Время и судьбы. Попутчица

                Попутчица.

                Все люди грешат (1 Иоан. 1, 8-10);  но злые 
                творят грех с радостью и самоуслаждением,
                а  добрые питают отвращение к греху.
                Прот. И. Толмачев.               

      Переполненные пассажирами вагоны в последнее время, как впрочем, такое было во все времена, и отсутствие нижних полок научили меня  заранее  приобретать    билеты. Я покупаю их  сегодня за сорок пять дней, так как  давно перестала  надеяться  на милость людей, а верхняя полка в последние годы мне уже стала   в тягость.    Предпочитаю ездить  вместе  со внуками, поэтому мест у нас всегда три- две нижних полки и одна верхняя. Четвертый человек в купе для нашей шумной компании  всегда нам  в радость.  Для меня это  встреча с очередной судьбой, а для внуков  -    знакомство.    
      На Новый год по традиции мы   поехали  в Екатеринбург к дочери. На  станции Кавказской   садились ночью.  Четвертый в нашем купе уже спал.   Стараясь сильно не шуметь, хотя это у нас вряд ли получалось, мы разместились по полкам нашего купе. Спорить за верхнюю полку мои внуки  не стали, так как уже дома было решено, что остаток этой ночи  на единственной  нашей верхней полке  проводит  Марина, а  на следующую ночь на ней будет почивать Максим.  Проводница принесла  ей ремни безопасности, я еще раз проверила надежность их крепления  и спокойно легла на свое нижнее место. Но сон  в голову не шел.
    В  соседнем купе на краешке угла нижней полки сидела пожилая женщина.  На вид ей было  около  восьмидесяти  лет.   В вагоне было жарко, она сидела с непокрытой головой.   Ее редкие волосы  торчали в разные стороны. Лицо было изрезано морщинами. Ее впалые губы выражали недовольство. Она еще не успела привести себя в порядок,  раздеться и уложить свои вещи,  так как ее полка была верхняя боковая.  Она   надеялась, что хоть кто-нибудь из нас войдет в ее положение. Она  надеялась на свою старость.
     Я молча наблюдала за происходящим, надеясь на то, что бабусе уступят место пассажиры ее купе.  Максимово предложение уступить ей свое место  мне хоть и не очень было по душе, но   в то же время  говорило   о благородстве его детского  порыва.  Все шло к тому, что  бабусину  проблему придется решать мне. Соседка  по нижней  боковушке отказала   бабушке  войти в ее положение, проводница расписалась в своей беспомощности помочь пожилой женщине. Ей ничего не оставалось, как сидеть и ждать на  уголке  чужой полки . А  ждать ей  надо было  до утра, так как люди в вагоне спали. 
    А мне   сон не шел  в голову.  Я лежала на своей нижней полке, ворочалась с боку на бок и  боролась с собой.  Было уже два часа ночи. В вагоне была тишина. Прикидываться спящей не было смысла.   Я  повернула голову в ее сторону и увидела, что она  внимательно оглядывает    лежащих  ее соседей.         В какой-то момент ее глаза встретились с моими.  В них   я поймала  звериный блеск. Сердце мое сжалось. Но  сжалось   не от жалости  происходящего с ней, а от внутреннего страха, который, как мне показалось,  пронзил тогда  мое сердце.   Мне показалось , что в ее взгляде я увидела проклятие. Но уж если не это, то     глаз  ее ,   решила я для себя, уж точно  был недобрый.   Голове не давали покоя слова внука:
      -Бабушка, давай  я уступлю бабусе  свое место.
 Сейчас он спал, а я мучила  свою  совесть. Мне  было  стыдно за себя перед внуком за то, что  я  резко его  одернула, сказав ему:
      - Пусть сначала ее проблему попробует решить проводница..
.       Та в свою очередь занималась уже своими делами, а бабуся продолжала сидеть.    Я ворочалась с боку на бок.  Мой   внутренний голос пытался увести меня от бабушкиной немощности:
   -  Я за сорок пять дней  покупала билет.   Бабушка  едет не в моем купе, а в соседнем. Пусть  соседи ее  и проявят к ней милосердие.  Я  сердилась на себя.   
   Прошло  минут двадцать. Сна и близко не было. А бабушкин цепкий взгляд так и не отпускал меня.
  -Нет, надо встать, решила я,- и предложить бабусе свое место. Мне не простит Максим. Он просто меня не поймет.    Я ведь не только бабушка в его понятии, я еще и учительница.      Вот уж действительно, человек многолик,- думала я. - Чувствует одно, думает о другом,  а делает Бог знает что.  А я до сих пор лежу и раздумываю   - уступить место пожилой женщине или нет.
     Я не знаю, что взяло верх над моим   внутренним спором с собой.. То ли стыд перед внуком, то ли страх перед зловещим взглядом бабушки,  то ли моя совесть приняла решение, проникнувшись все-таки  жалостью к этой пожилой женщине,  я вдруг  резко встала со своего места и предложила ей:
    -Бабушка, ложитесь на мою полку, а я  переночую на вашей.. А завтра разберемся.
  Утром мы ехали в нашем купе уже впятером. Бабушка была довольна, благодарила меня, а я два дня слушала истории из ее жизни.  Были все они безрадостные. Родом она  была с Урала,  судьба закинула  после войны ее  на Кубань. Не сложилась жизнь у нее с мужем,  у ее детей тоже   не  все  ладно.  Жизнь прожила, а счастье, по ее словам, прошло  стороной. Винила во всем своих соседок, кумушек, сватов, да и всех, кто встречался на ее пути. Любое несчастье связывала то с порчей, которую наводили на нее и ее семью злые люди, то сглазом, от которого, как говорила она, дохла  внезапно   скотина.  К концу вторых суток  я устала от ее мрачных жизненных историй.   Попросила  рассказать ее  хоть один случай , который  принес ей в жизни  радость.  Она взбодрилась, в ее мутных  от старости  глазах появился    блеск . 
    -Щас расскажу. Ухохочитесь,- начала  неожиданно она..
     Я и мои  соседи  были готовы выслушать эту смешную историю из ее трудной  бабской  жизни.. Тем более слово « ухохочитесь»  настраивало всех нас на смешную историю, коих в жизни каждого предостаточно.
   - Слушайте.  Мой муж был гуляка.   Соседка его спортила, я знаю точно, навела на него, сволочь, порчу.
    Она не смутилась за  грубо  сказанное  ею слово  даже перед моими  внуками.   
  -   Он у меня   гулял всю жизнь, как блудливая корова. Однажды привез в  дом погостить  , как сказал мне, свою двоюродную сестру. Откуда  привез, я  не спрашивала.   Сколько мы жили с ним, о ней я  и в помине не слышала. Я стала замечать, что отношения у них уж шибко не родственные.  Стала следить и застала  их сволочей.  Не шумела,  не скандалила, одно им обоим  сказала:
 Она сделала паузу, посмотрела на меня, на соседей.  В ее глазах я    увидела  непрощенную месть, ненависть  к тому, с кем  прожила долгую  жизнь. Смешного пока ничего не было в ее рассказе.   И  только  одно слово  »ухохочитесь» держало нас всех в напряжении.   
    -Я им сказала так:  я вам отомщу. Я на ваших могилах   насру. 
 Она даже не сделала паузы после слова «отомщу», чтобы понаблюдать за нашей реакцией. Так же  радуясь,  как и начала, она закончила:
   -  И что вы думаете, я так и сделала  после их смерти. Я насрала на их могилы.
  Я и мои соседи долго сидели в оцепенении  от того,  что она сделала.
   -Как! Неужели вы это сделали?   Могила  же    всегда  была  святым местом во все времена-  эти слова сами собой вырвались из моей  души.
    -Да,  сделала. Я  сдержала свое слово.  – без тени сожаления подтвердила она.- Я  им отомстила,  ….  Она  закончила свой рассказ  таким смачным  словом, которое относится к  разряду  ненормативной лексики, и даже не  смутилась нас.
     Я     сидела и не верила, что данный эпизод имел место в ее жизни.
 - Что было  в  этой истории  смешного!? –  этот вопрос я задавала уже себе..
  Мне  было   по-человечески  жаль  мою восьмидесятилетнюю попутчицу.   Не покаяние   греха   она несла своим уже немощным телом , а  уверенность  в праведности  содеянного.   Их   давно уже нет на этой грешной земле, а  душа  ее до сих пор ликует от  мести. 
     Ночью,  ворочаясь с боку на бок и  перебирая в памяти все  жизненные истории моей случайной попутчицы, я долго думала над тем, кто отнял у человека святыню его,  и была ли она в душе этой женщины вообще!   Мне показалось, что  Добро так и нашло места в ее сердце. Прощение обид и покаяние грехов  не озарили  разум ее старости. Господь ей дал долгую, наполненную испытаниями жизнь, но сердца ее так и не коснулся.
   - Господи,  милости твоей  нет предела! Ты прощаешь нам все наши грехи, ибо ты уверен, что  мы не ведаем , что творим.- говорил мне мой внутренний голос.- Да к прости и этой пожилой женщине.
 Сон мне , как и в первую,  так и в последнюю  ночь  не шел в голову.   И  со словами:
 - Господи прости нас и помилуй,-  я заснула уже под утро.   
   А утром    в душе   я уже радовалась за себя:
    -Как хорошо, что я уступила  место моей  случайной попутчице. 
     И  тот   зловещий взгляд  ,    брошенный ею  невзначай  в мою сторону  позапрошлой  ночью ,  я уже  считала укором моей совести.
-  Слава тебе Господи, что ты вовремя  вразумил меня!


                12.02.2008г.
   
    


Рецензии
Читала, и всё происходящее словно видела!Потрясающе!Не хочу брать грех на душу и давать оценку старушке!Бог ей Судья!Рассказ понравился-жизненный!Всех вам благ и Вашим близким!

Ларисса Климен   15.07.2018 15:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса. Творческих Вам удач. С уваж Зинаида.

Зинаида Малыгина   16.07.2018 16:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.