Садовая досада

Этим летом в нашей семье встал вопрос  - кто будет ездить  в сад? У родителей, которые его собственно вырастили, уже  силы не те, а я всегда на работе. Это наследие лучше продать, уже было решила я, но…
- С ума сошла, - сказала  подруга, когда я с ней поделилась этим соображением, -  а где выходные будешь проводить? На пляже? Пару раз сходишь и надоест. Дома перед телевизором будешь сидеть? Не продавай сад, настоящей цены все равно не дадут.
Наверное, подруга права, аргументы в ее пользу владения садом я тоже нашла.
 Отдых. На даче и дышится, и спится хорошо. И аппетит прекрасный, и мысли дурные из головы уходят.  Правда, поблизости нет речки, где можно покупаться-позагорать, зато есть баня. А это уже отдельная тема, это не просто помывка, а отдохновение, один аромат  веника с полынью и зверобоем чего стоит! Можно сказать, ради бани туда и езжу.
Соседи. Сосед ближе  родственника, так говорят, а в саду этот постулат возводится в квадрат.  Соседи у меня  разные: с одной стороны -друзья моих родителей – добрейшие люди, все время зовут меня пить чай. С другой – новопоселенцы с идеальным участком - ни травинки на их грядках (живой укор мне – владелице  элитной крапивы в человеческий рост и лужайки одуванчиков). Заборов у нас нет – только условная межа. Ягодные кусты  давно смешались и уже не понятно, чей урожай я собираю – свой или соседский.
Взаимовыручка. Я безлошадная (своей машины нет). С автобусной остановки до самого сада мне нужно идти в гору сорок минут, но практически всегда по пути  кто-нибудь подсадит в машину. Еще одна проблема в саду – вода. Ее подают в определенное время, но не всегда получается быть в этот час у крана. Но в коллективном саду всегда есть кто-нибудь из соседей и, если попросить,  наберут воду в цистерну и себе и тебе, и еще кому-нибудь, и  мои огурчики-помидорчики тоже кто-нибудь да польет. Насос, пилу и прочее тоже можно попросить у соседей – не откажут, также поделятся  рассадой, семенами, удобрением. По необъяснимой причине такая душевная щедрость наблюдается только здесь. Видать, сама природа располагает людей друг к другу.
 Лепота-а.Сад у нас рабоче-крестьянский,  без изысков.  Но  красоту тут  тоже любят, многие выращивают цветы – тюльпаны, пионы, астры. Жасмин и сирень – есть почти у всех.
 Урожай. Даже без особого ухода сад  дает такой урожай,  что одной семье его не съесть ни за год, ни за два. В этом году собрала два ведерка клубники, привезла домой, а дочь даже  и смотреть на них не стала.  Съела  три ягодки и сказала: «И ради этого ты корячишься каждые выходные? Легче купить – на каждом углу продают». Продавать же излишки я не хочу – не стоять же рядом с бабульками? Имидж не позволяет.  А куда девать  все эти ведра вишни, смородины, мешки яблок? На это ответа нет,  банки с вареньями у меня стоят еще с позапрошлого года. В прошлом году  закопала в землю 70 процентов яблочного урожая. Вишню раздала по подругам по принципу «кто возьмет, кому не лень с этим возиться – чистить, варить, закатывать в банки». Отдала,  естественно, даром. Не возьму же я подруги за ведерко вишни – 50 рублей? Я пока еще на гоголевскую  Коробочку не похожа.
Экономика. Выгода от сада нулевая, баланс скорее, отрицательный. Билет на автобус в один конец стоит  50 рублей плюс надо везти туда продукты из которых половина пропадает. Да и содержание садового дома тоже обходится в копеечку. Так и выходит, что сад как чемодан без ручки – и нести тяжело, и бросить жалко.
 Некоторые из моих соседей живут в саду постоянно - все лето, другие уезжают – приезжают. Кто-то корпит над грядками, кто-то всю жизнь занимается строительством дома - тащит туда-то «то соломку, то пушинку», но так и стоит на участке что-то недоделанное.  По выходным гуляет по дачным улочкам незнакомая отдыхающая молодежь. Мне же здесь совсем одиноко.  Когда приезжали сюда родители – здесь всегда было веселье, у кого-нибудь в доме собирались и устраивали маленький праздник души. Сейчас  все они уже в возрасте. Я брожу по своей необозримой фазенде  (16 соток!), оглядываю все это пространство чуть ли не с ужасом - где-то трава по пояс, где-то – непродираемая чаща. Сколько сюда труда надо вкладывать! С неимоверным трудом сделала несколько грядок! Но торчать над ними весь день  у меня тяги нет. Я люблю посидеть на веранде – книжку почитать, да скушать  яблочко, купленное в супермаркете по дороге


Рецензии