Искренность на примере из А. П. Чехова

В повести А. П. Чехова «Дом с мезонином» отражены две основные идеи творчества писателя. Самая главная из них – тема смысла жизни и цели существования. В произведении она представлена с двух взаимно противоположных позиций.

Первая позиция принадлежит Лидии Волчаниновой, которая, работая учительницей в земской школе, «получала двадцать пять рублей в месяц», «тратила на себя только эти деньги и гордилась, что живет на собственный счет». Лидия является типичным примером чеховского «человека в футляре». Символом этой самой «футлярности» в повести выступает зонтик, который, подобно кругу, очерчивает пространство около девушки и не позволяет ей видеть прекрасное и вечное. Она озабочена лишь обустройством земства и помощью мужикам, и это, по ее мнению, «самая высокая и светлая задача культурного человека».

Второй взгляд на тему смысла жизни в повести «Дом с мезонином» принадлежит рассказчику, пейзажисту N.. Уже из рода деятельности этого человека – написания пейзажей – видно, что он наделен мировоззрением пространственным, а не замкнутым, как у старшей из сестер Волчаниновых. Его «томило недовольство собой, было жаль своей жизни, которая протекала так быстро и неинтересно». И действительно, бытие нашего художника проходило крайне скучно – он «по целым часам смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал… спал». Но кое-что оправдывает обреченного на праздность пейзажиста: он считал, что «призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правда и смысла жизни». Мнение рассказчика поддерживает и младшая Волчанинова, семнадцатилетняя девочка – Мисюсь – «с большим ртом и с большими глазами», удивленно смотрящая на мир и еще только начинающая жить.

В двух этих взглядах – Лидии и пейзажиста N. – чувствуются чеховская ирония и трагизм. Чувствуется потому, что они несовершенны и несправедливы: волчаниновский – оттого, что слишком материален, взгляд пейзажиста – оттого, что чересчур абстрактен.

Вторая идея повести – идея счастья, проскользнувшего мимо и утонувшего в глубине бессмысленности. В «Доме с мезонином» тема эта представлена очень наглядно – в виде упущенной любви. Открытый финал произведения по сути становится закрытым, потому как мы понимаем, что повествователь больше никогда не встретится с Женей, а если и встретится, любовь их все равно окажется несчастной, ибо над ней, любовью, простирается огораживающий зонтик. Маленькая королева нашего влюбленного художника так и останется лишь в памяти, заточенная в доме с мезонином.

Вот и получается, что повесть А. П. Чехова, написанная в годы работы земским врачом в имении Мелихово, ни что иное как очередное доказательство наличия во всех аспектах нашей жизни «футлярности», замкнутости, скованности. И ничто не способно разрушить эту оболочку: ни поиск высоких целей, ни загадочное жертвенное чувство любви…

Искренность, где ты?


Рецензии