Анастасия 18

С:  -  А, нарошно?
М: -   А у меня, это?   Собачка-та была.
С:  -  Джимми – да?
М: -   Но!   А она вот…   У ней лапки такие большие.
         Она, вот так вот, захватит и выбрасывает.
С:  -  А ты ей нюхать давала – да?
М: -   Но!   нет, она сама посмотрит, сама!  Тогда мне даёт.
С:  -  А, разрешает – да?
М: -   Но!   И вот им ни как не удавалось.   Видишь как?
         Вот они наверное…   Сейчас она – Манька
         и поминает наверное, что собачка меня спасала.
С:  -  А дак это они видно такую обученную собачку тебе
         дали – да?
М: -   Да!   Это приехал вот, с такой земли.   Он, где-то
         на море, на каком-то жил.
С:  -  Ну, в Дании он жил.
М: -   Ну в Дании или где, я  не знаю.
С:  -  В Дании.
М: -   Вот.   Но и вот…   И как она пришла ко мне – всю
         меня облизала.   Ой, так она меня полюбила.
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   Ни знаю.   И так вот обнимет.   Лапы здоровые,
         обоймёт вот так.   И: – Ууу, ууу…
С:  -  Но он, такой, коренастый, небольшой, но коренастый
         такой – да?
М: -   Да!
С:  -  С большими лапами.   Такой пёстрый.
М: -   Но хорошая собака!   Скажу: - Джимми?
         Пойдём на речку?   - У, у, у.   – Пойдём!
         Вот и пошли мы один раз.     А он увидал.
         Этот змей, что, там вьётся.   - У, у, у, у, у, у.
         - Дескать – давай, уходим.
         За подол тянет меня и всё.
С:  -  Уходи – да?
М: -   Уходи!   А эти два парня-та со мной были.   Они
         узнали, в чём дело.   А у них…   Я, одну берданку,

                477

         одному дала, а у другого своя была берданка.
С:  -  А, пистолет был – да?
М: -   Но!   пистолеты ли.   И её убили.  Эту змею.
         Ой, длинная.
С:  -  Тоже.   Но там большие змеи были – да?
М: -   Да!
С:  -  А может, специально, подвозили?
М: -   Может быть, спущена, нарошно?   Сюда.
С:  -  Вот я, тебе, о чём и говорю, что специально пущена.
М: -   Ага!
С:  -  Просто привезли сюда специально, чтобы вас…
М: -   Да!
С:  -  Где ты ходишь, что бы туда…
М: -   И вот это?   Эти парни пришли, и, и Николаю сказали.
         Вот так и так.   Ох, он дорожил ими, не знаю как,
         этими парнями.
С:  -  Этим Данилам?
М: -   И Митрий там же.
С:  -  Этот, Данил один был – да?
М: -   Да!   А второй Андрей был.
С:  -  Но они, как?   Служили или уже жили – семьи
         у них были?
М: -   Они, как на службе.
С:  -  Но, как, работали уже – да?
М: -   Да!   Как на службе – служили они.
С:  -  И семьи у них, и семьи были – да?
М: -   Семьи были!   Семьи ещё не было у них ни у одного.
         Они не женатые.
С:  -  А, ещё…
М: -   Один-та ещё и говорит: - Если бы  я  был…
         Была бы она постарше – я  бы её никому ни отдал.
С:  -  А дак…   Ха, ха.   Как ни отдал?  Ты же царствующая
         особа.   Как бы…   Не отдали бы ему тебя.
М: -   Но он тоже, како-то, какого-то роду.
С:  -  Аа, княжеского, был – да?
М: -   Да!   Княжеского!   Вот мать-та и приехала.   Говорит:

                478 

         - Может мы, договоримся.   Они же любят друг друга.
С:  -  Ха, ха.   Да.   Что там, договоримся.
М: -   Но а  я, видишь как…   Запротестовала.   Говорю:
         - Ни кого  я  не люблю.
С:  -  Да что там.   Что тебе.
М: -   Какое, ещё – любовь-та.
С:  -  Четвёртый год-та тебе – да?!   Любовь там.
М: -   Пять лет, шестой.
С:  -  А, пять, шестой уже был – да?
М: -   Но!   Какой ещё  я…   Мне любовь ещё.
С:  -  Ну да!   Но ты уже коронованная была.
М: -   Ну!   Ну что, что коронованная, но  я  ещё дитё.
С:  -  Ну правильно.
М: -   Я  замуж ни собираюсь, говорю.  Можешь подождать.
         Хочешь?   Жди!   Ни хочешь – уезжай!   У тебя там
         невеста есть хорошая.
С:  -  Ну конечно.
М: -   Спасибо, что от змеи меня отбавил.   Избавил.
         Она бы меня опутала и задушила.  И выпила кровь.
         И всё.   Вот такая она змея была – большая
         при большая.
С:  -  Мама?   Скорей всего, её специально там…
М: -   Засланная была – привезённая.
С:  -  Привезённая – да!
М: -   Да!   Врагов везде много ведь было.   Это она ни
         Дании, привезённая.   Она привезена с этой?
С:  -  С Турции?   С Турции наверно?
М: -   С Турции! наверное.
С:  -  Ну да!   Ну, оттуда, с юга, одним словом.
М: -   Да!   Южная.
С:  -  А вот, как?   С Николаем, тебе удавалось, где-нибудь
         гулять, вот так, с отцом.
М: -   А всё время мы ходили.   По берегу, мы ходили
         сколько раз, а ни разу её не видели – змею.
С:  -  Нет, но, а вас всёравно охраняли – да?
М: -   Но, охраняли ну…

                479

С:  -  Нет, ну вот, как, ты, у вас разговор…
М: -   А  я, кто ещё, была ещё маленькая.
С:  -  Мама?   Ну всёравно, ну хоть, о чём разговор-та
         у вас был?   Когда, вот, гуляли вы?
М: -   Да кто его знает.   Я  вот всё уже забыла.
С:  -  Но всёравно, что-нибудь…
М: -   Вот он говорил…   со своей, как её?
С:  -  С женой?
М: -   С Ольгой.   Ни с Ольгой.
С:  -  А, с Ольгой.
М: -   Нигде, всегда, только со мной был!   Говорит:
         - Это же, моя дочь!
С:  -  Дак он что?   Тех считал не своими дочерьми, что ли?
М: -   Почему, не считал.
С:  -  А, любимая.   Ага!
М: -   Любимая моя дочь!   И потом, она маленькая.   Она…
С:  -  Ну да!   Она же самая меньшая – ты же была.
М: -   Но!   - И она меньшая.   Я  должен ей всё рассказать
         и подражать ей.   - Он так, только отбарывался.
         А мать всегда с нами была.
         Она нам ходу не давала ни где.
С:  -  Как?   И мать, всё время, тоже, всё время,
         матушка-та ходила – да?
М: -   Да!
С:  -  Гуляла.
М: -   Гуляла!
С:  -  Но, вот, как она вот с тобою – отношения, какие?
М: -   Но, пока с ним, ни чё.
С:  -  А, пока с ним, нормально – да?
М: -   Нормально!   Я  всё время, около него.   Ну, к ней
         Я  не подходила – боялась  я  её – страшно боялась
         Я  её!
С:  -  Ну да!   Если ты знаешь, что она тебе, когда она одна
         с тобою, то она тебе щелчок даст по голове.
М: -   Щелчки даст.
С:  -  Вот.

                480

М: -   Но и…   Иди, говорит, дочь ко мне, а то сейчас
         мать-та щелчок тебе даст.
С:  -  Ха, ха, ха, ха.
М: -   Вот так вот, такое дело было всегда!
С:  -  А гулять.   Так, как пристойно – да?
М: -   Но!   Ходит.   Такая интеллигентная.   Такая умная.
         Хорошая, желанная, вроде.   А то и гляди, что сейчас
         прилетит.   Она…
С:  -  Не, но, а почему вот к тебе…
М: -   И так у ней выработалось это…
С:  -  Щелчок – да?
М: -   Щелчок…
С:  -  Шолбан, ха, ха.
М: -   Что рог сделается, вот.
С:  -  У неё мощные руки были – да?
М: -   Руки мощные, здоровая была.
         Он её ведьмой звал почему-то.
С:  -  Ведьмой?
М: -  Ты, говорит, как ведьма.   Вот ведьма у нас была.
         Мы жили, говорит, в одном полку.   У нас ведьма
         была такая.   Она всех щелчками била.   И ты
         такая же.   И откуда мне такую ведьму предложили.
         Ему же мать навалила, на…   навялила.
С:  -  Мама?   Но они же все одной этой компании.
         Поэтому они так и навяливали.   И та ж, тоже,
         подставленная была.   Мария, так же подставленная.
         Была подставленная?
М: -   Кто?
С:  -  Ну, твоя бабка – Мария.
М: -   Ну дак вот…
С:  -  Они же тоже подставленные были.   И эту тоже,
         подставили Николаю.   И Дмитрию подставили,
         эту – Татьяну Демидович.   И ту, первую – Марфу,
         тоже.   Всё это подставленные бабы-та были.
         Специально обученные.   Видишь как.
М: -   Но Марфа-та была очень хорошая!

                481   

С:  -  Мама?   Она хорошая была, до поры до времени,
         хорошая.
М: -   Но, а потом её отравили.
С:  -  Вот она ни стала выполнять своё задание.
М: -   Жалела она меня очень.
С:  -  Вот она…   Она, просто, в Дмитрия влюбилась.
М: -   В Дмитрия, и детей нажила.
С:  -  Но!
М: -   Но!
С:  -  И ни стала она им подчиняться.
         Они её и уничтожили.   Вот и всё.   Что тут.
М: -   Она, его, всё время звала: - Поедем на это?
         - Но, как её?
С:  -  Во Францию?
М: -   Нет!   Вот, где, я  лечилась-та?
С:  -  На Север?
М: -   На Север!
С:  -  Угу.
М: -   И лучше бы было.   И как раз бы всё дело
         наладилось.
С:  -  На Белое море-та?
М: -   На море!
С:  -  Да, мама?   Они бы там всёравно нашли бы.
М: -   Не!
С:  -  Да нашли бы везде – на конце края.   Что ты.
         Вильгельм, с такой разведкой – он везде бы нашёл!
М: -   Но там другие люди были.
С:  -  Безразлично, мама.   Ну вот, эта бабка-та, вот,
         которая лечила.   Она ж Вильгельмовская, всёравно
         была шпионка.
М: -   Но, а была, только служила ему.
С:  -  Да, мама, этого уже достаточно.   Она же уже их
         разведчица.   Считай, шпионка-та, ихняя.   Кругом…
М: -   Но  я  бы, говорит, не допустил до этого.
С:  -  Мама?
М: -   Я  бы их всех расстрелял.

                482

С:  -  Да пока бы он это думал.   Это он сейчас – потом он
         узнал.   А он же ничего не знал, этого, тоже.
М: -   Знал он, всё знал!
С:  -  Всё знал?
М: -   Всё знал!
С:  -  Но, как же знал, если женился…
М: -   Кто?
С:  -  Ну, Дмитрий.
М: -   Да не Дмитрий, а вот этот…   Вот, какой-то, помнишь,
         кино было.   Он всё гыркал, как-то.
С:  -  Мама?   Но при чём – гыркал, ни гыркал.   Самое
         главное, что, Дмитрию бы ни куда бы бежать нельзя.
         Понимаешь?   Всёравно бы он нашёл.
М: -   Конечно!
С:  -  Но вот.   Ну, что ты хочешь – перевернули всё.
         И Николая арестовали, и царствование всё
         нарушили.   Это хорошо – умный был Дмитрий.
М: -   Да!
С:  -  Дак он маленечко – власть Советов сделал.
         А так бы, вообще бы, кругом, немцы были.
М: -   Да!   Всё-таки – Дмитрий был умный человек!
С:  -  Ну его ж учили - с детства с самого.
М: -   А если бы мать допустила бы его до царствования.
         Совсем бы, по другому, было.
С:  -  Мама?   По другому бы не было бы.   Всёравно это,
         вся вот эта, немчура.   Вот эти князья немецкого
         происхождения, и все эти, им подобные…   Они же,
         всёравно, предали нас.   Так же?   И тогда предали.
         И сейчас.   Но, прибили бы его, Дмитрия, и всё.
         Этот, Николай, он хитрый был.   Он ни стал с ними
         противоречить.   Понимаешь?   Он понял, что здесь
         уже делать нечего.   И он спокойненько уехал.   Вот.
         Взвалив на тебя всё это.   Ярмо царское.
         А пока ты ещё молоденькая была.
         Они и начали тут творить, что хотели.
М: -   Но!

                483

С:  -  А над Дмитрием издевались, как это, над простым
         мужиком.
М: -   Они, меня хотели убить.
С:  -  Ну вот.
М: -   Но ничего не вышло.   Тимошка Хлапой, тут работал.
С:  -  Вот.
М: -   Он здорово помог мне.   Дядя Клима, Тимошка
         Хлапой, и этот – Евстюга.   Вот они…
С:  -  Мама?   Но они  же охрана была твоя.
М: -   Да!
С:  -  Ну вот.   И ещё Фёдор.
М: -   И Трошкин.   Ну, наша деревня вся.
С:  -  Ну все.   На всех, на них, возложена охрана была.
М: -   Да!
С:  -  Ну вот.
М: -   И этот самый – знакомый Манькин.   Я  уже забыла,
         как звать его.
С:  -  Вот.   И Фёдор со своей церковью, тоже…
М: -   Да!
С:  -  Помогал.
М: -   Его сразу с церкви выгнали.
С:  -  Это из Новгорода его выгнали.
М: -   А?
С:  -  Из Новгорода выгнали его.
М: -   Нет!   Он уже здесь был.
С:  -  Нет.   Ну, сначала из Новгорода выгнали.
М: -   Из Новгорода, а потом…
С:  -  Потом и…
М: -   Здесь.   Тут творили – полную эту самую – церковь,
         набили людей всех.  И хотели свалить на этого,
         на Фёдора.
С:  -  Дак набили…
М: -   На него всё свалить.
С:  -  А дак вот они, как.   Они свалить-та на него хотели…
М: -   Но!
С:  -  Свалить.   Специально сделали.

                484

М: -   Да!   А тут, вот эта бабка.   Которая водилась, у этой?
         У Маньки.   Она всё знала.   Она же и была сильно
         Бога верующая, и она всегда всем заведовала,
         и всё знала.   Что, сколько набито и всё.   Кого убили.
         Всех знала.
С:  -  И кто убил – да?
М: -   И кто убил.
С:  -  Дак вот они, мама, что…
М: -   Дак вот её спас, вот этот Кондрашка и Кондрашкин
         брат.   Они спасли её.   Ежли - её ищут,
         то она на хуторе у брата Кондрашкиного.   Там
         спасается.   Вот так.   А ежли, пойдут к брату
         Кондрашкиному, то у Кондрашки, где-нибудь.
С:  -  Но, мама, здесь получается, что…
         Вот это – в церковь, вот эти все, немцы,
         пробрались – да?   С других стран.
М: -   Да!   А потом уж, как их…
С:  -  И уничтожали русских.   Прямо в церквях.
М: -   Потом их всех сослали.   Тогда уж она
         освободилась – бабка.   Вот, их же прямо этапом
         гнали – немцев этих.
С:  -  Дак видишь…
М: -   Которых поубивали.   Которых…
С:  -  Они же, мама?   здесь они сделали, что?
         Они начали через церковь.   Пробрались в церковь
         все, и церкви наполнили костями.   Все подвалы.
М: -   Даа!
С:  -  И начали русских уничтожать.
М: -   Да!
С:  -  Выборочно!   Понимаешь?...
М: -   Явилась.   Здравствуйте.   Нашла место – кошка…
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   Больше, лучше нет места…
         Везде.   Он меня по всем церквям, был со мной.
С:  -  Отец – да?
М: -   Да!   И молиться, заставлял, по разному.

                485

С:  -  Почему?
М: -   И так!   И…
С:  -  Аа.
М: -   И так, и так.   Всяко.
С:  -  Аа.   Это, если в мусульманскую церковь-та
         заходила…
М: -   Да!
С:  -  Значит ты, по мусульмански – да?
М: -   Да!
С:  -  А по еврейски, если в церковь…
М: -   А у меня платки все были – всякие.
С:  -  Разные – да?
М: -   Вот.
С:  -  А, значит, ты, в еврейскую церковь – он тебе
         показывал, как, по-еврейски – да?
М: -   А по-еврейски, как-то, я  забыла. Кажется вот так вот.
С:  -  Аа.
М: -   Вот так по-еврейски, кажется.   Кажется так!
         Это уже самое хорошее моление.
С:  -  А ну, дак это просто он, как бы посещал,
         все церкви – да?
М: -   Да!
С:  -  Своим присутствием – да?   Николай.
М: -   Да!   Что моя дочь способная на это всё.   Вот.
         И вот они, когда, едут – евреи.   И вот  я  тогда уже…
         молюсь по ихнему.
С:  -  Аа.
М: -   Это ихний первый, ещё – самый моленный.
         А уж потом, они, по-другому стали молиться.
С:  -  Ну правильно!   Это у них, только для избранных,
         так было.
М: -   Да!
С:  -  Для святых.
М: -   Меня отец всегда спрашивал: - Дочка?
         Кто тебя научил?
         -А у меня же два батьки-та.   Ты, тятя Дмитрий,

                486

         и там тятя.   Вот он, меня, тот научил.   А вот вы-та,
         почему меня не учили?   - А  я, говорит, сам не знал.
С:  -  Аа.   Это Дмитрий тебя учил?
М: -   Да!
С:  -  Дак ты и с Дмитрием также ходила по церквям?
М: -   Это меня Николай учил.
С:  -  Аа, Николай учил.
М: -   Он был по всем, по этим, жил, работал – служил
         видно везде.
С:  -  Аа.   Николай-та?
М: -   Да!
С:  -  Или Дмитрий?
М: -   Николай!
С:  -  Аа.   Мама, ну потому, что он везде был
         принимаемый.   Принимали его.   И…
М: -   Но!
С:  -  И везде ему показывали, как.
М: -   Да!
С:  -  Поэтому он и тебе показал.
М: -   Но, а этот ещё не знал – Дмитрий.
         А потом уж узнал всё.
С:  -  Дмитрий!
М: -   А один раз, уже не было их уж.   Уж они, уехавши,
         были.   И мы с матерью, посмотрели – рож, поспела.
         Мама?   Рож уже жёсткая.   Надо жать, а то она будет
         падать на пол.
С:  -  Уже Дмитрий, умерши, был – да?
М: -   А ещё живой был.
С:  -  А, живой, но уехавши – да?
М: -   Нет!   Он…   лежал на кровати – болел.
С:  -  А, болел.
М: -   Я  прихожу: - Тятя?   Как ты думаешь?   Можно ведь
         эту  жать – рож.   – Обязательно, дочка, давай жните.
         - А не было ещё этой – жатки-та моей.
С:  -  А.
М: -   Руками жали.   Но и мы…   это туда к этому, как его?

                487

         К деревне Подсосне.   Где змей-та много.
С:  -  А.
М: -   Мы до змей-то дожали, там этот, рож-та…
         А уже больше-та мы не можем там быть – змеи…
         А они едут на колеснице, на этой.   Какие-то у них
         эти – телега ни телега, колесница ни колесница.
         Я  и спрашиваю: - Слушай?   Остановитесь!
         Как вы едете?   На какой-то колеснице.   Какое ваше
         Бога верующее?   Это так, я  должна спросить.
С:  -  Но.
М: -   А ты молиться-та умеешь?   - Я  помолилась.
         - Умеешь!   Значит…   Вот мы другого роду-ту.
         Мы с чёрного ходу заехали.   – Это, значит, все
         Бога верующие – чёрные.   Но…   другой веры.
         Я, говорю, вот и вижу, что вы на колеснице едете.
         - Забавная ты девчонка.   – А  я, говорю:
         - Но ведь ни для вас.   Для мамы вон, и для тяти.
         Больше ни кому.
         - А тятя-та как?    - Да так – лежит.
         - Но, мы, поедем к нему.
         - Я, говорю: - Нет!   Мы вас туда не пустим.
         Вы, говорю, его прибьёте.   Пусть он поживёт ещё.
         А нам и такой, ладно.   Но мать меня расцеловала.
         - Как ты это задумала так сказать.   Они бы ведь
         поехали и убили его бы, говорит.
         - Уже стала жалеть его.
С:  -  Нет, мама, вот ты расскажи мне это.
         Вот ты с Николаем, и ты, что, туда в эту, ни ездила
         в Израиль-та к ним?
М: -   Нет!
С:  -  Ни ездила – да?
М: -   Ни ездила!   Я  их призирала.
         Я  не любила их – Израильцев.
С:  -  Почему?
М: -   А почему, я  не знаю.
С:  -  Да ты просто…, что ты призирала.   Просто об этом…

                488   

М: -   Они убивали народ.   Понимаешь, нет?
С:  -  Это ни евреи.
М: -   Вместе с Кирюхиным.
С:  -  Вот, поэтому ты их…   А они же тоже еврейского
         происхождения.
М: -   Кто?
С:  -  Да Кирюхины-та.
М: -   Да!
С:  -  Вот поэтому ты к ним так и относилась.   Убийцы,
         в любой нации есть.
М: -   Но!
С:  -  Мама?   А вот эта?   Ты вот мне расскажи, вот,
         куда-нибудь с Николаем ходила?   Как, шла.
         О чём, говорила.   Вот надо о чём рассказать.
М: -   А ни что, он ни говорил.   Он никогда ни с кем ничего
         ни говорит.
С:  -  Николай-та?
М: -   Всегда, вот и, и его жена.   Моя мать.
С:  -  Но?
М: -   Никогда.   Всегда говорила: - Твой отец со мной даже
         и не разговаривает.   - Твой отец, дескать…
С:  -  Но.
М: -   А  я, говорю: - Это уж ваше дело.   А со мной, говорю,
         когда бывает, что и…
С:  -  Нет!   Ну вот…
М: -   Говорит.   А когда – нет.
С:  -  Но, вот, вы пошли в церковь.   Что, так молча и
         идёте?
М: -   И идём!
С:  -  А он, что, по сторонам только смотрит и всё?
М: -   А он, вот, рассматривает, чтобы кто-то ни встретился
         бы.   Ни убил бы нас.
С:  -  Аа, только так – да?
М: -   Да!
С:  -  Значит…
М: -   Иди…

                489

С:  -  Осторожно всё так – да?   Было.
М: -   Да!   - Осторожно дочка.   Будь осторожна.
         - И всё.   Больше, его разговоров никаких ни было.
         А один раз - мы пошли, ну и…   А  я  вот так вот
         платок поправила, вот так.   И летит пулька.
         А  я  эту пульку поймала да и говорю: - Иди обратно!
С:  -  Какую пульку?
М: -   Ну, которая в меня была стрелена – назначена.
С:  -  Стрельнута?
М: -   А?
С:  -  Стрельнута.
М: -   Стрельнули – да!   А  я  и говорю: – Ну, иди обратно!
         А он, так, глаза вытаращил – отец, и говорит:
         - Что с тобой доченька?  - А  я  обратно, говорю, тятя,
         отправила пульку.   Пусть его лучше убьёт, чем меня.
         И так мы, к какому-та бога служащему человеку
         ни могли прийти – его убило.   Прилетела эта вот…
С:  -  Дак он и стрелял?
М: -   Нет!   Стрелял – сын.
С:  -  Его?
М: -   Его сын!
С:  -  А.   А она попала в отца – да?
М: -   А попала в отца!   Но его только ранило.   Вот.
         И этого сына, куда-то увезли – как бы сослали,
         за такое низаволье.   Это ж нидоволье.   Не имеет
         права он стрелять в нас.
С:  -  Ну правильно!   Это, хотели стрелять в детей.
М: -   Но!   Значит, ему было приказано – сыну.
С:  -  Значит отец приказал.
М: -   А может и отец, а может кто-то, Бога слав какой-то.
С:  -  Ну!
М: -   Бог какой-то написанный был.   Его славили,
         что б он всех  расстреливал.
С:  -  Мама, это тут всё они…
М: -   Это называли такого человека – богославом.
С:  -  Ну правильно, мама.   Они уже Иисуса же…

                490

М: -   Но!
С:  -  Пробивали сюда дорогу – в Россию.   А Николай,
         этого дела, не допускал.
М: -   Вот.
С:  -  Вот.   В церквях.
М: -   Видишь, я, как, поймала так крепко.   И говорю:
         - Лети обратно – в другую сторону.
С:  -  Но, мама, но вот если так вот, простому сказать
         человеку.   Скажет: - Да она дурочка.
М: -   Да скажет: - Как дурочка.
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   Но, дурой, меня, поэтому и называли.
С:  -  Аа.
М: -   Потому что…
С:  -  Ха, ха.
М: -   Много было, приходилось.   Мы ездили по всем
         странам.   Но, нам вызов бывал.
С:  -  Ну, в гости.
М: -   Вызывали в гости!
С:  -  Ну вот…
М: -   А там уже всё было приготовлено.
С:  -  Ну правильно.
М: -   Что, убить и всё, их.
С:  -  Но…
М: -   Понимаешь, нет?   Или дочь убить или отца.
С:  -  Ну правильно.   Они так и хотели - всех
         убить - Романовых.
М: -   А тут, дочка, такая оказалась, что она в руки ловит
         пули, и обратно посылает.
С:  -  Ха, ха, ха.   Это тебе, наверное, Пресвятая
         Богородица, так  наделила.
М: -   Бог её знает.
С:  -  А может и сам дедушка.
М: -   Может и Богородица, а может сам Бог…
С:  -  Ну да.
М: -   Помогал.

                491

С:  -  Но!
М: -   Ну и вот…   А уж, как, в другого-то прилетит, дак уж
         они нас, на руках носят.   Что хорошая твоя дочь.
С:  -  Ха, ха, ха.   Бояться стали.
М: -   Но!
С:  -  Мама?   А вот ты в Италию ни ездила, с ним, туда?
М: -   Ездили!
С:  -  В Италию ездили?
М: -   Ездили!   Ну, я  вот ни запомнила, ни одного
         кусточка у них.
С:  -  А.
М: -   У них, какая-то дребедень, а ни это…
С:  -  Не, ну строения-та хорошие у них.
М: -   Ну, хорошее строение, а кустарник – бессмысленные
         сделанные.
С:  -  Ну, мама, у них там лесу-та мало.
М: -   И лесу мало, и как-то так, это.
         Одни змеи там только.   У них только живут.
         Очень много было змей.
С:  -  Но тепло у них.
М: -   А?
С:  -  Тепло у них.
М: -   Ну!   Ну, а  я  их наставила – столько змей, это…   как
         вот эти рюмки - стоят.
С:  -  А.
М: -   Они боялись.   Надо меня, нас, встречать, а они
         с дому  боялись  выходить.   Эти стоят.
         А как идти-та?   Им.
С:  -  Но, просто, ты наверно сказала: - Уходите – да?
         Змеям.
М: -   А  я  сказала: - Выходите!   Они не тронут вас.
С:  -  Аа.
М: -   А потом, постепенно они, так, и шли - змеи.
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   А куда уходили…
С:  -  Хи, хи, хи.

                492

М: -   Этого  я  не могу сказать.
С:  -  А.
М: -   Вот перед богом.   Сегодня праздник.
         Вот ни сколько  я  не вру.
         А вот почему сейчас-та, я  не могу?
С:  -  Да причём тут - сейчас.   Всё ты можешь, мама
     .   Но…
М: -   Или  я  не берусь?
С:  -  Не берёшься, ты, мама.   Нет, необходимости,
         надобности.
М: -   А вот Люся боится, ведь, меня!
С:  -  Но дак ты же её ставила в угол.   Мама?   А вот, в…
         И в Германию ж, ты тоже, с ним, с Николашкой
         ездила.
М: -   А в Германии…   Поехали к подружке.   Вот
         интересно.   Побыли там.   Она и говорит:
         - А, правда, что ты можешь змейку, так, поставить?
         - Но, а что долго с ней.   Это ж вы возгаетесь.
         Она вас кусает.   Меня ни кто, ни укусит.
         Ко мне брат двоюродный - столько напускает змей,
         Что  я  их всех, возле ихнего дома наставлю, и они
         стоят.   - А как?   - Подружка спрашивает.
С:  -  Да, ты, уже, это, уже была в девушках-та,
         взрослая уж девушка.
М: -   Да!   Уже, я  уж поправивши, была.
С:  -  А.   И…
М: -   Я  уж перед этим, как уж тут - косить, сеять начала.
         Ну и…
С:  -  А, это ещё при Николае, значит, вы ездили – да?
М: -   Не было уж Николая.
С:  -  С Дмитрием что ли?   А с кем ты туда ездила?
М: -   Ну!   С Николаем!   Правда, ещё…
С:  -  С Николаем ещё!
М: -   Ещё  я  не косила и ни сеяла нигде.   Это с матерью
         Татьяной, мы жали только там – где змей-та много…
         Ну и потом, она и говорит – подружка из Германии.

                493

         - Ты покажешь?   - Я  говорю: - Нет!   Я  ни всем
         показываю.   Тебе нельзя показывать.
С:  -  Ну да!   А то она может свихнуться.
М: -   Ну!   Ну и  я…   Она сидела, сидела и задремала,
         что-то.   А  я  и говорю: - Сейчас  я  ей сделаю.
         Проснётся и увидит, как они стоят.
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   Ха, ха.   Я  сделала.
С:  -  Дак это в Дании что ли?
М: -   Ну, как, в Дании?
С:  -  Но, из Германии, выехала, говоришь.
М: -   Но!
С:  -  А куда поехала?
М: -   А  я  и не знаю.   Какой-то город, такой,
         может и Дании.   Нет!   В Дании мы не были!
С:  -  Да.   Из Германии, ещё, куда-нибудь.
         Может в Англию?
М: -   Нет!   Не в Англию, а в какой-то небольшой городок.
С:  -  Ну там же в Германии наверно.
М: -   Наверно пригородный какой-то.
С:  -  А, ну значит просто дальше от Берлина.
М: -   Когда мы приехали домой, и уже, это…   я  в деревню
         приехала.   И тут же  я  пошла в лес, и  я  ни одну
         змею нигде не увидела.   Столько ягоды
         принесла – хорошие, всякие.   Брусника была уже.
         Брусника!   И ещё черника была.   А этот – Игнаха
         и говорит: - Ха, смотри, как жадует на ягоду.
         Только приехала, уже пошла.   Да ещё жучку свою
         с собой взяла.
С: -   А ты что…
М: -   А он сторонкой, сторонкой, а идёт за мной и всё.
С: -   А, Уж – да?
М: -   Уж-та – да!
С: -   Да.   Дак вот он, наверное, отгонял, мама,
         их там видимо.
М: -   Видимо так?!

                494

С: -   Оберегает же.   А притом, не видел долго-та.
М: -   Соскучился.
С: -   И радостный, ха, ха.
М: -   Но!   Как вот этот кот – отирается так.
С: -   И ему интересно с тобой в лес-та пойти.
М: -   Но конечно!
С: -   А вот он, лягушат, наверное, кушал там,
         если поймает?
М: -   Никого ни ел никогда.
С: -   Никогда – да?
М: -   Нет!
С: -   Ты его дома сама кормила – да?
М: -   Я  кормила его – и мясом и всем, всего там.
С: -   А и он там ни ловил живность.
М: -   Он их задушит, а есть не будет.   И кот такой же был
         и собака.   Задушит  вот этот Тузик – вот так лапой
         наложит и она в лепёшку вся сомнётся.   Хоть змея,
         хоть лягушка, хоть кто.   И всё.
         И  я  тогда отбрасываю.
         Она пошевелится, пошевелится и сдохнет.
С: -   Ну конечно.   Нет, а вот, мама?   В городе в самом,
         В Петрограде-та.   Вот как там гулять ты, ходила же
         с ним, с Николаем, с отцом своим.
М: -   Но!
С: -   Вот…
М: -   А там много змей.
С: -   Но причём змеи, мама.   Но вот ты ходишь там,
         куда-нибудь в центр или так, погулять.
         Как вот он себя вёл – Николай.
М: -   Да везде, и в церковь ходили молиться, и ходили вот
         в эту…   В разные рестораны, и в разные, эти вот,
         как их?
С: -   На выставку, куда-нибудь – да?
М: -   Ни на выставку, а, на рынки на разные.
С: -   А, на рынки.
М: -   Но!   Кто где что продаёт – всё.

                495

С: -   Но там, наверное, охрана вокруг всегда ещё ходит?
М: -   Да!   Нас сопровождают.
С: -   А вот как, народ относился, когда вы шли?
М: -   Очень хорошо!
С: -   Очень хорошо – да?
М: -   Уу, как, приедет – хоть Митрий, хоть Николай…
С: -   Дак…
М: -   Дак они довольные были все нерусские эти.
С: -   Дак слушай, мама?   Там, наверное, и деньги-та
         не вытаскивает.   Они, так, ему давали товар.
М: -   Нет, он пачками им бросал.
С: -   А, давал – да?
М: -   Да!   Кладёт пачку и…   скажет: - Это Вам!
         - Они уж тут, и того и другое, предлагают.
         - Мы, сейчас, оденем на вашу дочь, хорошее платье.
         - Нет!   Не имеете право.   Нельзя.
         У ней своё платье.   - Он не разрешал никогда.
         А могут змею, затащить туда.
С: -   Ну правильно!   Нельзя же, конечно.
М: -   А потом узнавай – кто?   - Нет!   Нет!   У ней платье
         своё, и она никакое больше не любит.
         - Ну, всё – завёртывают, а там – развернёшь, а там
         змея.   Видишь как?   А кто положил?   Не знаешь.
         Но он никогда ни брал, ни какого материала от них.
         Ни чего не надо!   Пусть вам.   Детям вашим
         останется пусть.
С: -   А, деньги-та?
М: -   Да, и деньги и…   Это?   Но…
С: -   Ложил – да?
М: -   Это…   что…
С: -   А, если ж они материю давали, то он им
         оставлял – да?
М: -   Да!   Это, вот, своим детям оставьте.
         Пусть они носят.   А у меня есть.
С: -   Мама?   А вот в Петербург ни ездили, где вот эти…
         Фонтаны…

                496

М: -   Ездили!
С: -   Ездили – да?
М: -   Ездили!
С: -   А как туда добирались?
М: -   Да, как, на такой, а…
С: -   На карете – да?
М: -   Как её зовут-та?   Вот как-то её и называли её.
         Она высокая  такая.
С: -   Тарантас – да?   Ха, ха.
М: -   Тарантас-та этот.
С: -   И вы с матушкой?
М: -   Не, он её никогда не брал.
С: -   А это он, когда с тобой, то он только вдвоём – да?
М: -   Да, вдвоём!   Даже детей никого больше не брал.
         Вот она и злилась, что: - Только одну ты любишь.
         - А куда, говорит, я  буду брать?   Вдруг…
         и ту и другую, что-нибудь, кто-нибудь искусают.
С: -   Но да!   Сделают что-нибудь – да?
М: -   Но!  - А  я, что?  А с одной-та  я, больше, вижу уже её.
С: -   Но он, наверное, и с Ольгой гулял?
М: -   И Ольгу, брал!   Он с ней с одной только.
         И с Машкой раз ездил, и с этой?   С Танькой ездил.
         Ну, по одной, возил.   Уделял внимание больше
         младшим дочерям.
С: -   Ну правильно!   Просто, чтобы, только…
М: -   Нельзя, говорит.
С: -   Ну, чтоб контроль полностью был…
М: -   Да!
С: -   Он, видел её.
М: -   А  я, говорит, не могу так – на ту и на другу
         заглядывать.   У меня не позволяет зрение,
         так заглядывать.   А уж  я  с одной – её одну
         и караулю.   Вот.   Я, даже, тебя с ней ни возьму.
         Потому что, ты  туда, а  я  сюда.
С: -   Ну да!
М: -   Вот и всё.   Нельзя!   А уж ездить – они тогда

                497

         двое ездят.
С: -   С матушкой – да?
М: -   Матушкой!   Вот.
С: -   Значит он оберегал свою семью?
М: -   Да!
С: -   Старался, так, чтобы под контролем держать.
М: -   Угу!   И он тогда вот этих обеих, Фелисад, просит,
         что: -  За семьёй глядите тут!   Я  поехал.
С: -   Воо…   значит всё время, если он гулял, то только
         с одной.
М: -   Только с одной!   Мы вот в одну державу приехали,
         и вот даже не знаю, Володя, какое место там-та, как
         название его?
С: -   Ну?
М: -   Ну столько змей, ужасно, как они живут?   Люди.
С: -   На юг что ли приехали?
М: -   Да!   На юге вот этом.
С: -   В Турции?
М: -   А?
С: -   В Турции, а может в этом, как её?
         В Сирии может быть.
М: -   Или в Сирии или в Турции, где-то там.
С: -   А может в Израиле.   Дак Израиля…
М: -   Нет!   В Израиле нету.
С: -   Ещё не было государства этого.
М: -   Нет!   Про Израиль  я  не слышала.
С: -   Это, наверное, в Сирии.
М: -   Сирия наверное.   Ой, ой, там, это?
         Конца побережья.
С: -   Аа.   Но дак тут, мама, можно сказать и Турция
         и Сирия.
М: -   Но они так – почти в ровном.
С: -   А, там, рядом были – да?
М: -   Да!  Но больше мы ни разу ни стали ездить
         туда – боялись.    Страшно ходить.
С: -   Нет, ну в горах страшно, а дома-та, где жили,

                498

         там же ходить можно.
М: -   Живут люди – понимаешь, нет?
С: -   Но?
М: -   И они их не трогают ни кого.
С: -   Аа.
М: -   Лежат и всё.   Прямо вот как всёравно эти,
         просни какие.   А, пройти-та страшно.
         На свежего человека они уже идут.
С: -   Ну да!   Чужого они не трогают, но стараются
         не пускать.
М: -   Но!   Как охрана, всёравно.
С: -   Но вот, как ты же с жучкой вместе жила в доме своём.
         Он…   считалась она твоя – да?
М: -   Но!
С: -   И она тебя знала.   Поэтому, других, она уже…
         Сама посматривала.
М: -   Но!
С: -   Отпугивала.   Так и эти.
М: -   А эта ведь прямо…   Но вот видел, как парень играл
         ими.   А они довольные были.   Вот так вот и эта.
         Страшно было, страшно.
С: -   Мама?   Ну вот, ну вы ж приехали, там, свой дом
         у вас был – да?   Он сказал, что это наш дом.
         В Сирии-та?
М: -   Но!
С: -   Но там нормально, там нету их – таких змей.
М: -   Там нету!
С: -   Вот!   А куда, пойти отдыхать, даже на море, а там…
М: -   Нельзя, невозможно, там…   вот так вот лежат все.
         И только проход остался.
С: -   Ага.
М: -   Идёшь вот, рядом, вот тут же, шагаешь, и тут змея
         лежит.   Но как идти?
С: -   А их не трогают – да?
М: -   А они даже и не пошевелятся.   Лежат…
С: -   Нет, я  имею ввиду, это?

                499

М: -   А когда мы отойдём…
С: -   Местные…
М: -   Голову поднимут…
С: -   Местные-та, их не убивают, ничего?
М: -   Нет!   Как они живут, я  не знаю.
         Я  тогда стала – поедем, тятя домой, я  боюсь.
         Вся в слезах была в этом…
С: -   Ха, ха.
М: -   Потом он попросил главного – он посадил нас,
         на высокую, такую штуку, и мы поехали.
С: -   Мама?   А этот…
М: -   Я  долго восне-та всё это видела.
         Мы тогда ездили, и Митрий был.
С: -   Угу!   И Митрий был – да?
М: -   Да!   Он не пускал меня не куда.   Ты, говорит, просто
         возьмёшь, изведёшь её, а меня обвинишь.
         Он ни кому не доверял, Митрий, меня.   Но и…
         Что хотел спросить?
С: -   Ну вот этот…   я  имею в виду…   а потом опять,
         снова на корабль и домой?
М: -   Да!   Мы ни на корабль ещё, а эта – полушка должна
         Прийти.   Така.   Специальная – трёхэтажная
         полушка.   Садимся и…,   на самый верх.
С: -   Хи, хи, хи.
М: -   А внизу, там змеи.   Понимаешь ты этого, нет?
С: -   Почему?
М: -   А ни знаю.   Так у них заведено.   Но и мы на верху…
         Спустимся – там такие спуски, всё закрывает,
         все змеи…   не видать их.
С: -   Мама? Дак слушай?   Может они, змей-та держали
         для того чтобы мыши и крысы не разводились?
М: -   Ни знаю, для чего.   Я  понять не могла.
С: -   Нет, я  вот так думаю, что, чтобы не было вот это вот,
         мышей чтобы.   А то ж там мышей будет тьма.
         Если змея – она не будет, хлеб-та есть – так же?
         Пшеницу-та?   А от мышей, не будет ни какой

                500

         напасти.   Ведь они всё сожрут – пшеницу всю.
         Мыши.   Никуда пшеницу ни денешь – так же?
         Поэтому они  змей-та и не били.   Чтобы змеи мышей
         вылавливали, да уничтожали.
М: -   Может быть!   Я  не знаю.   Даже понятие не имею.
С: -   Поэтому они с ними в ладах жили со змеями.
М: -   Но ведь она же может и человека укусить?
С: -   Но мама?   Не может она укусить, если…
М: -   Но как – не может?
С: -   Нет!   Змеи, сами по себе ни кусают…   человека.
М: -   Ну как – ни кусают.
С: -   Нет!   Если она не научена к этому – она ни будет
         тебя кусать.   Но, как, вот тебя же Жучка – она тебя
         знает.   Что, она будет тебя кусать,
         если ты её кормишь.
М: -   Нет!   Но Жучка Жучкой.
С: -   А, ну дак вот и у них там свои змеи.
         Они ж их содержат, они…
М: -   Скажи – приучены так.
С: -   Вот, правильно, вот  я  тебе и говорю.   Значит они их
         держали, для того чтобы – как и ты, Жучку держала.
         Чтобы у тебя змей не было, этих…   э, мышей
         не было, и крыс.   И гадюк.
М: -   Ты её туда?   В холодной?   Кошку на балкон?
С: -   Да!...   Да вот чтобы…   и они тоже также, мама.
         Поэтому нечего удивляться.   А если, не приучены…
М: -   И вот мы приехали – я  так устала.   Я  не могу.
         И хотела притулиться – прилечь так…   э…   к этой…
         Лавочка там такая.
С: -   Но?
М: -   А, взглянула, а там они…   Ой.
         Я  соскочила и не помню как.
С: -   Ха, ха, ха, ха.
М: -   А они лежат мимо – вот тут вот, рядом, так вот и,
         и змея была.
С: -   Приползли.

                501   

М: -   А  я  навалилась, а…
С: -   Приползли и спят – да?   Охраняют.
М: -   Ну!   И они, значит…   он отползает от меня.
С: -   А, нет.   Но, они охраняют от мышей, ха, ха, ха, тебя.
М: -   Вот.   И вот, и  я  вот так легла, а она так туда ушла.
         А  я  уже и ни помню, как.   Устала.
         До того устала – мы шли пешком.
С: -   А.
М: -   По это…   Ходили смотреть арык там всё это,
         как вода, как бежит – всё.   Ой.   Купались – не было
         змей.   А тут, пришли в деревню…
С: -   Но, значит, они специально их держат, вот и всё.
М: -   Наверно!   Ой, как страшно…
         Вот с тем, я  везде лазила, с Дмитрием.
         И ездили мы везде и…   по городу и везде.
         А с отцом  я…   или же он не хотел мать обижать.
С: -   Наверное.
М: -   Ни знаю почему.   А придёт когда, откуда – меня уже
         тогда обнимет: - Миленькая ты моя, я  забыл,
         ведь мы хотели с тобой сходить погулять.
С: -   А ты с Дмитрием тогда – да?
М: -   А мы с тятей ходили.    – Ты его, тятей, зовёшь?
         - Тятя!   А как?   Он же мой тятя, а мама у нас
         в деревне живёт.
С: -   Ха, ха.
М: -   Вот и всё.   Но, а как ему, можно разве говорить?
         Он, уже, думал – меня отдать.
         Так уж он и это – молчал.
С: -   Аа.
М: -   Вот…
С: -   А вот этого-та Кольку-та, Алексея-та брата близнеца.
         Ты, как это.   Насколько помнишь.
         Как ты с ним познакомилась?
М: -   Ну, я, потом, когда  я  жила в деревне, он приехал.
         Я  его и ни знала.
С: -   Дак а, а как же на  ры…   на рыбалку-та ходили?

                502

         Как же ты не знала.   Татьяны сын.
М: -   Да он же маленький был.   Какой он рыбак-та?
С: -   Ну, мама, но вы ж гуляли, рыбу ловили же с ним?
         Ты же рассказывала.
М: -   Это с ребятами – двое, эти, бойцы, два.
С: -   Не, но он же тоже там гулял.   Ты же рассказывала,
         что с ним рыбачила.
М: -   Но, гулял!   Дак он ещё мало соображал ещё.
С: -   Но правильно!   Но самое главное, что ты
         помнишь же, с ним как.
М: -   Но!   Они его за руки тащат – водят.
С: -   Аа.
М: -   Его боялись отпускать.   Это уж, когда Татьяна
         скажет: - Но пусть он сходит, а то всё дома да дома
         сидит.   Пусть прогуляется.   - Уж большенький был.
С: -   Вот, я, тебе, о чём и говорю, что это…
         На сколько ты помнишь…

                503

                Содержание.

                АНАСТАСИЯ.                Стр.    2
    Рыбалка                Стр.    4
    Мороженое                Стр.   25
    Детство  Насти                Стр.   30
    Начало  коронации                Стр.   61
    Коронация                Стр.   78
    Настин  дворец                Стр.   85
    Корабль                Стр. 138
    Татьяна  Николаевна  Романова  1950  год.  Стр. 141
    Старцы                Стр. 180
    Замена                Стр. 205
    Свидание с прощанием                Стр. 211
    Екатеринбург                Стр. 229
    Напряла                Стр. 247
    Романовы                Стр. 250
    Экскурсия                Стр. 254
    За орехами                Стр. 256
    И. В. Сталин                Стр. 282
    Анастасия  на  лесозаготовке                Стр. 313
    Трифон                Стр. 332
    Анна                Стр. 359
    Крупская  № 2                Стр. 382
    Грошевы                Стр. 386
    Картина                Стр. 411
    Хлеб.                Стр. 422
    Самара.                Стр. 432
    Баба  Маша.                Стр. 445
    Джимми.                Стр. 453
    Финиш  императора  России.   Училище.          Стр. 503

         
      
   
               
                504


Рецензии