Анастасия6

         с отцом в 1910 году.   Он там был!
с: -   А, это он тебя нёс на руках всё время?
м: -   Да!   Вот он нёс меня.
с: -   А, это вот на лестнице стоял, с краю там вверху - да?
м: -   Да!   Он здоровый.   Так меня чуть  -  да немного не
        донёс до этого  –  до места.
с: -   Через, всё болото - да?
м: -   Да чуть, всё болото не пронёс,  немножко.   Ну и он
        ему этот, как его?   Трофим Фёдорович - Трошка.
        Трофим Фёдорович, говорит: - Вы по этой теперь
        дороге не ходите.   Тут обязательно вас, змея
        встретит.   Она шла за вами.   А вы по этой вот
        пойдёте, а там мосток  есть.   Высоко подниматься
        надо, и вы поднимитесь.   То…
с: -   Это, когда тебя несли-та?
м: -   А?   Ну!
с: -   Рассказывал - да?
м: -   Ну!   И говорит: - А  я  донесу здесь её, а то уж ты
        устал, говорит.   - Он здоровый Трошка этот был.
        Ну и потом он меня, до тарантаса  донёс и посадил,
        и поехали мы, а он пошёл.   И говорит: - Вот  я  тебя
        провожу сейчас немножко и покажу дорогу.
        И вот сворачивай.   А, я, вот по этой дороге пойду.
         - Там дорог много.   И видишь, как интересно?
        Такая жизнь, сложивши, была.
        Как будто и змеи-та были натравлены.   Главное,
        ежели, вот, он его провожал.   То уже обратно, он
        идти, тоже не может - этот Трошка.
        А то там змея будет ждать.   Да!   Будет стоять.
        И она ожалит обязательно его.   И вот он тогда вот,
        перевернул и ушёл к нам.   И, как раз к нашему
        тарантасу подошёл.   Сели и уехали мы.
        Даже, на то болото, не ходил никто, никогда.
        И всё звали - проклятое болото.
с: -   А вы прошли там - да?
м: -   А мы прошли!   Хоть бы что.

                142

с: -    И, как вы там, начали, это?   Готовиться к празднику?
м: -   Но и мы сели.
с: -    А то ты в Кривандино ушла.
м: -   Да!   А то бы ушла туда.
с: -    Да нет мама, ты разговор-та увела в Кривандино.
м: -   Но!
с: -    Ну и сели вы?
м: -   Ну и вот, это?   Гулять.   Все помаленьку собрались.
         Пришёл муж, моей Крёсны, и она пришла.
         Ещё там, какие-то были.   Но, он же дружил - мой
         отец.   Были работяги - его.
с: -    Но одним словом  это...
м: -   И все у тёти Кати, так и собрались тут.
с: -    К Николаю?!   Ну, где, у тёти Кати?
         Вы же во дворце?
м: -   Там же эта принцесса  -  ваше величество.
         Она спать легла.   Она не пошла.
с: -    А, не разрешила здесь - да?
м: -   Не разрешила: - Чтоб не было ни какого тут шума.
         Я  спать буду.
с: -    А?
м: -   А у нас комната большая.
с: -    Дак нет.   Но всёравно, это же всё во дворце.
         Не у тёти Кати дома, а во дворце.
м: -   Ну да!   Во дворце!
с: -    Ну вот.
м: -   Ну!
с: -    Просто - в своей комнате.
м: -   А потом, эта Фелисада-та,  мужу позвонила.
         Он принёс аккордеон.   Был  тогда!
         Уже были аккордеоны – начались.   И он – это.
         Как раз он их, как его?   Когда гулянка…   Ну,
         в праздники, какие?   Вот он на этом аккордеоне
         всегда играл.   Но и потом
         смотрю – раскудлатившись, эта – мама.
         Ой – какая она нехорошая, честное слово.

                143   

с: -   Что?
м: -   Вредная такая она, и всё на вред делала.
с: -   Дак, а ты в это время песню пела про лапти, что ли?
м: -   Нет!   Я  тогда ещё ни пела.   Ну, а потом, тётя Катя,
         и говорит: - Ну что, давайте, песенку, какую-нибудь
         споёмте.   Вот это?   Как называла она меня, всё
         звала?   Ой, как-то она меня потешно звала-та?
с: -    Натка, наверное.
м: -   А?
с: -    Наткой.
м: -   Наткой кажется.   Да!
         - Натушка?   Спой хорошую песенку.
         - Но давай!
с: -    Какую?
м: -   Ну и вот.   Зая по сеням гуляй…   Я  и плясала
         и пела.   А потом вот эту - лапти запела.   Ой.
         И она, дверь открыла и вернулась и ушла.
         И больше не приходила.
с: -    А, значит, как ты про лапти стала петь - она и
         ушла - да?
м: -   Да!   Она и ушла.   Ушла и, и на второй день пришла,
         откуда та.   Где была - ни знаю.
с: -    Она даже из дому ушла - да?
м: -   Из дому ушла!   Кудато.
с: -    Ну там, мама, что гадать.
м: -   Ну где-то там.
с: -    Вот  дело в том, что…   А Николай уже пришёл - да?
м: -   Были все собравши!
с: -    Но - уже собравшись - были - да?
м: -   Он ходил, ходил – звал, звал её - а она...
         И вот видишь…
с: -    Села и уехала - да?
м: -   Уехала!   Но, а потом мы тут песни, так весело,
         хорошо провели.   А тут позвонили,
         что с Марфой - с матерью, всё хорошо.
         Я  же её и считала - родной матерью.

                144

с: -    Тебе - так это сказали?   И...
м: -   Но она души не чаяла во мне.   Ну, как  я  могу её…
         Как вот Роза, как она её.   И она, Марфа, даже
         плакала.   Просила: - Отдай, ты, Николе.
         - А  я  думаю: - Что, она просит?   Я  же ни знала
         об этом.   Я  же думала, что  я  Митрина.
с: -    А…
м: -   А оно оказывается-то  -  я  самого царского дна.
         Вот видишь как?
с: -    Но, ты - ещё не коронованная была - да?
         Вот эти праздники-та ещё были.
м: -   Нет, уже о коронованная!
с: -    А, уже после коронации?
м: -   Ну, так песни пела, как...
с: -    А.   Была уже!   А, поэтому, она и нервничала?
м: -   Конечно!
с: -    Вот.
м: -   Но и вот, и мы всяки песни, я…   Как только с тётей
         Катей…   Всё хочу сказать, Баба Катя,
         почему-то привыкла.
с: -    Но, одно, имя-та одно.
м: -   Но!   И вот это?   Мы всё время с ней пели.
         Она хорошо пела тоже - тётя Катя.
с: -    Мама?   А вот расскажи - как это, по ягоду,
         на яхте-та?   Ещё эту – змея-та где?
м: -   Ну да!   Но и мы, с яхты сошли, и у меня уже
         осталось - такая…   Ну - знаешь?
         Плетёные коробушки?
с: -    Но!
м: -   Корзиночки такие.
с: -    Но, маленькие такие?
м: -   Нет, большие!
с: -    Но, как ты…?   Пёрла-та?   Сама - маленькая?
м: -   Дак они – я  набираю быстро.
с: -    А несут другие?
м: -   А они несут!   А у меня-та набирушка маленькая.

                145 

         Я  ягоду высыпаю.
с: -    А - дак там кто?   Солдат, какой-нибудь рядом - да?
м: -   Дак там и солдат и так, и эти - два отца – Николай и
         Дмитрий.
с: -    А - они рядом - да?
м: -   Митрий, он быстро, тоже берёт, а Николай мало.
         Ну и вот набрали мы, эту ягоду, а тут на змею-та
         и наткнулись.   А этот парень-то - его звали Петра,
         Петрусь.   Петя, дак, Петруська.   Так, Петрусь,
         Петрусь и звали его, эти.   А он меня: - Ой, пойдём,
         пойдём, а то она укусит тебя, и ты умрёшь.
         Это ж ядовитая змея.   - Но, я, и давай её гонять.
         Иди, иди, иди на своё место, иди домой.
         Потом придёшь.   Ягоду твою мы трогать не будем.
         А он стал, и вот так вот руки взял, и смотрит.
с: -    Петрусь-та?
м: -   Но!    Вот  я  часто, вот другой раз вспоминаю.
с: -    А Николай далеко, тоже был?
м: -   Да он держит меня.   Думает, что  я  упаду, что укусит.
с: -    А.
м: -   А он был в армии, когда в солдатах,
         он дрался с такой змеёй.
с: -    Кто?
м: -   Он знал, как с ней нужно.
с: -    Петрусь?
м: -   А?
с: -    Петрусь?   Что ли?
м: -   Нет.
с: -    Николай?
м: -   Николай!
с: -    А.
м: -   Он надел перчатки такие - как прорезиненные.
с: -    А ты не разрешила - да?
м: -   Кого?
с: -    Но, трогать, или тогда ещё?

                146

м: -   Нет - он одел просто сразу.
с: -    А у него уже резиновые были перчатки - да?
м: -   Да!   Но и это…
с: -    Ты не разрешила - да?
м: -   Я  говорю: - Знаешь, это…   папа, не надо трогать её.
         Пусть она идёт домой.   Пусть.
         У ней дети есть сейчас.
         - Как же ты знаешь, что с ней - есть?
          - Есть!   Я  вижу, что есть - она озабочена.
         Иди, иди домой - детки тебя там ждут - и она пошла.
         Вот интересно-та.   Дак все - вот - остановились –
         кругом вот так все, и она ушла.   А потом плыла,
         плыла и поглядела - так вот подняла голову и…
с: -    Что?   Ушли - не - ушли - да?
м: -   Но!   Мы стоим все на бережку.
         Но, трогать мы не стали.
с: -    Ягоду - да?
м: -   Она убедилась, что будем мы брать или нет.
         Что-то у ней было такое, что её ягода это.
с: -    Но, наверное, она там располагалась – жила,
         наверное, там.
м: -   Но!   Но и…   А вот этот вот самый  - Надин
         муж – крёстны моей.   Он ходил.
         Она, говорит - эта - кружок весь…
с: -    Всё забрала - да?
м: -   Всё забрала, и так чисто всё, говорит.
с: -    Куда-нибудь в норку утащила!
м: -   Ни знаю  я.
с: -    А вот ты говоришь ещё, у этой, у Фелисады.
         Там тоже наткнулась на две змеи - да?
м: -   Но!   А у Фелисады - видишь - мы полоть пошли.
с: -    С тётей Катей - да?
м: -   С тётей Катей!   И Паша – все.   И глядеть огород её.
         Она говорит: - Идите – я  сейчас.
         - Но она на стол тут, кое-чего собрала - пойдёмте.
         Но и мы пошли - говорим - мы пока там  пополем,

                147

         посмотрим.   Ещё огурцов нарвали ей – бросили
         в окошко.   А потом  я  и говорю, и увидала опять же
         я.   Говорю: - Ой, смотрите – говорю: - Какие
         нарядные две стоят.   - Ой – она,
         как закричит – Фелисада: - Ой - боже мой - идите.
с: -    А, в окошке она была - да?   Фелисада.
м: -   Да!   Выглядывала в окно.
         - Идите домой скорей.   - Я  говорю: - Нет!
         От таких хороших, нельзя уходить.
         Идите-ка  милые домой.
         И эти опять ушли.
с: -    Эти змеи - да?
м: -   Да!   И ушли - по этой же дорожке - откуда шли,
         и так туда и пошли.   И по канавке поплыли и
         уплыли.   Они вас трогать не будут - говорю.
с: -    Ха, ха.   Да ты  же ещё там, три года от роду
         всего-та времени-та.
м: -   Но!
с: -    А ты - это - их не боишься - да?
м: -   Я  не боялась никогда никого.   Бывало, какая-нибудь,
         букашечка бежит  -  я  её всю рассмотрю.
с: -    Дак, а Фелисада, всёравно потом, сменила квартиру.
         Да?
м: -   Сменила!   Побоялась жить там.
         Там место такое хорошее - земля такая хорошая.
         Они плывут - приплывают - откуда-то - эти змеи.
         Там островок, как-то называется?
с: -    Но - этот остров-та там дальше на той стороне.
         Заячий называется.
м: -   Вот, наверное, с Заячьего с этого.   Там, говорят,
         много их, этих - змей.
с: -    Вот они, наверное, и приплыли сюда - змеи.
м: -   Интересно.   И это?   Что же надумали опять.   Но.
         Расположились тут  -  у тёти Кати-та.
с: -    А, где?
м: -   Но, у нас!

                148

с: -    А.
м: -   Но, и это - праздник же - Троица!
с: -    А, на следующий день?
м: -   Но!
с: -    Тоже?
м: -   Там же духов день - там самый праздник.   Но, тут,
         пироги напекли - эта…   У этой, напечёно всякого
         печения.   Принесла - одна Фелисада и другая.   Но
         и - и эти подъехали - Крёстна с мужем, опять.
с: -    Мама?   А, этот - Сталин - Георгий Михайлович,
         тоже-же он тут обитался - да?
         Околачивался - бывал - да?
м: -   Бывал!
с: -    Но, он - у него вот эта княгиня была - да?   Эта…
м: -   Кто?
с: -    Его жена - уже он женатый был - в то время.
м: -   Я  тут его не видала.
с: -    Нет, а ты говоришь: - Сталин приезжал?
м: -   Нет!
с: -    Ну, как - Ты говоришь: - Наверно Сталин приезжал?
м: -   Нет, нет - тогда не приезжал.
с: -    Но, он, тоже около Николая же околачивался.
м: -   Но!   Тоже ездили они всё время в гости.
         Но почему-то они не приехали.   Я  ни знаю.
с: -    Но, вот ты сначала-та говорила – что
         в пасху-та приезжал.
м: -   Кто?
с: -    В пасху приезжал, он, тоже - да?
м: -   Ну, в пасху!   А это - Троица уже.   А в пасху был он!
с: -   Но, он, со своей женой же был - да?
м: -   Да!   Красивая она у него была - очень даже.
        Вежливая такая!   Вот, как её не похвалишь, когда
        она – с людям, вежливая.
        А, ведь она - это - не русская.
с: -   Как?   Она грузинка была - да?
м: -   А?

                149

с: -    Грузинка - что ли была?
м: -   Конечно!
с: -    Да?
м: -   Грузинка!
с: -    Она - в Петрограде жила?
м: -   Да!   Они, тут жили!   И вот это…
с: -    И чего - на другой день было?
м: -   На другой день, мы тут, одну только,
         они распили – я-то  не пила.
с: -    Ну чего - тебе там три года.
         Водичку может быть - подавали?
м: -   Но, какой-то воды, мне наливали!   Как, три?
         Уже доходило мне уж, четыре.
с: -    А, ты уже коронованная была.   В 1904 году.
м: -   Уж пятый год пошёл мне!   Я  уже большая стала.
        Но и она является – Матушка.   А  я  и кричу: - Тять?
        Вон мамка приехала - эта - царица твоя приехала.
        Так  я  её звала всё время.
с: -    А он?
м: -   А она злилась, что  я  матерью её не называла.
         Но ведь она бы пришла, и сказала мне, что  я
         твоя же мама.   Почему ты зовёшь меня так – но!?
         Я-та - откуда знаю.   Она бьёт меня, да под эту, под
         кровать спрячусь - ногами пинает.   Но…
         Как мне её называть-та?
с: -    Ну и что?   А Николай?   Ты сказала:
         - Царица приехала твоя.   - А он, что?
м: -   Но - а он и говорит: - Но, нагулялась - наверное.
         И она даже ни зашла  к тёте Кате -  в нашу комнату.
         Прошла мимо.   Открыла и всё.
с: -    Но, она услыхала, что Николай сказал?
         Что нагулялась - да?
м: -   Но!
с: -    Но и что делать стали?   Гулять по новой?
м: -   Ну!   До двух часов сидели.
с: -    Дня?

                150

м: -   Потом все помаленьку разбрелись.   Но уж два часа!
с: -    Ночи, что ли?
м: -   Нет, дня!   А у каждого свои дети и семья.
с: -    А, дак ночевать здесь все остались - ночевали - да?
м: -   Не!   Пришли.   А тут, рядом все жили.
с: -    А.   Дак, а тётя Катя  -  она тоже уходила
         вечером - уходит домой?
м: -  А, когда уходит, а когда нет.   А, как  я  вот болела.
        Дак, она и никуда и не уходила.  Она не оставляла
        меня одну.   Даже её муж придёт к ней сюда же.
        А нет, и с этой - с Катькой  придут сюда.   С дочкой.
с: -   А ещё же, вот эта, была-та - Катя их, ещё старшая
         дочь?   Дочь-та?   Или она потом уехала, что ли?
м: -   Кого?
с: -    У - тёти Кати?
м: -   Ну вот, она мне ровесница была.
с: -    А ещё-та одна была?   Няня Катя.   У тёти Кати-та.
         Вон там есть фотография - ты сидишь-та на столе,
         а она-то, в кресле сидит, возле отца, Николая.
м: -   Но, это уже после, когда  я  ушла, когда меня увезли,
         к Дмитрию в деревню.
с: -    Куда ты ушла?   Это тёти Пашина, тогда уже, эта
         Катя.
м: -   А, это была, большая Катя.
с: -    Это тёти Пашина Катя - да?
м: -   Да!
с: -    А у тёти Паши, ещё Маринка была?
м: -   А?
с: -    А, ты – говоришь: - тёти Катина, эта Катя!
м: -   Это сестрина дочь.   Сестра, у ней умерла.
с: -    У тёти Кати?
м: -   У тёти Паши!   И она её удочерила - тётя Паша.
         А у тёти Кати, родная была дочь-та.
с: -    Но, это вот – эта, которая вместо тебя потом
         стала Настей.
м: -   Но!

                151

с: -    А ты ж говорила, что и вот эта Катя - её тоже
         Катей же звали - да?
м: -   Катей, тоже!
с: -    Тёти Пашина значит?
м: -   Да!
с: -    А - сестры!   Значит, это?
м: -   Сестры!
с: -    Вот.   Это из Новгорода?
м: -   Люба Андреевна - отца Андреем звали.
с: -    А, ты - говоришь - Катей!   Значит её  -  Любой звали.
         Да?
м: -   Люба Андреевна  -  ну а они  -  Катей.
с: -    А - ну просто так её  -  Катей называли и всё.
м: -   Катей называли и всё!
с: -    А  это Люба Андреевна - да?
м: -   А, это - Люба Андреевна!   Но, а Катя - Катя – ну,
         чтобы знать, что, чья Катя.   Она не хотела - Любой
         называться.   Она  -  Когда мать ещё жива была,
         дак она ни хотела:
         - Зачем меня - Любой назвали – я  не люблю - лучше
         Катей пусть - зовите.
с: -    А вот, как вас там усаживали?   Вот, когда ты вот…
         Это ты уже после коронования - вас
         сфотографировали?   Или же...
м: -   Где?   В этой?
с: -    Вот, когда сидишь ты на столике - на предстолье-та.
м: -   Да тут уж он - как ему понравится.
с: -    Нет - ну фотографировали - до коронования,
         или после коронования?
м: -   До коронования!
с: -    Ещё, до коронования?
м: -   Да!
с: -    Да?
м: -   Тут, ещё маленькая  я  была.
с: -   Ну, всёравно – рука-та.   А, как же?   Уже рука-та?
         А, как же - уже рука-та болела!   Мама?

                152

         Значит уже после коронования?
м: -   А может и после.
с: -    Уже рука-та в чёрном в этом была?
м: -   Но!   Значит после.
с: -    Это уже после.
м: -   Да!   Значит – я  уже в госпитале лежала.
с: -    А, после этого, уже в госпитале - да?
м: -   Да!
с: -    А вот помнишь?   Как ты, как вас усаживали там,
         когда фотографировали.
м: -   Помню - конечно!
с: -    Да?   Но, это - нянька  - Любовь Андреевна - да?
м: -   Но!
с: -    Она - тебя привела, или, как там?
м: -   Но тут уж, видишь, они же не могут справиться.
         И Катя - дочь, у нас жила, и эта Любушка жила
         и тётя Катя.
с: -    А, и, эта - дочка тёти Катина - да?
м: -   Да!
с: -    А, что вот её нет рядом?   Не посадили?
         Или только свои?
м: -   Нет - она ни захотела.
с: -    Сама?
м: -   Но!
с: -    Ни захотела - да?
м: -   Было, где-то вить такое, что мы вместе все
         сфотографированы.
с: -    А - А это, отдельно - да?
м: -   А, это отдельно!   Так отец пожелал.
         А ведь, мать просил, просил – аж плакал даже он.
с: -    Кто?
м: -   Что не хочет мать с ребёнком - со своим ребёнком.
с: -    А.   С тобой вдвоём только?
м: -   Да!   Чтобы, втроём.
с: -    Дак там и остальных надо усадить - всех?
м: -   Но!   И остальных всех!

                153

с: -    Но, она же, тоже стояла - была там.
         На фотографии-та.
м: -   А  я, что-то забыла.
с: -    Не, мама - сфотографирована там  -  вся семья.
         Что ты?   А он взял тебя и посадил - да?   На стол.
         А почему?   На коленях ты сначала была или как?
м: -   Не знаю  -  я  и не помню даже.
с: -    Не - но ты же говоришь – помню.
         А сейчас уже говоришь - не помню.
м: -   А?
с: -    Говоришь: - Помню и не помню.
м: -   Дак вот  я  не знаю - почему  я  на этом - на столе-та
         стояла?   Сидела.
с: -    Сидела!
м: -   Так, наверное, посадил меня?
с: -    Ну, ясно.   Но, ты, говоришь, помню всё.
         А сейчас, говоришь, что не помню.
м: -   Но вот  я  помню, что мы фотографировались.
         А почему он меня туда посадил?
с: -    Но так лучше.
м: -   Это уж любимая его была видно.
с: -    Она же сзади стоит.
м: -   Кто?
с: -    Мать-та
м: -   Мать-та?
с: -    Но!   С этими - с дочерями.   Там, Ольга сзади стоит,
         за матерью, за отцом.   А здесь, Татьяна с матерью.
м: -   Всегда Ольга скажет: - Ну, это, Натынька – Натуся.
         Давай песенку споём.   Ты очень хорошо поёшь.
         Мне нравится.   - Да и ты, говорю, хорошо поёшь.
         Ну - давай споём.   А эти - две кумушки - злые бабы
         бабарихи, сидят.   Ни песен, ни басен, ни чего
         не было из них.   Почему они, это?   Или злились
         они, или что ли?
с: -    Да так просто уж, как воспитание у них.
         Такая натура у них.

                154

м: -   Я  не знаю.
с: -    А, вы, с Ольгой, поёте – да?
м: -   А мы пляшем и поём всё - всяко было.
с: -    Видишь…   Они её - недолюбливали – Ольгу-та.
м: -   Но!
с: -    А ты у них конкурентница.
м: -   И вот, какая-то одна немочка, всегда к нам в гости
         приходила.   Она никогда к ней
         не заходила - к матери.
с: -    А, уже, это?   Взрослая - да?
м: -   Да!
с: -    Чья-та…?
м: -    Но, это нет - она замужняя была уже.
с: -    Не – я  и говорю: - Чья-та жена видно была?
м: -    Да!   Но, муж - ему всё времени не было.
         Как-то он всегда в разъезде был.
         Какой-то - как ни капитан ли?
с: -    А она - как её звали?
м: -   Я  забыла - как её звали.
с: -    Но и она - к  матери всё время ходила - что ли?
м: -   Кажется Тася её звали - Тася!
с: -    Тася?   Да?
м: -   Тасей, кажется!   Я, тётя Тася - всё время её звала.
         Она же...
с: -    Она немка сама - да?
м: -   Но, красивая такая была.   И она так меня любила.
         К  каждому празднику она мне всегда платье шила.
с: -    А она к матери ходила-та или как?
м: -   К кому?   Но придёт - зайдёт – скажет: - Где моя
         Натка?   Натуська.   Но и вот.   А девкам-та, тем,
         она ж  не шила.   Где же она - той и другой шить.
         Она в именины-та им тоже шила!
         Дак - она сшила один раз им платьи, в их именины.
         А они и не взяли.   И она больше и ни стала шить.
         Говорит: - Вот платки можете носить.
         Платьи вы не берёте.

                155

с: -    А, значит он, муж-та Тасин.   Он, в смысле корабля,
         какого-нибудь - да?   Капитан.
м: -   Да!
с: -    А, на корабле.   Конечно он всё время в плавании.
м: -   Всё время в плавании!   Его и дома не было никогда.
         Я  раза два только и видела его - хороший.
         Он походил - вот на этого - как его?
         Вот трактора-та делал эти – танки-та.
с: -    А.
м: -   Вот на него походил сильно.
с: -    На Кошкина?
м: -   На Кошкина!
с: -    А, а как звали его?   Хоть как-нибудь.
м: -   Не знаю  я.
с: -    Не помнишь - да?
м: -   Ну раз - два раза только и видела.   Я  не помню
         даже.   Вот – кажется, как Степаном звали.
         А это почему  я  так считаю, что Степан.
         Брат мой - Дмитрия сын.   Василий.   После армии.
         Говорит.   После солдат: - Я  поеду к дяде Степану,
         и буду учиться  на пароходство.
с: -    На моряка - да?
м: -   На моряка!   Вот поэтому  я  и знаю, что Степаном
         его звать.   Хороший парень был – умный.
         Он раза два был, и это?   Были уже у матери,
         все собрались тут - к ней.   И она тут, столы
         налаживала.   Уж виду не подавала, ни что.
         Но и, что-то, главное, не садится.   - А, что это вы?
         - А, где дочь ещё у вас?   Куда девалась?
- А  я  с тётей Катей песни уже распеваю.
         Он в двери…   Он вот так навалился, вот как.
         Но вот вся капелька такая же была.   Походил.
         Так вот он смотрит и говорит: - А где у вас мама?
         - Она там.
         - А почему ты к маме не идёшь?
         - А она меня бьёт.

                156

с: -    А - он пришёл - нарошно - да?
м: -   Да!
с: -    А - и облокотился так и смотрит - да?
м: -   Но!
с: -    А вы поёте там?
м: -   А мы поём и пляшем с тётей Катей.   Но, потом все
         собрались.   Но, всёравно  я, по саду садику…
         Вот песня хорошая по саду садику гуляла девушка
         красавица.   А вот ни помню, как вот дальше петь.
         Такой мотив красивый, хороший.
         Это ранешная, ранешная песня.
с: -    И про лапти, наверно, опять пела - да?
м: -   А?
с: -    Про лапти пела?
м: -   А тут, про лапти, пела!   - Ой – говорит: - Я, спишу.
         - Он, списал ведь, эти лапти.
с: -    А, списал эту песню - да?
м: -   Но!   И говорит: - Приеду и с женой, будем петь.
         - А он песельник - хороший.
         В гармошку хорошо играет.
с: -    Дак ему - самое главное - он на корабле,
         что-нибудь будет играть - научит.
м: -   Но!   На корабле.   Он, этим, знаешь.
         Как-то мы вроде бы с отцом – ездили.
с: -    К нему?
м: -   С ним!   На этом корабле.
с: -    Да?   На этом корабле?
м: -   Да!   Он похвастался там, что – у меня есть родня
         такая – хорошая девочка, что ангел, говорит, она.
с: -    А – на корабле похвастался – да?
м: -   Но!
с: -    А.
м: -   Но и они меня и приняли тут.   Боже мой – меня
         угощали – конфетами, пряниками – всем.
         Да зачем мне – я  не хочу есть.   На что они мне.
с: -    А – там уже на корабле - эти моряки-та – да?

                157

м: -   Да!   Стол сделали.   Чтоб для меня – это – есть.
с: -    А  Николай, тоже с тобой был?
м: -   Ну!
с: -    Был?
м: -   И это – как её?   Дочь-то, забыла.
с: -    Чья?
м: -   Но, её-та первая.
с: -    Ольга-та?
м: -   Ольга!   Ольга!   Забыла  я.
с: -    Ты, вместе с Ольгой там была?
м: -   С сестрой.
с: -    Ну, с сестрой, а ты говоришь – дочь.
         А, дак вы на корабле плавали.   Там – да?
м: -   Но!   Туда и оттуда - всё на корабле.
с: -   Так, немножечко прокатились – да?
м: -   Но!
с: -   Дак они, наверное, выстроились там – ура кричали,
        или что – как?
м: -   Моряки-то?   Но да!
с: -   Когда ты шла.   Это ты уже коронованная была?
м: -   Коронованная!
с: -   Да?
м: -   А  тут меня, и, как раз, эта драка - война тут
        началась.   Но, и меня
        намазала – она крепко намазала.
с: -   Но, это в пятом году, как раз тут – вот расстрел-та.
        Они сами же расстреляли народ.   В 1905 году.
м: -   Кто?
с: -   Ну,  на  площади-то расстреляли, эти самые.
        Народ подговорили и всё.   Это, мол – Николай
        расстрелял.   Вот тут они и начали со всех сторон
        нападать на Николая.
        Тебя отравили – туда сюда – тут не понятно что.
м: -   Меня матушка травила.   Ей приказ был видно дан.
         А, как, эта немка – прибежала – плакала – кричала:
         - Не надо трогать её.

                158

с: -   А.   Приходила – да?
м: -   Но!
с: -   Вот поэтому – на неё и такая злость народа.
        Народ обозлился.   Потому что, народ
        вокруг  -  говорил и знал всё - буквально всё.
        Знал народ.   А как вас
        там - на корабле потом провожали?
м: -   А меня на руках всё несли – помаленьку.
с: -   А – один нёс или они передают.
м: -   Но!   Один понесёт и отдаёт другому.
         А  я  пышная – красиво-та одета.   Ой.
         А сейчас что – господи.
с: -    А она не поехала?
М: -   А?   Ольга с нами ездила.
С: -   А Императрица не поехала – да?
М: -   Нет!   Не ездила.   И с отцом мы поехали.
С: -   А Митрий  дома был?
м: -   Нет!   Он, уехавши, был куда-то.
         Он всегда в посольстве, где-нибудь.
         Послали куда-то.   Ну и…
с: -    И вы, на яхте – да?
м: -   Но!   Но и – они стояли – я  иду.
         Они стояли  -  а  я  в припрыжку, в прискочьку шла.
с: -   А.   Когда они выстроились, а тебя высадили,
        значит, на корабль.   А ты…
м: -   А  я  в прискочьку иду – бегу, песню пою.  Вот как.
с: -   А они молчат или что?
м: -   Я  иду - пою – во саду ли в огороде солдат траву
         косит – по…какой-то.   Я  уже и забыла эту песню-ту.
с: -   Как это – траву косит?   Солдат траву косит – да?
м: -   Но!
с: -   И приплясываешь?
м: -   Приплясываю и иду – солдат траву косит…   А вот
         уже и забыла песню эту.   А она такая красивая.
с: -   Да?   А они слушают – да?
м: -   Но!   Они хохочут и слушают и…  - Надо же, говорит:

                159

         - Наши песни поёт.
с: -   А Николай ещё, не поднялся, что ли?
         Они первую тебя пустили?
м: -   А?
с: -   А они - тебя первую пустили и ты сразу тут с песней.
м: -   А?   Солдат траву косит.   Что-то тут, вот, как-то.
         Я  вот не могу за…   Вспомнить.   Я  уже сегодня
         вспоминала.   Ни как не могу вспомнить.
         Забыла я все песни.
с: -   Но и они – ты так пошла и смотришь на них.
        Или как там было?
м: -   Но  я  иду – у меня уже платочек – машу.
с: -   Они – ура – да?
м: -   Но!
с: -   А  потом тут и Николай идёт?
м: -   И  Николай тут - тоже идёт!
с: -   А – рядом?
м: -   Но!   Они все здороваются и все – один
         одному – передают меня.
с: -   А  дак – а потом – на руки взяли, что ли?
м: -   Да!
С: -   А  плясать-то тебе – надо.
м: -   Но, надо и плясать – а потом  я  плясала.
с: -   Дак нет.   Но, ты, говоришь – как поднялась и пошла,
        и стала плясать.   Что ли?
м: -   Но!
с: -   А потом уж на руки.
м: -   Но, я, так плясала.
с: -   А.   С платочком.
м: -   По солдатскому прокосу – девка воду носит.   Как-то?
         Хорошая песня такая – прямо  замечательная.   Ни
        как не могу  я  вспомнить.   Ведь уж - сколько время
        прошло.   Я  ещё маленькая была.
с: -   Мама?   А  они тебя – это – пряниками – да?
         А ты говоришь: - Что мне пряники.
м: -   А  я  говорю: – мне ни что ни надо - ни конфет

                160

         и ни пряники.   У меня и дома много их.
с: -   Сами кушайте – да?
м: -   Да!   Кушайте сами и будьте здоровы и всё.
с: -   Но они там, наверное, тоже  -  морячки выступали
        перед вами?
м: -   Но!   Пели песни все.   И пошли в трюм – там
         угощение – там наложено.   Стол большой!
         Наложено – ни знаешь, что и есть.
         Меня по середине посадили.   Ни знаю, что и есть.
         Всё вкусное, да хорошее!
с: -   Дак, а там, одни офицеры были или моряки тоже?
м: -   Да всякие!
с: -   Всех помаленьку – да?
м: -   А всё таки  я  маленькая была – была красивая.
с: -   Мама?   А ты тоже, наверное, перед ними там пела.
         Потом попросили.   Тоже, что-нибудь спела.
         Какую-нибудь песню?
м: -   А сейчас-та  я  не куда не годная.
с: -   Морякам спела?
м? -   Да!   Но, а какую они запоют и  я  с ним - пою.
         Я  запою – они поют со мной.
с: -   Вот.   А какие песни пела?
м: -   Да где же запомнишь разве Володя.
с: -   Нет – ну хоть какие-нибудь - там вспомни песни
         морские.
м: -   Морские.   Ты моряк красивый сам собою.
         Тебе от роду двадцать лет.
с: -   А.   Вот эту – да?
м: -   Но!   Пели!   Полюбил моряк душою…
         Ну и вот уж и всё и больше.   Я  и забыла.
с: -   Но мама?   Но надо же всё время петь, или…
м: -   Но!
с: -   А потом и плясать?   Плясала – да?
м: -   И  плясать и всё и пели и танцевали, и…
с: -   И ты – ты плясала?   И ты плясала?
м: -  Ну!  Да я первая, а они за мной.  Ой – бойкая  я  была.

                161

с: -   А  прямо там на палубе?
м: -   А?
с: -   Прямо там на палубе?
м: -   На палубе!
с: -   Да?   Но это уже после застолья, а потом уже,
        на палубу пошли – да?
м: -   Но!   Но!   А потом пошли.   Да мы там и кушали.
с: -   На палубе?
м: -   На палубе!
с: -   А – дак столы стояли?
м: -   Столы стояли и кушали там – всё.
с: -   А ни там – внизу – да?
м: -   Нет!
с: -   А ты говоришь вниз пошли – там где-то?
м: -   А вниз мы обедать – думали обедать будем…

                АДМИРАЛ

м: -   Пожилой был этот самый.
с: -   Пожилой?
м: -   Как его?
с: -   Боцман?
м: -   Ни боцман – нет!   Главный-та – их,
        как его называют?
с: -   Капитан?
м: -   Но!   То капитан - а ещё?   Какой-то капрал что ли?
с: -   Нет – но капитан самый главный!
м: -   Главный?   Ну - может быть и капитан.
         У них детей не было.
         Но и капитанша с ним всё время ездила.
с: -   Детей у них не было.   И капитан - и его жена,
        вместе всегда – да?
м: -   Да!
с: -   А  она – наверное…?
м: -   И так они просили у Николая…
с: -   Она медик, наверное, была там – на корабле?

                162   

м: -   Она медик – да!   Она хороший врач была!
с: -   А как её звали?
м: -   А?   Я  и не помню.   Где же Володя – разве помнишь.
         Знаю – что Гавриловна, а как звать ни знаю.
         А помню – что Гавриловна.
с: -   Да?   А он капитан – да?
м: -   Её так все и звали – Гавриловна, Гавриловна и всё.
с: -   А он?
м: -   Не знаю.
с: -   А он…
м: -   А он всё время с ней.
с: -   Нет – а, как его звали?
м: -   А его  я  не знаю – тоже.   Где же – какая…
        Я  ещё маленькая была.
с: -   Но – правильно!   Ну и что?
м: -   Где же упомнишь.
с: -   Ну и что – мама?
м: -   Я  в деревне-та уже – вот этих людей
         забыла – некоторых, как звать.
с: -   Мама, ну и что он там?   Ты с ним разговаривала?
        Или – что он?
м: -   Но, нет!   Говорит Николай.
         - Я  ни за какие деньги её не отдам ни кому.
с: -   А  - Николай?   Они у Николая просили – да?
м: -   Да!   - Нет – говорит.
с: -   Но ты уже коронованная же была – да?
м: -   Да!
с: -   Куда девать-та – разве можно?
м: -   Но!
с: -   Дак ты бы на корабле и плавала бы – да?
м: -   Ни знаю.
с: -   И  назад потом поехали?
м: -   И назад меня проводили с таким же звоном.   И  я
        уехала.   Помахала, и на машину - большая машина.
с: -   Какая машина?   Тебя опять, наверное, на эту - на
        яхту посадили.   И вы все поехали домой.

                163               

м: -   Но, мы на яхте и были.
с: -   Но, как?   Вы на корабле же были.
м: -   Но, на корабле!
с: -   А потом на яхте – да?
м: -   На яхту, мы сели!
с: -   Снова, сели на яхту – с корабля вернулись.
м: -   Но!   И поплыли.  А потом мы на поезд сели, где-то.
         А где, я  не знаю.
с: -   А.   Дак.   А ты говоришь  -  на машину тебя посадили?
м: -   Нет!   А потом уже – домой на машине ехали.
с: -   Вот.   Но, когда отплывали-та там, наверное,
        моряки опять выстроились?
м: -   Но!   Ура ещё кричали.   А сколько они мне шарфов
         набрали.   Платков хороших набрали.
с: -   В подарок?
м: -   В подарки!
с: -   И каждый дарил – да?
м: -   Я  всё время их носила.   Никому ни отдавала – всё
         время носила эти шарфы газовые, красивые раньше
         были.   Маринке, правда, я  один отдала шарф,
         красивый – тоже.   Одинаковые – два были.
с: -   А это, вот, которая в место тебя-та туда поехала?
        В Тобольск.   Этой Маринки, подарила шарф?
м: -   Нет!    Маринка, эта - деревенская.
с: -   А, в деревне?
м: -   В деревне девушка была.   Но мы, дружили с ней!
с: -   Это ты подарки – так и берегла – да?   И никуда…
м: -   И польта мне хорошие дарили и всё – всё.
         Платьи – всё – всего мне надарили.
с: -   Мама?   А вот, как Николай, когда, вот на яхте
        отплывали.   А Николай - наверное - плакал?
        Как вот это?   Как, его настроение?
м: -   Да  я  бы, говорит, отсюда никогда не уехал.
         Так бы, говорит Степану, здесь плавал и плавал
         с тобой.   Я  домой, говорит, не хочу идти.
        У меня жена жёсткая, говорит.

                164

с: -   А.   Он говорил Степану или капитану?
м: -   Но!   Капитану.
с: -   Степан – тоже там был – да?
м: -   Степан?   Был!
с: -    Был?
м: -   Но и потом приехали мы домой – мать, как змейка.
         Так вот всё время.   С таким со злом глядела.
         А  уж Катя-та, за мной – дак ни знаю.   Ни знает, как
         меня и посадить и…   Как и что и спросить.
         Соскучилась она.
с: -   А  ты ей начинаешь рассказывать.
м: -   Я  рассказываю.
с: -   Что ты ей рассказываешь?
м: -   А?
с: -   Что именно ты рассказывала?
м: -   Но, как они встретили – как, что.
         А мать подошла – да и говорит: - Что ты врёшь?!
         Она врёт всё!
с: -   Это мать-та твоя?
с: -   Да!   А отец подошёл и говорит: - Выйдите отсюда.
        Ничто она не врёт.   Вон, говорит, посмотри сколько,
        говорит, ей добра надавали.   Парни всё.
        Тот дарит, и другой дарит.   И все, говорит, уже
        офицеры, да генералы стали там, да подполковники.
с: -   Дак, мама?   Там на корабле, видно и были
        эти – гости?   Раз, генералы были.
м: -   Но!
с: -   Тоже приехали нарошно туда – да?
        Наверное - смотрели.   Ну - как гости, тоже.
м: -   Ой – весело-та было как.   Ой.   Голос-та там,
         звонко – так хорошо.   Раздаётся.   Снизу все вышли.
         Да и на палубу – да смотрели все.
         - Ой, какая девочка красивая.
с: -   А ты пела и плясала – да?
м: -   И плясала!   Да ещё на этой?   На балалайке
        хорошо  я  играла тогда.   И на этой?  На – гитаре – я

                165

        плохо играла.   Я  ещё не умела.   А вот на гармошке
        я  уже училась.   Дмитрий меня учил.
с: -   На гармошке – да?
м: -   На гармошке!
с: -   А, что исполняла?
м: -   Но - танцы.
с: -   А, - танцы?
м: -   А  они танцевали – парни.   А потом – там
        один – Алёшкой его звали.
         И главное походит на нашего Алёшку.
с: -   А.
м: -   Вот он играл!  А меня – Андреем его звали – пойдём
         танцевать – но, пошли.
с: -   Моряк – да?    Или офицер?
м: -   Он тоже небольшого росту.
с: -   Офицер был или моряк?
м: -   А  я  и не знаю.   Мне что.
с: -   А – Но, какой он?
м: -   Я  не спрашиваю – кто он – какой он.
         Потанцевала да ушла к отцу.
с: -   Подвёл, тебя к отцу?
м: -   Но!   А  я  села – да и на колени он меня посадил,
        и целовал.   - Доченька моя – устала ты, наверное?
        Пойдём-ка ляжем спать.   Спать  я  тебя уложу,
        и сам лягу - усну.
с: -   А – там - на корабле – да?
м: -   Да!   И так - и мы тут разошлись.
с: -   Дак, это потом ещё на корабле отдыхали и потом ещё
        гостили?
м: -   Конечно!   На третий день уехали.   А…
с: -   Дак там ещё гуляли - просто смотрели, что там
         внутри  корабля?
м: -   Ещё ездили на эту – на природу.
с: -   На своей яхте на природу съездили?
м: -   Да!
с: -   Потом на яхту?   Потом на корабль?   Потом…

                166

м: -   Потом домой!
с: -   Потом уже домой?
м: -   А там мне не поглянулось – змей очень много.
с: -   А, где отдыхали-та?
м: -   Да!   А змеи, здоровые – какие-то голубые они.
с: -   Что это тебе всё на змей?
м: -   Но!
с: -   Дак, а только один день гуляли?
        Или в проводы, опять гуляли?
м: -   Но – вот – приехали – гуляли, и на второй день и
        на третий.   А на четвёртый, уехали.
с: -   А – и всё время там…
м: -   Всё кутили они.   Но  я  то – что – пью, что ли.
с: -   Но нет – но просто праздник был – четыре дня.
м: -   Да!
с: -   И  все дни – ты плясала?
м: -   И плясала и пела и…
с: -   Там, наверное, матросы-та – может – для себя
        покупали.   А всё тебе дарили – отдали тебе всё.
м: -   Нет!   Они сами.   Там - на палубе у них, этот…
с: -   Буфет был?
м: -   И внизу и вверху, есть магазинчики такие.               
с: -   А - вон как?
м: -   Вот!
с: -   Они специально там?
м: -   Там всё у них…   Они берут, и домой посылают,
         и тут же…
с: -   Но, они, может быть, просто скапливали деньги,
         да покупали себе, какую-нибудь вещь – да?
м: -   Ну!   Может, влюбившись, был в какую-нибудь.
        Покупал ей.
с: -   Вот  я  и говорю, может даже, кому-та покупал,
         а тебе подарил.
м: -   А вот один – я  хорошо знаю – он такой же шарф,
         газовый, купил.   Своей подруге и мне – одинаковые
         шарфы купил.

                167


Рецензии