И был сон

Воскресные дни в военном училище - это особая статья, когда командование старается придумать всевозможные праздники, из которых примерно 95% спортивные и, все это только для того, чтобы как можно меньшее число курсантов отпустить в увольнение. Наступающее воскресенье отличалось от остальных тем, что "спортивный праздник" решили провести в масштабе училища. Слухи просачиваются всегда, поэтому поговаривали, что этот "праздник" не что иное, как совершение марш-броска на 30 км с полной выкладкой (вещь-мешок с притороченной к нему шинелью в скатку, ОЗК, противогаз, планшет, несколько подсумков и сам карабин СКС весом, без снаряженного магазина, 3,75 кг).

Шёл 1974 год. Я учился на 2 курсе, то есть ещё на том, когда об увольнениях можно было и не мечтать, а, если и улыбалось такое счастье, то в субботу. Увольнения начинались с 17.00 и до 21.30. Пока инструктаж и проверка внешнего вида у дежурного по училищу, время в пути до дома и обратно, то на свидание с родными оставалось не более 1,5 часов. В воскресенье могли отпустить и перед обедом, а это означало, что будет возможность весело провести время в кругу друзей.

В воскресенье подъём на час позже, что придаёт этому процессу особую привлекательность и умиротворение, так как в условиях казармы быть разбуженным в 6 утра или 7 - это просто огромнейшая разница. Но в этот выходной команда "Подъём!» (самая нелюбимая в армии) прозвучала в 5.30 утра. Дежурный по батарее, стоя посреди казармы, во всю мощь своего голоса проорал:
- "Батарея! Подъём! Тревога! Тревога! Тревога!"
Эту же команду моментально продублировал дневальный. Хорошо "праздник" начинается!

Как и положено, самым последним на плацу построился 4 курс. На трибуне стоял начальник училища со свитой, одетой в полевую форму, который обратился к нам с краткой, но весьма конкретной речью:
- " Товарищи командиры! Товарищи курсанты! В район высоты отметка 62,7 противник высадил оперативно-тактический десант силами до 2-х батальонов. Наша задача состоит в том, чтобы совершить марш в заданный район и уничтожить десант. После выполнения задачи совершить марш в расположение училища. Командирам подразделений приступить к выполнению поставленных задач!"

Надо же так всё преподнести. Сказал бы прямо, что сегодня большой спортивный праздник для всего училища, выражающийся в совершении марш-броска на 30 км, от того и подняли раньше. А то десант, два батальона, значит с какой-то техникой, а у нас только карабины; утешало одно - нас больше и, если мы "победим", то от училища, дай Бог, один дивизион в лучшем случае останется. На БМД (боевая машина десанта) с голыми руками – да легко....

" Батарея! Напра-во! Шагооом марш!" Тоскливый взгляд ещё раз скользнул по улочкам в надежде, что он наткнётся на стоящие машины, на которых мы и совершим свой бросок. Ан, нет. Бег способствует общему развитию и укреплению здоровья.

Небо было чистым, обещая, что этот воскресный сентябрьский денёк выдастся погожим. В строю были слышны разговоры о том, что начальник училища, таким незамысловатым образом, решил всех нас оперативно ввести в армейский строй после мамкиных пирожков и месячного летнего отпуска.

К девяти утра на ХБ не осталось ни одного сухого места, а команды "Бегом марш!" и "Шагом марш!" чередовались с завидной последовательностью, но с одной закономерностью, что команда "Бегом марш!" всегда была более продолжительная. К 10.00 солнце стало припекать ощутимо. И ветра, как назло, не было. Дорога пошла под уклон. В самой нижней её точке были видны дымы, имитирующие горение техники.
" Батарея, стой! Чулки, перчатки, плащ в рукава одеть! Газы!" Вот только этого для полного счастья и не хватало. Ладно, хоть ОЗК в виде плаща, а не комбинезона одевать, и то хлеб.

" Бегооом марш!" Кто бегал в ОЗК и в противогазе, тот поймёт всю "радость" этого мероприятия. Присутствие преподавателей кафедры химзащиты наводило на мрачные мысли. В голове пронеслось: противогаз по размеру, клапаны для облегчения дыхания не вытаскивал, значит всё должно быть нормально, кроме одного - дышать. Те же, кто решил клапаны из противогаза вытащить для облегчения дыхания, выскакивали из "зараженного участка", срывая противогазы, давясь кашлем, сморкаясь и с постоянно текущими из глаз слезами, а кого-то и рвало остатками ужина. Хлорпикрин знает своё дело, разгильдяйства и жульничества не прощает!

Наконец-то "зараженный участок" остался позади, но, прежде, чем поступила команда "Отбой газы!", пробежали ещё метров 800. Пренебрегая всеми наставлениями и инструкциями, в первую очередь срывали ненавистные противогазы, хватая воздух так, что казалось как будто его запасы вокруг нас катастрофически сокращаются. Немного отдышавшись, сняли плащи, чулки и перчатки, приведя всё это в исходное состояние. К 11.30, совершив последний бросок, мы вышли в назначенный район, но, вместо команды где-то кого-то атаковать, поступила совсем неожиданная, но чертовски приятная - расположиться на 30-ти минутный привал и осуществить приём пищи, используя сухой паёк.

Привалившись к дереву, я с удовольствием вытянул ноги, сбросив сапоги. Минут через пять раздались шутки, посыпались новые анекдоты, рассказы об отпуске и, конечно, стук ложек по банкам с тушёнкой. Перекусив, можно было с удовольствием затянуться беломориной.

Прикрыв глаза, я вспомнил её, мою Маришку, в которую был влюблён с 9-го класса. Она была нежной и с виду хрупкой девушкой (даже трудно было сказать, глядя на неё, что она КМС по спортивной гимнастике). Короткая стрижка придавала аристократическую утончённость чертам лица. Но, когда вы встречались с её глазами, вы уже больше не видите ничего, кроме этих огромных глаз, в которых таится весь мир, вы растворяетесь в них и понимаете, что дальнейшая жизнь без этих глаз просто не имеет смысла. Ещё в школе посвятил ей стихотворение, о котором она так никогда и не узнала, оно было наивно, поэтому так и осталось отрывком в моей памяти.
...Падают звёздочки, падают вниз
   И Маришки усыпан карниз.
   Коль звёздочка к ней и ко мне упадёт -
   Дорога нас вместе тогда поведёт.
..........................................
..........................................
   Падают звёздочки, падают вниз,
   Только пустует мой чистый карниз.

Что-то в этом роде. Воспоминания о ней сняли усталость и вдохнули новых сил. Вспомнился и отпуск. И то, как мы ехали с Лёхой от Марины. Она ещё со школы оказывала нам обоим знаки внимания. Лёха сказал мне тогда: Вить, знаешь, получается так, что ты вошёл в автобус, бросил деньги и оторвал простой билет. И я вошёл, денег не бросаю и отрываю счастливый билет. Так не должно быть. Я знаю, как ты её любишь, а главное мы друзья, настоящие. Помнишь песню:
"Но случись, что он влюблён,
 А я на его пути.
Уйду с дороги, таков закон,
Третий должен уйти".

Да, Лёха настоящий друг. Мои мысли были прерваны командой "Взвод строиться!". Обратная дорога всегда короче; в три часа дня уже были в расположении училища и готовились к построению на обед (одна из приятных армейских команд). После обеда занялся стиркой ХБ, его сушкой и глажкой. Так незаметно подошло время, когда дежурный по батарее выкрикивает самую ласкающую слух команду "Батарея! Отбой!" После довольно напряжённого дня, я сразу же провалился в сон, а что-то подспудное подсказывало, что в эту ночь будет и сновидение..........

Была ночь. Я шёл по родному Колпино и практически не узнавал его. Город был погружён в полную тьму, где единственным источником света являлась огромная красноватого отлива Луна. Дома, многие из которых были полуразрушены, смотрели на меня пустыми глазницами окон. Я шёл вдоль Пролетарской к улице Веры Слуцкой. Город походил на огромное кладбище, но без мёртвых, так как, ни в домах, ни на улицах не было видно, ни одного живого или мёртвого существа, не слышно ни малейшего звука. Тишина физически давила на меня. Я не знал, как оказался в городе, но точно знал, что мне необходимо найти Лёху. Если он дома, то мы сможем разобраться, что здесь произошло. Что-то заставило меня посмотреть вверх, и, я увидел только одни огромные глаза, которые занимали всё пространство между домами, сопровождавшие каждое моё движение. Страха не было, так как эти миндалевидные глаза были прекрасны и до боли знакомы. И вдруг я понял, что это Её глаза и, тут же пришла уверенность в том, что пока меня сопровождает взгляд моей Марины, мне ничего не угрожает.

Лёха жил в пятиэтажной хрущёвке. Земля возле дома была выжжена, от чего создавалось впечатление разверзнувшейся бездны, но я ступал смело в полной уверенности, что со мной ничего не случится. Дверей на подъезде не было, как и не было и самой лестницы. Странно, как же подняться на третий этаж. Посмотрел на Лёхины окна. Три окна, выходящие на эту сторону, были темны, балкон отсутствовал. Но что-то сдерживало от того, чтобы развернуться и уйти. Я должен подняться наверх. Глаза обвыклись с темнотой и тут, в центре площадки, увидел отливающий чёрным блеском вертикально стоящий гроб, крышка которого была откинута, как бы приглашая войти. Возможно это своего рода специфический лифт; надо входить, т.к. другого способа подняться не вижу. Как только я умастился в одной половинке, вторая поднялась и, гроб захлопнулся. В наступившей кромешной тьме можно было рассчитывать только на свои ощущения, одним из которых было то, что пространства внутри гроба вполне хватает, т.е. отсутствовало чувство замкнутого ограниченного пространства. В следующий момент гроб дёрнулся и начал подъём. " Всё же лифт" - мелькнула отчего-то весёлая мысль. Веселье длилось недолго; между 2 и 3 этажами "лифт" остановился и, я почувствовал, то его стенки начали сжиматься....

Ну, вот и всё. Конец! Надо же быть таким дураком, чтобы добровольно залезть в такую примитивную западню. Ладно, попробуйте взять меня за руб двадцать! Выставив вперёд руки, упёрся ими в надвигающуюся, а спиной в противоположную стенки. От усилий стало сводить мышцы, а процесс сдавливания не приостановился ни на йоту. Подключил ноги, упёршись ими в крышку. Эффект нулевой. Захотелось закричать, позвать на помощь Лёху, но мой крик просто повис в этой вяжущей тьме. Отчаявшись, я оторвал ноги от крышки и нанёс ими удар в противоположную стенку, который гулко отозвался в пустом подъезде. Как ни странно, сжатие прекратилось, и гроб медленно пополз вверх. На 3-м этаже он остановился, крышка отвалилась, выпуская меня на свободу.

На площадке, вместо 4-х квартир, была одна Лёхина и из неё лился яркий свет. Странно, с улицы темно, а тут столько света. Может Лёха каким-то чудом уцелел и ждёт меня?! С этой мыслью решительно шагнул в квартиру. Как только переступил порог, свет в коридоре приглушился, и по нему замелькали тени каких-то уродливых существ. Миновав коридор, очутился в ярко освещённом зале, на стенах которого оставались обои, а посреди зала стоял огромный стол, застланный белой скатертью, со всевозможными напитками и яствами. За столом сидела разнообразная нежить, по сравнению с которой, голливудские монстры просто милые домашние животные. С моим появлением наступила гнетущая тишина, и все взоры этой нежити были устремлены на меня. Внутри похолодело. Очевидно, Лёху давно растерзала эта нечисть, вот и пируют, что же со мной тянут, не бросаются, чтобы горячей крови испить. Я весь подобрался, готовый оказать хоть какое-то сопротивление. Странно, но ничего не происходило. Переведя взгляд во главу стола, застыл в полном недоумении.....

На самом почётном месте в белом, как у невесте наряде, восседала моя Маришка, прекрасная как никогда. Наши взгляды встретились. И вновь я видел только её глаза, которые в этот раз смотрели и сквозь меня и рядом. Они были везде, но не во мне и, ни на мне. Она перевела взгляд на одного из монстров, который тут же вскочил, освободив место для меня. Я сел, не отрывая взгляда от своей возлюбленной. Как она оказалась здесь, среди этой нежити и не простым гостем, а Повелительницей?! Ни ответов, ни предположений у меня не было. Просидев минут пять, так ни к чему и, не притронувшись и, не произнеся ни единого слова, я встал и направился в Лёхину комнату. " Его там нет " - раздался прямо в голове голос Марины. Не оборачиваясь, прошёл в его комнату - пусто, только обожжённые изнутри стены. Такая же картина застала меня и в комнате его родителей. Лёхи нет. Никого нет во всём городе. Только она и я. Звать, кричать - бесполезно. Надо выбираться, если дадут уйти.

Вернувшись в зал, посмотрел в её сторону. Я увидел лицо, лицо моей Марины. Увидел её глаза, необыкновенно выразительные, но полные печали и усталости. Она подняла руку и слегка махнула кистью. Это означало, что, если я хочу, то могу уйти. " Марина, хоть и в странной ты компании, но ты есть, значит, где-то должен быть Лёха, а друзей не бросают. Ты должна понять меня ". Фраза не была сказана вслух, а передалась на телепатическом уровне, т.к. она кивнула в знак согласия.

Гроб всё так же поджидал меня на старом месте. Я вошёл в него без какого-либо трепета и, благополучно спустился вниз. Хотел было отправиться на поиски Лёхи, но вдруг картина сна изменилась, это был единственный случай до сегодняшнего дня, когда сон пошёл в цвете.....

Голубое небо, вставшее в зенит солнце. И тут, как бы камера начала опускаться вниз, а я был в роли стороннего наблюдателя. Показались кроны деревьев с сочной зелёной листвой, которая игриво шелестела под лёгким ветерком. Услышал весёлый щебет птиц. А вот и берёзки образовали полянку, заканчившуюся крутым обрывом, а на самом краю обрыва ... танк?! Панорама стала приближаться ближе и уже было видно, что через ствол что-то перекинуто. День был в самом разгаре, залитый солнцем и пением птиц. Стояла благодать Божия. Нет, это не Рай, мелькнула шальная мысль. В Раю танков нет. Всё же интересно: что это за предмет на стволе танка? В тот же момент картинка стала снова приближаться. Уже отчётливо было видно, что ствол находится прямо над обрывом. Ещё крупней и стоп. Я увидел перекинутого через ствол человека в чёрном комбинезоне с закатанными рукавами, с которых алыми струями текла кровь, падая в бездонную пропасть. Я уже знал кто это. Но, очевидно, чтобы проверить мою догадку, камера сместилась и, я увидел лицо с открытыми, но уже остекленевшими глазами, которые смотрели в никуда. Я БЫЛ МЁРТВ!
И последнее, что успел подумать: хотел найти Лёху, а нашёл себя мёртвого......

"Батарея! Подъём!"

А через пару дней после этого почтальон вручил мне письмо, которое было от Марины:
"......... Витя, извини, но я скоро выхожу замуж.
            Марина".

В воскресенье меня вызвали на КПП, где я увидел весёлую компанию во главе с Лёхой и девчатами: Галей, Таней и Лёхой (Леной). Жизнь продолжается!..

Середина октября. Павловский парк. Я и она. Сумерки готовы были перейти в ночь, когда мы направились к выходу. Марина остановилась и посмотрела на меня своим чарующим взглядом. Я сделал шаг навстречу, и наши руки сплелись вокруг тел, а губы слились в долгом, очень долгом поцелуе, первом настоящем за все эти годы. Когда наши уста разомкнулись, она сказала: «Это тебе за всё!» - и быстро направилась к выходу...

Эта была наша последняя встреча. А память уже на протяжении 35 лет не может забыть этот сон, который каждый раз возвращает к первой любви.

28.02-01.03.2009


Рецензии
Виктор, ты уже тогда был Большой Мастер! С уважением

Анатолий Дудник   13.10.2020 14:24     Заявить о нарушении
Анатолий, большое спасибо! Извини, что поздно. У жены проблемы со здоровьем, так что в одни руки всё приходится. Время просто ни на что нет.
С уважением СВЕТ

Виктор Светозарский   23.02.2021 23:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.