на деле близки и понятны не только русскому народу, но и другим народам, малым и великим, известным и безвестным, издревле населявшим бескрайние, необозримые пределы необъятного Государства Российского, созвучны их извечным стремлениям, мечтам и идеалам, берущим свои истоки и своё начало из самих корней народного бытия, а вместе с тем – и национальной культуры, которая в точке своего наивысшего развития выглядит как культура национальная по форме и социалистическая по содержанию.

ПЕРЕД КАРТИНОЙ НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА
…Стою перед картиной неизвестного художника… Кто он был?! Где жил?! Чем занимался, помимо живописи?! – Увы, не дошло до нас ничего, даже имени его не знаем. А, ведь, был он, судя по всему, нашим современником.
Поразительно другое. Глядя на эту картину, не перестаю поражаться тому, как, буквально, в течение каких-нибудь десяти-пятнадцати минут, успел переменить своё восприятие того, что вижу на одном и том же полотне.
…Ковыль перед грозой. Вот идёт человек. По всей вероятности, идёт он далеко и издалека. Не молодой и не старый. Но слабый и больной от выпавших на его долю превратностей судьбы. Слабость и недомогание – есть теперь его пожизненный удел. А тут ещё – эта гроза! И не переждать её где бы то ни было!
При всём том, человека того на картине… не было. Он остался как бы за кадром. Но я его увидел интуитивным, скорее, зрением.
А может быть – всё иначе. Возможно, там, «за кадром», точнее – за картинной рамой, остался маленький домик, маленькая деревянная избушка. Сидит там меленький ребёнок, то ли волею судьбы, то ли трагических обстоятельств, то ли по вине своих беспутных родителей, он остался дома совсем один, голодный и замёрзший – ох, и страшно же ему, наверное, в этот пугающий и страшащий всё живое, предгрозовой час надвигающегося ненастья!
…Думается, истинная гениальность художника в том и заключается, чтобы заставить творить наравне с собою и зрителя, даже, иной раз, и вопреки желанию последнего, сделать его своим полноценным соавтором.

МУДРОСТЬ ПРИРОДЫ
…Человеческая беда, на мой взгляд, состоит в том, что все – подчёркиваю это особо: абсолютно все – природные ресурсы, известные нам сегодня – скажем: нефть, газ, уголь, урановая руда – на самом деле совершенно никому не нужны. Невероятно, но факт. Хотя, в этом же и наше спасение.
Поистине, неисчерпаема энергия ветров. Вспомним об энергии морских и океанских приливов и отливов. А заодно – об энергии лунного притяжения, которое, собственно, и вызывает эти приливы и отливы, – её также можно направить на службу людям. А, ведь, есть ещё солнечная энергия. Есть энергия морских и океанских течений. Даже перепады температур в толщах океанских вод – есть ни что иное, как гигантский, неистощимый природный генератор, способный бесперебойно снабжать электричеством целые города и даже – страны. В сущности, почти тот же самый, только более усовершенствованный, принцип вполне можно использовать, получая электроэнергию из воздушных слоёв – тоже за счёт перепада температур по мере их отдалённости от земной поверхности.
Сама природа позаботилась о нас с лихвою, снабдив гигантскими, неисчерпаемыми запасами дешёвой, а по сути дела, вовсе дармовой энергии, растрачиваемой, увы, пока что, понапрасну.


Рецензии
Хотя мне не совсем понятна композиция этого текста, - нравится тон статьи. Он спокойный, сдержанный, с ноткой вечного вопрошания, но и с уверенностью, по крайний мере, в том, что "всё не зря".

Завидую вам. По вашим миниатюрам я понял, что вы как я, а может и глубже, ощущаете и, главное сознаёте трагизм бытия. Но вы не скатываетесь в пафосное или шутовское насмешничество над жизнью, которое только и помагает выжить, если в сердце нет добра. У вас другой способ сдержать отчаяние.

Вы меня растрогали.

Геннадий Петров   08.09.2009 15:22     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моему творчеству. Вы, если честно, меня тоже растрогали Вашей рецензией. Извините, что сразу не мог ответить. А по поводу композиции статьи скажу, что особой композиции, как таковой, пожалуй, и нет. Это именно цикл очерков, объединённых как бы одной общей темой. Хотя эта общая тема достаточно, быть может, аморфна, она присутствует здесь весьма условно, даже, наверное, почти не уловимо. Если честно, я просто записывал одно время те или иные свои размышления о тех или иных вопросах земного бытия, навеянные теми или иными событиями текущего момента. Потому и назвал этот цикл "Эхо дня". Рад, что плоды моих более чем скромных размышлений вызвали у Вас такие чувства. Считаю, что если произведения дотавило приятные чувства хотя бы одному человеку хотя бы даже на несколько минут, значит оно уже писалось не зря. А Вам ещё раз спасибо.

Анатолий Кульгавов   20.09.2009 11:38   Заявить о нарушении