Инфантильному обществу - инфантильное искусство
Обратной стороной инфантильности нашего общества является неискоренимый культ личности. Иначе говоря, удовлетворение потребности «взрослых детей» в «родителях», авторитетах и кумирах, причем на всех уровнях: и на вершине общественной «пирамиды», и на уровнях пониже, так сказать «местного значения», и в любой сфере деятельности.
Вы скажете, это все опять про политику и социальные проблемы, от которых вы устали? Вовсе не обязательно. Явления, которые мы обсуждаем, для инфантильного общества являются универсальными, всепроникающими и всеохватывающими.
Хотите пример, далекий от политики? Пожалуйста: искусство, в той его части, которая предназначена для массового потребления – кино, эстрада. Фанатичная любовь поклонников, которой были окружены эстрадные и экранные кумиры публики прошлых лет, особенно советского времени, служат наглядным проявлением тех же самых инфантильных отношений. И продолжением во взрослом возрасте тех «игр», в которые фанаты не наигрались в детстве. В обожаемых ими идолах противоречивым образом уживаются обычно все три ипостаси: воображаемый идеальный «родитель» (соответственно «папочка» или «мамочка»), романтический герой (с нормальной или «особой» ориентацией, что тоже есть проявление незрелости) и даже… идеальный «ребенок».
Для того, чтобы привлекать к себе внимание как можно большей аудитории, эстрадный кумир обязательно должен быть одиноким в глазах публики, посылая ей невысказанные «сигналы»: нет никого, кто бы скрасил его одиночество. И может быть, именно вы, его искренние поклонники, сможете оказаться с ним рядом… Вот почему, вовсе не случайно, многие артисты прежнего времени, советского и раннего постсоветского (пока идеал семьи не поблек в глазах общественного мнения) создавали на эстраде образы личностей, страдающих от одиночества.
Вспомним «звезд» шоу-бизнеса прошлых лет. Женское одиночество, «тоска по сильному плечу» того, кто «холодный, как айсберг» – эстрадные образы Пугачевой, Аллегровой, Булановой… Мужчина-одиночка, который внутреннюю неудовлетворенность выплескивает с драматическим надрывом - Бутусов, Леонтьев, многочисленные герои «приблатненного шансона»… Особняком стоит образ "героя-одиночки", подростковый идеал мужественности, который противостоит всему обществу в целом, сохраняя духовную независимость под маской внешней агрессивности – Цой, Тальков, ранее - Высоцкий. (Уточнение, в ответ на резонное замечание О. Эмирова: применительно к данной "героической" категории, речь идет не о том, какой образ исполнитель создает сознательно, а о том, какой образ выстраивается в массовом сознании независимо от самого его носителя - как "толпа творит себе кумира").
А вот еще образ одиночки, который может пробудить романтические чувства у юных романтических дев, и материнские – у более старшей аудитории. Как тот ласковый теленок в известной пословице… Узнали? Да, конечно – это «всесоюзные сиротки», незабвенная пионерско-детдомовская группа «Ласковый май».
И оказывается, что для инфантильной аудитории наилучшим образом подходит «инфантильное искусство». Такое, при восприятии которого человек «впадает в детство», и чувствует себя внутренне ребенком. Тексты песен, раздражающие интеллигентную публику своим примитивизмом, и должны быть именно такими – настолько незамысловатыми, чтобы они напоминали стишки для младшей группы детского сада.
Эстетика – соответственно представлениям ребенка подобного возраста, у которого вкус еще неразвитый, в прямом смысле слова «детский». Главное – чтобы было «красиво», то бишь просто, аляповато, незатейливо. Вершина музыкального творчества – простые мелодии, запоминаемые ребенком дошкольного возраста, наподобие «Жил-был у бабушки…» и «Чижик-пыжик». Только в «красивой» современной аранжировке.
Свидетельство о публикации №209091000845
Да и вообще в русском роке нет розовых соплей, соотвественно именно эта музыка, именно эта культура инфантильными детками не востребована. Да, там есть одиночество, но другое - скорее социальное, последнее время еще и психологическое. Знаете, как спел "Чайф": "Есть здесь кто-нибудь, кроме меня?" - песня об одночестве ребенка в собственной семье.
Инфантильные детки остро нуждаются в строгом родителе, который бы направил, указывал, дарил подарки и даже наказывал. Инфантильным деткам свойствененн детский эгоизм - они других людей просто не замечают, соотвественно, проблемы социального одиночества для них не существует.
При этом я бы не сказала, что вся наша попса направлена только на инфантильных детей. У нее есть очень интересная функция - она показывает как общество сегодня относится к тем или иным социальным проблемам.
Мариэтта Роз 11.09.2009 07:17 Заявить о нарушении
На мой взгляд, детские муси-пуси - это попса,
а подростковый протест - соответствует року
Марк Сандомирский 11.09.2009 13:32 Заявить о нарушении
Марк, поймите, неформалы - процентов на 80% это неблагополучные подротски, это социальные сироты, изгои. У них свой бунт. И рок - это их музыка. Поэтому они сами про себя говорят: неформалами не становятся, ими рождаются.
А пионерия (инфантильнеы детки) с такими общаются только ради остороты ощущений или из половых каких-то соображений, но недолго, потому что по сути общих точек у них нет.
Мариэтта Роз 11.09.2009 13:50 Заявить о нарушении
Ваша фраз "неформалы - это неблагополучные подростки" - это как раз и означает, что они, будучи по возрасту взрослыми. "застряли" в подростковом возрасте
Это - та же инфантильность, только подростковая, а не ранневозрастная
Марк Сандомирский 14.09.2009 11:15 Заявить о нарушении
Неформалы по своей природе совершенно другие. Да, у многих из них проблемы с самоопределнием, с общением, но это результат холодности со стороны родителей, а не гиперопеки. И далее - по всем пунктам идет противоречие. так что говорить о неформалах как об инфантильных детях - это неправильно.
Кстати, еще ни один неформал в сказочку про доброго царя не верил. И если неформал в тусовке не спивается, то в жизни очень многого добивается.
Мариэтта Роз 14.09.2009 11:31 Заявить о нарушении