Каменная фантазия

Вариант статьи "Первые архитекторы Пятигорска".

Наверно нет такого пятигорчанина, который хоть раз не поднялся к Эоловой арфе или не побывал в гроте Дианы. Ну а зданием института курортологии (бывшая Ресторация) можно буквально любоваться.

Хочется верить, что все мы знаем авторов данных памятников архитектуры. Если кто и забыл, напоминаю – это братья Бернандацци: Джованни-Баттиста (Иван) и Джузеппе-Марко (Иосиф).

А вспомнить о Бернандацци стоит, так как буквально через месяц младшему из братьев – Иосифу, исполняется 220 лет со дня рождения (р. 2.12.1788г.). На старом пятигорском кладбище чудом уцелело травертиновое надгробие братьев Бернардацци. Но лучшим памятником талантливым и самоотверженным зодчим стала воплощенная в камне фантазия мастеров в разных уголках Кавказских Минеральных Вод, прежде всего — неповторимый город у подножия Машука.

Выходцы из Швейцарии братья приехали в Россию для участия в строительстве сооружающегося в Петербурге Исаакиевского собора. Пока братья занимались архитектурными изысками в Петербурге с далекого Кавказа, к управляющему Министерством внутренних дел графу
В. Кочубею, пришел запрос от А.П. Ермолова, командующего Кавказским корпусом: «Без архитектора нельзя ничего делать, и если вы не назначите человека способного, то у меня нет такового, офицеры же инженерные заняты другими предметами». Выбор пал на братьев Бернардацци. И в октябре 1822 года братья прибыли в край горячих ключей у подножия Машука.

За короткий срок братьям удалось сделать, казалось бы, невозможное. Доселе пустынная долина преобразилась. О разительных переменах в долине Горячих вод упомянул А.С. Пушкин в своем «Путешествии в Арзрум»: «Я нашел на водах большую перемену…» (запись сделана 15 мая 1829 года).

По праву главным украшением Пятигорска стала «Ресторация» — одновременно общественный центр и гостиница.
 
Ресторация старейшее общественное сооружение города и первое капитальное строение на КМВ. Находится здание близ входа в Цветник, на солнечной стороне бульвара.
Постройка Ресторации на Горячих Водах должна была решить ряд насущных проблем:  дать приезжающим удобное помещение на первое время, обеспечить обеденный стол, быть помещением для собраний и развлечений.

В 1820 г. архитектор И.Ф. Вильстер составил первоначальный проект каменного двухэтажного здания Ресторации, который в 1821 г. был переработан зодчим И. Шарлеманем и Высочайше утвержден. Место для Ресторации на Горячих Водах указал лично А.П. Ермолов.

Получив осенью 1823 г. распоряжение начать подготовку к постройке Ресторации, зодчие Бернардацци критически оценили ее проект и нашли в нем существенные на их взгляд недостатки. Они предложили сделать под зданием погребной этаж со сводами и изменить общую планировку дворовых сооружений. Строительство началось весной 1824 г.

На сооружении первого капитального здания КМВ работали военные строители. Вначале зодчим Бернардацци приходилось самим вырезать из камня капители колонн, фризы, штукатурить карнизы и прочее, обучая этому солдат. К лету 1827 года главное здание и дворовые флигели были построены, и велась их внутренняя отделка. Ресторация приняла первых приезжих в мае 1828 г. Доктор Ф.П. Конради писал в 1830 г.: «Между всеми общественными строениями занимает здесь первое место огромное и великолепное каменное здание, назначенное для гостиницы... Большая передняя лестница с фронтоном из шести колонн Ионического ордера ведет в главную залу (ресторан). Зала в два этажа; у задней стены ее находятся хоры для музыкантов. Вправо вход в дамскую, влево – комната для мужчин, а позади биллиардная комната, откуда проходят в буфет, ведущий также прямо в залу.

Некоторые задние комнаты в первом этаже отдаются в наем. В верхнем этаже находится несколько комнат в два отделения, которые также назначены для приезжих. В подземелье, построенном со сводами, помещаются удобные кухни и погреба, с некоторыми комнатами для прислуги. На дворе по обе стороны находятся два флигеля, обитаемые служащими здесь чиновниками; здесь же два ледника. В середине двора также есть флигель, обращенный окнами ко 2-ой улице, в сем флигеле теперь живет архитектор Бернардацци. Около оного каретные сараи, а в середине двора кухни и службы. Все сие обведено каменною оградою с двумя большими воротами».

Двухэтажное здание из машукского камня выполнено в стиле русского ампира. Дом имел простое планировочное решение в форме буквы «П», с вписанными в него прямоугольными помещениями. Нижний, цокольный полуэтаж, сделанный из каменных блоков и прорезанный небольшими окнами, предназначался для подсобных и служебных помещений. Средний этаж (точнее бельэтаж) с высокими полуциркульными окнами – для парадных. Верхний этаж с квадратными окнами включал 9 номеров для постояльцев. Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, с 8 до 12 часов вечера в Ресторации проводились благородные собрания с музыкой и танцами. Иногда здесь выступали заезжие музыканты и артисты. Одна из комнат носила мрачное название «адская комната», в которой шла азартная карточная игра на деньги. Дорогие жилые номера сдавались не более чем на 5 дней.

В этом здании останавливались император Николай I, генералы И.Ф. Паскевич и Г.А. Емануель, персидский принц Хосров-Мирза, писатели Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Бестужев-Марлинский, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, композитор М.А. Балакирев и многие др. известные путешественники и деятели культуры, науки и искусства XIX века.
В 1870-х годах Ресторация стала называться казенной гостиницей «Минеральные Воды».
К зданию был пристроен особый подъезд с обширной швейцарской. Вместо парадной лестницы портика был сделан балкон, обставленный зеленью и цветами. Главный зал был расширен за счет соседних комнат. В 1890 г. был произведен капитальный ремонт Ресторации. Гостиница тогда имела 18 номеров.

В 1903 г., когда завершалось строительство новой Казенной гостиницы на другой стороне бульвара, в старом здании разместилась служебная квартира директора КМВ
В.В. Хвощинского, а с 1907 г. – Управление Водами.

В 1920-е годы здесь находилась администрация КМВ, а с 1931 г. разместился Бальнеологический институт.

В 1953-1955 годах, по проекту зодчего И.Г. Шамврицкого, был произведен очередной капитальный ремонт. При этом архитектурный облик здания был несколько изменен.
Здание было расширено и увеличено, сделаны новые стены, карнизы и части колонн. Внутренняя планировка была приспособлена для нужд разместившихся в нем библиотеки
и отделов института, получившего название НИИ курортологии.

Экзотическую Эолову арфу хорошо знают не только местные жители но и  все те, кто побывал в Пятигорске. Устроен¬ная на высоком скалистом уступе Машука, она из¬далека манит к себе изящными очертаниями, чет¬ко вырисовывающимися на фоне неба. Это сооружение давно уже стало своеобразной эмблемой пятигорского курорта.

До 1810 г. на месте павильона Эола находился наблюдательный военный пост, а весной 1829 г. была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки (не сохранилась) и Михайловского источника. Отсюда посетители любовались живописными видами.

В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом стал павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора В. Чемберса, построенный в парке Кью под Лондоном.
Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г. Работали солдаты строительной роты и вольные мастера. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский известняк, а для антаблемента и купола – оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. В центре беседки собирались постановить на пьедестале статую Эола.

Но главный доктор Вод Ф.П. Конради предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент – эолову арфу, широко распространенную в Европе.

Уличная эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г.

За 30 лет арфа несколько раз исправлялась и настраивалась, а при передаче имущества Вод в аренду (контрагентство) в 1861 г. она была окончательно списана. Примерно через каждые 20 лет проводились крупные ремонты беседки, которые упрощали и изменяли ее первоначальный облик. К концу XIX века исчезли пьедестал под арфу, лепнина с фриза, рисунок на плафоне, изменилась деревянная балюстрада, форма купола. В 1890-х годах на куполе беседки в летнее время устанавливалась звучащая эолова арфа упрощенной конструкции.

Капитальный ремонт павильона состоялся лишь в начале 1950-х годов,  была сделана балюстрада, обновлен купол и флюгер. Беседка была признана одним из лермонтовских мест, о чем сообщает мемориальная доска 1961 г. на ее цоколе. К 1 мая 1972 г. на куполе беседки было установлено уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, – электронная «эолова арфа». Последний капитальный ремонт беседки (по проекту В.В. Маркова и А.С. Кихеля) был сделан в 1993-1994 гг., когда была произведена полная замена старой деревянной конструкции купола, созданной в 1831 г., и частичная замена каменных фрагментов.

В одном из уголков парка «Цветник», рядом с Лермонтовскими ваннами, расположен небольшой, украшенный колоннами и плитами травертина, грот. Он был назван именем Дианы — покрови¬тельницы охоты (по древнеримской мифологии). Грот Дианы широко известен как место, связанное с памятью о последних днях жизни Лермонтова. 8 июля 1841 года, за неделю до дуэли, Лермон¬тов и его друзья устроили в гроте Дианы своеобразный бал.
Грота Дианы одна из наиболее старых и известных достопримечательностей Пятигорска. История идеи грота такова. Летом 1829 г. генерал Г.А. Емануель предпринял военную экспедицию к подножию Эльбруса, с целью составить военно-топографическую карту этого района и выявить тайные пути, по которым горцы получали из Турции оружие. В ходе экспедиции состоялось восхождение на гору Эльбрус. В память этого события и сооружен  искусственный триумфальный грот в форме горы Эльбрус.

Проект грота составил зодчий Джузеппе Бернардацци весной 1830 г., а построен он был следующей осенью. Сводчатый грот с тремя входами был сложен из пепельного туфа. Главный вход, подобный триумфальной арке, украшали две дорические колонны из светлого машукского камня. Два боковых входа, восточный и западный, видимо, символизировали две вершины Эльбруса. У внутренней стены, облицованной «готической плиткой», на кронштейнах была укреплена полукруглая скамья из шлифованных плит. В середине был поставлен на пьедестале стол из полированного камня (разбит в 1838 г.).

Однако генерал Емануель вдруг отказался от «двуглавой вершины» и приказал вскоре именовать новое сооружение гротом Дианы. Согласно древним мифам, богиня Диана предпочитала в жаркие дни после купания, отдыхать в тенистых гротах. Перед гротом сделали полукруглую площадку и разбили Ермоловскую аллею, идущую от главного Бульвара до верхних Ермоловских ванн.

В 1902 г. у грота была сооружена новая каменная лестница, которая начиналась с его западной стороны. Крупная реставрация Грота Дианы производилась в 1974 г. О пребывании здесь М.Ю. Лермонтова рассказывает мемориальная доска, укрепленная в 1961 г. на внутренней стене грота. В 2004 г. вход в грот украсили решеткой.


Рецензии