Тонкая нить духовной пряжи

 
   Филистеева  Людмила



     "Тонкая нить духовной пряжи"…
    ( размышления над прочитанным)


   Одухотворенная искусством и поэтическими символами своей
эпохи Валентина Покладова с  высочайшим мастерством отобра-
зила в книге “Музейный пейзаж” “ точную  характеристику  поэ-
зии музейного труда”.
 
  На протяжении всей повествуемой хроники это мастерство не
угасает, с каждой  страницей окутываясь временем, “сотканным
из тончайшей духовной пряжи”…
 
  Форма обращения автора к читателю невероятно насыщенная,
яркая, разнообразная.
 
  Порой разговор обогащен лирическими  многозначащими раз-
мышлениями:
 
  “И  теперь  точно  знаем-во всём отражается всё тот же купол,
твердь  небесная, она – напоминание  о том, что  все мы   вписа-
ны  в одно  отражение,  принадлежим  одной   гармонии, только
не всегда об этом помним”.
 
  А то вдруг,  невзначай,   среди  раздумий  об искусстве: ” что 
есть  искусство ? ” кубизм,   экспрессионизм,   сюрреализм?...-
вспомнит поэтические строки: “ Тайна не в начале и не в конце,
она в настоящем . Не было никакого начала и не будет никакого
конца”. ( Дж. Фаулз “Аристос”).
 
  И  дух  захватывает  от  затаённого  смысла  этих слов,  будто
“невыразимая печаль открыла два огромных глаза”.
   
  А бывает поведает читателю с неподдельной  грустью: ”спро-
сят, как перейти жизнь? Отвечайте:как по струне бездну-краси-
во, бережно и стремительно”. Это дань памяти замечательному
художнику Валерию Морозко, создавшему свою  ”Страну Туфляндию”.
 
  С упоением читая страницу за страницей, удивляешься выста - 
вочным экспериментам,  задача  которых  преодолеть  закостенелые 
стереотипы  выставочных  практик ( выставка “236000”,
” Собор“и другие) и всей  душой  проникаясь идеями заманчи-
вых  экспериментов, будто становишься тоже  соучастником
отражения в зеркалах двух миров: земного и небесного.
 
  Поистине  ошеломляет подготовка  художественного  отдела
музея к 1 Международной выставке Мэйл-арта в Калининграде
( “ Перфо-Рацио-Канта “),  да и сама  выставка, “словно соткан-
ная из снов, ассоциаций, недомолвок, в полной мере нарушает
представление  о верхе и  низе, о правом и  левом, о  традиции
и авангарде”. 
 
  Не  менее  ошеломляюще  поражает   содержание   выставки
“ Театр слова ”, в  которой участвовали  художники из  тридца-
ти стран мира, в числе которых был испанский художник  Ан-
тонио Миро-человек, способный “любую банальность  превра-
тить в открытие, как обыкновенный куст в  неопалимую  купи-
ну”… Листы Антонио Миро, как пишет Валентина Покладова-
это постоянная  балансировка над бездной, где  трагическое и
смешное, возвышенное  и низкое, реальное  и  фантастическое.
   
  Но больше в жизни  хочется “ возвышенного”,  божественно-
величественного, как Джоконда.
   
  Не потому ли через её образ  пытаются  убедить: “Женщины
приходят в  мир, чтобы  утвердить  свой  голос, свое воображе-
ние, ясновидение, зоркость, свою интуицию ”. (выставка”Джо-
конда с ключами”).
 
  Захожу  августовским  днем в кабинет  Валентины Петровны
Покладовой, а там,в напольной керамической вазе,стоит огром-
ный букет пахучей, как полынь, пижмы . Было такое  впечатле-
ние, что весь летний  луг, усыпанный  цветущей  желтой  пиж-
мой, перекочевал  в уютный  уголок  художественного  отдела
музея.
 
  -Вот, готовимся  к выставке “Паломничество души”, - сказала
Валентина Петровна,-хочешь поучаствовать?
   И с простодушной  улыбкой на  лице, между делом, добавила:
  -Цветок пижма-это символ путешествия.
 
   Я охотно  приняла  предложение  участия в  экспозиции-путе-
шествиии. И хотя мне  не предвиделся в  жизни  случай прикос-
нуться “ путями  Кирилла и Мефодия к духовным  истокам  вос-
точных славян- через  древний  Чернигов и Киев,  далее в Крым,
к купели крещения Руси в древнем Херсонесе”, я, махая кисточ-
кой перед  мольбертом, чувствовала  себя  настоящим  паломни-
ком, “ищущим спасения своей души”.
   
  “Я принимаю  крылья и  восторг”… может от того, что перед
глазами во  время  работы  в памяти стоял букет пижмы-цветов
необъятных полей.
   
  Валентина  Петровна – мудрый человек,  влюбленный в свое
дело, у ней,  наверно, талант  от бога  помогать  людям реализо-
вывать  их  творческие  возможности.   Она-сказочница  и боль-
шая   выдумщица:  то у ней  деревья – арлекины  да  режиссеры
облачных   мизансцен, то люди,  как жар-птицы,  роняющие  на
землю волшебные перья.
   
  Бредем мы с ней  однажды вдоль морского  берега, беззаботно
беседуем. Она вдруг наклоняется и поднимает  отшлифованный
набегающими волнами камешек с полым  отверстием и говорит
задумчиво:
 
  -Этот камешек, овеянный  песней моря,  называется “куриный
бог”, он приносит людям счастье.
   
  Живет в душе этой хрупкой обаятельной женщины с  умными
карими глазами добрый дух, как в той “Вострухе”,  существа-до-
мового, вырезанного  из дерева  Михаилом  Семёновым – автора
многих резных коллекций.
   
  Потому, наверное, в историко-художественном  музее, со слов
самой  же  Валентины  Петровны,  работающей  здесь много лет
руководителем художественного отдела, живет на третьем этаже
доброе привидение, помогающее юным мастерам-рукодельницам
выставлять белоснежные  кружева,  художественные  вышивки с 
узорами колокольчиков и маков,  бисерное  плетение  колье, оже-
релий в сочетании с янтарными бусинками.
   
  Привидение помогает творить выставку кукол, в которых”всег-
да ощущается  что-то живое,  бесстрашное,  преодолевающее пе-
чаль”… Кукла-солнышко,  кукла - морячка…
   
  С какой теплотой и любовью преподносит нам, читателям, Ва-
лентина Покладова гончарное искусство семьи  Стахорских, На-
тальи и Анатолия!
   
  Благоговейно улыбаешься вместе с их”глиняными дедульками,
бабульками, которые слегка хитрят, чуть-чуть привирают,  целу-
ются , ссорятся, не  налюбуются друг с другом, бывает, что и ста-
канчик опрокинут на ярмарке, а потом целой деревней поют ”…
   
  Поневоле  вспомнится  дом родной с рябиной под окном.
  Я странствую по  страницам книги и у  меня  возникает чувст-
во  таинственной  связи с  представленными    в книге   произве-
дениями    художников : “ Музыка ”( А.Бочаров ),“ Серебро Бал-
тики  ” (  А.Балабаев ),  ” Поклонение волхвов ” ( Тило Байер ),
“Фантазии по Гофману”(Л.Шерстяной),  “ Мы строим корабль ”
(В.Осышный), всех не перечислить.
   У каждого художника свой стиль, своя творческая манера отоб-
ражения окружающего мира, образов, рождающихся в муке и радости.

 
  “Безумие дает человеку крылья и помогает силе его  видения,”-
гласят слова французского художника  Дюбюффе  на странице
книги в разделе “ Ар-брют”.
   
  С  этими  словами   почему-то  сразу  представляются картины
“Экстравагантного сюрреалиста Сальвадора Дали:“Параноидальная лошадь-женщина”,”Архитектонический  “Анжелюс”Милле”.
   
  Американский писатель Кен Кизи в свое время написал роман “Над
кукушкиным гнездом”- трагифарсовая притча о бунте против унижения 
человеческого  достоинства  в лечебнице  для душевнобольных.   
 
   Мне привелось побывать на выставке аутсайдеров с ликующим
названием – “ И крик, и радость, и полет”.
 
   С любопытством  рассматривая искусство  душевнобольных, я
пыталась  разгадать их летящую мечту под  миром  реальности и
над реальностью, но своим трезвым умом так и не  могла понять
размаха  замыслов  болезненного сознания.   Остались   загадкой
психологические фантазии.
 
   С благими помыслами аутсайдера Геннадия Никишина (участ-
ника  этой  выставки,  автора  серии  работ “ Семейный альбом ”,
“ Больничные сказки ”,” Индейские сказки ”), в  котором  живет надежда,   
что  показывая   жестокость,  грубость,  несправедливость   мира, он 
побуждает   человека  искать в жизни  прекрасное,  пожалуй, согласишься,
 если вспомнишь  триптих  Иеронима   Босха “Сад земных наслаждений”.
 
  “Геннадий Никишин,- пишет Валентина Покладова -, сетует на
хаос, порождающий одиночество”. С этим вряд ли согласился бы
великий  норвежский  драматург  Генрик  Ибсен:
“ Самый  сильный человек тот, кто наиболее одинок”.
   Солнце-Гелиос одно, но как сильно в своем одиночестве.
   
  Озаряюсь искусством почтовых открыток,  служивших “ верой
и  правдой  на все  явления  жизни “ и  золотым  сном  наива , от
которого веет весной. Ищу благословенное настроение в  кусках  природы 
картин Ярославского музея и  погружаясь в “симфонию цвета ” гостей из
Франции- факсимильные  репродукции,  пол -ностью повторяющие подлинники
картин:Поля Гогена,Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога,  Анри Матисса,
я  потихоньку обретаю на  страницах книги  келейный  покой  души. 

   Наслаждаюсь  “ Светом счастья ” ярких  работ армянского  художника 
Гагика  Парсамяна.  Изображенные  на холсте  цветы, словно  источают
между  собой тонкие звуки (“Диалог”, “Хорал”).
    Цветы, цветы …
   “Цветы всюду, нужно только захотеть  их  увидеть”,- поневоле
улыбаешься  прекрасным словам Анри Матисса.

   У меня  такое  ощущение,  будто  книга “ Музейный   пейзаж”
вместила в себя весь мир, вместе с книгами  польского издатель-
ва “Верум”из Кошалина.“Книги этого издательства,- повествует Валентина   
Покладова-,  символ  интеллектуальных   ценностей.  Например,  томик 
стихов  Марии Павликовской - Ясножевской  “Королева бурь весенних ”
издан в переплете  розового шелка на нежно-розовой  бумаге ручной
выделки с запахом  белых лилий.
   А книга стихов другой  польской поэтессы  пахнет ландышами”.
 
   Охмелев от  нахлынувших  благоуханий  цветов,  я  незаметно
для себя превращаюсь в легкогo, как запахи цветов, эльфа,порха-
ющего над морем, над песчаными дюнами. Я  чувствую,  как по-
ет песок :
        “ И человечность я воспеть готов,
           которая прекрасней всех цветов”.
 
   Ещё мгновение, и мне, кажется, песчинки самой высокой дюны
Эфа  превратятся в  призраки  поэтов  и  увлекут  меня к  далекой
Альбертине, туда, в “вечно кочующий”, штормами воспетый  Ке-
нигсберг”.
   
  На одной из страниц книги помещена фотография,  где  мы, ху-
дожники, учавствуя в живописной “ стройке ”,  готовимся к  выс-
тавке “ Путешествие из  Кенигсберга в Калининград”,  посвящен-
ной 750-летию основания города. Валентина  Покладова вручила каждому
из двенадцати  художников фрагмент черно-белой лито-
графии “  Кенигсберг – 1836 г.” С университетом  Альбертина, ос-
нованным  в 1544 году  герцогом  Пруссии  Альбрехтом Бранден-
бургским  в городе  Кенигсберге, связана  судьба  многих  извест-
ных  поэтов  Пруссии :  Иоганна  Готфрида  Гердера,  Эрнста  Ви-
херта, Агнес Мигель, Захариоса Вернера…
   
  Огромный гранитный камень,  воздвигнутый на месте Альбер-
тины, рядом с памятником  Альбрехта  Бранденбургского  по со-
седству с могилой Иммануила Канта, наводит на  грустные раз-
мышления.
         “ И жизнь лучом небесным шлет тебе привет,
            Словно милосердья мудрая сестра ”.
 
   Из истории известно, что готический город Кенигсберг ,“один
из самых интересных городов Германии,” привлекал русских пу-
тешественников. Этот город посетили: Блок А.А., Горький А.М.,
ФонвизинА.И., Карамзин Н.М. …
 
   Я оставляю на страницах книги “боготворно воскрешающую”
поющую  дюну Эфа и лечу над  кирхой, что в  Тюльминкемисе
(Чистые пруды) малопримечательного села Восточной Пруссии
и вижу  шагающего по пыльной  дороге к своей  кирхе  пастора
Донелайтиса читать людям свою поэму “Времена года” с амво-
на.
   
  Чего только не увидишь с высокого полета, начитавшись  се-
дой старины в книге “Музейный пейзаж”, даже самого скульп-
тора  Германа  Брахерта, колдующего над  последней из  своих
работ “Обнаженная с кувшином”, “белокаменная  задумчивая-
образ, полный гармонии единства природы и мироздания”.
   
  Странствия мои по страницам книги, где я восторгалась,
удивлялась, и была Эльфом одновременно, кому-то покажутся
странными.
   Странствия, странствия …
   Может вовсе и не было странствия …
                “ Не было никакого начала
                И не будет никакого конца”.
   
   Великолепное архитектурное сооружение – здание Калинин-
градского историко-художественного музея ( фото Ф.Р.Коноп-
лина на последней странице), словно приглашает посетителей
на очередную необычную художественную экспозицию.
   
   Сколько мне  пришлось поволноваться  в таинственных выс-
тавочных залах  этого уникального здания на открытиях своих
персональных  выставок и на вернисажах других художествен-
ных проектов,  в  которых  посчастливилось  участвовать, как
художнику.
                “ Тайна не в начале и не в конце,
                Она в настоящем ”.

               
                Август
                2009 г
                г.Калининград
 


Рецензии