На границе любви и свободы

В каком возрасте приходит любовь? Когда впервые душу наполняет это объёмное, яркое, ясное чувство? Когда преследует новое состояние удивительной невесомости, нежности, лёгкости? Когда впервые замечаешь, как меняется целый мир под действием ударов совсем ещё небольшого сердца?

Я спрашиваю потому, что меня сейчас переполняет несколько иное, но, вместе с тем, очень похожее на любовь чувство. Мы задумываемся о нём намного реже, а ощущаем, осознаём, признаёмся в нём, быть может, всего несколько раз в жизни…

В школе многому учат, направляя юные умы по проторенной колее опыта старших поколений. Нам многое прививают, внушают и мы начинаем вести себя подобающим образом: уступать место в транспорте (до 14 лет я была абсолютно уверена, что не имею права сидеть в трамвае или троллейбусе), защищать тех, кто слабее, верить и не подвергать критике ни одно слово Учителя, писать правой рукой с уклоном в 45 градусов буквами прописей, говорить книжными словами… Во всём этом нас лишают выбора, мы ещё слишком мало читаем и имеем, в лучшем случае, по одному примеру каждой жизненной ситуации, слепо следуем наставлениям, подменяем внутренний мир чужим внешним опытом, чьим-то решением, иной волей. Мы гордо маршируем ровным строем по указанной дороге со связанными руками и закрытыми глазами, и резво декламируем слова из белых букв на больших коричневых табличках, развешенных по всему классу… «Учись учиться», «Нужно жить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы», «Любіть Україну у сні й наяву, вишневу свою Україну…»
«Мы любим Родину», - говорим мы, не понимая ни слова «Родина», ни слова «любовь». Мы любим… Что вы назвали бы символом своей страны? Что является для вас знаком Родины? Герб? Флаг? Родина Мать? Кий, Лыбидь, Щек та Хорив? Купола Софиевского собора? Что именно вы в душе своей отметили бы символом Родной страны? Что же действительно есть в вашей крови от этой самой Родины?

Я расскажу о менее пропиаренном, но более знаковом символе моей Родины. В редких случаях осознавая себя украинкой, я обращалась к одному из примеров, приведенных выше. И только недавно поняла, чем же эта страна так дорога мне.

Язык, культура… Писанки і вишиванки, глечики, сало й вареники, вишневі садки, зелені гаї… Хіба все це поміститься у одному яскравому спогаді про рідну землю? Ви бачили справжні степи з гарячими вітрами, наскрізь висушені сонцем?  Вы видели настоящую степь? Эти бескрайние поля, эти просторы? Нет-нет, не северные леса, не Днепр и даже не море – символы моего дома. Нет, это выжженные солнцем поля под голубым июльским небом.

Наконец, оказавшись на природе, я не могла оторвать взгляд от жёлто-серой бесконечности. Налетал ветер и трава колыхалась, как очень мягкое и послушное море. Не было слов, чтобы выразить охвативший меня восторг. Хотелось так же солнечно улыбаться, так же нежно искриться светом, как каждая сухая травинка этой степи. Ни баобабов, ни других помпезных деревьев, ни тебе тигров или кенгуру, ни ярких бабочек или пингвинов… Самые обыкновенные растения, простые неприметные цветы, волы и кони, идущие на водопой. Я делала одну за другой фотографии, но они не могли передать сухого горячего ветра, ни один снимок не отражал моего взгляда на все это, ничто не позволило запечатлеть единение внутреннего и внешнего мира этих сухих трав и моей души.

Казалось, не порыв ветра, а стук сердца волнует эти бескрайние поля, солнечный свет льётся прямо из глаз, а нежностью и теплом любви исписано небо, пропитан воздух, и каждый шаг по родной земле ни что иное, как стук копыт диких лошадей, несущихся по просторам свободы.

Вдруг стало ясно, что именно здесь я родилась, в стране золотых полей, и именно сейчас, в месяц моего рождения, я осознаю себя дочерью этой земли. Меня, словно, выпустили на волю, словно разом исчезли и прописи, и книжные истины, оставляя место собственным решениям и выбору.

Как во сне, всплывают вопросы одного из школьных уроков:
- Символом Украины являются…

И хочется крикнуть, достичь сегодняшними словами событий минувших лет, дать честный, свой собственный ответ, выразить теперь одолевающие меня чувства:

 - Её поля! Бескрайние степи под солнечным небом…

Это в крови, в каждой клеточке тела: жёлтые колоски, ясное небо… Любовь, но не боготворяще-пьянящее чувство, не страсть и даже не обожание. Это ясность, уверенность и твёрдость, нежность, радость и гордость за своё существо, за себя, за то, что иду по этой земле, за то, что ноги колют сухие травы, а ветры высушивают кожу… Моя душа словно разливается по этим ясным просторам, словно летит над ними быстрее ветра; ярче солнца светит сердце и мне теплее, чем было когда-либо. Это чувство на границе любви и свободы, это мудрость, наконец-то нашедшая отклик и в моём сердце.

08.08.2009


Рецензии