Падение вавилонской башни

Вышла в свет моя книга с вышеозначенным названием.

         В этой книге вниманию читателя предлагается несколько статей,  из  числа написанных автором за последние 10-12 лет. Все они группируются вокруг одной темы – кризиса  современной гуманитарной культуры в России, который начался давно и постепенно набирает обороты в последние десятилетия. Этот кризис охватил практически все стороны общественного бытия и сознания, и следы его очевидны и в политике, и в социальной жизни, и в литературе, и в религиозном  опыте. Мы находимся накануне крупного общественного поворота, который неотделим от обновления всех форм мировосприятия. Заметим, что о таком же кризисе говорили и писали крупные представители отечественной общественной мысли начала ХХ века. Имена их общеизвестны: это Н.Бердяев, Д.Мережковский, С. Франк, П. Струве и др.
          В известном смысле история циклична, но масштабы и сила нарастающих явлений безусловно увеличиваются. Так происходит и сегодня. В центр внимания автора те процессы в культуре ХХ века, которые максимально выражают кризис мировосприятия, охватывающий сегодня всё более широкие круги общественности нашей страны. В сборник вошла статья о литературной борьбе двадцатых годов прошлого века (« Хлеб с ядом»), где автор стремится показать, в отличие от некоторых исследователей советского периода, что она имела своим содержанием не какие-то отвлечённые «принципы», а являлась следствием жёстких политических противостояний, закончившихся победой Сталина и формированием «социалистического реализма». Этот основной метод советской литературы был идеологическим выражением курса на формирование нового советского человека и «советского народа».
          Под понятием соцреализма  скрывался комплекс идей, выдвигаемых марксистами- интернационалистами, которые вели к отказу от традиционных ценностей русского народа. Советский человек-интернационалист -  в перспективе носитель ценностей мировой революции – был конечной целью так называемого «социалистического» строительства в России. Ещё в первой половине восьмидесятых годов с гордостью пели: «Наша родина – Революция, ей, единственной, мы верны»…
           Широкий охват реалий советской действительности с религиозно - философской точки зрения был представлен в последнем  романе классика русско-советской литературы Л. Леонова «Пирамида», который увидел свет в конце ХХ века. Статья о нём, написанная во время  происходившей тогда дискуссии, тоже вошла в сборник, так как Л. Леонов несомненно входит в тот круг русских мастеров слова – богоискателей, которые определяют самое существо отечественной религиозно-философской мысли.            
           Процессы кризиса русской культуры были всесторонне исследованы замечательными русскими писателями Д.С. и З.Н. Мережковскими. Им посвящены две статьи сборника.
Мережковский видел причины русской революции в кризисе христианской, в том числе и православной, религии. Это особенно актуально в наше время, когда Русская православная церковь по сути стала духовным инструментом существующей власти и превратилась фактически в комплекс церковных институтов и идеологических штампов, призванных поддерживать существующий режим.
            Проблема обновления веры, обращения к новым идейным и нравственным ценностям (новым, разумеется, для существующих в массовой культуре стереотипов восприятия) находится и в центре статьи, посвящённой некоторым аспектам творчества А.И. Солженицына. В России литература всегда была чем-то большим, чем просто литература, беллетристика. Это была совокупность духовных ценностей, определявших и определяющих общественное сознание. Солженицын как литератор в этом отношении сделал очень многое.
           В книгу вошли также статьи в жанре исторической публицистики о деятельности А. Гитлера и генерала А.А. Власова. Эти темы сегодня вызывают большой общественный интерес. Мы постарались придать им актуальное звучание. Свежий взгляд на исторические темы позволяет обновить наше восприятие, ещё раз взглянуть по-новому на важнейшие процессы, которые происходили в отечественной истории и культуре на протяжении ХХ века. Без этого, как нам думается, невозможно и правильное понимание тех явлений,   
которые мы видим и в наше время. Среди таких тем вопрос о судьбах теософии, «нового  религиозного сознания», рериховского движения «Живой Этики»  - в их соотнесённости с официальной идеологией Российского государства. Этой теме посвящена полемическая  статья о литературно -публицистической деятельности диакона Андрея Кураева .
          Автор не стремился следовать так называемым «традиционным» и «устоявшимся» концепциям, тому набору штампов, который пропитывает наши исторические и литературно-критические концепции. Обновление взгляда на русскую культуру и историю – вот основная цель сборника. Он принципиально полемичен и приглашает читателя к совместному диалогу – раздумью.


Рецензии