Анастасия 17

         когда это случилось.
М: -   Нет!?
С: -   Потом она.
М: -   Приезжали один раз.
С: -   С дедом?
М: -   С дедом!
С: -   Да, мама?   Но, никак не могли, с дедом приехать.
М: -   Но, может, одна была?   С каким-то мужчиной.
С: -   Не, мама.   Просто, это?   Не было её тогда никогда.
М: -   А может, и не было – ни знаю.
С: -   Она всё время лежала в больнице.
М: -   Дак нет.
С: -   Или была?
М: -   До этого-та ещё, болезни-та?
С: -   Мама?   До болезни…   Может ещё раз, её
         где-нибудь шарахнули?
М: -   Не!   Один раз только!
С: -   Мама?  Но, один раз, но это ещё до твоего рождения,
         всё было – случилось.   Ещё, Николай,
         не был женатый.
М: -   И стукнуло их?
С: -   Железной дорогой ехали.
М: -   Да?
С: -   Да!   На железной дороге.   Так что, ты её просто
         может быть, и видела.   На фотографии, где-нибудь,
         видела.
М: -   Может и на фотографии?
С: -   Вот!
М: -   Но, она, видишь – сказала, что  я  тебя узнала!
С: -   Но, а, тоже может.   А, но может ей фотографию,
         тоже, показывали?   Или это, когда тебя
         отравили – ягодками.
М: -   Но!   - Что с тобой доченька?   - Да вот, какая-то
         тётенька приехала и взяла, да так вот, мне мазнула.
         А, я, говорить-та, не могу.    У меня…
С: -   А ты ещё и говорить-та…

                450

М: -   Руку-та?   И, так-то, я  ещё не говорила.
С: -   Но!
М: -   Ну и  я – хоть картаво, картаво, да всё ей рассказала.
         Она, плакала, так!   Ладно, баба Маша, не плачь – ни
         надо!   Мы поправимся с тобой, в гости поедем
         в Кривандино.
С: -   А потом, наверное, баба Катя прикатила – да?
М: -   А потом, баба Катя та приехала, и взялась за нас.
С: -   Она же врач.
М: -   Ну!   Ну и она тут, наверное, с пол месяца – больше
          жила – баба Катя.   Ну, четверть привезла целую,
         этого всего.   Вот.   Лекарства.   - Что это, Катерина?
         - Как, она, её называла?   Перфильевна, что ли?
         Или как?
С: -   Но!   А, баба Маша-та?
М: -   Нет!   Катю-та?   Она величала, как-то?
С: -   Ну, баба Маша?
М: -   Ну!   Баба Маша!   Катерину!   Как-то величала?
С: -   Ну, Перфильевна!   Ну, наверно Перфильевна?
М: -   Перфильевна, она вроде говорила.
С: -   Ну так она, наверное, и была?
М: -   Но!   Баба Маша: - Что это такое за лекарство?
         - А это у нас такая…  Каракатица.  Она нас снабжает.
         - Она ей всё рассказала.   Катерина.
         - Надо же, говорит, кто бы мог подумать это.
         - И мы ведь это, не от неё пьём, а её цветы.
         Варят сначала ведь их – цветы, их кипятят.
         Сначала вымоют горячей водой.   Потом холодной.
         Потом ещё горячей водой.   Промывали всё.
         А потом варили.   Вот.   Кипятили!   И вот, говорит,
         оно очень полезное!   Я  столь людей, говорит,
         вылечила за это.   Оно и от этой – от тифа и от
         холеры, от, ото всего помогало это всё.
С: -   Универсальное средство было – да?
М: -   Да!
С: -   И операция.

                451

М: -   Вот.   Врачи, все, в восторге.   Просто удивились:
         - Что это такое?  Откуда же это такое?  В Новгороде!
         Потом отец, опять ездил – привёз для больницы.
         Наладил там.   В деревне Кривандино.
С: -   А, Дмитрий-та?
М: -   Ну!   Много он привозил.   Целых два ящика привозил
         бутылей.   Такие – литровые, набрали.   С этим?
         Как его?   Кажется – Трошкин и Башмачин – вот эти
         приезжали!
С: -   И вылечили, и потом домой увезли – да?
         Бабу Машу.
М: -   Да!   И потом отец, меня домой.   Из Новгорода
         в Кривандино.   Цыган, меня, домой вёз.
С: -   Аа.   А баба Машу - ещё лежала – да?
М: -   Она лежала ещё, месяца, наверное, три, лежала.
         Отец – Дмитрий ездил всё к ней.   Но, а  я
         и приехала – ещё на человека мало
         походила – скосоротившись, вся.
С: -   Это, где-то ещё в шестом году?
М: -   Но!   Меня, эта?   Баба Катя всё – Катерина
         Александровна хочу сказать.   Перфильевна!
         Нянчила.   А, я  её…
С: -   Да!   Перфильевна!
М: -   Перфилий Александрович!
С: -   Это её Александрой звали – Александра.
         То, что у неё – Александр второй.   Супруг.
М: -   Ну!   А её всё – бабушкой Сашшихой звали.
         Бабушка Сашшиха!
С: -   Но, Александрова.   Ха, ха.
М: -   Так – Сашшиха, Сашшиха, была всё время.
          Но и вот – она меня лечила!
С: -   В смысле с…
М: -   А потом она…   Мы на печке спали, и она положила
         свою голову мне на колени, и говорит: - Как хорошо
         я  усну.   - И уснула.   Я: - Баба Катя?   Баба Катя?
         А она…

                452

                Джимми.

М: -   Меня тётя Паша всегда сохраняла.
         Не так как тётя Катя.
         Но тётя Паша, она исключительная женщина.
С:  -   Она сохраняла тебя больше – да?
М: -   Да!   - Ты смотри же за девочкой.
         - Всегда она говорила.
         - Ты дочка, еже ли что, ко мне приходи, и никто нас
         никогда ни тронет.   – Вот она всегда так говорила.
С:  -   А у них, большая собака та была – да?
М: -   Да!  Она меня, так, любила.  Как  я  приду – она меня
         облапает, и вот так лапой берёт меня и ведёт.
         За это, лапой берёт и ведёт в комнату.   Ложись!
С:  -  Ха, ха.   Ложится?
М: -   Но!   - У-у.   - Ложись, дескать.
С:  -  А, что она ляжет и ты – да?
М: -   Но!    И будем спать.   И эта?   Тётя Катя приходит…
С:  -  Это у тёти Паши – да?
М: -   У тёти Паши, да!   И она, вот так, эта собака…
         У ней постель постелена.   Она там ложится.
         А нас уложит.   И: -  У-у-у.   - Ха.
С:  -  А, но вы не на пол, а на кровать, или ещё, что там,
         у вас?
М: -   На кровати!
С:  -  На кровати.
М: -   А у ней там, какой-то такой, не поймёшь…
С:  -  Она, цветом, какая была?
М: -   Она желтоватая немножко была.
С:  -  А ты говорила…
М: -   Красивая, курчавая такая собачка.
С:  -  А ты говорила – чёрная там ещё была.
М: -   А чёрная, она ушла.   Её брат увёл.
С:  -  Аа.
М: -   Понравилась она ему – чёрная.
         Смолкой, он её звал.   Чёрная.

                453   

         Ой, она всё злилась, эта вот – рыженькая.
С:  -  А, они вдвоём, никак – скандалили – да?
М: -   Но они всё время двое были.
С:  -  Аа.
М: -   Я  вот пойду на речку – там такая рыбная была
         речушка.   Пойду, и они со мной,
         и чёрная и эта – рыженькая.
С:  -  А, это у тёти Паши – да?
М: -   У тёти Паши!   И мы столько рыбы наловили
         с тётей Пашей.
С:  -  Дак, а как, чем, удочкой что ли?
М: -   Нет, сеткой!
С:  -  А, сеткой.
М: -   А такая эта, как её?
С:  -  На палке – да?
М: -   Нет.   Но, на палке, но, как-то их называли.
         Просто идёшь вот так и, и полная эта.
С:  -  Столько рыбы было – да?
М: -   Ага!   И вот, знаешь, сколько мы рыбы наловили.
         И привезём, этой самой?   Крёстне!    И они, прямо,
         довольные были, что рыбой нас кормите.
С:  -  Дак, а у тёти Паши, и Паша, это дочка-та её, тоже
         рядом с тобой всегда бегала?   Нет?
М: -   Да!
С:  -  Бегала – да?
М: -   Ну!   Тётя Паша.   А они рядом жили почти.
С:  -  Аа.
М: -   Вот также вот, как этот дом был.
С:  -  Нет, дак, а с девочкой Пашей вы вместе?
М: -   Как?
С:  -  Ну, девочка-та, вместе с тобой, наверное, всегда
         бегала?
М: -   Да!   Мы, друг без друга – тётя Паша и эта,
         Пашина дочь.
С:  -  И Катя маленькая  - да?
М: -   И Катя маленькая!   Тёти Катина дочь.

                454

С:  -  Аа.   Катя Катина – да?
М: -   И вот мы всё время…
С:  -  Дак, тогда и Маринка бегала.
М: -   А?
С:  -  И  Маринка, тогда, наверное.
М: -   Да!   Все вот тут вот мы!
С:  -  Аа.   Значит, ты не одна бегала-та?
М: -   Нет!   
С: -   А и ещё и Маринка.
М: -   И Маринка!
С:  -  И Катька маленькая и Пашка маленькая – да?
М: -   А это Паша та, это уже тётка!
С:  -  Нет!   Но  я  имею в виду Пашину Пашу.
М: -   Ну!
С:  -  Девочка.
М: -   Девочка!   Тоже Пашей звали.
С:  -  Но это у них, где-то там – на ихней земле, что ли?
М: -   Ну, в Ленинграде, где-то там.
С:  -  Нет, но  я  имею в виду – на усадьбе на ихней – да?
М: -   На ихней - да!
С:  -  Рыбачили.
М: -   Да!
С:  -  Да.
М: -   А тут, по леву сторону – жила Фелисада.
         Там вот змей много было.
С:  -  Аа.
М: -   Вот.   А она ушла оттуда, Фелисада, из-за змей.
         А  я  говорю: - Зря ты ушла, я  бы их вывела.
         Они бы все ушли.   Ну а они, всё-таки, хорошую
         квартиру получили.   Там эта, Фелисада – Фелисада
         Семёновна и Фелисада Александровна, была.
         Это Александровна – это у нас она готовила.
С:  -  Аа, повар.
М: -   А Семёновна – это вот там.
С:  -  Этого, генерала-та?   Жена.
М: -   Да!

                455   

С:  -  Или адмирала?
М: -   Но  я  не знаю кто он такой.  Он сильно меня любил.
         - Ой, какая девочка умная.
С:  -  А он, усатый был?
М: -   Усатый!   И рыжеватый.
С:  -  А ты, как его называла?
М: -   Никак.
С:  -  Ну как?   Ну…
М: -   Его дядей Серёжей звали.
С:  -  А, вот и…
М: -   Дядя Серёжей называла, и, усатый,
         дядя Серёжа, ха, ха.
С:  -  Ха, ха.
М: -   У него усы были.
С:  -  Ну это тебе уже, после…  – до коронации, и после
         коронации.   Да?
М: -   Да!
С:  -  Ну это, где-то, три года – да?   Тебе было.   Вот.
М: -   А там ещё был, ещё какой-та генерал - старый
         генерал!   Вот тот уж меня любил, не знаю как.
С:  -  Дак, а звали, или, как прозвище его?
М: -   А его Данил Семёныч.
С:  -  Аа.
М: -   А у него старушка была – жена.   Такая – всё
         с палочкой ходила.   Уж старые они были.
         Уж, наверное, девяносто с лишним лет было им.
С:  -  Ну знатный, наверное, был – да?
М: -   А уж, что ты!?   За него, прямо, все горой стояли.
         Вот этот, который рассказывал-та.
         Дак он же говорил ( по телевизору ).   Мы, говорит,
         над ним тряслись.   Он очень добрый и умный
         и настойчивый.   Делал своё дело.
         - Вот он, как-то раз рассказывал, как его?
С:  -  А, историк-та?
М: -   Ну!
С:  -  Ну, да  я  и не помню.   В общем…, а бабку его как

                456   

         звали?   Жену.   Ты, наверное, как-нибудь знаешь?
         Помнишь.
М: -   Кажется Вера Александровна.
С:  -  А, Вера Александровна.
М: -   Я  же говорила?
С:  -  Нет!
М: -   Нет?
С:  -  Но!
М: -   Но, Вера Александровна.   Это, какой-то Александр
         был ещё.
С:  -  Ну ясно, конечно.   Может это, дочь может
         Александра первого.
М: -   Наверное.   Вот.
С:  -  Дак, а ты с ним тоже на рыбалку ходила, что ли?
М: -   Да мы все ходили, кучей целой.
С:  -  Аа.   Он ещё…
М: -   Рыбы столько наловим…
С:  -  А он ещё ходил?
М: -   Ходил!   С палочкой, ну всёравно ходил.
С:  -  А - с палочкой.   И вы ему, наверное…
М: -   А он, какой рыбак?!
         И он, как ловит – исключительно!
         Дак, прямо  я  не знаю.
С:  -  Этой, сеткой – да?
М: -   Он меня и научил, как ловить рыбу.
         Я  и в деревне – пойду было, туда в эту?
         Ну, мост на Хвойну – где Минцы.   Я  тогда…,
         мост пройду, туда заверну.   А у меня сетка большая
         такая – сачок!
С:  -  Ну, на палке – да?
М: -   На палке!   Но  я  тогда, вот так вот – хожу,
         хожу – кружу.   Они бегут – рыбы.   А тогда – раз,
         поддену.   Ну – еле, еле тащу – до моста.
         Кричу: - Помогите, идите.
         - О, это наша идёт.   Смотри-ка она, сколько рыбы
         наловила.   Вот молодец.

                457

         – Я  и им надаю рыбы – кто мне поможет.   Но…
С:  -  Дак это Данил – он учил тебя.   А как вот он учил?
М: -   Как?
С:  -  Но, как, ловить-та рыбу?
М: -   Но вот так вот: - Иди вот так тихонечко, чтоб они
         не заметили.   А потом – раз, и попались они.   Вот.
         - Эй, говорит.   - А он всегда бывало вот так:
         - Вот попалась штучка, стой, не уйдёшь из сети.
         - Ха, ха.   Но и …   ой, а он, как, рыбу ловил, о-о-о.
С:  -  Дак он, что, моряк что ли?   Был.
М: -   Моряк!
С:  -  Моряк.
М: -   Закадычный моряк.   Он…
С:  -  Адмирал, что ли?
М: -   Да!
С:  -  Адмирал.
М: -   Он всех ребят – молодых и пожилых, и всяких…
         Всех их учил.   – Вот так надо делать.
         Вот на море-та бывало так.   Бывалычи, так вот
         ловили-та рыбу-ту…
         - А мы, когда приехали в эту, но, на море приехали.
С:  -  А, это на корабле-та?
М: -   На корабле та.   А это?   К Немцам приехали когда.
С:  -  Аа.   Это, когда ты поехала кораблём.   На…   Но!
М: -   Кораблём-та ехала?   А он мне рассказал:
         - Как будешь, вот, ехать, а там такой заливчик есть.
         Вот туда шмыгни, туда.   – Это така у него поговорка
         была.   Но  я  и шмыгнула.
С:  -  И там наловишь – да?
М: -   И там наловишь!
С:  -  А, дак ты просто попросилась, что ли?   В заливчик.
М: -   Дак мы не могли – этот, наш корабль, не мог выйти.
         Столько мы рыбы на этом – сачком наловили.
С:  -  Да, но уж так совсем на корабль…
М: -   Но мы же на корабле стояли-та.
С:  -  Аа, дак ты попросилась, чтобы остановились, что ли?

                458

М: -   Да!   Потому что  я  уже держать не могу.
С:  -  А, ты на залив попросилась туда – да?
М: -   Да!
С:  -  Вот.
М: -   И потом, матросы, все, по выбежали.  Они уже знают
         как.   - А, ой, вот умница.   Надо же как.   Я, говорит,
         десять раз старался, и у меня не одна рыбина не
         попалась.  А посмотри, говорит, у ней сколько рыбы.
         Да и рыба отличная.
С:  -  Дак вы на военном корабле-та – да?
М: -   Но!   На военном!
С:  -  Аа.
М: -   Но и мы, и тогда эти, как их – Немцы самые
         эти – генералы-та?   - О-о, гости-та, какие отважные
         приехали…
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   С рыбой.
С:  -  А, это, когда уже туда до места – да?
М: -   Но!   До места.   Ну и…,   а рыба, знаешь, какая?
         На вроде бы тайменя, но, другая, какая-то.
         Ну, рыба вкусная, хорошая рыба – жирная.   Там…
С:  -  Ну, мама, что, она крупная что ли – таймень?
М: -   Крупный.   Но, а таймень-та, вот какой!
С:  -  На пятьдесят сантиметров?
М: -   Да!
С:  -  И, такие, ты могла.   Или это уж моряки там
         стали – да?   Ловить-та.
М: -   Но у меня сетка та большая ведь.
С:  -  Аа, а они помогали – да?
М: -   А они уже помогали.  Я  уж не могу же, рукой-та
         справиться.   Я…
С:  -  Но ты же ещё ребёнок, что там.
М: -   Но кого  я  там ешё.   Но, а они уже, тут, вытащили.
         И говорит: - Ну, ловкость у ней есть.
С:  -  Ха, ха.   А ты просто…
М: -   И, как, я  это – раз и готово.

                459

С:  -  А, завести-та ты заведёшь.   А вот вытянуть…
М: -   А тащить-та уж  я  не могу.   Я  и им рассказывала.
         Я, говорю: - Я  вот…   пойдёмте со мной.
         Я  вот ловить та сумею, а тащить – у меня рука
         болела.   Я  три года болела, с рукой-та.
С:  -  Это, ну да!
М: -   Но, а там один.   Фамилия – Данильчук был.   Это…
С:  -  Моряк?
М: -   Моряк был!   И этот самый?   Немец!   Моряк!
С:  -  Он, он немец – да?
М: -   Немец, да!   Но мы к немцам приехали?!
С:  -  А ты говоришь – Данильчук.
М: -   Нет!   Но!
С:  -  Но, Данильчук, что, он немец был, что ли?
М: -   Немец!   Немец был – чистый немец был!
С:  -  А почему фамилия такое – Данильчук.
М: -   Но так дано было.
С:  -  Ну и что?
М: -   Ну и вот он встретил нас, и приказал всем, что бы…
         - Жарьте и парте, и, рыба хорошая.   
         Гости у нас дорогие.   Приехали.   И привезли,
         столько, рыбы, что мы и в глаза не видели никогда.
С:  -  Ха, ха, ха.   У них же наловили – да?
М: -   Ну!   У них рыбы полно, а они не ловят. 
         А оно – не умеют.   И вот, я этого генерала и научила
         ловить.
С:  -  Данильчука – да?
М: -   А?
С:  -  Данильчука?
М: -   Данильчука этого и научила.   Говорю – вот так меня
         Митрий учил.
С:  -   А какой же Дмитрий?   Тебя же этот-та – Данил учил.
М: -   Но, Данил!
С:  -  А тут - Данильчук.
М: -   Но!
С:  -   Ха, ха, ха, ха.   Надо же.

                460

М: -   Вот давай, говорю, учись, как ловить рыбу.
С:  -  Но!   Дак…
М: -   А  я  их заманиваю, так, тихонечко.   И они все идут,
         идут, идут, а потом  я – раз!   Там у меня такая
         маленькая  дырочка.   Я  её сразу – раз и затяну.
         Затяну – ей же вылезти никак нельзя.   Рыбе.
С:  -  Дак, а это в сачок – да?
М: -   Так в сачок.   Ну!
С:  -  А дак ты просто выставляешь туда.
М: -   Я  выставлю…
С:  -  А они потом…
М: -   Вот такую потом дырочку сделаю.
С:  -  Ну правильно!   И водишь, где эта рыба есть.
         Ты её, так, подставляешь.  Сачок.
М: -   Но, а она вся идёт, и с таким удовольствием идёт.
С:  -  А ты, сачок, просто подставляешь.
         Они туда и заходят - да?
М: -   Но!
С:  -  А вытащить, конечно…
М: -   У меня там, прикормка, всё это…
С:  -  Ну правильно, а вытащить-та уш не можешь.
М: -   А силы у меня не хватает.
С:  -  Ну правильно.
М: -   Они же здоровые вот какие, рыбины.
С:  -  Ну правильно.
М: -   Толщиной, как пол-литра.   Где же  я  вытащу-ту?
         Они такие мясистые, а жирная-та какая - рыба.
         Но, а потом…   А там, это – тоже Фелисада была
         Фёдоровна – такая.   – Ну, дочка…
С:  -  Это в Германии?
М: -   На Германии!   - Ну и накормила.   Мы же, у, рядом,
         рыбы, а рыбы ни бачим.   – А  я  говорю: - Ты что,
         хохлушка, что ли?   На её – ты что, хохлушка, что ли?
С:  -  Дак она, что…
М: -   Да  я  была, говорит, ведь  я  родом-та с хохляндии,
         но он меня украл.

                461

С:  -  Этот Данильчук?
М: -   Да!   Я, говорит, хохлушка – чистая хохлушка!
С:  -  А он женился на ней.
М: -   Но, он украл и женился.
С:  -  А у них дети были – да?
М: -   У них – три парня и девочка была.   А две девочки
         были приёмные.   Не знаю, откуда они взялись.
С:  -  Нууу, приёмные, да и всё! что там.
М: -   Вот.   И вот  я  этих девчонок, приёмных, и научила
         так.   Вот давайте вот так.   И будете восхвалы,
         и вас они любить будут.   И вот они всё время
         вот так делали.
С:  -  Ловили рыбу – да?
М: -   Они рыбой кормили всех.
С:  -  Ха, ха.   И такие сачки же сделали?
М: -   Да!   Я  один сачок ей оставила.   Родной дочери.
С:  -  Ну и что?
М: -   Вот така, а такой ещё сделаете.   Пусть твой брат
         свяжет.   И ты учись – вяжи!
С:  -  Дак, а их как звать-та?
М: -   Кого?
С:  -  Девчонок.
М: -   Одну…   Ой, подожди, забыла уже.   А вспомню,
         подожди.   Одну Санькой звали, другую Зоей.
С:  -  Ну, смотри, вот они видно русских туда увезли.
М: -   Да!   Они русские были!
С:  -  Но!   Вот русских туда увезли – к себе.
         Сами русские, и русских туда увезли.
М: -   Но!
С:  -  Видно беспризорных детей.
М: -   Да!   Но, не было родителей.   Война же была.
         Ну а они…
С:  -  Это в десятом году – да?
М: -   Да!
С:  -  Видно война была.
М: -   И так они там и были.   Я  ещё маленькая была.

                462

         А вот  я  могла это всё, это делать.
С:  -  Мама?
М: -   А у нас, видишь, на Хвойной – там же…
С:  -  Но это ты уже после, как, это?
         После деревни, туда ездила.
М: -   Кого?
С:  -  После деревни тут уж ездила?
М: -   Да!
С:  -  Тут уже под концом.   Царствования.
М: -   Но, я  же ездила – но, пойду Окорокатицу покормлю.
         Пойду, рыбы наловлю и ей дам.
С:  -  Ну да, правильно!   Ага.
М: -   Опускаю, и  я, её кормила, и всё.   Она же ела
         тоже, Каракатица – паук, как слон, а плавает.
С:  -  Рыбу – да?
М: -   Да!
С:  -  Но у неё, там, в озере не было рыбы?
М: -   Нет!   Там не было.   Там рыбы.   Такая – щука.
         Она её и не ела.
С:  -  А, дак она этих…   Ты что, живых бросала рыбок?
М: -   А?
С:  -  Рыбу-ту бросала, живую бросала ей?
М: -   Да!
С:  -  И она, вылавливала её – да?
М: -   Там!   Но она плавает и…   А жить не живёт в этом
          озере  -  рыба.
С:  -   Кто?
М: -   Но подыхает.
С:  -   Рыба-та?
М: -   Да!
С:  -  Но правильно.   Видно вода такая.
         А эта Каракатица – нормально ей.
М: -   А Акаракатица – её, с ней расправляется – ест.
С:  -  Ну правильно, но как питание ей.
М: -   Но!
С:  -  Дак это уже ты потом ездила в Германию?

                463

         Уже взрослая.
М: -   Да!   Потом!   Конечно!
С:  -  Уже по взрослей, была – да?
М: -   Да!
С:  -  А, это уже, когда ты три года отболела,
         а потом и ездила.
М: -   У нас…   баба Катя заболела.   Она говорит: - Я  бы
         одну рыбку и эту…   крошечку рыбки поела бы.
         - Сейчас, я  поеду.   Но  я  поехала, на эту?
С:  -  На речку?
М: -   На, но, зимой было дело-та?!
С:  -  А, на озеро?
М: -   Нет!
С:  -  На речку.
М: -   А чё  я  на озере возьму – щуку?   Она её и видеть
         не хочет.  Но, и  я  ей…   и одна тайменина попалась.
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   Откуда она взялась?
С:  -  В речке?
М: -   Да!   Вот в этой?...
С:  -  В прорубе?
М: -   Нууу…
С:  -  Ну, в прорубе, ты её заловила?
М: -   Нет!   Она бежала, она не застывала никогда.
С:  -  А, и ты там…   Бросила сачок в реку.
М: -   Хвоинская река, она там – такая проточка шла,
         и никогда она не застывала.
С:  -  А ты что, бросила туда?
М: -   Ну, а  я…
С:  -  Сачок?
М: -   Сачок, маленький бросила.   И попади…
         эта вот самая…
С:  -  А, маленький сачок.   И она туда залезла – рыба.
М: -   Она залезла.   Небольшой сачок.
С:  -  Аа.
М: -   Ну и…   Я  привезла.   Ой, она прямо, торжествовала.

                464

         Катерина.   – Ну, ну дочка, дак как  я  тебе
         благодарна.   Я, говорит, поем, дак  я  жива, буду,
         а то  я  думала, умру.
         - Ну и всякой рыбы  я…   И потом – окунь речной.
         Он очень хороший.   Чистая рыба!
С:  -  А, кроме этого, ты ещё и окуня наловила?
М: -   Окуня наловила, и потом, эту самую, какую ещё
         Рыбу-ту?   Таймень!   А потом эту?
         Ой, какая-то рыба была ещё, очень хорошая рыба.
С:  -  Ну и…   В общем, накормила её – да?   Бабу Катю.
М: -   Но!   трёх сортов рыба была.   И она утром приходит
         и говорит: - Митрий Филипыч?   Я, как, благодарна-та,
         за вашу дочь.   Она меня накормила всякой рыбой.
         - И это?   И ещё, самую-ту хорошую рыбу – она
         такая…   В пирог идёт сильно.
С:  -  Таймень?
М: -   Нет не таймень.
С:  -  А, может, ещё там…
М: -   Ещё-та, как же её, вот, но надо же вот,
         забыла все рыбы.
С:  -  Но в общем…   А, пирог испекла что ли?
М: -   Ленок!
С:  -  А, Ленок.
М: -   Ленок.   Она же – мясистое, жирное, хорошая рыба.
- И я пирог вот и спекла вам.   Давайте будем
         кушать!   - И, говорит: - Вот.   А сегодня, говорит, я,
         мне лучше стало.   Я, вот, водки нагнала.
         Свеженькой принесла.   Давайте-ка!
         - И, ой, такой пирог она спекла – вкусный, хороший.
         Она стряпать мастерица была – баба Катя.
         Ой, хорошая была женщина.
         Ой, Я, хоть немножко её захватила.
С:  -  Ну вот, как же ты…   Это, как тебя в пять лет
         привезли.   Ты…   Так она и нянчилась
         с тобой – баба Катя.
М: -   Но!

                465

С:  -  Так, больную такую тебя привезли в деревню
         Кривандино.   Она всё время сидела с тобой.
М: -   И лечила и…
С:  -  Лечила и…
М: -   А потом Окорокатицу эту опознала.   Обнаружила.
С:  -  Ага!
М: -   И всё, вовсе…   А народу-ту ездило к ней – всех
         лечила!   Вот.
С:  -  Мама?  А вот это?   В самом Петрограде, ты там вот,
         гуляла, ходила, играла.   Вот, как вот, играть одной
         приходилось.   С собачкой – да?
М: -   А она…
С:  -  Когда маленькая была ты.
М: -   Как-то она со мной ни ходила.
С:  -  Собачка – да?
М: -   Нет!   Мне крёстна купила – рыженькую, хорошую
         собачку, небольшую такую.
         Красивая мордочка была.
С:  -  А как ты её звала?   Это вот ту,
         которую Джимми звать?
М: -   А?
С:  -  Которую, звать Джимми.
М: -   Да!
С:  -  Аа.   Ну, вот видишь.
М: -   Это, с этой, с какой-то страны привезённая.
С:  -  Ну, с Дании…
М: -   Они ездили и вот Джимми…
С:  -  Это с Дании?
М: -   Так её и звали – Джимми!
С:  -  С Дании или в Америку ездили?
М: -   Я не знаю откуда.
С:  -  Наверное в Америку или в Канаду ездили.
М: -   Но она меня так любила…
С:  -  Эта собачка – да?
М: -   И вот ежели задумает она, куда идти – меня за подол
         тянет, и пойдём.

                466 

С:  -  Хы, хы, хы.
М: -   И пойдём.   Один раз, она заметила, что змея
         на меня шла.   И она за подол меня оттащила.
         А ту – змею, скрутила, и всё.   Вот, какая была
         собака.   Вот с такой собакой не пропадёшь.
С:  -  Дак она маленькая же была – да?
М: -   Но небольшая, но…   А этот разве большой был – как
         его?   Змей-та ловил, как его?
С:  -  Тузик?
М: -   А?
С:  -  Тузик?
М: -   Нет!   Как-то его называли – в Индии.
С:  -  Но, в общем, вот этот Джимми с тобой, это,
         неразлучные, вы с ним – да?
М: -   Он же жил, где-то в таёжном месте, в таком лесном.
         Змей много было.   Он давил их всех.
С:  -  А, вот этот Джимми – да?
М: -   Да!   Джимми!
С:  -  Аа.
М: -   И вот они привезли мне Джимми.
         И он меня…   он чувствовал – змея сейчас придёт.
         И он на неё…   а у него лапы толстые были, какие-та
         такие.   Такой лапой он встанет на змею и всё.
         А она и отказала.
С:  -  Но он пёстренький был – да?
М: -   Да!   И мы тогда – я  его беру за поводок – скажу:
         - Пойдём милый, не тронь, пусть она лежит.
         Сдохнет скоро.   Вот.   Вот он хороший был.
С:  -  А девчонки, сёстры твои, играли с ним или нет?
М: -   Они его боялись.   Она их, его, это?   Он их, кусал.
С:  -  А, гонял, отгонял их.
М: -   Гонял их!   Он оскалит зубы – они бегут бес
         памяти от него.   А меня, за подол тянет, и пойдём.
         И всё.   Вот.
С:  -  И так вы вдвоём и бегали, дурачились.
М: -   И ходили, дурачились, и на море убежим, и там рыбы

                467

         наловим, её.   Он рыбу очень любил.   Вот.
С:  -  Дак, а ты её, как?   Просто, то, что она вот вылетает.
         Ты и ходишь и собираешь.
М: -   А она ко мне летит, и откуда, я  не знаю даже.
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   А вот эти парни-та все говорили:
         -По сколько я буду  жить, и буду помнить,
         как в твой фартук рыба летит.
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   Вот.   И вот…   а один приезжал к нам в Кривандино.
         Ещё отец живой был - Дмитрий.
         И он ему рассказывал.
         - Вот знаешь, говорит…
С:  -  Это Дмитрию он говорил.
М: -   Дмитрию!   Рассказывал!   - Мы, говорит, с ней
         ходили рыбачить.   У нас ещё один – два спаршика
         нас было.   - Ну, как-то, я, они называют.
С:  -  Ну, звания.   Но, в общем…
М: -   Звания-та ихнее.
С:  -  Ну, да!
М: -   Я  то их не могу назвать.
С:  -  Они же солдаты.
М: -   Но!   - И вот она говорит: - Пойдёмте рыбу
         посмотрим.   Может наловим там, где-нибудь.
С:  -  Ха, ха, ха.
М: -   Девчонок мне охота, говорит, угостить.
         - А у меня фартук был такой – широкий такой,
         красиво сшито.   Ну и я так захватила фартук.
         - А что ты держишь фартук?   - Может, кто-нибудь
         и прилетит ко мне.
С:  -  Хи, хи, хи.   Это в трёх летнем-та возрасте – да?
М: -   Да!
С:  -  Ха, ха, ха, ха.
М: -   Но, девчонка?!   Но, девчонка?!   Три года, говорит,
         а она, что-то больше нас соображает.
С:  -  И поставишь фартук, и они прямо в фартук

                468

         падают – да?
М: -   Но!   И вот они, знаешь, вот…   Я  вот один раз,
         во сне даже видела.   И вот так вот она летит,
         и мне в фартук.   И будто у меня этот фартук
         порвался.   Я  давай его скорей зашивать.
         Но, а у меня фартук новый, и у неё…
с:  -   А, это тебе во сне уже приснилось.
М: -   Во сне уже снится!
С:  -  Аа.
М: -   Вот.   А её – его мать приехала.   Вот этого, который,
         последний остался.
С:  -  Солдат-та?
М: -   Солдат-та!
С:  -  А её, как звали?
М: -   Её, так, как меня – Анна Георгиевна была.
С:  -  А его звать как?
М: -   А его Данилкой!
С:  -  Тоже Данил.
М: -   Да!   Тоже Данилка был.
С:  -  Видно тогда много было, Данилов.
М: -   А много, везде, кругом – Данил, Данил, Данил.
С:  -  И Иван.
М: -   Ну!   Иваны да Данилы были.   Да Анны дурочки.
         Вот и всё.   Она и говорит: - Пошла бы ты?
         Вот была бы, были бы вы взрослые, как мой
         сын – пошла бы ты за него замуж?
         - Да  я  бы хоть сейчас пошла бы.
С:  -  Ха, ха.   Надо же.
М: -   Такая я была – ветер в поле.
С:  -  Ха, ха.
М: -   Я  его люблю - говорю.   И так  я  его
         и не видела больше.
С:  -  Мама?   Но он, как охрана был – да?
М: -   Конечно!
С:  -  У тебя – да?
М: -   Он меня охранял, не знаю как.   А один раз

                469

         Мы…   – такая высокая там вышка.   На эту вышку
         забрались, и к нам змея – длинная пере длинная…
С:  -  Тоже залезла – да?
М: -   Залазить стала.   Но он с пистолета её убил.
         Она нас бы сожрала.
С:  -  Но, сожрала, не сожрала…
М: -   Но, замотала бы.
С:  -  Наверно специально её туда посадили, что бы вас
         там…   Тебя укусить.
М: -   Кого?
С:  -  Тебя прижалить.   Ужалить.   Но нарошно наверно
         туда её…
М: -   Нет, не нарошно.   Просто, она с моря вылазит.
С:  -  А.
М: -   Она ни на одну меня.   Она многих таких вот…
С:  -  Кусала – да?
М: -   Да!   Укусит и всё, и не шевельнёшься.   И сама уйдёт
         в море.   Большущая серая  змея, толстая.
         А длинная – не возможно какая.   Но он её убил.
         Убил и…   Там такой якорь у него был сделанный.
         И этим якорем…   Они с Андреем.   Андрей, ещё был
         парень.   Вытянули и подвесили её на это…
С:  -  Кверху туда – да?
М: -   Кверху!   Я  забыла, как его называют-та.
С:  -  На пароход?
М: -   Нет!   Ни на пароход.
С:  -  А, просто, где-нибудь на что-то – да?
М: -   Там такая возвышенность.   Ну и…
         А они её, значит…
С:  -  Ну, и вороньё будет клевать.
М: -   А?
С:  -  Вороньё-та и будет клевать там.   Что ещё.
М: -   Вороньё-та уже тут заветрилось, но он, как стрелять
         начал – вороньё всё улетело.
С:  -  Ага.
М: -   Надо посмотреть, этим – людям научным.

                470

С:  -  О.
М: -   У ней три жала было у змеи у этой.   Понимаешь,
         нет?   Я  никогда не видела, чтоб у змеи три жала.
С:  -  Что, три головы что ли?
М: -   Видимо так.   И одна только верхняя – натуральная.
         А остальные-та все…
С:  -  А, ну ясно.   В общем – три зуба было у одной змеи.
М: -   Нет!   Три головы!   Понимаешь, нет?
С:  -  А, трёхголовая?
М: -   Да!   Одна голова только видна была,
         а этих не видно.   А вот самая последняя, и самая
         ядовитая была!   Голова.
С:  -  Дак, а как, не видно, куда она…?
М: -   Но вот, как-то  я  не знаю.   Потом мы рассматривали.
         У ней, значит, вот голова, и ещё голова,
         а тут большая голова, которая…
С:  -  Но, какой-то мутант, видно, змея.
М: -   Я  не знаю, какой-та…   Вот в Ленинградской…
С:  -  Видно раньше были, что…   Такие, змей Горыныч-та.
М: -   Да!   Как змей горыныч.   Настоящий!
         Ну и тут убили всё-таки её.   И не стало.   Стали…
         А то нельзя было купаться в этом море.
         Там море такое – исключительное, красивое
         и чистая вода.   И люди даже поправлялись ей.
         Этой водой.   А вот эта вот – змея, съедала их.
         Людей.
С:  -  Но, кусала их.
М: -   Да!   Ну и не стало змей.   Куда-то все ушли.
         Был слух, так, от Митрия, что, говорит,
         вся природа ушла…
С:  -  Ага.
М: -   Ихняя.   Все ушли, говорит, оттуда.   Бояться стали
         змеи людей.   Но  я, говорит, семь штук их с берданки
         шлёпнул.   И там не стало.
С:  -  А, там, в этой, в смысле, в Турции?
М: -   А?

                471

С:  -  В Турции?
М: -   Но!   это вот, где, ни Багир жил, а,
         ещё там другие жили.
С:  -  Но, Турция, мама?   Турция.
М: -   Турция, наверное!?
С:  -  Слушай?   А вот с этой?   С Джимми…
М: -   А потом они куда-то дальше в другое место
         ушли – уплыли.
С:  -  Мама?   Дак, тётя Надя, вот, ездила, и оттуда
         с Дании и привезла тебе эту Джимми – да?
М: -   Да!
С:  -  Вот, когда ты уезжала, ты её не стала брать – да?
         С собой.
М: -   Нет!   А, её, хозяин приехал, забрал.
         Который, мне дал её.
С:  -  Ну, тётя Надя у него брала?
М: -   Вот, тётя Надя, но о…   Тёти Надин приятель,
         приехал и взял.
С:  -  Ага.   А это…
М: -   Я  наказала, что, пусть заберут её.
         В деревне, там, собаки злые.
С:  -  Они покусают её.
М: -   Они её искусают всю.   Её нельзя там.
         Она очень вежливая, такая, интересная собака.
С:  -  А вот они, когда вот, якобы, царскую, семью убили.
         Там, мол, Джимми была.   Может, похоже, была
         просто?
М: -   Ну может быть.   Нет.
С:  -  Но, ты, у девчонок же спрашивала, говорила,
         что это не та собака – да?
М: -   Нет!   Её сразу забрал этот.
С:  -  Кто?
М: -   Как-то его звали – Селифан какой-то, что ли?
         Вроде так.
С:  -  Селиван?
М: -   Селифан Селифанович!

                472

С:  -  А, Селифан, ха, ха, ха.
М: -   Но!   какие-то не русские.
С:  -  Но, Дания – да?   Из Дании?
М: -   Но!   Селифан Селифанович забрал её и увёз.
         Она, видишь, убивала этих, кусала змей.
         И змея, погибала.
С:  -  А, ну, в общем, она знала, как змею…
М: -   Но!
С:  -  Убить.
М: -   Она вот как, ну как их?   Вот помнишь, она укусила,
         эту, змею-та укусила.   Парня-та чуть ни съела.
         Змея.   Я  забыла, как их звать-та.
С:  -  Ну и что?   И тоже собака хорошая – да?
М: -   А?
С:  -  Тоже собака хорошая?
М: -   Да она, как вроде, собака.   Но она очень умная была.
С:  -  Нет, ну дак она же собака.   Причём же,
         как вроде собака.
М: -   Ну собака!   Ну и собака и, и, такая ещё была…
         Ой, я забыла, как его назвать-та.
С:  -  А, Индийский-та?
М: -   Но!
С:  -  Тики, тики так-та этот?   Рики тики так?
М: -   А  я  не знаю.
С:  -  Но, как-то их там зовут, этих.
М: -   Но!
С:  -  Но дак, то, как белка – такой.
М: -   Да!
С:  -  А то же собака-та.   Джимми.
М: -   А этот, собака!   А он её - змею, возьмёт, только
         наложит лапу и всё.
С:  -  Лапы большие такие?
М: -   Большие лапы у него – вот.   У Джимми.
С:  -  Ну, специально он обучался, знал, как со змеёй,
         что делать.

                473

М: -   Но!   И она, всё – растянется и всё и готова.
         А он, как на голову…   Вот это бы голова?
         У ней голова-та такая была – у змеи.   А он, как вот
         так вот положит лапу, и всё.
С:  -  В общем, хорошая собачка у тебя была.
М: -   Хорошая была!   Я  не боялась в лес ходить.
         Везде с тётей Надей с этой?   С крёстной ходили
         везде по лесу, и видели всяких, всяких змей.
         И она с ними со всеми справлялась.
         Этот Джимми.
С:  -  Ну значит, он – Селифан, так и забрал, для себя, её.
М: -   Да!   А там очень много было у них змей,
         где они жили.   Как он, говорит, выл, этот Джимми.
         Приезжал он к нам этот Селифан Селифанович,
         туда, в деревню Кривандино.
         Он, говорит, плакал – выл Джимми.
С:  -  Ха, ха.   Что тебя нет – да?
М: -   Ну привык, это?
С:  -  Скучал.
М: -   Скучал!   Конечно!   Но, а меня, видишь?   Отравили,
         ещё сразу же, ещё раз.
С:  -  А вот это?   Ты одна-та гуляла и с этим?
         С собачкой-та Джимми и, куда-нибудь по магазинам
         ходила?
М: -   Да везде!
С:  -  Везде – да?
М: -   Везде!
С:  -  Но вот, какой-нибудь случай расскажи.
         Как вот в магазин пришла, что-нибудь покупать там.
М: -   Но.   А не разрешала брать.
С:  -  Она?
М: -   Да!
С:  -  Чтобы не покупала.
М: -   Ии уух - завизжит.
С:  -  Ха, ха, ха, ха.
М: -   Меня тянет – дескать, пойдём отсюда.

                474

С:  -  Из магазина – да?
М: -   Не надо.   Вот, запищит, завизжит.
С:  -  А почему не разрешала?
М: -   То, что она чувствует, что тут не хорошее.
С:  -  А, не вкусное – да?   Запахи какие-то.
М: -   Ну, запах, этим, она ж понимала.
С:  -  А, ядом?
М: -   Но!   А тут ещё  я  стала разбираться – чувствовать
         запах яда.   Я  вот сегодня, знаешь, лежала вот
         после этого, когда ты ушёл на работу.   Думаю,
         как же мы пили водку?   Она ж ничем ни…
         Змеиным ядом, я  бы почувствовала.
         Я  уже все запахи, эти змеиные, понимаю.   Вот.
С:  -  Нет!   Это газ, наверное, мама.
М: -   Вот.   Они, значит, нам газу, хорошего,
         послали в дверь.
С:  -  Да это вот здесь…   Потом, мама, поговорим.
М: -   Где?
С:  -  Ну это уже тут, домашние.
М: -   Но!   Ну домашние!   Я  и говорю – послали.
         Они специально пришли.
С:  -  Да нет, мама, это…   Что тебе специально.
М: -   А что ты думаешь?
С:  -  Да нет, мама.   Мама?   Давай об этом не…
         Не будем.   Давай вот об той жизни, когда в детстве.
         Что ты вот…   Предали нас все.
М: -   Ой.   О той-та жизни.   Я  вот, как на сестриц-та
         подумаю.   Как они меня обманывали.
         А  я  ещё что…
С:  -  Щипали – да?
М: -   А?
С:  -  То, ущипнут, то ударят – да?
М: -   Но!
С:  -  А что, обманывали?   Конфетки таскали что ли?
М: -   Дак они же наберут…   Вот раньше питьё – ром всё
         там был такой.   Они его отравят, а тогда мне дают.

                475


Рецензии