Две картины Андреевской церкви

В Андреевской церкви представлена живопись двух исторических эпох - 18 и 19 веков.

Внутреннее убранство Андреевской церкви - один из немногих интерьеров зодчего Франческо Бартоломео Растрелли (1700 - 1771(, дошедших до наших дней без значительных разрушений и изменений. Создавая проекты светских и культовых сооружений, Растрелли всегда выступал и автором их внутреннего убранства: декоративная лепка, резьба по дереву, живопись.
 Напомним читателю: славу и признаниеему зодчему принесли строения Зимнего дворца а ансамбля Смольного монастыря в Петербурге.

Наш краткий рассказ о  две картинах художников 19 века:
"Проповедь апостола Андрея"
(автор украинский художник Платон Тимофеевич Борисполец*)
 и
"Выбор веры князем Владимиром"
(автор латышский художник Иван Егорович Эггинк** (1784 -1867)
 заняли свое почетное место в церкви в 1867 году, когда отмечался ее 100-летний юбилей.

Картина "Проповедь апостола Андрея" (художник П.Борисполец) воссоздает летописное предание об основании Киева, приведенное Нцем в "Повести временных дет" и рассказывающее о том, как апостол Андрей проповедовал  христианство на землях будущей Киевской Руси. Согласно евангелиям и апокрифам, Андрей, один из 12 апостолов, брат Петра, рыбачил на Тиверидском озере. Он входил в общину Иоанна Крестителя, пока не был первым призван Иисусом Христом в число апостолов, поэтому он был назван Первозванным. По жребию ему выпало проповедовать Слово в восточных странах: Малой Азии, Фракии, Таврии, Иверии, Скифии.
Летопись описывает путешествие апостола Андрея из Корсуня в Рим через Русскую землю, рассказывает как он предрек возникновение "осиянного Божьей благодатью" Киева.

Сюжетной линией картины "Выбор веры князем Владимиром" (автор  художник И. Эггинк)
является тема введения христианства: представители духовенства разных вероисповеданий
знакомят Владимира с религиозными системами: католицизмом, иудаизмом, мусульманством и православием.

*Борисполец Платон Тимофеевич 1805 -1880).
Родился в Черниговской губернии, в местечке Гоголеве. Воспитывался он во 2-м кадетском корпусе, в Петербурге, выпущен офицером в 1823 г. и служил в артиллерии. Отличаясь весьма деятельным характером, Борисполец, помимо своих прямых обязанностей, служил еще при арсенале, занимался в штабе великого князя Михаила Павловича, устраивал в то же время чертежную при артиллерийской технической школе, где бесплатно читал механику по воскресным дням, и приготавливал рисунки оружия. Необыкновенною деятельностью Борисполец обратил на себя внимание великого князя Михаила Павловича и был даже лично известен Императору Николаю І. Таким образом, Борисполец мог бы составить блестящую карьеру на военном поприще; но все это он принес в жертву искусству, которое страстно любил. Среди своих многочисленных занятий, он посещал классы академии художеств. Изучая рисование и живопись урывками, Борисполец все же оказал быстрые успехи: за рисунки с натуры он получил малую и большую серебряные медали, за живопись — вторую золотую медаль (в 1836 г.). Выйдя в отставку в 1839 г., Борисполец еще усиленнее занялся искусством; он хотел получить большую золотую медаль от академии художеств, чтобы таким образом получить командировку за границу на счет академии. Он конкурировал два раза: первый раз представил картину: "Александр Македонский усмиряет Буцефала", второй раз — "Образ Воскресения Христа". Эта последняя работа заслуживала первой золотой медали. Но устав академии предписывал награждать этой медалью лишь в известный возраст, а Борисполец был старше положенных лет. Вместо желаемой медали ему предложили звание академика, от которого он отказался, и решил отправиться за границу на собственный счет.  В 1843 г. он наконец уехал за границу, в Париж, где трудился между прочим над картинами: "Отдых св. Семейства", "Святой Андрей Первозванный" и пр.
Художник оставил Париж и отправился в Италию (в 1848 г.). В Риме он написал с натуры:  "Вид Рима",  "Девочка с собакой",  "Иисус в вертограде".
 В Венеции он принялся за копию с картины Тициана. Она находилась в церкви св. Иоанна и Павла, где художник во время работы страдал от холода, сквозного ветра и чрезвычайно неудобного освещения. От всех этих причин у Бориспольца начало портиться зрение, и он потерял один глаз. Пришлось уменьшить занятия; работа затянулась, заработки уменьшились, и Борисполец начал бедствовать. Наконец копия была окончена и отправлена в Россию (1850 г.), вместе с тремя видами Венеции, предназначавшимися для великого князя Константина Николаевича. Академия художеств одобрила копию и приобрела ее за 2? тысячи. Виды Венеции, поднесенные великому князю Константину Николаевичу, не были им приобретены. Борисполец продолжал оставаться за границей, отчасти по недостатку средств, отчасти из-за надежды вернуть прежнее зрение. Но надежды его не оправдались: к 1852 г. он ослеп. Сильно бедствуя и нуждаясь, Борисполец прислал в академию художеств восемь давно начатых и неоконченных картин (...)  Академия оценила их в 650 руб., но приобрести отказалась, и картины были переданы в общество поощрения художеств, в зачет пособия, выданного Бориспольцу при отъезде за границу. Четыре картины из присланных  были представлены императору Николаю І, но и он отказался приобрести их. Между тем, Борисполец оставался за границей, во Флоренции, в самом бедственном положении. Только в 1855 г. ему, по Высочайшему соизволению, выслали тысячу руб. на лечение и возвращение в Россию. Борисполец сначала ездил в Париж к окулистам, но без всякого успеха, и потом вернулся в Россию. В конце 50-х годов ему наконец назначили пенсион из военного ведомства, и он немедленно уехал в Париж лечить глаза. Но зрение было потеряно навсегда.

Он был веселый, живой и общительный собеседник; у него постоянно собирался кружок молодых художников и писателей, которых он воодушевлял своей энергией и горячностью к делу, а его младенческая доброта вошла в поговорку среди его друзей и знакомых.

http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?ID=12466

**Эггинк Иван Егорович (1784 -1867).
Родился в осевшей в Петербурге немецкой семье, получивший впоследствии русские фамилию, имя и отчество.
В соответствии с уставом Академии художеств, действовавшим в начале XIX века, в пенсионерскую поездку за границу имел право выпускник Академии, получивший за выполнение академической программы большую золотую медаль и звание классного художника первой степени. Родившийся в осевшей в Петербурге немецкой семье и получивший впоследствии русские фамилию, имя и отчество, Иван Егорович Эггинк не получал большой золотой медали, да и академистом не был. Он лишь в течение короткого времени (1813—1814) посещал рисовальные классы Академии. Однако талант к портретной живописи имел большой, и, что еще более важно, успехи молодого Эггинка заметили при императорском дворе, поэтому в 1822 году с высочайшего соизволения он был отправлен пенсионером его величества за границу. По возвращении за ряд работ И. Эггинк был признан "назначенным" в академики. До почетного звания академика оставался один шаг. Его живописец-портретист сделал в 1833 году, когда Академия художеств присвоила ему звание неклассного художника. Все формальности были соблюдены — в 1834 году И.Е. Эггинка за "Портрет баснописца И.А. Крылова" произвели в академики. Все справедливо — таланта и мастерства для этого звания у И.Е. Эггинка хватало.

http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=181


Андреевская церковь.
 Схема росписи купола и парусов храма:

 1 - Соваоф
2 - Херувимы
3 - Архангел Иегудиил
4 - Архангел Уриил  5 - Архангел Михаил
6 - Архангел Салафиил
7 - Архангел Гавриил
8 - Архангел Варахиил  9 - Архангел Рафаил
10-13 - Евангелисты Марк, Лука, Матфей, Иоанн
14 - Апостол Андрей 

Источник фото:
http://www.serg-klymenko.narod.ru/Kyiv/Kyiv.Andrew.htm


Рецензии
Валюша, СПАСИБО!!!
Как всегда познавательно-интересно!

иду читать дальше,

Людмила Солма   09.09.2009 02:24     Заявить о нарушении
Благодарю Людмилу. ВЫделила только две картины.
Иконы для иконостаса Андреевской церкви в 1751 -1752 годах писала группа русских художников, так называемая "живописная команда" Петербургской канцелярии от строений Руководящая роль в написании икон принадлежала И.Вишнякову (1699 - 1761), который четверть века возглавлял "живописную команду". Под его руководством работали
Алексей Антропов, Андрей Ерошевский, Петр Семенов, Алексей Бельский, Алексей Поспелов, Иван Фирсов.
Из чяисла команды выделялся Алексей Антропов.
Его кисти принадлежат икона иконостаса "Успение Богоматери", сцена "Благовещение" из царских врат, запрестольный образ "Тайная вечеря" и др.работы.

Валентина Томашевская   09.09.2009 10:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.