Часть 4. Возвращение

Как бы не спешили, но ночь наступает неожиданно. Мы выехали на какую-то дорогу-колею, по которой и рассчитывали выйти в район перевала или хотя бы к заливу. Полная темнота поглотила всё вокруг. Не было видно ни одного ориентира, ни огонька. Свой путь продолжали, положившись на интуицию и на то, что все дороги рано или поздно куда-то приведут или где-то закончатся. Рассчитывали ехать ещё час и, если в свете фар мы не заметим ничего знакомого, остановиться на ночёвку. Утро - мудренее вечера.

Всё шло нормально, пока фары не высветили черноту, в которой пропадала наша дорога. Володя затормозил. Действительно, что это впереди? Обрыв - не может быть. Решили, что это очередная грязевая лужа и медленно тронулись вперёд. Машина действительно въехала в воду, но весьма чистую для лужи. Володя посмотрел на нас и спросил:
- " Поплыли" что ли?"
- " А что, есть другие варианты?" - ответили мы на вопрос вопросом.

Пять минут - вода. Даже прикольно. Шутим, типа, а где здесь "фарватер"? Вода в основном держалась на уровне фар, а пару раз позволила себе добраться до капота, заставив нас пережить не очень приятные моменты путешествия. В голове постоянно сидела и другая мысль: не напороться бы на подводные камни и не угодить в яму.

Через десять минут езды по воде шутить почему-то расхотелось. Начал мучить вопрос: куда мы заехали? Может в какой-то залив или мелкое озеро или, просто поехали не поперёк речки, а вдоль. Дальний свет фар неизменно высвечивал воду, которая весьма красиво, обретя форму волн, растекалась по бортам машины. Глядя на это, вкрадывался и другой вопрос: может, где-то надо было повернуть? Но ночью, без береговых ориентиров, сделать это невозможно. Володя, как только въехали в воду, всё время держал машину прямо, стараясь, ни на метр не отклонятся в сторону.

К исходу двадцатой минуты стало не по себе. Но останавливаться посреди водной глади, желание не возникало, да и не понятно было, что это такое. Может быть, здесь вода имеет
свойство подниматься. Перспектива утопнуть не радовала. Ехали молча, вглядываясь в разбегающуюся от колёс воду и непроглядную темень боковых окон....

И вдруг, из ниоткуда, то-есть из воды, в свете фар увидели колею нашей потерянной дороги, которая, как ни в чём не бывало, взбиралась на небольшой взгорок. Единственное, что мы сказали, а точнее выдохнули, было " Ух!" Когда напряжение спало, Володя, довольно улыбнувшись, сказал:
- " А я знал, что на дорогу выскочим! Здесь они почти что все прямые.... Но могли бы "фарватер" обозначить!"
Проехав ещё с полчаса, в одном месте заметили полянку, которую окружал густой кустарник. Здесь и решили встать на ночь.

Ужинали всухомятку, запивая бутерброды водой из рядом текущей речушки. Более суток ходьбы, сбора корня и перемещения на машине немного измотали, поэтому и лечь хотелось раньше и, дома рассчитывали быть к обеду. Под завывание ветра за кунгом, в сон провалились мгновенно.

Проснулись с первыми сумерками, но на удивление было светло. Причину такого света обнаружили сразу, как только открыли двери кунга. В будку ворвался свежий морозный воздух, а вся земля была покрыты снегом. Вот и дождались прихода зимы.

Спросонок всегда зябко, а ветер и вид снега только усиливали это состояние, но мы не могли отказать себе в удовольствии испить горячего чая. Собрав хворост, облили его бензином и, наш костёр одним махом набрал силу и жар.

Как бы ни торопились с подъёмом и завтраком, но когда тронулись в путь, солнце нехотя приподнялось небольшим малиновым краем над линией горизонта. По свету и определились, что находимся примерно в 20-25 км от Мотовского залива, где предполагали сделать короткую остановку, чтобы попытать счастья и подстрелить дичи домой.

Путь до залива проехали без задержек и, как только он открылся нашему взору, съехали с дороги и остановили машину. Солнце к этому времени нависло над землёй огромным оранжевым шаром. Решили не торопиться, уповая на то, что оно растопит снег на перевале или его сведут на нет ранее прошедшие машины.

Бродя вдоль берега, мне удалось подстрелить одну морянку и минут 20 ждать, когда её волной прибьёт к берегу. Солнечные лучи играли с холодными волнами залива, окрашивая их в ослепительно белый цвет. Пришла пора прощаться с заливом и полуостровом. Кинули, как водится, по монетке и тронулись к перевалу.

Сторожевик всё также стоял на своём месте. Рядом с ним в надводном положении находилась подлодка-малютка. Дорога шла по высокому берегу, открывая прекрасный вид на залив.
Что это?! Из воды брызнул фонтан и, в следующие мгновение мы увидели огромного кита, который плыл рядом с берегом. Володя остановил машину и, мы все высыпали на берег, зачарованно глядя на кита. В природе такую картину наблюдали впервые в жизни. Было слышно, как он выпускал фонтан воды и с грохотом шлёпал хвостом по воде, поднимая тучи брызг. Кит проплыл совсем рядом с подлодкой и сторожевиком, ни сколько не стесняясь их присутствия, ведь он хозяин океана. Только тогда, когда кит скрылся из вида, прошло и наше восторженное оцепенение... .

Наши надежды на то, что на перевале снега уже не будет - не оправдались. Вот он небольшой, но довольно крутой подъём, покрытый снегом. До вершины метров 15 - мотор глохнет. Надо снова спуститься и начинать всё сначала. Если во время спуска понесёт, то угодим в неглубокую (метров 25) пропасть. Так же надо рассчитать, чтобы остановить машину перед поворотом 90 градусов, где начинается новый спуск-подъём. Спустились и остановились!
Вторая попытка. Ещё метров 10 и всё, дальше нас уже ни что не остановит. Двигатель начал "захлёбываться". Володя остановился, не дав машине заглохнуть и, держал её на ножном и ручном тормозах. Погонял движок на разных оборотах.
- " Так, работает устойчиво. Мужики, спускаться больше не будем".
Володя прочёл монолог-хвалу прапорщику-инструктору по вождению, который гонял его в своё время именно по остановкам на подъёме, сказал " С Богом!" и тронул машину. Сначала её потянуло назад. " Врешь, не возьмёшь!" Рывками, очень медленно, но она пошла наверх. Колёса периодически прокручивались, пытаясь добраться до земли. Двигатель работал на максимуме возможного, стрелка датчика температуры воды подбиралась к отметке кипения.
Ещё 2-3 метра... Машину стало тянуть вправо к обрыву. " Врёшь! Вылезешь!" И мы вылезли на этот злополучный подъём!

Заехав в первый "карман", остановились, чтобы дать возможность остыть двигателю. Закурили. Саня, закрутив усы, оповестил, что они в кунге ставки делали: сорвёмся в обрыв или нет.

После этого подъёма, дорога по карнизу не представлялась нам нечто опасным. Проезжая по нему, я просто смотрел  с высоты птичьего полёта на ту панораму, что открывалась прямо подо мной. Глядя в боковое окно, дорога не видна и тебя охватывает ощущение того, что ты едешь прямо по небу....

В родное Луостари Верхнее попали ближе к вечеру. Детишки катались на санках, лепили снежных баб, перебрасывались снежками. В Луостари уже властвовала зима!

Длинной полярной ночью я любил достать бутылочку с настойкой золотого цвета и добавить в чай. За окном воет голодный до приключений ветер, снег переметает авто и ж.д. магистраль, на несколько дней отрезая нас от внешнего мира, но в каждой квартире, доставая золотую настойку, люди невольно улыбались её цвету, цвету тёплого лета, которое непременно наступит сразу после полярной зимы.


Уважаемые авторы и читатели! Этой частью я заканчиваю цикл рассказов о Севере.
Всем кто был и будет - спасибо!
С уважением СВЕТ


Рецензии
Виктор, это не про природу, а про русский Авось. Куда от только не заведёт?! Вот скажи - будет ли немец так поступать?!

Анатолий Дудник   04.09.2021 22:07     Заявить о нарушении
Да, Анатолий, ты прав: куда только наш русский Авось нас не заносчил?! Чтобы немец на такую авантюру самостоятельно подписался - ни за что! За компанию в тёплой компании поедет, но не за рулём и не на своей!))) Среди них есть отбитые на всю голову, но единицы.
С уважением СВЕТ

Виктор Светозарский   04.09.2021 22:51   Заявить о нарушении