Древний Египет и рабство

История древнего Египта и до сих пор во многом является для нас загадкой.
Буквально в последние годы стало известно, что строительство знаменитых пирамид
производилось не за счет рабского труда, как еще недавно было написано в каждом школьном учебнике, а - силами свободных граждан Египта.

В наших представлениях о Египте, как о рабовладельческом государстве, большую роль, очевидно, играют свидетельства библии, в частности, история о 400- летнем египетском
рабстве евреев.   

Между тем, сам ветхий завет не подтверждает историческую версию о рабстве евреев.
Точнее, можно говорить только о коротком периоде гонений, завершившемся знаменитым
исходом ( пейсах ) евреев из Египта.


Во время засухи и голода семья Иакова перебралась жить в благодатный Египет, всегда сберегавший в виде неприкосновенного фонда огромные запасы зерна.

26 Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ.
27 Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших [с Иаковом] в Египет, семьдесят [пять].

Семья Иакова не только сумела выжить во времена природных бедствий, но и заняла особую важную социальную нишу в египетском обществе.

27 И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились.

Братья Моисей и Аарон через много лет вывели потомков Иакова из Египта. В пустыне
были проведены две детальных  переписи численности народа.
Согласно "переписи Израильтян, годных для войны",

51 Вот число вошедших в исчисление сынов Израилевых: шестьсот одна тысяча семьсот
тридцать.

Поскольку численность евреев за время египетского периода их истории выросла в восемь тысяч раз ( эта цифра занижена, ведь в «военной» переписи не учтены дети ),
версия о рабском положении евреев в древнем Египте отпадает сама собой.
Напротив, речь может идти о процветании, о бурном росте в каждом поколении чуть ли
не в десять раз.

«Выход» евреев из древнего Египта, пейсах ( или «пасха» ) должен был стать чрезвычайным по своему значению событием не только для самих евреев, но и для всех окружающих древний Египет государств, а также и для самого Египта, претерпевшего своего рода  демографическую и социальную катастрофу.

Нельзя сказать, что и до пейсаха все в государстве египетском было в полном порядке.

8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

Библия свидетельствует о проживании на земле египетской двух отдельных народов
( египтян и евреев ), жизненные интересы которых различны.

Трудно судить по ветхозаветным текстам о состоянии экономики Египта в «еврейский»
период. Определенно можно говорить лишь о процветании ( о чем свидетельствует перепись, приведенная выше ) народа Израиля.

Можно говорить и о глубоких трансформациях, произошедших в экономической структуре государства «на заре» этой исторической эпопеи, с приходом к власти в Египте сына Иакова, Иосифа.

44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.

В этот период ( семь лет катастрофической засухи и голода, охвативших, очевидно, весь
Средний Восток ), единственной реальной ценностью стало продовольствие, зерно
хранившееся на государственных складах Египта. 

Вот описание социальной реформы, проведенной Иосифом и обратившей все население
Египта в рабов:

12 И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства.
13 И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.
14 Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов.
15 И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?
16 Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам [хлеб] за скот ваш, если серебро вышло у вас.
17 И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их.
18 И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;
19 для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.
20 И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
21 И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.

Вышеприведенный текст, действительно, если верить ветхому завету, свидетельствует
о наличие периода рабства и рабовладения в истории Египта.
Вполне возможно, что именно переход на внеэкономические методы хозяйствования
привел государство сначала к экономическому истощению, а, впоследствии, и к необходимости новых реформ, суть которых заключалась в возврате к прежнему порядку и освобождению крестьян из рабства.

Именно столкновение между властью экономической и реальными интересами самого государства могли вызвать исторический конфликт, разрешившийся пейсахом.

Народ Израиля, не сумев взять под контроль Египет, вынужден был искать себе новое
место для проживания, теперь уже в Палестине.
 


Рецензии
Там где нет рабов - нет свободных.

Петр Елагин   11.09.2009 20:54     Заявить о нарушении
Без читателей нет писателей. Впрочем, это неверно.
Правильный читатель зрит в корень.
При большом желании я Вам докажу, что не было еще столь рабского времени,
чем наше.
Вероятно, Вы и есть тот свободный человек среди рабов ?

Владимир Середа   11.09.2009 21:22   Заявить о нарушении
Не надо ничего доказывать. Уверен, что в античном обществе люди были свободнее, чем сегодня. Еще больше свободы было во времена палеолита. История человечества это история движения от свободы к рабству.

Петр Елагин   11.09.2009 21:33   Заявить о нарушении
Верно. Но эта терминология ( свобода - рабство ) условна.
Я до этой темы и не пытался добраться.

Владимир Середа   11.09.2009 21:46   Заявить о нарушении
Никто еще не ответил на вопрос: Что такое рабство и что такое свобода? Во многих странах мира существует так называемый социальный налог. По существу это плата за использование рабочей силы. То есть изначально люди принадлежат государству (государственные рабы). Чтобы их нанять на работу нужно этому государству заплатить. Подобная форма рабства практиковалась в античном мире, только называлось это по-другому. Паспорт, ИНН, прописка - все это атрибуты рабовладельческого строя. Скоро будут и биометрические данные снимать с каждого человека. Контроль и тотальная слежка с использованием современных электронных средств. Такое и не снилось рабовладельцам древнего Рима.

Петр Елагин   12.09.2009 06:59   Заявить о нарушении
Человека ( индивидуума ) никогда не было в природе.
Биологической единицей является только группа, способная к сохранению
культуры в поколениях.
Любовь ко взаимной зависимости заложена в человеке. А, вот, формы ее -
разные.

Владимир Середа   12.09.2009 08:44   Заявить о нарушении
Биологической единицей является этнос. Только благодаря этногенезу человек смог заселить все климатические зоны и все природные ландшафты. У животных вид, у человека этнос. Животному чтобы освоить новый природный ландшафт необходимо эволюционировать за пределы вида. Например медведю чтобы освоить арктику потребовалось стать белым медведем.

Петр Елагин   12.09.2009 20:23   Заявить о нарушении
...а человечество может быть молодым безмозглым существом, слагающимся из
разумных клеток, людей.

Владимир Середа   12.09.2009 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.