И смех, и слезы, и любовь...

 

Не знаю, право, как можно назвать эти записки . Описываемое время относится к послевоенным годам прошлого века. Место действия: небольшой северный городок в Заполярье.
Главные герои: местная учительская интеллигенция. Тогда учителей считали небожителями. Авторитет был непререкаем. А они были обычными людьми  из плоти и крови , и жили так, как жили все вокруг…

Анна Васильевна

Анна Васильевна была учительницей начальных классов. Самая старшая из коллег и самая уважаемая. Анна Васильевна жила с сыном Гариком в учительском бараке . Гарик был старшеклассником. Всеобщая бедность и провинциальный быт принудили Анну Васильевну держать в сарае кур, чтобы иметь хоть какое-то материальное подспорье к скудному учительскому заработку в голодное послевоенное время. Эти куры имели наглость нестись где попало, если их вовремя не запереть в сарае. Вовремя – это когда у курицы, где положено, созревает и оформляется яйцо.

Хозяйки щупали кур, и если нащупывали пальцем , извините, в заднем проходе яйцо, запирали в сарае. Во двор на вольную травку такая курица не допускалась, пока не снесет  драгоценное яичко в положенном месте, то есть в гнезде, в сарае.
У Анны Васильевны среди кур была сущая ведьма: черно-рыжая курица, которая всякий раз норовила снестись где угодно, хоть на дороге, но только не у своей хозяйки в сарае . За упрямство и  сволочной характер курицу так и прозвали Ведьмой.
Такая подробная преамбула необходима, чтобы ввести читателя в курс дела, иначе он не поймет всего трагизма истории, приключившейся с бедным Гариком, и все из-за этой проклятой Ведьмы!
А дело было так: Анна Васильевна уходила на работу рано утром, когда Гарик еще спал, так как учился во вторую смену. Она частенько оставляла ему записки с просьбами хозяйственного содержания.

Одна из таких записок гласила:
-«Гарик, пощупай Ведьму, если она с яйцом, запри в сарае».
 
А надо  сказать, он был к тому времени уже красавцем парнем, на которого вовсю заглядывались девушки .  Так вот, утром, готовя уроки,  он машинально сунул  эту злосчастную записку в какой-то учебник. Выполнил ли он распоряжение матери, или нет, или Ведьма оказалась без яйца, об этом история умалчивает.

История говорит о том, как в школе записка выпала из учебника , и ее текст стал известен публике в классе… Долго потом бедный Гарик сносил ядовитые насмешки одноклассников:
-Гарик, а Гарик, расскажи нам, какую ты ведьму в сарае щупал?

Гарик готов был от стыда провалиться сквозь землю, и маму свою, Анну Васильевну, долго потом укорял. Да и Анна Васильевна, тоже очень переживала по поводу этой сыновней «трагедии», чувствуя свою вину.


Алевтина Петровна.

Алевтина Петровна была учительницей начальных классов и одновременно заведующей начальной школой . Школа стояла на пригорке. Основной контингент учащихся проживал со своими родителями в деревянных бараках, построенных неподалеку .  Алевтину Петровну знали все. Ее боялись ученики, уважали и побаивались родители и коллеги-молодые учителя. Алевтина Петровна играла на аккордеоне, имела командирский голос, и  жила тут же  в квартире при школе. Семьи у нее не было, и всю ее нерастраченную энергию она направляла на учебный процесс, на воспитание ребят, была наставником молодых учительских кадров. Ни один школьный праздник не мог обойтись без аккомпанемента Алевтины Петровны  на аккордеоне.  Но поскольку главным делом был учебный процесс, то она выбирала время и навещала семьи своих нерадивых учеников в этих самых бараках, чтобы побеседовать с родителями, понять причину отставания ребенка и наметить методы совместной работы  для исправления ситуации.
 
Нечего и говорить, что все «удобства» в этих бараках были во дворе. Поскольку эти походы по ученикам продолжались не час  и не два, то естественная надобность заставляла иногда Алевтину Петровну пользоваться этими «удобствами».
«Удобство» запиралось изнутри на большой металлический крючок. Так вот представьте себе чувства Алевтины Петровны, когда кто-то дергает дверь, крючок слетает из петли, и она предстает во всей своей красе перед собственным учеником , который от ужаса и неожиданности не находит ничего лучшего, как выпалить:
-Зддддравствуйте, Алефффтина Петттровна!

А в бане!
 Алевтина Петровна жаловалась коллегам:
-Ну какой может быть учительский авторитет, когда в общественной бане, одна мамаша, привела своего сына-первоклассника, моего ученика, в женское отделение. Я тут моюсь в уголке и как-то все отгораживаюсь то тазиком, то поворачиваюсь спиной, чтоб ребенок меня не увидел . Так нет, мамаша узрела. И подтолкнула своего сынка:
-Вон, видишь, Алевтина Петровна моется, иди и поздоровайся!

Не поздороваться с учительницей было равносильно преступлению.

Миля Михайловна.

Имя у нее было необычное: Милица. В школе дети точно приклеили бы ей кличку «милиция», и поэтому детям представлялась Милей Михайловной. Самая обаятельная из всех учительниц начальных классов. В чертах лица и поведении , осанке чувствовалось непростое происхождение. Тщательно уложенные  густые темно-русые волосы, высокий лоб, эти ямочки на щеках, этот грудной голос, эта мягкость манер … Общительная и улыбчивая, она была любимицей не только ребят, но и всего небольшого учительского коллектива.
Мужа убили на войне, она  растила двух сыновей – сорванцов. Вот только сердечко что-то пошаливало, несмотря на молодые годы.
И надо же было такому случиться, что встретила она человека, которого полюбила всей душой, и еще больше расцвела от такого неожиданного счастья…
Да вот сердце  не выдержало такого наплыва эмоций: отказало прямо на уроке,  за учительским столом во время проверки тетрадей. Ученики подумали, что их учительница заснула, склонившись над тетрадкой, и долго сидели притихшими…

Невозможно было поверить в случившееся!  В эту нелепость, в эту глупую несправедливость!

Весь город хоронил Милю Михайловну. Ребяткам ее тогда не дали пропасть, одного устроили в ФЗУ, а другого –в школу-интернат. Потом дали квартиру в благоустроенном доме. Они выросли , выучились, и говорят, стали приличными людьми .


Рецензии
Вот-вопрос,как сказал бы Гамлет:если старые учителя были такими хорошими(а это правда),то почему новые такие...
Пришлось поработать в сельской школе,в середине 90-х.Захожу на перемене в переполненную учительскую,здороваюсь,а в ответ...тишина.Дома спрашиваю у мамы:-Ма,а что это они со мной не поздоровались!?
-А они,Лёш,ни с кем не здороваются.
С уважением и наступающим праздником!

Ерин88 Сначала23   06.03.2010 23:44     Заявить о нарушении
Значит мы не научили, не передали...избаловали, испортили, допустили, ведь так? И это очень больно. Чего же спрашивать с детей, если наставники такие?
А за подравление и уважение СПАСИБО ОГРОМНОЕ!

Анфиса Томина   08.03.2010 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.