Святитель Протестант

               
         Горбачёв объявил демократизацию. Это же надо было такое слово выдумать! И тем ни менее, даже это дало возможность людям общаться более открыто, рассекречивались некоторые архивы Комитета государственной безопасности. Мне удалось выяснить место рождения и год расстрела деда по материнской линии, осуждённого без права переписки. В 1987 году решила провести часть отпуска, путешествуя по местам предков. Взяла с собой сына и мы отправились изначально в  Калужскую губернию. Километрах в пяти от места нашей очередной остановки находится деревня Шамордино с развалинами Шамординского женского монастыря - Казанская Свято-Амвросиевская пустынь,  основанная знаменитым Оптинским старцем Амвросием. Полуразрушенный величественный Казанский собор монастыря напоминал по архитектурному стилю здание Исторического музея в Москве, построенного по проекту архитектора В.О. Шервуд.
         Монастырь стоит на горе, спускающейся подножием в заливной, поросший тростником и осокой луг вдоль мелководной, но бурной, своенравной речки Серёны, впадающей в реку Жиздра между деревнями Каменка и Полошково. Деревня Шамордино  перпендикулярно врезается в деревню Каменка, деля Каменку на две равные части. Пошли на прогулку к Шамординскому монастырю, вернее к тому, что от него осталось. При Советах в монастыре в разные времена находилась: детский дом, училище фабрично-заводского обучения (ФЗО), мастерская по ремонту сельхозтехники, склады колхоза, а лет пятнадцать назад монастырь был вовсе заброшен. Эту информацию мы почерпнули по дороге от местных жителей.
         Пришли большаком со стороны Полошково в Каменку, в середине деревни свернули налево. Асфальтированная дорога оборвалась и дальше шла десятилетиями избитая копытами коровьего стада грунтовая дорога, вся усеянная экскрементами-лепёшками разного срока производства и свежести, да глубокими рытвинами. Сама деревня состоит из ряда убогих домишек, прилепившихся под уклоном горы по правую руку от нас. Дорога практически не проходима, каждую секунду рисковали подвернуть ноги или вовсе их сломать. А ведь именно эта дорога была последней прогулкой Льва Толстого. Прыгая с кочки на кочку между «лепёшками» мы горько сожалели, что отправились в эту экскурсию. Как ежедневно тут ходят люди и даже дети, для нас оставалось загадкой, поскольку другой дороги или тропинки нет. Пропрыгав километра два, уставшие и злые, остановились передохнуть, оставался последний рывок метров на  пятьдесят до монастыря. Зачем к монастырю и обратно гоняли стадо коров - было тоже неразрешимой загадкой. Пасти скот там было негде, вокруг монастыря достаточно крутой обрыв с горы.
         Разглядывая окрестности, я вдруг упираюсь взглядом в картину совершенного сюрреализма. Впереди, на так называемой дороге, из огромной засохшей коровьей лепёшки среди чёрно-серых рытвин торчит пышно цветущая веточка белой сирени. Маленькая, да ровненькая. У меня перехватило дыхание. Мы решили, что кто-то бросил ветку, а коровы её втоптали в грунт, но еще не дотоптали окончательно. Допрыгали до чуда природы. Чудо было живым, растущим и цветущим среди всей этой грязи и дикости, как укор и протест человечеству.
         Побродили по изуродованной территории монастыря. Башни собора и стены поросли берёзами. Увидели разгромленные могилы монахинь, их гранитные надгробия растащили по своим огородам крестьяне. Зачем? Рядом наглядный, шокирующий пример: надгробная плита подпирает завалившийся плетень огорода крестьянина. От продавщицы «Сельпо», разместившегося в самих руинах собора, узнали, что стадо коров, начиная с весны и до наступления холодов, гоняют на территорию монастыря на ночлег, то есть территорию монастыря превратили в загон для скота. За две недели путешествия мы встречали много дикого и страшного, но всё это было мелко по сравнению с борьбой веточки сирени, единственно чудом уцелевшей до времени от когда-то большого монастырского парка. Так кто там сказал, что один в поле не воин?
         Продавщица, по нашей просьбе, выдала нам лом, лопату и большой замызганный полиэтиленовый пакет. Она с любопытством наблюдала, как мы старательно и осторожно выкапывали кустик сирени вместе с комом родной, поруганной земли. Выкопав сокровище, поместили его в пакет, увлажнили землю из ведра с водой, щедро предоставленного всё той же продавщицей «Сельпо». В конце она так растрогалась, что подарила выстиранный мешок из под сахара: надо всё-таки культурно упаковать красоту.            
         Попрощавшись с доброй женщиной, приготовились, как кенгуру, прыгать обратно, но добрая женщина запрягла лошадь, которая паслась тут же на территории монастыря и довезла нас на телеге до большака трассы Калуга – Козельск.
         На Подмосковной даче стойкий  «солдатик», переболев первый год, вымахал в роскошный куст сирени из Шамординского монастыря. Я дала ему имя «Святитель Протестант» по его заслугам, поскольку родом он из святого места и только он один осмелился открыто протестовать  против окружающей нехорошей действительности, сотворённой людьми.


Рецензии