Глава 9. Благословение на дорогу

9. БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ДОРОГУ

Разбудили нас в семь. Анютка мигом собралась, и скоро была внизу, в храме. Там уже стояли в два ряда прямые и строгие монахини в торжественных облачениях. Рядом – послушницы, тоже в чёрном, подтянутые. У двери яркой неряшливой кучкой  столпились паломницы. Я подошла последней.

Торжественно и неспешно читалось утреннее правило, привычное, но звучали и незнакомые молитвы.

Появился Владыка, и паломницы, как пташки, разлетелись от двери, пропуская его. Он занял место у окна в храме, и его белая голова виднелась над высокими головными уборами монахинь.

Читался новый для меня акафист, и снова ухо улавливало знакомые молитвы…

Служба шла неспешно, паломницы втянулась в храм, и я переступила порожек, замерла у двери.

По рядам пролетел лёгкий шелест – Владыка благословлял всех, кропил святой водой. Из-за ряда монахинь он шагнул к нам. И у него стало такое выражение лица, какое бывает у грибника, который заглянул под  лиственничную ветку и увидел выводок свежих маслят. Удивлённо-обрадованное… С видимым удовольствием окропил и нас. Тогда подумала, что сегодня непременно повезёт, и я благополучно уеду домой…

Все стали расходиться, и я остановила матушку Елену, на лице которой было странное выражение. Словно она решала чрезвычайно трудную задачу, морщинка озабоченности появилась около прекрасных бровей, губы сжались.
- Матушка Елена, как бы мне сегодня уехать?
- Подойдите к матушке-настоятельнице, спросите, не пойдёт ли монастырская машина в город, - голос Насти-Елены звучал ровно, а сосредоточенность не уходила с лица…

Настоятельница стояла в притворе, окруженная монахинями, негромко давала распоряжения. А мы с последними паломницами обошли храм, приложились к иконам. Особенно я задержалась у иконы Святителя Николая, попросила «спутешествовать», помочь добраться до дома…

Едва вышла в притвор, как услышала слова настоятельницы, обращённые к последней монахине:
- А Вы езжайте в город, отвезите отца Павла, заберите сумку в Воскресенском храме…
- Благословите, матушка, - подала я голос, - как  мне до города добраться?
- Спросите матушку Татьяну, - спокойно отозвалась настоятельница, и я, вослед, по коридору:
- Матушка Татьяна-а!

- Сказали без пятнадцати девять быть с вещами у монастырского крыльца, -  доложила я матушке Елене.
 
У неё чуть разгладилась складочка на лбу, лицо потеплело:
- Аня поживёт со мной ещё неделю. А Вы езжайте с Богом. Сначала идите, позавтракайте, времени-то – только восемь утра. Соберётесь – спускайтесь вниз. Мы Вас проводим…

Всё складывалось как нельзя лучше. И позавтракала, и уложила нехитрые пожитки, спустились с Анюткой вниз.

Если вчера монастырь был тих, и казался пустым, сегодня вокруг кипела жизнь. Знакомая паломница, Людмила, копошилась возле клумб. Послушницы несли огромную кастрюлю от погреба. Тоненькая фигурка в чёрной одежде вышла из гостевого домика с огромными  узлами белья, и вынырнувшая откуда-то матушка Елена, с возгласом:
- Что ж она делает, ей же нельзя после операции такие тяжести носить! – бросилась помогать худенькой монахине.

После она вернулась к нам, запыхавшаяся, разрумянившаяся. А мне хотелось сказать что-нибудь хорошее.
- Вы вчера так чудесно пели! – воскликнула я.
- Здесь раскрывается всё, что Господь вложил в человека, - матушка Елена обвела взором залитую утренним светом площадку, клумбы в цветах, строения, - Здесь востребованы все способности – к пению, рисованию, шитью… Мы сами поём, пишем иконы, шьём облачения… А меня вот, вспомнив про мой университетский диплом, Владыка благословил на разработку благоустройства территории. Будем делать площадки, со стоками вод… Ещё строительство грядёт… Нужно доставать свои старые тетрадки с расчётами-цифрами…

И она ещё раз, по-хозяйски-цепко, оглядела территорию монастыря, и до меня дошло наконец, почему она сегодня сурово-сосредоточенная. Послушание на неё свалилось ещё то…

Лихо подкатила матушка Татьяна на иномарке, Анютка подхватила меня под руку, матушка Елена – мою сумку, и вот они уже за стеклом: Анютка машет рукой, матушка Елена крестит вослед…

До города ехали молча. Я видела в окно, как заворачивают голову прохожие, видя на месте водителя юную монахиню в чёрной островерхой шапочке поверх платка. Но матушка Татьяна была невозмутима.

Въехали в город.
- Матушка, меня можно на любой остановке высадить…
- А Вам куда нужно?
- На вокзал.
- Доедем. Сейчас заглянем в собор, это по дороге.

Не успела глазом моргнуть – уже на вокзале. Шагала через дорогу к кассам и думала:
«Ближайший автобус – через два часа. Может, с частниками доберусь?»

Спросила у касс громко, едет ли кто-нибудь до моего посёлка. Из толпы выскочил наш сосед-таксист:
- А вот и последний пассажир! Поехали!

Через три с половиной часа уже толкнула родную калитку, и наш пёс с ликующим лаем мчался навстречу…


Рецензии